Скачать 133.93 Kb.
|
Содержание
Огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ учителя «Так мне кажется» заменить словом «Я это знаю» или «Я это не знаю». П.П. Блонский Успех в обучении иностранному языку во многом зависит от того, в какой степени качество знаний учащихся находится в поле зрения учителя и какое внимание уделяется профилактике ошибок. Одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку по праву считается тест. Тесты являются не только экономной формой контроля, но и более объективным показателем степени усвоения учащимися языкового материала. Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий. Что же такое тест, чем он отличается от традиционной контрольной работы и когда его следует применять в процессе обучения иностранному языку? Тест – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения. Основное отличие теста от традиционной контрольной работы состоит в том, что он всегда предполагает измерение. Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью, чем оценка за выполнение традиционной контрольной работы, которая всегда субъективна, поскольку основана на впечатлении учителя. Контрольные задания для каждого класса отвечают принципу доступности и программным требованиям. Тесты используются на протяжении всего курса обучения с целью установить уровень усвоения, как отработанного нового материала, так и знаний ранее пройденного, позволяя выявить общие технические ошибки учащихся. Таким образом, главная отличительная черта теста – объективность результатов тестирования, т.е. независимость оценки результатов от личных суждений, симпатий и антисимпатий тех, кто проверяет тест. Объективность тестирования достигается путем стандартизации процедуры проведения (на всех этапах проведения тестирования невозможно внести субъективную составляющую в оценку) и путем стандартизации и проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Тесты – более емкий инструмент – показатели тестов ориентированы на измерение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков, а не констатацию наличия у учащихся определенной совокупности усвоенных знаний. Стандартизированная форма оценки, используемая в тестах достижений, позволяет соотнести уровень достижений учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам со средним уровнем достижений учащихся в классе и уровнем достижений каждого из них. Тесты – более объемный инструмент – выполняя тестовую работу, каждый ученик выполняет задания, используя знания по всем темам, изучение которых предусматривала программа. Тест (это наиболее важно) – широкий инструмент – и с точки зрения интервала оценивания. Можно отметить и гуманизм тестирования, который заключается в том, что всем предоставляются равные возможности, а широта теста дает возможность ученику показать свои достижения на широком поле материала. Таким образом, ученик получает некоторое право на ошибку, которого он при традиционном способе оценивания не имеет. Привлекательным оказываются тесты и с точки зрения задач управления. Они дают широкую возможность для варьирования сложности измерительного материала, широты охвата, целевой направленности. Система показателей качества теста дает возможность оценить то, насколько реально созданный инструмент соответствует этим требованиям, и использовать его строго в соответствии с этими требованиями. Кроме того, тесты эффективны с экономической точки зрения. К существенным признакам теста относятся:
Четко разграничены лингводидактические тесты: тесты стандартизированные (прошедшие экспериментальную проверку для установления определенных норм) и нестандартизированные (не прошедшие экспериментальной проверки, обычно составляемые учителем для учеников своих классов). Предложена следующая классификация лингводидактических тестов:
По цели применения можно выделить
По виду осуществляемого контроля:
По объему контроля:
По структуре и способу оформления ответа:
По характеру выборочных ответов:
По гомогенности заданий:
Тестовые задания должны быть составлены в строгом соответствии с правилами и процедурами тестологии и обладать достаточно высокими характеристиками валидности и надежности. Каковы основные трудности, возникающие при разработке и применении тестов, и как их можно преодолеть? Сложностью организационного характера часто представляется умение создать благоприятную обстановку. Доброжелательность учителя, понимание учеником задания, которое отвечало бы его возрастным особенностям и интересам, - вот слагаемые успешного выполнения теста. Наиболее важной проблемой тестирования является поиск наиболее экономичного теста. Иногда решение этой проблемы видят в использовании прагматического клоуз-теста. Что такое клоуз-тест?
Клоуз-тест может явиться также средством проверки понимания иноязычной речи на слух. В этом случае он представляет собой звучащую речь (в монологической или диалогической форме), предъявляемую в нормальном темпе при наличии «естественных помех», роль которых выполняют пропущенные слова. При подготовке клоуз-теста для контроля аудирования следует подбирать текст, содержащий знакомый учащимся лексический материал и простые синтаксические структуры. Длина предложений в тексте не должна превышать 13-15 слов. Если же основой клоуз-теста является диалог, то число участвующих в диалоге не должно превышать двух человек. Клоуз-тест можно использовать и в целях текущего контроля, когда важно своевременно выявить, как учащиеся овладели лексическим материалом, пройденным за определенный промежуток времени. При разработке клоуз-теста, так же как и при разработке клоуз-теста для контроля навыков аудирования, допускается вносить изменения в текст-основу. Оценка качества выполнения клоуз-тестов может осуществляться следующим способом. За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Если для своего ответа испытуемый выбрал не то слово, которое требуется вставить, а близкое ему по значению (причем слово соответствует смыслу всего отрывка), то при проведении контроля навыков чтения или аудирования он получает 1 балл, а при проведении текущего контроля – 0,5 балла. При оценке качества выполнения теста общую сумму баллов сравнивают с реально набранным количеством баллов. «Клоуз-тест является хорошим индикатором общих языковых умений, в том числе и умения пользоваться языком исходя из специфического лингвистического и ситуативного контекста». Дж. Б. Хитон Это позволяет сделать вывод о том, что клоуз-тест может быть эффективным средством проверки знаний, навыков и умений учащихся. Широко используются тесты по темам:
Приведу примеры некоторых тем тестов, применяемых мной на уроках английского языка. Фонетические тесты. Фонематический слух, под которым понимается «способность человеческого уха к анализу и синтезу речевых звуков на основе различения фонем данного языка» играет большую роль в формировании и развитии всех видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения и письма). Традиционно обучение фонематическому слуху осуществляется с помощью упражнений на различение и узнавание звуков и идет одновременно с обучением произношению в период устного вводного курса. Однако, краткосрочная, пусть даже интенсивная тренировка не может надолго обеспечить необходимый уровень развития слуховых навыков. Работа по поддержанию и совершенствованию слуховых навыков должна проводиться систематически, на протяжении всего курса обучения и сопровождаться регулярным контролем. В процессе этой работы рационально использовать фонетические тесты. Такие тесты кроме контрольно-обучающей функции могут выполнять и диагностическую: данные, получаемые в результате их проведения, будут свидетельствовать о необходимости увеличения или сокращения объема тренировки. Таким тестам предъявляются следующие требования:
Как организовать работу с такими тестами на уроке? Учитель формулирует тестовое задание. Приводит образец (пишет на доске несколько слов, произносит их, пишет ответ). Затем учитель предъявляет слова теста в своем исполнении. Читает слова дважды: в первый раз с интервалами, которые бывают при обычном чтении слов, словосочетаний, предложений; во второй раз с паузами, в течение которых ученики делают записи. После чего учитель организует контроль или взаимоконтроль. В заключении теста учитель может поставить оценки, руководствуясь следующими критериями: оценка «5» ставится, если задание выполнено более чем на 80%; оценка «4» - более чем на 60%; оценка «3» - более чем на 40% и оценка «2» - менее чем на 40%. В процессе теста внешние действия учащихся сводятся к начертанию символов “+” или “-“, однако они являются результатом активного слушания и выполнения операций сличения, различения, узнавания и выбора. Такие тесты обеспечивают прочность формируемых слуховых и произносительных навыков. Тесты являются новым приемом обучения и проверки. Вызывающим у школьников интерес, желание заниматься иностранным языком; они содержат элементы игры, соревнования, тесты легко включаются в учебный процесс и могут периодически использоваться на уроках. Методика проведения теста легка и легко усваивается преподавателем. Тестовый контроль аудирования. Предлагаемый прием тестового контроля аудирования – разновидность объективного теста с выбором ответа из ряда предложенных, так называемый multiple-choice test. Особенность его состоит в том, что, во-первых, учащиеся осуществляют последовательно выбор не одного, а пяти ответов из пяти предложенных, что исключает вероятность случайного отгадывания; во-вторых, выбор ответов происходит не на уровне отдельных языковых единиц, а на уровне текста. Это позволяет использовать тестовые задания также в качестве обучающих, т.е. речевых упражнений для обучения восприятию на слух монологической речи. Тесты и описательные тексты к ним составлены на основе языкового и тематического материала соответствующих циклов учебника английского языка, поэтому тесты могут проводиться регулярно для осуществления промежуточного контроля по окончании каждого цикла занятий. Методика организации тестового контроля аудирования проведения и проверки не представляет трудности для учителя. При правильной организации работы тесты позволяют быстро, в течение четырех-пяти минут, провести фронтальную письменную проверку понимания учениками пяти коротких текстов. Тесты просты и доступны как для сильных, так и для слабых учащихся. Данный прием работы стимулирует интерес школьников к аудированию текстов описательного характера, наименее интересных, но необходимых при обучении иностранному языку. Методика работы с тестами включает три этапа: подготовка, аудирование и выполнение тестового задания учащимися, подведение итогов. Первый этап: До начала урока учитель записывает на доске тестовое задание. Второй этап: Учитель прочитывает тексты, после каждого из них делая паузы, чтобы учащиеся могли записать номер текста. Материал аудирования предъявляется, как правило, один раз, темп чтения нормальный. Если же учителю приходится нарушать данные требования, это свидетельствует о несформированности аудитивных навыков учащихся. Третий этап: Подводятся итоги: сверяются номера в ответах учеников с контрольными номерами. Если ответ правильный, то в соответствующей колонке ставится один балл, если ответ неправильный – ноль. Затем все баллы суммируются, и выставляется оценка в графе “Mark”. Опыт работы с тестами позволил определить возможные способы проверки тестов и выставления оценок. Каждый раз я выбираю один из них, в зависимости от поставленной задачи.
В своей работе я использую все виды тестов, описанные выше. Они повышают мотивацию, интерес к обучению английского языка. В старших классах (9-11 классах) часто провожу грамматические тесты текущего контроля и рубежного контроля (в конце четверти или полугодия). Цель тестирования – помочь школьникам практически овладеть грамматикой английского языка и тем самым научить их более правильно говорить и писать по-английски. В ходе работы с тестами происходит дальнейшее развитие умений и навыков в применении правил грамматики английского языка на практике. Необходимы считаю тесты по страноведению в 8-11 классах. Обычно они проводятся по окончании цикла уроков по странам стран изучаемого языка и своей страны. Их цель- контроль ранее приобретенных учащимися знаний, навыков и умений. Данные тесты направлены на активизацию и проверку базовых знаний, на расширение лексического запаса, а также на усвоение новых сведений, касающихся англо-говорящих стран. Не секрет, что этапы разработки тестов для разных целей использования должны быть различны. Тест, созданный учителем для проверки знаний учеников после изученной темы, и тест для итоговой аттестации учащихся должны отличаться. Большинство тестов имеет несколько вариантов. Два уровня сложности заданий позволяют организовать проверку знаний с разной степенью обученности. Методы оценки результатов тестирования и время выполнения тестов зависят от уровня подготовки группы учащихся и определяются учителем самостоятельно. Оценка результатов тестов может выполняться как под контролем учителя, так и с помощью самоконтроля и взаимоконтроля учащихся. Результаты проверки служат для него показателем уровня знаний учащихся, а также самооценкой работы самого учителя, что позволяет ему внести необходимые коррективы в процессе обучения. Тем учащимся, которые не справились с заданием, после анализа и исправления ошибок, дается возможность выполнить другой вариант тестового задания и получить более высокую оценку. Исключение неудовлетворительной оценки оказывает для учащихся дополнительный мотив (стимул) в овладении иностранным языком, реализацию в педагогической практике наказа Януша Корчака, обращенного к учителю: «Уважайте детское незнание». Используемая литература
|
Методика обучения иностранному языку как наука, ее связь с другими... Социокультурные основы методики. Взаимодействие языка и культуры: культурология, лингвострановедение, лингвокультура | Программа методики обучения английскому языку москва 2012 учебная... Программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ и рассчитана... | ||
Реферат По теме: «Письмо и письменная речь как цель и как средство обучения иностранному языку.» Цели и задачи обучения иностранному языку в общеобразовательной школе | Реферат На тему: Использование современных методов сюжетных и ролевых... Коммуникативный подход – современная методика обучения иностранному языку | ||
В процессе обучения иностранному языку Если эти виды работы со специальным текстом, не являясь единственными, все же доминируют в процессе обучения на первоначальном этапе,... | Доклад: «Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний,... Тема: Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний, как средство повышения активности и самостоятельности, учащихся на... | ||
Программа мероприятий со ран, посвященных Дню российской науки Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку | Учебно-методический комплекс теория и методика обучения иностранному... Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках и во внеурочное время. Теоретические основы методики обучения иностранному... | ||
«Жизнь и деятельность Людвига Ван Бетховена» Для повышения эффективности обучения иностранному языку необходимо широко использовать эмоции учащихся в этом процессе | Об обучении неродному (иностранному) языку в рамках театральной методики Обучение неродному (в нашем случае татарскому) языку русскоязычной аудитории равносильно обучению иностранному вследствие разноструктурности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Метод проектов является составной частью обучения иностранному языку. Он наиболее полно отражает два основных принципа коммуникативного... | Тестовый контроль на уроках русского языка в начальных классах Практическое руководство по администрированию базы данных пользователей системы дистанционного обучения нп «телешкола» 1 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины подготовка бакалавра по профилю... Технологии и методики обучения иностранному языку и русскому языку как иностранному | Расписание занятий стажировочной площадки по теме: «Формирование... Наша новая школа в условиях последовательного введения фгос II поколения (визитная карточка) | ||
Тесты для определения уровня остаточных знаний, проведения текущего,... Тестовый контроль усвоения знаний по темам «Организация и ее отраслевые особенности»; «Предпринимательство и организационно-правовые... | Крайнова Ляйсан Хамитовна мбоу лицей №2 Бугульминского муниципального... Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку |