примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Допуски и технические измерения
2011 г.
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 150709.02 Сварщик (электрогазосварочные и газосварочные работы). Организация-разработчик: ГОУ СПО (ССУЗ) «Политехнический колледж»
Разработчик: Козлова Н.Г., преподаватель ГОУ СПО (ССУЗ) «Политехнический колледж»
Рекомендована Советом Министерства образования и науки Челябинской области по примерным основным профессиональным образовательным программам начального и среднего профессионального образования Заключение Совета Министерства образования и науки Челябинской области по примерным основным профессиональным образовательным программам начального и среднего профессионального образования № 1 от «26» апреля 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5
| условия реализации примерной программы учебной дисциплины | 9
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 10
|
паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Допуски и технические измерения
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) НПО 150709.02 Сварщик (электрогазосварочные и газосварочные работы). Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
– контролировать качество выполняемых работ; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– системы допусков и посадок, точность обработки, квалитеты, классы точности;
– допуски, отклонения формы и расположения поверхностей. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 16 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 48
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 32
| в том числе:
|
| лабораторные работы
| –
| практические занятия
| 14
| контрольные работы
| –
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 16
| в том числе:
|
| внеаудиторная самостоятельная работа (подготовка сообщений, презентаций, решение задач, заполнение таблиц)
| 16
| Итоговая аттестация в форме зачета
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Допуски и технические измерения»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала,
практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
| Объем
часов
| Уровень
освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1. Основные сведения о размерах и соединениях в машиностроении
|
| 22
|
| Тема 1.1. Основные определения размеров
| Содержание учебного материала
|
| 1.
| Характеристика основных понятий: номинальный размер; предельный размер; действительный размер. Виды погрешностей. Формы и расположение поверхностей. Чтение размеров на чертежах.
| 4
| 2
| 2.
| Предельные отклонения размеров. Предельные размеры. Предельные отклонения. Наибольшие, наименьшие предельные размеры. Чтение отклонений на чертежах.
| Практическое занятие
1. Определение предельных размеров
| 2
|
| Лабораторные работы
| –
| Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка докладов, презентаций
| 6
| Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Виды размеров и возможных погрешностей
| Тема 1.2. Допуски деталей
| Содержание учебного материала
|
| 1.
| Понятие о допусках. Определение допусков. Поле допуска. Схема расположения полей допусков. Условия годности размера деталей. Обозначение и определение допуска. Графическое обозначение допусков.
| –
| 2
| Практическое занятие
1. Определение допуска деталей
| 2
|
| Лабораторные работы
| –
| Самостоятельная работа обучающихся
| –
| Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
| –
| Тема 1.3. Система вала и система отверстия
| Содержание учебного материала
|
| 1.
| Поверхности соединяемых деталей. Размеры сопрягаемые и несопрягаемые. Понятия «отверстие», «вал» для поверхностей. Обозначение допуска вала и отверстия. Система вала и система отверстия.
| 2
| 2
| Практические занятия
| –
|
| Лабораторные работы
| –
| Самостоятельная работа обучающихся
| –
| Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
| –
| Тема 1.4. Посадки
| Содержание учебного материала
|
| 1.
| Определение и характер посадок. Группы посадок. Зазоры в деталях. Сопряжение двух деталей с зазором. Назначение зазоров. Размеры зазоров. Применение зазоров. Обозначение и определение зазоров. Графическое изображение зазоров. Натяги в деталях. Сопряжение двух деталей с натягом. Назначение натягов. Размеры натягов. Применение натягов. Обозначение и определение натягов. Графическое изображение натягов.
| –
| Практические занятия
| 4
| 1. Определение зазоров, размеров в деталях.
| 2. Определение натягов в деталях.
|
| Лабораторные работы
| –
|
| Самостоятельная работа обучающихся
| –
| Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
| –
| Тема 1.5. Взаимозаменяемость
| Содержание учебного материала
|
| 1.
| Понятие взаимозаменяемости и её виды. Унификация, нормализация и стандартизация в машиностроении. Системы конструкторской и технологической документации (ГОСТ, ОСТ, РСТ, СТП, ЕСКД, ЕСТП). Категории качества изделий.
| 2
| 2
| Практические занятия
| –
|
| Лабораторные работы
| –
| Самостоятельная работа обучающихся
| –
| Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
| –
| Тема 1.6. Квалитеты
| Содержание учебного материала
|
| 1.
| Определение и назначение квалитета. Интервалы размеров. Чтение квалитетов. Соответствие квалитетов обработке деталей. Таблица квалитетов. Нахождение в таблицах рядов точности, интервалов размеров, единицы допуска и величины допуска. нанесение предельных отклонений на чертежах деталей.
| –
| 2
| Практическое занятие
1. Определение квалитета по размерам и обработке деталей.
| 2
|
| Лабораторные работы
| –
| Самостоятельная работа обучающихся
| –
| Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
| –
| Раздел 2. Точность изготовления деталей
|
| 16
| Тема 2.1. Поверхности деталей
| Содержание учебного материала
|
| 1.
| Неплоскостность и непараллельность деталей. Конусообразность деталей. Прекос осей. Базовая поверхность и символы. Обозначение базы на чертежах. Виды частных отклонений формы цилиндрических и плоских поверхностей. Контроль изготовления неплоскостность и непараллельность деталей по требованию чертежа.
| 4
| 2
| 2.
| Допуски формы и расположения поверхностей. Разрезы и сечения на чертежах с обозначение посадок. Габаритные и установочные размеры и их предельные отклонения. Допуски и отклонения от параллельности, от перпендикулярности, пресечения осей.
| Практические занятия
| –
|
| Лабораторные работы
| –
| Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение реферата по теме
| 6
| Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Точность изготовления деталей
| Тема 2.2. Шероховатость поверхности
| Содержание учебного материала
|
| 1.
| Классы шероховатости. Профиль и параметры шероховатости. Условные обозначения шероховатости. Образцы шероховатости. Обозначения шероховатости по ОСТ и ЕСДП СЭВ. Влияние шероховатости на эксплуатационные свойства деталей.
| –
| 2
| Практическое занятие
1. Определение характера шероховатости
| 2
|
| Лабораторные работы
| –
| Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение задания по чертежу
| 4
|
| Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Шероховатость поверхности
| Раздел 3. Основы технических измерений
|
| 8
| Тема 3.1. Измерение деталей
| Содержание учебного материала
|
| 1.
| Точность и погрешность измерений. Понятие о метрологии как науки об измерениях, о методах и средствах их выполнения. Единицы измерений в машиностроительной метрологии. Обеспечение и способы достижения точности измерений. Государственная система измерений.
| 4
| 2
| Практические занятия
| –
|
| Лабораторные работы
| –
| Самостоятельная работа обучающихся
| –
| Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
| –
| Тема 3.2. Методы измерений
| Содержание учебного материала
|
| 1.
| Измерение: прямое и косвенное, контактное и бесконтактное, поэлементное и комплексное. Методы измерения: непосредственный и сравнения с мерой. Определение понятия «мера». Способы измерений.
| 2
| 2
| Практические занятия
| –
|
| Лабораторные работы
| –
| Самостоятельная работа обучающихся
| –
| Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
| –
| Тема 3.3. Средства измерений
| Содержание учебного материала
|
| 1.
| Концевые меры длины и их назначение. Назначение и виды штангенинструментов. Устройство гладкого микрометра. Назначение и цены делений штангенинструментов. выбор средств для измерения линейного размера, таблицы допускаемых погрешностей измерения различными средствами. Измерительные головки с механической передачей. Нутромеры и глубиномеры. Скобы с отсчётным устройством.
| –
| 2
| Практическое занятие
1. Измерения штангенциркулем ЩЦ–II.
2. Измерение размера вала гладким микрометром 0…25 мм.
| 2
|
| Лабораторные работы
| –
| Самостоятельная работа обучающихся
| –
| Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
| –
| Всего:
| 48
|
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета теоретических основ сварки и резки металлов. Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
учебно-наглядные пособия и специальная литература по дисциплине «Допуски и технические измерения»;
измерительные инструменты (рулетка; метр; штангенциркули ШЦ-1, ШЦ-2; микрометры; глубиномеры; измерительные головки; нутромеры; скобы с отчётным устройством);
образцы различных типов и видов деталей и заготовок для измерений;
чертежи для чтения размеров, допусков, посадок, зазоров и шероховатостей.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Багдасарова, Т.А. Допуски и технические измерения. Контрольные материалы. / Т.А. Багдасарова. – М.: Академия, 2010. – 64 с. – (Серия: Начальное профессиональное образование).
Ганевский, Г.М. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении / Г.М. Ганевский, И.И. Гольдин. – 2-е изд. – М.; Академия, 2002. – 288 с.
Герасименко, А.И. Справочник электрогазосварщика / А.И. Герасименко. – РнаД: Феникс, 2009. – 412 с. – (Серия: Профессиональное мастерство).
Зайцев, С.А. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении / С.А. Зайцев, А.Д. Куранов, А.К. Толстов. – М.: Академия, 2008. – 238 с.
Ковалёв, Н.А. Справочник сварщика / Н.А. Ковалёв. – РнаД: Феникс, 2011. – 352 с. – (Серия: Справочники).
Дополнительные источники:
Берков, В. И. Технические измерения / В.И. Берков. – М.: Высшая школа, 1999. – 144 с.
Ганевский, Г.М. Лабораторно-практические работы по предмету «Допуски и технические измерения»: [Учеб. пособие для сред. ПТУ] / Г. М. Ганевский. – М.: Высшая школа, 1996. – 64с.
Журавлёв, А. Н. Допуски и технические измерения. Учебник для сред. проф.-техн. училищ / А.Н. Журавлёв. – 7-е изд. – М.: Высшая школа, 1998. – 256 с.
Зинин, Б. С. Сборник задач по допускам и техническим измерениям / Б.С. Зинин, Б.Н. Ройтенберг. – М.: Высшая школа, 1997. – 110 с.
Козловский, Н.С. Основы стандартизации, допуски и посадки и технические измерения / Н.С. Козловский, А.Н. Виноградов. – М.: Машиностроение, 1999. – 284 с.
Палей, М.А. Допуски и посадки: Справочник: В 2-х ч. / М. А. Палей, А. Б. Романов, В. А. Брагинский. – Л.: Политехника, 2001. – 448 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
| умения:
– контролировать качество выполняемых работ;
знания:
– системы допусков и посадок, точность обработки, квалитеты, классы точности;
– допуски, отклонения формы и расположения поверхностей.
| Текущий контроль:
Практические занятия;
Внеаудиторная самостоятельная работа Промежуточный контроль:
Практические занятия;
Тестирование;
Контрольные работы; Итоговый контроль: зачет
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения учебной дисциплины должны позволять, проверять у обучающихся не только сформированность усвоенных знаний, освоенных умений, но и развитие общих компетенций.
Результаты (освоенные общие компетенции)
| Основные показатели оценки результата
| Формы и методы контроля оценки
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| Демонстрация интереса к будущей профессии в процессе освоения образовательной программы, участие в НОУ, олимпиадах профессионального мастерства, фестивалях, конференциях.
| Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности.
| Организовывать собственную деятельность исходя из целей и способов ее достижения.
| Выбор и применение методов и способов решения поставленных задач.
Оценка эффективности и качества выполнения.
| Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности.
| Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы.
| Организация самостоятельных занятий пи изучении данной дисциплины.
| Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности.
| Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
| Эффективный поиск необходимой информации по данной дисциплине.
Использование различных источников, включая электронные.
| Наблюдение и оценка достижений обучающихся на внеаудиторной самостоятельной работе.
| Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
| Применение информационно-коммуникационных технологий при организации самостоятельной работы по данной дисциплине.
| Наблюдение и оценка достижений обучающихся на внеаудиторной самостоятельной работе.
| Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
| Взаимодействие обучающихся с мастерами, преподавателями в ходе обучения.
| Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности.
| Исполнять воинскую обязанность, в т.ч. с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
| Демонстрация профессиональных знаний и умений необходимых для исполнения воинской обязанности.
| Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности.
|
Разработчики:
|
|
| ГОУ СПО «Политехнический колледж»
_______________________
место работы
| Преподаватель
___________________
занимаемая должность
| Козлова Н.Г.
____________________
инициалы, фамилия
|
Эксперты:
|
|
| ГОУ СПО «ЧГПГТ им. А.В. Яковлева» _______________________
место работы
| Зам. директора по УР
___________________
занимаемая должность
| Дегтеренко Л.Н.
____________________
инициалы, фамилия
|
|