Скачать 138.35 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет филологии Программа дисциплины «Академическое письмо (немецкий язык)» для направления 032700.62 "Филология" подготовки бакалавра Авторы программы: Iris Bäcker, PhD, доцент ibaecker@hse.ru Одобрена на заседании кафедры [Введите название кафедры] «___»____________ 20 г Зав. кафедрой [Введите И.О. Фамилия] Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров 032700.62 "Филология". Программа разработана в соответствии с:
2 Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Академическое письмо (немецкий язык)» являются:
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4 Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку. Изучение данной дисциплины начинается с третьего курса и опирается на следующие курсы пропедевтического цикла:
Основные положения дисциплины используются при одновременном изучении следующих дисциплин:
5 Тематический план учебной дисциплины
6 Формы контроля знаний студентов
6.1 Критерии оценки знаний, навыковСформированность компетенций оценивается исходя из оценки письменных работ в конкретных жанрах академического письма, домашних и классных письменных заданий, участия в коллективных обсуждениях на практических занятиях.
Соответствие жанру; Наличие четкой структуры текста и логики изложения; Доказательность аргументации; Оригинальность (в случае эссе, рецензий, некоторых видов реферата); Стилистическая выдержанность текста; Соответствие правилам оформления; Соответствие заданным параметрам объема текста; Отсутствие грамматических ошибок.
Наличие четкой структуры выступления и логики изложения; Доказательность аргументации; Оригинальность; Стилистическая выдержанность устной речи; Владение нормами академического этикета. 7 Содержание дисциплины Modul 1 Kommunikation im deutschen Universitäts- und Wissenschaftsbetrieb Wer? Wie? Mit wem? Beispiel: E-Mail Beispiel: Bewerbung (Lebenslauf und Motivationsschreiben) Wissenschaftliche Text- und Diskursarten: Funktionen, Merkmale, Kulturspezifik Was bedeutet eigentlich Wissenschaftlichkeit? Was bedeutet es, einen wissenschaftlichen Text zu schreiben? Was ist ein wissenschaftlicher Text?
„Alltägliche Wissenschaftssprache“ Die „Alltägliche Wissenschaftssprache“ als „umfunktionalisierte“ Alltagssprache
Modul 2 Wissenschaft als arbeitsteilige Erkenntnisproduktion (Vom Umgang mit „fremden Stimmen“) Vom Lesen zum Schreiben (Exzerpieren, Paraphrasieren, Kommentieren)
Textorganisation und Leserorientierung Thematisierung, Anknüpfung und Neuthematisierung in wissenschaftlichen Texten
Textkommentierung und Gliederung
Modul 3 Charakteristische sprachliche Handlungsformen der wissenschaftlichen Kommunikation (Erläutern und Definieren, Argumentieren, Gegenüberstellen, Vergleichen etc.) Begriffserläuterung und Definition Argumentation
Gegenüberstellung und Vergleich
Wissenschaftlicher Stil Sachlicher Stil
Stilformen und Stilwandel Nominalstil Sprachliche Vorsicht bei der Inanspruchnahme von Geltung und Anerkennung (X ist Y vs. X kann als Y gesehen werden) 8 Образовательные технологии При отборе научных статей и текстов для анализа предпочтение отдается текстам, используемым в других курсах. Это позволяет студентам лучше адаптироваться к использованию немецкого языка как рабочего в обучении и профессиональной деятельности. Курс предполагает не только фронтальную, но и групповую работу, оценку результатов своих коллег, проектные и исследовательские задания. 9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
Beispiel: E-Mail Aufgabe 1: Formulieren Sie einen passenden Betreff! 1. Inhalt der E-Mail: Sie möchten einen Sprechstunden-Termin bei Ihrem Professor verschieben, weil Sie krank geworden sind. Betreff: __________________________________________________________ 2. Inhalt der E-Mail: Ihre E-Mail-Adresse hat sich geändert. Betreff: __________________________________________________________ 3. Inhalt der E-Mail: Sie möchten einen Professor bitten, Ihnen ein Gutachten zu schreiben. Betreff: __________________________________________________________ Aufgabe 2: Suchen Sie sich einen der oben genannten 5 Anlässe aus und schreiben Sie eine E-Mail. Beispiel: Bewerbung (Motivationsschreiben) Das Motivationsschreiben ist ein grundlegender Bestandteil Ihrer Bewerbungsunterlagen für ein Hochschulsommerkurs-Stipendium des DAAD. Hier haben Sie die Möglichkeit Ihre Motive für Ihren Auslandsaufenthalt darzustellen und zu begründen. Was erwarten Sie sich grundsätzlich von der Teilnahme an einem Hochschulsommerkurs? Warum sind gerade Sie die geeignete Kandidatin /der geeignet Kandidat für ein Stipendium? Warum haben Sie konkret diese drei Hochschulsommerkurse gewählt? Aufgabe: Verfassen Sie ein Motivationsschreiben im Umfang einer DINA4-Seite. Formulieren Sie also knapp, präzise und mit hoher Informationsdichte. Das Motivationsschreiben sollte Ihren Briefkopf enthalten. Damit es gültig ist, versehen Sie es bitte mit Ausstellungsdatum und Unterschrift. 9.2 Тематика заданий промежуточного контроляBeispiel: Einleitung Aufgabe: Schreiben Sie mit Hilfe der unten genannten Stichwörter eine Einleitung zu einer Hausarbeit. Verwenden Sie dabei textgliedernde und textkommentierende Formulierungen. Geben Sie der Hausarbeit einen Titel.
Beispiel: Eine Stil-Analyse „Wenn man doch ein Indianer wäre, gleich bereit, und auf dem rennenden Pferde, schief in der Luft, immer wieder kurz erzitterte über dem zitternden Boden, bis man die Sporen ließ, denn es gab keine Sporen, bis man die Zügel wegwarf, denn es gab keine Zügel, und kaum das Land vor sich als glatt gemähte Heide sah, schon ohne Pferdehals und Pferdekopf.“ Dies ist der erste Satz in Kafkas erstem Buch und, unter der Überschrift „Wunsch, Indianer zu werden“, auch gleich dessen erster Prosatext. Was er entwirft, ist eine abenteuerliche Filmszene in rascher Bewegung und schnellen Schnitten: ein Sehnsuchtsblick in die Welt der einsamen Helden, der Pfadfinder und Pioniere, „gleich bereit“. Restloser allerdings könnte ein Wunsch nicht enttäuscht werden. Nicht genug damit, dass „man“ (denn das Wünschen reicht nicht einmal zum „Ich“) kein Indianer zu Pferde ist - da ist überhaupt kein Pferd, kein Reitgeschirr und „kaum“ das weite Land. Denn dieser Film läuft rückwärts. Der „Wunsch, Indianer zu werden“ (nicht einfach „zu sein“), beginnt mit seiner imaginären Erfüllung und dreht sich dann zurück bis in die enttäuschende Abwesenheit, aus der sich der Wunsch erst ergab. Auf ein Ausrufezeichen zielen die ersten Worte; mit einem lakonischen Punkt endet fast kleinlaut der Satz. Erst der Optativ, dann der Indikativ: Das einzig Gewisse in dieser Welt ist das Verneinte. Keine Sporen, kein Zügel, kein Pferd - nur der Wunsch, der vom ersten Wort an den Satz regiert und mit dessen plötzlichem Ende noch immer unerfüllt weiterlebt. (Heinrich Detering, FAZ, 7.8.2008) Aufgabe: Stellen Sie einen Kafka-Satz Ihrer Wahl vor (250 Wörter). Orientieren Sie sich an dem Beispiel von Heinrich Detering. Zitieren Sie zunächst den Satz und geben Sie dann die Fundstelle an. 10 Порядок формирования оценок по дисциплине Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях по следующим критериям: активное участие в работе, использование пройденного ранее материала, способность исправлять свои ошибки в ходе работы, способность организовать работу для достижения результата в отведенное время. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях, полнота освещения темы. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная = 0,6·Отекущий + 0,2·Оауд. + 0,2·Осам.работа Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете: Оитоговый = 0,3·Озачет + 0,7·Онакопленная На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. 11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Базовый учебникБазовый учебник отсутствует, курс основан на авторской подборке материала в зависимости от уровня и прогресса группы, материалов других курсов и т.д. Основная литератураКниги: Esselborn-Krumbiegel, Helga (2013): Richtig wissenschaftlich schreiben. Schöningh UTB. Graefen, Gabriele/Moll, Melanie (2011): Wissensсhaftssprache Deutsch: lesen – verstehen – schreiben. Ein Lehr- und Arbeitsbuch. Frankfurt/M.: Peter Lang. Kruse, Otto (2007): Keine Angst vor dem leeren Blatt: Ohne Schreibblockaden durchs Studium. 12., völlig neu bearbeitete Auflage. Frankfurt/M.: campus concret. Lange, Ulrike (2013): Fachtexte lesen - verstehen – wiedergeben. Paderborn: Schöningh. Pospiech, Ulrike (2012): Wie schreibt man wissenschaftliche Arbeiten? (Duden-Ratgeber). Mannheim: Bibliographisches Institut. Schäfer, Susanne/Heinrich, Dietmar (2010): Wissenschaftliches Arbeiten an deutschen Universitäten. Eine Arbeitshilfe für ausländische Studierende im geistes- und gesellschaftswissenschaftlichen Bereich. München: iudicium. Stary, Joachim/Franck, Norbert (2011): Die Technik wissenschaftlichen Arbeitens. Eine praktische Anleitung. Stuttgart: Schöningh. Дополнительная литератураКниги: Boettcher, Wolfgang (2009): Grammatik verstehen. Einfacher Satz. Tübingen: Niemeyer. Boettcher, Wolfgang (2009): Grammatik verstehen. Wort. Tübingen: Niemeyer. Boettcher, Wolfgang (2009): Grammatik verstehen. Komplexer Satz. Tübingen: Niemeyer. |
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | ||
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800.... | Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 45.... | ||
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 45.... | Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» «современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей» | ||
Программа дисциплины «Академическое письмо (английский язык)» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров... | Учебно-методический комплекс дисциплины иностранный (немецкий) язык... Курс дисциплины «Иностранный язык» имеет практико-ориентированный характер и построен с учетом междисциплинарных связей, знаний,... | ||
Учебно-методический комплекс «Немецкий язык» Примерной программой дисциплины «Иностранный язык» (в вузах неязыковых специальностей) по дисциплине «Немецкий язык» для обучения... | Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления... Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Академическое письмо» Контрольный экземпляр находится на кафедре лингвистики и межкультурной коммуникации | Учебно-методический комплекс дисциплины «Академическое письмо» Контрольный экземпляр находится на кафедре лингвистики и межкультурной коммуникации | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Немецкий язык» «Немецкий язык» для профессий среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих по профессии... | Программа дисциплины «Академическое письмо (английский язык)» ... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров... | ||
Программа дисциплины «Академическое письмо (английский язык)» ... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров... | Программа дисциплины немецкий язык немецкий язык для начинающих Автор... Программа предусматривает обучение студентов немецкому языку как второму иностранному с нулевого уровня и рассчитана на 2 года |