Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения





НазваниеОсновная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения
страница1/25
Дата публикации28.01.2015
Размер3.93 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Военное дело > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


«Утверждаю»

Приказ № 335 от 01.12.2011

_______________________

Директор Т.В.Озерова

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

муниципального бюджетного образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы «Эврика- Развитие»

Ворошиловского района города Ростова-на-Дону
на период 2011-2015гг.


 

 

 

 

 

 

 

 


Принято педагогическим советом

Протокол от 30 августа 2011 г. № 1

 Содержание


  1. Пояснительная записка к Программе

  2. Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования

  3. Условия, создаваемые школой для достижения результатов освоения учащимися ООП НОО

  4. Учебный план начального общего образования

  5. Программа формирования универсальных учебных действий

  6. Программы отдельных учебных предметов, курсов

  7. Программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся на ступени начального общего образования

  8. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

  9. Программа коррекционно-развивающего обучения

  10. Система оценки и мониторинга достижения планируемых результатов освоения ООП НОО




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

 

Данная образовательная программа разработана коллективом педагогов МОУ СОШ «Эврика - Развитие».

Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года), а также социального заказа родителей младших школьников. Данная программа охватывает четырехлетний период образования ребенка в начальной школе. Именно на этой ступени образования создается база дальнейшего эффективного обучения и образования, предпосылки для решения на последующих этапах школьного образования более сложных задач, связанных с обеспечением условий для развития способностей и личности школьника.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Начальное образование имеет свои особенности, отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка. Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными
    отношениями дружбы,    становлением основ   гражданской идентичности и мировоззрения. Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

Центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно - логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково - символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно - познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Целью реализации основной образовательной программы начального  общего образования является:

  • Создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;

  • Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

  Основная образовательная программа начального общего образования в МОУ СОШ «Эврика - Развитие» нацелена на:

    1. Создание равных возможностей получения качественного начального общего образования для разных детей;

    2. Формирование умения учиться как основного новообразования младшего школьника;

    3. Качественное освоение учащимися базовых предметных умений;

    4. Формирование метапредметных умений (универсальных способностей): способность к эффективной коммуникации, способность и умение принимать решение, способности осуществлять принятое решение, способность к исследованию, способность постоянно осваивать новые типы деятельности;

    5. Развитие индивидуальности каждого ребенка;

    6. Развитие творческих способностей учащихся младшей школы, воспитание эстетического восприятия мира;

    7. Создание условий для сохранения психического и физического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия детей;

    8. Формирование у младших школьников основ теоретического и практического мышления и сознания; опыта осуществления различных видов деятельности;

    9. Создание педагогических условий, обеспечивающих не только успешное образование на младшей школьной ступени, но и широкий перенос учебных средств на следующие ступени образования и во внешкольную практику;

    10. Духовно-нравственное развитие и воспитание, становление гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.

     Задачи реализации образовательной программы:


  • Достижение личностных результатов учащихся:

    • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

    • сформированность мотивации к обучению и познанию;

    • осмысление и принятие базовых ценностей.

  • Достижение межпредметных результатов обучающихся:

    • освоение универсальных учебных действий (регулятивных,  познавательных, коммуникативных).

  • Достижение предметных результатов:

    • освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания,   преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.

Принципы и подходы к реализации образовательной программы

Основная образовательная программа начального общего образования школы является управленческим инструментом, соединяющим в себе философско-психологическую концепцию школы с экспериментально выработанными формами и содержанием образовательного процесса. Базовыми принципами и подходами к организации образовательного процесса на младшей школьной ступени являются:

  1. Индивидуализация образования, выстраивание системы сопровождения индивидуальной образовательной программы учащегося начальной школы.

  2. Компетентностный подход в образовании, ориентация на формирование практических навыков и способов действия в жизненных ситуациях (в том числе, нестандартных).

  3. Деятельностный подход в образовании, приоритеты в организации деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса, ситуаций «обучения в действии».

Индивидуализация образования на младшей школьной ступени обеспечивается применением технологий и методик индивидуализации в урочном пространстве. Все специально организованные педагогом места, где учащийся проявляет личный интерес, приобретает и обогащает индивидуальный образовательный опыт - это условия становления его Индивидуальной образовательной программы. Индивидуальная образовательная программа ребенка в начальной школе - это программа реализации личного интереса или поиска средств, позволяющих его проявить. Такое деятельное проявление активности мы связываем с инициативой. Индивидуальная образовательная программа ребенка представляет собой такую организацию жизни в школе, при которой он попадает в места, где может быть инициативен, где начнет действовать по собственному желанию. Работа с индивидуальной образовательной программой учащегося позволяет сформировать следующие универсальные умения:

  • умение проявлять собственный интерес и иметь опыт его обсуждения;

  • умение проявлять инициативность на культурной предметности;

  • умение оценивать свою работу по критериям, вырабатываемым совместно;

  • умение формулировать вопрос;

  • умение выбрать литературу как источник информации;

  • умение обратиться за информацией к педагогу, детям и родным;

  • умение работать в группе;

  • умение подготовить сообщение по интересу;

а также:

  • иметь опыт презентации (портфолио, продукт по интересу);

  • иметь опыт выбора (задания, вида работы, материала, темпа и т.д.) под свои интересы и свои способности

Компетентностный подход в образовании, нацеленный формирование практических навыков и способов действия в жизненных ситуациях (в том числе, нестандартных), реализуется в образовательном пространстве начальной школы за счет:

  • Введения в учебный процесс предметных и межпредметных компетентностных задач;

  • Реализации индивидуальных и групповых предметных и тематических проектов;

  • Включения элементов исследовательской и экспериментальной деятельности в содержание естественно-математического и гуманитарного образования.

Организация  учебной деятельности учащихся строится на основе системно- деятельностного подхода, который предполагает:

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

    1. Технология решения компетентностных задач;

    2. Использование технологий коммуникативной дидактики;

    3. Образовательные события- как технология;

    4. Технология Портфолио;

    5. Технология работы с детским вопросом;

    6. технологию квази-исследования;

    7. технологию оценивания образовательных достижений (учебных   успехов). Безотметочное оценивание, «оценивание для обучения»;

    8. Информационно-коммуникационные технологии

Деятельностный подход реализуется через введение образовательных событий как неотъемлемой части учебного и образовательного процесса.

Образовательное событие – специальная форма организации и реализации образовательной деятельности. На контрасте с привычными форматами обучения и образования, событие предполагает обучение в действии, включение в инициативные формы порождения и оформления знания. Образовательное событие - это способ инициирования образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и образовательной деятельности.

Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс.

Формы, средства и методы обучения, духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом МБОУ СОШ  «Эврика – Развитие» и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.

Основная образовательная программа предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно -технического творчества и проектно - исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке других педагогических работников;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.


       В МОУ СОШ  «Эврика – Развитие» на первой ступени обучения реализуется  Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Развивающее образование - это такой тип образования, который не просто имеет развивающий эффект, но, будучи, индивидуально ориентированным на каждого ребенка, ставит основной целью его развитие, реальное продвижение. В системе развивающего образования знания, умения и навыки выполняют функцию не столько самостоятельных целей, сколько средств в процессе развития ребенка.

В образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова обучение строится в соответствии с тремя базовыми принципами:

  • предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программы учебных предметов устроены так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже открытый способ действия. Такой подход позволяет «сэкономить» детское время, сделать обучение более эффективным за счет сокращения времени на отработке решения большого круга частных задач, и, главное, обеспечить усвоение учебного материала через его понимание, а не многократное повторение и заучивание;

  • освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающееся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде». Такой способ организации образовательного процесса ориентирован в большей мере на детское действие, что повышает познавательную активность младших школьников во время учебных занятий, делает обучение по-настоящему деятельностным и интересным, в конечном счете, работает на сохранение психического и физического здоровья детей;

  • ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ребенка, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения – формирования системы научных понятий, а также основ учебной самостоятельности и инициативности у младших школьников. Ее достижение оказывается возможным поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их нахождения, отыскания, выведения или конструирования. Ученик научается определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления.

Таким образом, образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова позволяет прежде всего сформировать у ребенка основы рефлексивного (теоретического) мышления, учебной самостоятельности, поисковой активности и ответственности младшего школьника в учебной деятельности в условиях качественного, эффективного и здоровьесберегающего образования.

Особую значимость приобретает принцип самоценности каждого возраста, который может быть раскрыт посредством двойного требования к содержанию и методам образования:

  • обеспечение полноты реализации возможностей ребенка определенного возраста;

  • опора на достижения предыдущего этапа развития.

Стержнем учебного предмета служит его учебная программа, т.е. систематическое и иерархическое описание тех знаний и умений, которые подлежат усвоению. Программа, фиксирующая содержание учебного предмета, определяет, в свою очередь, методы преподавания, характер дидактических пособий, сроки обучения и другие моменты образовательного процесса Современные учебные предметы в системе Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова проектируют формирование у школьников основы теоретического мышления.

Теоретическое же мышление формируется у школьников в процессе выполнения ими учебной деятельности. С этой точки зрения, учебные предметы строятся в соответствии с содержанием и структурой учебной деятельности. Такое построение учебных предметов создает благоприятные условия для развертывания учебной деятельности школьников, а усвоение ими содержания этих предметов способствует формированию у школьников основ теоретического мышления (анализа, планирования и рефлексии).

Основными целями развивающего образования в МОУ СОШ «Эврика – Развитие» являются:

  • формирование у учащихся способностей к самосовершенствованию, саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию;

  • формирование основ теоретического мышления и сознания;

Для достижения указанных выше целей развивающего образования МОУ СОШ  «Эврика – Развитие» необходимо создание следующих принципиальных педагогических условий:

    1. Ориентация содержания образования на индивидуализацию учебного процесса;

    2. Вариативность и личная направленность системы обучения на всех его этапах;

    3. Развивающая направленность и возрастная адекватность образования;

    4. Ориентация при обучении и учении на современные образовательные технологии, в том числе, и на информационные.

 МОУ СОШ «Эврика – Развитие», реализующее основную образовательную программу начального общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

      • с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

      • с их правами и обязанностями в части формирования личности ребенка и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения iconПриказ №70 от 5 октября 2013 года Основная образовательная программа...
Директор мбоу «Среднепшалымская основная общеобразовательная школа» Арского муниципального района рт
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Мензелинского муниципального района рт разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Примерная основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения iconОсно вная образовательная программа начального общего образования...
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального...
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Содержание образовательной программы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лучковская средняя общеобразовательная...
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Руководитель отдела образования и по делам молодежи администрации Куженерского муниципального района
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Решением педагогического совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №4» городского округа город Стерлитамак...
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения iconОсновная Образовательная программа начального общего образования...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего, основного общего...
Муниципального Бюджетного Общеобразовательного Учреждения Средней Общеобразовательной
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения iconПояснительная записка Общие положения Основная образовательная программа...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения iconПриказ №357/од от 02. 12. 2013 г. Основная образовательная программа...
Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа общего образования муниципального...
...
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Образовательная программа в соответствии с требованиями фгос содержит следующие разделы
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск