Конспект урока. Тема четверти: «В чём сила музыки»





Скачать 79.17 Kb.
НазваниеКонспект урока. Тема четверти: «В чём сила музыки»
Дата публикации18.04.2015
Размер79.17 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Тема урока: «Песни военных лет».

Предмет: Музыка. Класс: 6.

Ланцова Виктория Валерьевна, учитель музыки и МХК, высшей категории, МОУ СОШ №47, г.Тверь.

Конспект урока.
Тема четверти: «В чём сила музыки»
Тема урока: «Песни военных лет»
Цель урока: Донести до учащихся, что песни военных лет отражают события того времени, выражают чувства и эмоции людей, живших в период ВОВ, а так же пробуждают гордость за наш Великий народ.
Задачи:

  1. Усвоить, что жизнь – источник музыки

  2. Познакомить с песнями того времени ВОВ.

  3. Вызвать эмоции у учащихся при слушании и исполнении песен.

  4. Воспитание чувств патриотизма и гордости.


Тип урока: обучающий и развивающий.
Ожидаемый результат: заинтересованность учащихся в этой теме (для этого дано творческое домашнее задание).
Техническое обеспечение урока: фонограммы с «+» и «-» песен военных лет ; ноутбук; экран; фрагмент «Смуглянка» из к/ф «В бой идут – одни старики»; плакат «Родина мать – зовёт»; тексты песен.
План урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Изложение нового материала

  4. Проверка домашнего задания

  5. Творческое задание на следующий урок

  6. Итог урока

  7. Выход из класса


Конспект урока.

1.Вход в класс. Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Учитель. Ребята, вспомнили, как называется тема четверти?

Учащиеся. В чём сила музыки?

Учитель. На протяжении 2 уроков мы с вами выясняли в чём сила песни. Что такое песня?

Учащиеся. Стихотворное произведение для пения.

Учитель. Песня является основным жанром музыкального творчества. Какие бывают песни?

Учащиеся. Народные, лирические, военные, патриотические…..

Учитель. Что отражает или передаёт нам песня?

Учащиеся. Нашу жизнь.

Учитель. Правильно. Всю правду жизни.

Учитель. Песня! Как много она значит в жизни каждого из нас, в судьбе всей страны. Песня была участницей многих великих свершений. В ней отразилась история, судьба великой страны.

Учитель. Каким большим праздником ознаменован май 2014 года?

Учащиеся. 69 лет со дня Победы над фашизмом в ВОВ.

Учитель. И сегодня мы с вами поведём разговор о песнях – участницах ВОВ и узнаем, в чём заключается их сила.

3. Изложение нового материала.

Учитель. Наступило лето 1941 года. В школах страны уже шли выпускные вечера. Нам бы строить и строить, но часы отбивали последние минуты мирной жизни.

(Звучит стих А.Жарова).
Густые Ивы склонились к пруду,

Месяц плывёт над водой

Там, у границы, стоял на посту

Ночью боец молодой….
В тёмную ночь он не спал, не дремал,

Землю родную стерёг, -

В чаще лесной он шаги услыхал

И с автоматом залёг.
Чёрные тени в тумане росли,

Туча на небе темна….

Первый снаряд разорвался в дали –

Так началась война….

В первые дни войны, на улицах появились плакаты – призывы (на доске) – «Родина – мать зовёт!»

И в первый день войны поэт В.И.Лебедев – Кумач написал стихотворение «Священная война», которое 24 июня 1941г. Было опубликовано в газетах «Известия» и «Красная звезда». Композитор А.В.Александров, создатель и руководитель Краснознамённого Ансамбля Песни и пляски СА., прочитав его, сочинил музыку. Вскоре 3 бригады Ансамбля, выехавшие на фронт, исполнили её перед воинами.

С песней «Священная война» шли советские солдаты на фронт.

(слушание песни).

Ребята подпевают.

Учитель. Советское радио все годы начинало свои передачи в 6 часов утра первыми тактами этой песни, ставшим музыкальным призывом страны в годы ВОВ. Вызывающий прилив мужества и бесстрашия.

Как вы думаете, в чём причина исключительной популярности песни «Священная война»?

Учащиеся. Это обращение к народу, стране: «Вставай, страна огромная….» Поэтому песня носит призывной характер.

Учащиеся. Эта песня передаёт ощущения внутренней силы народа. Его веры в победу.

Учащиеся. Это и бесстрашие народа перед вероломной силой. В этом и заключается сила песни: бесстрашии и вере в победу!

Учитель. Каждая из песен того времени несёт неповторимую атмосферу тех далёких лет, каждая связана с чувствами высокого патриотизма, непреклонной решимости, устремлённости к победе.

Много песен было посвящено столице нашей Родины – Москве! Одна из них стала гимном Москвы.

Что такое гимн?

Учащиеся. Гимн – это торжественная, хвалебная песня. (Слово Греческого происхождения).

Учитель. Так, вот гимном Москвы стала песня Марка Лисянского на музыку Исаака Дунаевского «Моя Москва». Впервые, стихи этой песни, мало кому тогда известного молодого поэта – фронтовика М.Лисянского «Моя Москва» были опубликованы в журнале «Новый мир» в 1941г.

А весной 1942 года, композитор И.Дунаевский прочитал это стихотворение в вагоне агитпоезда (тогда Дунаевский был художественным руководителем ансамбля песни и пляски и ездил по госпиталям и военным частям с концертами) и тут же, прямо на полях журнала, записал мелодию. Первое исполнение песни состоялось на станции «Дивизионная», недалеко от Читы. С этой песней так же солдаты уходили на фронт с Красной площади. (Исполнение песни стоя).

Сообщение учащегося.

И врагу никогда не добиться,

Чтоб склонилась твоя голова,

Дорогая моя столица

Золотая моя Москва!

Эти знакомые всем слова из знаменитой песни высечены на гранитном постаменте памятника героическим защитникам Москвы на 23- километре Ленинградского шоссе – том самом рубеже, где суровой осенью 1941 года был остановлен враг. Отсюда его погнали обратно, прочь от нашей столицы. Этот памятник был поставлен в ознаменование 25–летия разгрома гитлеровских войск под Москвой.

Учитель. Какая главная идея песни?

Учащиеся. Это гордость за свою Родину и безграничная любовь к столице – Москве! В огромной любви есть сила этой песни.

Учитель. Важное место в песнях военных лет занимают лирические песни – раздумья. В них духовная жизнь личности на войне; размышление о своей собственной судьбе слились с тревогами за судьбу своей страны. Чаще всего это размышления перед боем, а каждый бой решающий.

Одной из лирических песен того времени является песня «Тёмная ночь», слова которой написал поэт Владимир Агатов, а музыку Никита Богословский. Интересна история создания этой песни. В начале была написана мелодия к фильму Льва Славина «Два бойца», о фронтовой дружбе двух солдат. Роли которых исполнили Борис Андреев и Марк Бернес. Фильм снимался в Ташкенте весной 1942 года. Сцена в землянке. Проникновенная мелодия помогли поэту Агатову создать песню. Которая спустя много лет не оставляет равнодушными ни одного человека.

(Слушание песни в исполнении Марка Бернеса).

Учитель. Какие чувства у вас вызвала эта песня?

Учащиеся. Эта песня даёт представление о красоте человеческих чувств: любви, верности, готовности умереть ради жизни будущих поколений.

Учащиеся. Слушая песню, понимаешь какова была цена нашей победы. За каждой оборванной пулей врага жизнью стоит история человека.

Учащиеся. К лирическим песням военных лет так же относится песня «В землянке». Слова Алексея Суркова, музыка Константина Листова. (Исполнение).

Учитель. Песни войны. Как необходимы были песни солдатам, как тянулись к ним тысячи сердец.

«Кто сказал, что нужно бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне»

Эти слова звучат из уст героя фильма «В бой идут одни старики» - комэска Титаренко (его роль исполняет великий русский актёр и режиссер фильма Леонид Быков).

Учитель. Что означают эти слова?

Учащиеся. В песнях люди на войне пели о том, чего им не хватало на тот момент: о дружбе нежности, любви

Учащиеся. Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из к/ф, а вы мне ответите на вопрос; о чём поётся в главной песне этого фильма?

(Просмотр фрагмента из к/ф «В бой идут старики» с песней «Смуглянка»).

Учащиеся. В этой песне поётся о встрече солдата и партизанки. О Возникновении между ними любви.

Учащиеся. Эта песня является лейтмотивом в фильме. В ней, как и в фильме проходит тема любви. Главные герои фильма Ромео и Маша полюбили друг друга, но любовь их была не долгой, т.к. они погибли. Поэтому эта яркая песня в фильме воспринимается очень остро.

4.Проверка домашнего задания.

Учитель. Любовь – что частичка Мира. Война и Мир – эти два слова несовместимы.

И я просила Вас дома написать ассоциации со словами война и мир.

(проверка домашнего задания).

Запись на доске.

Война

Мир

Зло

Слёзы

Смерть

Горе

Горе

Тоска

Грусть

Несчастье


Любовь

Радость

Счастье

Дружба

Солнце

Праздник

Веселье

Дети


Война – это трагедия. Она уносит жизни людей. Несёт за собой разруху, голод и потери. И что бы больше этого не повторилось и на Земле был всегда Мир, Счастье и Любовь мы должны всё это помнить.

Памяти погибших людей. Многие творческие люди создавали свои произведения: кинофильмы, спектакли, стихи, романы и повести, писали картины и сочиняли песни!

Одной из самых красивых песен является песня Яна Френкеля «Журавли».

О чём поётся в этой песне?

Учащиеся. О том, что человек, который воевал и остался в живых, представляет себе, что погибшие его однополчане превратились в белых журавлей.

(Исполнение песни).

Учитель. Сила песен военных лет очень велика. И меня эти песни сподвигли на своё творчество. Я написала следующие строки.
Сила песен военных – безмерна,

Гордость рвётся в душе через край,

Мы сегодня поём эти песни

Вспоминая победный тот май!
Только в музыке боль и победа,

Для потомков возможность любить,

Лишь на мир во всём Мире надежда

Не даёт нам войны позабыть.
Лишь победное музы звучанье

Открывает простор для души

Для того и минуты молчанья

Чтоб согреться нам в мирной тиши.
Пусть война остаётся лишь, в песнях,

Создавались они на века!

Правда жизни и радость победы

Будут в середине у нас навсегда!

5.Задание на дом.

На следующий урок, я хотела бы, чтобы, вы проявили своё творчество и показали, как сила песен военных лет тронула вас. Итак, домашнее задание – ваше творение (рисунок, плакат, стих, кроссворд и т.д.).

6.Итог урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами слушали, исполняли и смотрели фрагмент из к/ф с песнями военных лет. И мой вопрос к вам: в чём заключается сила этих песен?

Учащиеся. Сила песен военных лет в том, что они нам рассказывают правду о страшном времени войны.

Но даже в этот период, люди продолжали любить, жить, надеяться, верить в победу и побеждать!

Учащиеся. В песнях отражена жизнь на войне. Этот призыв на фронт и любовь к Родине, столице Родины, к девушке. Этот и тоска по дому, родным людям, вера в победу и память!

Учитель. День Победы! Светлый весенний праздник боевой славы советского народа. 9 мая 2014 года – 69 лет Победы над фашизмом!

Ещё нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты подарили вы планете

Великий май!

Победный май!

(Звучит песня Д.Тухманова «День победы»).

7.Выход из класса.

Список литературы:

  1. Программа Д.Б.Кабалевского, 2005г.

  2. Слово о музыке. Москва «Просвещение», 1990г.

  3. Сборник песен военных лет. Издательство «Музыка». 1972г.

  4. Википедия (сайт в http://ru.wikipedia.org)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока. Тема четверти: «В чём сила музыки» iconКонспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»
...
Конспект урока. Тема четверти: «В чём сила музыки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Формирование творческого мышления в процессе творческих заданий, направленных на усвоение знаний и понятий темы четверти...
Конспект урока. Тема четверти: «В чём сила музыки» iconУрок №3 по теме 2 четверти «Преобразующая сила музыки»
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Конспект урока. Тема четверти: «В чём сила музыки» iconСодержание программы класс преобразующая сила музыки ( 8 часов )
Наш вечный спутник. Музыка – душа времени. Мелодии, звучавшие много веков назад. Какой бывает музыка. Музыка огромная сила, способная...
Конспект урока. Тема четверти: «В чём сила музыки» iconОтчет о работе мо учителей иностранного языка за 2 четверть 2013-2014 учебного года
Семенцовой Н. В. – 85,82%, что несколько меньше, чем в 1 четверти 89,71%, у Карпенко М. И. – 66,67%, что соответствует показателю...
Конспект урока. Тема четверти: «В чём сила музыки» iconКонспект урока физики в 7 классе Тема: Сила Методические цели: Предметные:...
Прежде чем мы начнем заниматься делом, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на урок
Конспект урока. Тема четверти: «В чём сила музыки» iconКонспект урока музыки в 5-м классе учителя музыки Троицкой Елены...
Учитель культуры Башкортостана высшей категории мбоу «сош №22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Конспект урока. Тема четверти: «В чём сила музыки» iconТема урока: «Образ России в музыке»
Цели урока: Создать обобщенный музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки,...
Конспект урока. Тема четверти: «В чём сила музыки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: Помочь учащимся понять, чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства, выяснить, в чем заключается...
Конспект урока. Тема четверти: «В чём сила музыки» iconРеферат по физике тема «пять сил природы»
Существует пять сил природы: сила трения, сила всемирного тяготения, сила упругости, сила Архимеда и сила Ампера
Конспект урока. Тема четверти: «В чём сила музыки» iconКонспект урока по теме: «Архимедова сила» Цель урока
Обучающая: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости; установить, от каких факторов зависит и от каких не зависит выталкивающая...
Конспект урока. Тема четверти: «В чём сила музыки» iconКонспект урока решение задач по теме «Сила Ампера» (Тема урока) фио...
Цель урока: формирование новых приемов, способов, методов решения задач на основе усвоенных теоретических знаний
Конспект урока. Тема четверти: «В чём сила музыки» iconКонспект комбинированного урока тема: «Черты и принципы функционирования...
Охватываются три группы закономерностей
Конспект урока. Тема четверти: «В чём сила музыки» iconТема урока Тип урока
Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния
Конспект урока. Тема четверти: «В чём сила музыки» iconУрока Тема урока Элемент содержания
Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния
Конспект урока. Тема четверти: «В чём сила музыки» iconУрока музыки в 3 классе Тема урока : Развитие музыки
Цель урока: учить детей воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск