Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса»





Скачать 303.65 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса»
страница1/2
Дата публикации12.03.2015
Размер303.65 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Военное дело > Рабочая программа
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Институт филологии и журналистики
УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Председатель НМК ИФиж

____________________________


Рабочая программа дисциплины (модуля)

СПЕЦСЕМИНАР
«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИСКУРСА»
Направление подготовки

ВПО 032700 ФИЛОЛОГИЯ

Профиль подготовки

ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ

Квалификация (степень) выпускника

БАКАЛАВР

Форма обучения

очная
Саратов, 2010

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «Спецсеминар» являются: умение ориентироваться в дискуссионных вопросах современного отечественного и зарубежного языкознания; владение навыками сбора, обработки и анализа лингвистического материала с использованием методов теории языка, компаративистики, психолингвистики, социолингвистики, теории коммуникации и других направлений современного языкознания; умение анализировать языковые факты основного изучаемого языка в синхронии и диахронии и в сравнительно-сопоставительном аспекте, пользуясь системой основных понятий и терминов общего языкознания, коммуникативистики, психо-, этно- и социолингвистики.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Дисциплина «Спецсеминар» входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Вариативная часть. Иные дисциплины по выбору вуза». Данная дисциплина изучается в 3, 4, 5, 6, 7, 8 семестрах и является основой для написания итоговой квалификационной работы. При освоении данной дисциплины обобщаются, уточняются и находят прикладное (практическое) применение общефилологические и собственно лингвистические знания, умения и навыки обучающегося. К началу освоения дисциплины обучающийся должен владеть: основным иностранным языком на уровне, предполагаемом государственным стандартом высшего образования и соответствующем уровню не ниже В2-С1 в системе общеевропейских компетенций владения иностранным языком; знаниями, полученными в ходе освоения теоретических дисциплин «Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Основы межкультурной коммуникации», «Современный русский язык и культура речи», «Зарубежная литература».

Студенты должны быть готовы уметь работать с научной литературой; самостоятельно находить материал исследования и уметь обрабатывать его, используя знания о различных лингвистических методах; разбираться в актуальных проблемах и основных направлениях современной лингвистики; иметь представление об основных понятиях теории коммуникации, жанроведения, гендерной лингвистики; иметь представление о структуре и презентации научного доклада или сообщения и уметь применять знания на практике; иметь навыки участия в научной дискуссии, научной лингвистической конференции; писать курсовые работы в соответствии с необходимыми требованиями и стандартами.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Спецсеминар»:

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- владение нормами русского литературного языка, навыки практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

-  стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

-  осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

– владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

– способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

 - владение навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации (ОК-13);

 - способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

 - владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

 - способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

 - способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

 - владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

 - владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

 - владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-12);

 - владение базовыми навыками доработки и обработки (корректура, редактирование, комментирование, реферирование и т. п.) различных типов текстов (ПК-13).
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Спецсеминар: Современные проблемы изучения дискурса».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов. Аудиторных часов: 154. Самостоятельная работа студентов: 134 часа.





п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)













Прак занятия/семинар

Самостоятельная работа




1

Введение в тематику семинара. Обсуждение плана работы на семестр и требований к результатам освоения материала

3

1

2

2




3

Основы работы с научными материалами. Способы отбора и обработки информации. Работа с библиотечными ресурсами и электронными источниками.




2

2

2

Устное сообщение, дискуссия

4

Научные жанры Определение целей, задач, методов исследования.




3

2

2

Контрольные вопросы и задания. Составление терминологического словаря. Составление плана-конспекта прочитанного материала.

5

Дискурс.




4-5

4

4

Контрольные вопросы и задания. Составление терминологического словаря. Составление плана-конспекта прочитанного материала.

6

Определение дискурса. Подходы к изучению.




6

2

2

Контрольные вопросы и задания. Составление терминологического словаря. Составление плана-конспекта прочитанного материала.

7

2.2.Типы и виды дискурса.




7

2

4

Контрольные вопросы и задания. Составление терминологического словаря. Составление плана-конспекта прочитанного материала.

8

Обобщение прочитанного материала




8

2

4

Зачет

9

Всего







16

20




10

Выбор темы для индивидуального исследования. Обсуждение темы и перспективы исследования. Выбор материала исследования.

4

1,2

4

2




11

Речевые жанры Понятие речевого жанра. Современное жанроведение в России и за рубежом. Виды и типы речевых жанров.





3,4

4

2

Руководство по подготовке научных обзоров, рефератов, библиографий.

12

Подготовка научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, ознакомление с приемами библиографического описания.




5,6

4

2

Устное сообщение, дискуссия, презентация

13

Фатические и информативные жанры.Интернет-жанры.




7,8

4

2

Контрольные вопросы и задания. Составление терминологического словаря. Составление плана-конспекта прочитанного материала.

Создание библиографического списка по теме. Устное сообщение, дискуссия, презентация

14

Функциональные стили и формы речи. Доминанты функционального стиля




9

2

2

Устное сообщение, дискуссия, презентация

15

Языковая личность, подходы к ее изучению




10

2

2

Устное сообщение

16

Классификация языковых личностей, ее проявление в разных речевых жанрах.




11

2

2

Устное сообщение, дискуссия, презентация

17

Понятие текста. Структура текста. Текстовые категории.




12

2

2

Устное сообщение, дискуссия, презентация

18

Анализ практического материала по теме исследования




13,14

4

4

Анализ материала по теме

19

Подведение итогов. Обсуждение курсовой работы.




15

2

3

Зачет, курсовая работа (реферат)

20


Всего







30

23




21

Речевая коммуникация. Структура речевой коммуникации

5

1

2

2

Устное сообщение, дискуссия, презентация

22

Речевая ситуация. Речевой акт. Типы речевых актов.




2

2

2

Устное сообщение, дискуссия, презентация

23

Невербальная коммуникация.




3

2

2

Устное сообщение, дискуссия, презентация

24

Речевые стратегии и тактики. Их проявление в разных жанрах и дискурсах.




4,5

4

3

Устное сообщение, дискуссия, презентация

25

Гендер. Понятие гендера в лингвистике.




6,7

4

2

Устное сообщение, презентация

26

Гендерная лингвистика в России и за рубежом. Гендерные аспекты речевого взаимодействия




8,9

4

2

Устное сообщение, дискуссия, презентация

27

Перспективы гендерных исследований. Гендерный аспект в теме исследования.




10,11

4

2

Устное сообщение, дискуссия, презентация

28

Анализ практического материала по теме исследования




12,13

4

3

Анализ практического материала

29

Подведение итогов проведенного исследования. Выступления с отчетом




14,15

4

5

зачет

30

Всего







30

23




31

Этнография коммуникации. Идеи, методы, исследования.

6

1,2

4

3

Устное сообщение, дискуссия, презентация

32

Национально-культурная специфика коммуникации.




3,4

4

3

Устное сообщение, дискуссия, презентация

33

Межкультурная коммуникация.




5,6

4

4

Устное сообщение, дискуссия, презентация

34

Отражение национально-культурной специфики в языке и в речи.




7

2

2

Устное сообщение, дискуссия, презентация

35

Политическая лингвистика. Базовые концепты. Жанры. Методы исследования




8,9

4

2




36

Речевые стратегии и тактики в политической коммуникации.




10,11

4

2

Устное сообщение, дискуссия, презентация

37

Практический анализ материала по теме исследования




12,13

4

2

Анализ материала

38

Подведение итогов проведенного исследования. Защита курсовой работы




14,15

4

5

Зачет, курсовая работа

39


Всего







30

23




40

Дискурсив как особая речевая единица

7

1,2

4

2




41

Подходы к изучению. Классификация дискурсивов. Дискурсивы в разных стилях и жанрах речи




3,4

4

3

Устное сообщение, дискуссия, презентация

42

Особенности перевода дискурсивов




5

2

2

Устное сообщение, дискуссия, презентация

43

Дискурсивы и гендер




6

2

2

Устное сообщение, дискуссия, презентация

44

Диахронические особенности использования дискурсивов.




7

2

2

Устное сообщение, дискуссия, презентация

45

Анализ практического материала по теме исследования




8,9

4

3

Анализ практического материала

46

Разговорная речь и подходы ее изучению. Разговорная речь и художественный диалог




10

2

1

Устное сообщение, дискуссия, презентация

47

Единицы разговорной речи. Понятие сентенсоида. Типы сентенсоидов.




11

2

2

Устное сообщение, дискуссия, презентация

48

Анализ практического материале по теме исследования




12,13

4

3

Анализ практического материала

49

Подведение итогов проведенного исследования




14







Зачет

50

Всего







28

23




51

Обсуждение плана работы на семестр и требований к написанию выпускной квалификационной работы

8

1

2

2




52

Работа над написанием теоретической главы исследования




2-5

8

8

Отчет о работе

53

Работа над написанием практической главы исследования




6-9

8

8

Отчет о работе

54

Подведение итогов




10

2

4




55

Всего







20

22

Зачет

56

Итого







154

134

288
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса» iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современные...
Целями освоения дисциплины «Современные проблемы зарубежной литературы» являются
Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса» iconРабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «актуальные проблемы фразеологии»
«Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Основы межкультурной коммуникации», «Современный русский язык и культура...
Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса» iconРабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «проблемы языковой номинации»
«Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Основы межкультурной...
Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса» iconРабочая программа дисциплины «Современные проблемы криминалистики»
Целью освоения дисциплины «Современные проблемы криминалистики» является формирование у аспирантов знаний и компетенций в области...
Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса» iconСовременные теории дискурса мультидисциплинарный анализ
Современные теории дискурса: мультидисциплинарный анализ (Серия «Дискурсология»)– Екатеринбург: Издательский Дом «Дискурс-Пи», 2006,...
Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса» iconРабочая программа дисциплины дисциплина б1 – Современные проблемы биологии
Целью изучения дисциплины является формирование представлений об актуальных проблемах и перспективных направлениях биологических...
Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса» iconРабочая программа дисциплины дисциплина б. 1 «Современные проблемы биологии»
Целью изучения дисциплины является формирование представлений об актуальных проблемах, перспективных направлениях развития и достижениях...
Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса» iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение...
Дать студентам общее представление о славянской филологии, об объекте ее изучения, охарактеризовать основные проблемы, актуальные...
Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса» iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История...
Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской...
Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса» iconРабочая программа дисциплины городская биота и методы ее изучения
«Геохимия городских ландшафтов», «Современные проблемы экологии и природопользования». Для освоения материала по дисциплине «Городская...
Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса» iconРабочая программа дисциплины (модуля) б в 1 История политических...
Политология в 1, 2, 3 и 4 учебных семестрах и призван способствовать углублению и систематизации знаний, полученных ими в процессе...
Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса» iconРабочая программа учебной дисциплины б 1 Современные проблемы науки...
Целью дисциплины «Современные проблемы науки» является формирование способностей анализа современного состояния науки, выделения...
Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса» iconПрограмма дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы»
Актуальные проблемы современности и журналистика: актуальные проблемы мировой цивилизации и журналистика, основные проблемы развития...
Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса» iconМагистерская программа «Автомобильный сервис» Аннотация дисциплины...
Целью изучения дисциплины является: получение студентом теоретических и практических знаний по Современным проблемам и направлениям...
Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса» iconРабочая программа дисциплины Проблемы современной биологии Модуль...
Проблемы современной биологии Модуль «Современные проблемы физиологии высшей нервной деятельности»
Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса» iconПрограмма дисциплины дпп. В. 00 Проблемы духовного развития личности...
Цель изучения дисциплины «Проблемы духовного развития личности» состоит в формировании у студентов целостного представления об основных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск