ПРиМЕРНАЯ ПРОГРАММа учебной дисциплины Техническая механика с основами технических измерений
2011 г.
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее – НПО)
110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту
машинно-тракторного парка
Организация разработчик - Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище
№ 106 (ГОУ НПО ПУ-106) Разработчики:
Сбродова Н.С.- зам.директора по УВР ГОУ НПО ПУ-106
Муратова М.Е. – преподаватель спец.дисциплина ГОУ НПО ПУ-106
Спирина В.М. – преподаватель физики и черчения ГОУ НПО ПУ-106
Рекомендована Советом Министерства образования и науки Челябинской области по примерным ОПОП
Заключение Совета МОиН по примерным ОПОП №13 от «31» мая 2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 12
3.2. Информационное обеспечение обучения 13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Техническая механика с основами технических измерений 1.1. Область применения примерной программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного.
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке. Результаты изучения технической механики будут использоваться при изучении ряда специальных дисциплин , в которых рассматриваются устройства машины, механизма, аппараты и оборудование, специфичные для конкретных направлений и специальностей подготовки. Полученные навыки инженерного проектирования и конструирования будут востребованы при дипломном проектировании. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ОП-ОО - Общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
читать кинематические схемы;
проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;
производить расчет прочности несложных деталей и узлов;
подсчитывать передаточное число;
пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментом;
знать:
виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;
типы кинематических пар;
характер соединения деталей и сборочных единиц;
принцип взаимозаменяемости;
основные сборочные единицы и детали;
типы соединений деталей и машин;
виды движений и преобразующие движения механизмы;
виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;
передаточное отношение и число;
требования к допускам и посадкам;
принципы технических измерений;
общие сведения о средствах измерения и их классификацию 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение прмерной программы учебной дисциплины:
всего -46 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося –46 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося –14 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 46
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 32
| в том числе:
|
| лабораторные занятия
| 7
| практические занятия
| 8
| контрольные работы
| 4
| Курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
| Не предусмотрена
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 14
| Виды самостоятельной работы: реферат, расчетно-графическая работа, домашняя работа и т.п.
| 14
| Итоговая аттестация в форме зачета
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Техническая механика с основами технических измерений
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1
Техническая механика
|
| 38
|
| Тема 1.1
Виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики
| Содержание учебного материала
| 11
| 2
| 1
| Основные сведения о машинах и ее деталях.
Цели и задачи раздела. Механизм, машина, деталь, сборочная единица. Критерии работоспособности и расчета деталей машин. Выбор материалов для деталей машин. Основные понятия о надежности машин и их деталей.
| 2
| Кинематические и динамические характеристики.
Скорость, перемещение, ускорение. Угол поворота, угловая скорость, линейная скорость. Тангенсальное, нормальное и полное ускорение. Сила, законы динамики, сила трения, сила реакции. Вес, момент силы, плечо силы. Правила момента. Эпюра силы и момента силы. Условия равновесия .
| 3
| Виды движений и преобразующие движения механизмы
Виды движения. Основные механизмы преобразующие движение. Колебательное, вращательное, возвратнопоступательное, прямолинейное, равномерное и неравномерное.
| Лабораторные работы.
Вычисление работоспособности и расчета деталей машин (КПД)
| 2
|
| Практические занятия
Изучения структуры и свойств материалов для деталей машин .
Чтение кинематической схемы.
| 2
| Контрольные работы.
| 1
| Самостоятельная работа обучающихся.
Кинематический и динамический и анализ механизмов. Силовой анализ механизмов.(реферат)
| 3
| Тема 1.2
Виды передач.
| Содержание учебного материала
| 11
| 2
| 1
| Общие сведения о передачах
Виды, устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах. Классификация передач. Основные характеристики передач, кинематические и силовые расчеты многоступенчатого привода.
| 2
| Фрикционные и ременные передачи
Принцип работы фрикционных передач с нерегулируемым передаточным числом (цилиндрическая фрикционная передача).Общие сведения, принцип работы, устройство, область применения, детали ременных передач. Сравнительная характеристика передач плоским, клиновым и зубчатым ремнем.
| 3
| Зубчатые и цепные передачи
Общие сведения о зубчатых передачах. Классификация и область применения. Основы зубчатого зацепления.. Геометрия зацепления. Виды разрушений зубчатых колес. Основные критерии работоспособности и расчета. Материалы и допускаемые напряжения. Прямозубые цилиндрические передачи: геометрические соотношения: силы, действующие в зацеплении, расчет на контактную прочность и изгиб. Передаточное отношение и число
| Лабораторные работы.
Ознакомление и изучение конструкции цепной передачи
| 2
|
| Практические занятия.
Расчет передаточного отношения и числа
| 2
| Контрольные работы
| 1
| Самостоятельная работа обучающихся.
Цепные передачи. Назначение и конструкция цепных передач. Геометрические параметры цепной передачи. (сообщение )
| 3
| Тема 1.3
Соединение деталей и сборочных единиц
|
Содержание
| 11
| 2
| 1.
| Характер соединения деталей и сборочных единиц.
Разъемные и неразъемные соединения. Виды и назначение резьбовых соединений. Болтовые, винтовые соединения. Соединение шпильками. Надежность соединений. Расчет прочности.
| 2.
| Шпоночные, шлицевые и штифтовые соединения.
Понятие – шпоночные соединения. Виды и назначения шпонок. Напряженные и ненапряженные шпоночные соединения. Шлицевые соединения. Применение шпоночного, шлицевого и штифтового соединения.
| 3.
| Сварочные и заклепочные соединения.
Сварные соединения. Виды сварки. Сварка давлением и плавлением. Сварка под флюсом. Способность металлов и сплавов к свариваемости.
Заклепочные соединения. Механизация заклепочных работ. Способы проведения заклепочных работ. Материал заклепок. Выбор заклепок. Надежность соединений
| Лабораторные работы.
Расчет резьбового соединения на прочность.
Расчет прочности несложных деталей и узлов
| 2
|
| Практические занятия.
Выполнение сборочно-расборочноыми работ в соответствии с характером соединения деталей и узлов.
Изучение соединений деталей в сборочных единицах (резьбовые, шпоночные, шлицевые, штифтовые).
| 2
| Контрольные работы.
| 1
|
| Самостоятельная работа обучающихся.
Соединения деталей и машин (реферат)
Типы соединения деталей и машин, сборочных единиц (реферат)
| 3
| Тема 1.4
Принцип взаимозаменяемости.
| Содержание учебного материала
| 5
| 2
| 1
| Понятие о взаимозаменяемости. Допуски и посадки. Стандартизация.
Понятие о взаимозаменяемости. Принципы взаимозаменяемости. Унификация. Точность изготовления сборочных единиц при взаимозаменяемости. Допуски и посадки. Квалитет. Посадки в системе вала и отверстия. Обозначение допусков и посадок. Стандартизация. Основные понятия и термины, определяющие качество продукции. Показатели качества. Контроль качества.
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические работы
| -
| Контрольные работы
| 1
| Самостоятельная работа обучающихся.
Составление конспекта лекций (разработка опорного конспекта) по темам: Основные понятия о размерах и отклонениях. Основные понятия о посадках. Нормирование требований к точности геометрических параметров элементов деталей и их условное обозначение на чертеже.
| 2
| Раздел 2
Технические измерения
|
| 8
| 2
| Тема 2.1
Основы технических измерений
| Содержание учебного материала
| 8
| 1
| Общие сведения о средствах измерения и их классификация
Понятие и определение технических измерений. Принципы технических измерений.
Классификация методов измерений. Измерительные средства. Масштабные линейки. Штангенинструменты. Щупы. Специальные средства измерения. Понятие и определение метрологии.
| Лабораторные работы.
Изучение устройств измерительных приборов.
Использование контрольно-измерительных инструментов .
| 1
|
| Практические занятия.
Измерение деталей машин измерительными инструментами.
| 2
| Контрольные работы
| 1
| Самостоятельная работа обучающихся.
Составление конспекта лекций (разработка опорного конспекта) по темам: Понятие и определение метрологии. Задачи в обеспечении взаимозаменяемости. Принципы технических измерений.
| 2
| Всего:
| 46
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Техническая механика», лаборатория: «Технических измерений» Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки задания, тесты);
- комплекты инструкционно-технологических карт и бланков технологической документации;
- наглядные пособия (плакаты, демонстрационные и электрифицированные стенды, макеты и действующие устройства);
- комплект деталей, узлов, инструментов и приспособлений;
- испытательное оборудование, измерительные приборы и инструменты. Технические средства обучения:
- компьютер, проектор, экран, принтер, сканер, компьютерные программы
- учебные кинофильмы
- контролирующе-обучающие (КОП-ТММ) и расчётные (ИР-ДМ).
- учебные и лабораторные макеты, реальные механизмы и измерительные средства. Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- станки (настольно-сверлильные, заточные и др.);
- набор слесарных инструментов;
- набор измерительных инструментов;
- машины ручные (пневматические, электрические и механические)
- приспособления и вспомогательный инструмент;
- заготовки для выполнения слесарных работ;
- детали, узлы, механизмы, сборочные узлы, и заготовки;
- комплект противопожарных средств;
- инструкции и плакаты по технике безопасности.
Оборудование лабораторий и рабочих мест лаборатории:
- рабочие места по количеству обучающихся
- учебные и лабораторные макеты, реальные механизмы и измерительные
средства,
- набор измерительных инструментов;
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Вереина Л.И., Краснов М.М. Основы технической механики: учебное пособие, Москва: Академия, 2010г 80 с
Вереина Л.И. Техническая механика: учебник, Москва: Академия, 2010г, 224 с
Опарин И.С. Основы технической механики: учебник: Москва: Академия, 2010г , 144 с. Учебно-методическая литература
Багдасаров Т.А. Допуски и технические измерения: Контрольные материалы: уч.пособие., Москва: Академия, 2010г., 64с.
Багдасаров Т.А. Допуски и технические измерения: Лабораторно-практические работы., Москва: Академия, 2010г., 64с.
Багдасаров Т.А. Допуски и технические измерения: Рабочая тетрадь, Москва: Академия, 2010г., 64с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Освоенные умения:
читать кинематические схемы;
проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;
производить расчет прочности несложных деталей и узлов;
подсчитывать передаточное число;
пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментом;
Усвоенные знания:
виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;
типы кинематических пар;
характер соединения деталей и сборочных единиц;
принцип взаимозаменяемости;
основные сборочные единицы и детали;
типы соединений деталей и машин;
виды движений и преобразующие движения механизмы;
виды передач; их устройство, назначение, - преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;
передаточное отношение и число;
требования к допускам и посадкам;
принципы технических измерений;
общие сведения о средствах измерения и их классификация
|
Текущий контроль:
практические занятия;
самостоятельная работа Промежуточный контроль:
практические занятия;
тестирование;
контрольные работы Итоговый контроль:
Зачет
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
| Основные показатели оценки результата
| Формы и методы контроля и оценки
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
| -демонстрация интереса к будущей профессии в процессе освоения образовательной программы, участия в НОУ, олимпиадах профессионального мастерства, фестивалях, конференциях
| Наблюдение и оценка достижений обучающихся на лабораторных и практических занятиях, внеурочной деятельности.
| Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
| -обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем;
-демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач.
| Наблюдение и оценка достижений обучающихся на лабораторных и практических занятиях
| Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
| -демонстрация способности анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
| Наблюдение и оценка достижений обучающихся на лабораторных и практических занятиях практике
| Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
| -нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач
| Наблюдение и оценка достижений обучающихся на лабораторных и практических занятиях, внеаудиторной самостоятельной работе
| Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
| - демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности
| Наблюдение и оценка достижений обучающихся на лабораторных и практических занятиях, внеаудиторной самостоятельной работе
| Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
| -взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения.
| Наблюдение и оценка достижений обучающихся на лабораторных и практических занятиях
| Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
| -демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности
| Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, военных сборах
| Разработчики:
ГОУ НПО ПУ-106- преподаватель физики и черчения Спирина В.М.
ГОУ НПО ПУ-106– преподаватель спец.дисциплин Муратова М.Е
ГОУ НПО ПУ-106 - заместитель директора Сбродова Н.С. Эксперты:
ГОУ НПО ПУ-106- заместитель директора Петрова Т.И.
ГОУ НПО ПУ-106- преподаватель спец.дисциплин Жолобов П.Н.
|