МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского»
Балашовский институт (филиал) УТВЕРЖДАЮ
Директор БИ СГУ
доцент А.В.Шатилова
___________________________
"22" октября 2014 г. Рабочая программа учебной дисциплины
Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников
Направление подготовки
050100 – Педагогическое образование Профиль подготовки
Педагогика и методика начального образования
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр Форма обучения
Очная и заочная
Балашов 2014 Содержание:
1.
| Цели освоения учебной дисциплины
| 3
| 2.
| Место учебной дисциплины в структуре ООП
| 3
| 3.
| Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
| 4
| 4.
| Структура и содержание учебной дисциплины
| 5
| 5.
| Образовательные технологии, применяемые при освоении дисциплины
| 8
| 6.
| Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
| 9
| 7
| Данные для учета успеваемости студентов в БАРС
| 14
| 8
| Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
| 15
| 9
| Материально-техническое обеспечение дисциплины
| 16
|
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников» являются: формирование в человеке важных культурных, эстетических ценностей и представлений; подготовка специалиста, компетентного в области использования музыки в воспитательной, образовательной, развивающей работе с младшими школьниками; формирование у будущего учителя начальных классов основы музыкально-педагогической культуры.
Задачи освоения дисциплины «Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников»:
- сформировать у студентов интерес к музыкальному искусству и музыкально-педагогической деятельности;
- развить музыкальные способности студентов, расширить их музыкальный кругозор;
- ознакомить будущих педагогов с теоретическими и практическими основами музыкального воспитания младших школьников;
- создать условия для овладения студентами навыками организации музыкального воспитания учащихся;
- выработать умения образно характеризовать музыкальные произведения и выразительно их интерпретировать;
- сформировать собственную педагогическую позицию по отношению к процессам музыкально-эстетического воспитания школьников;
- усвоить рациональные приемы исполнительского овладения музыкальным произведением, первоначальное накопление музыкально-педагогического репертуара.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:
Дисциплина «Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников» относится к вариативной части профессионального цикла (Б3. ДВ5).
Для освоения дисциплины «Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников» студенты используют знания, умения и компетенции, сформированные в процессе изучения музыкального искусства в общеобразовательной школе, а также в процессе изучения следующих дисциплин: «Педагогика», «Психология», «Методика музыкального воспитания», «Основы музыкально-практической деятельности». Освоение дисциплины «Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников» является необходимой базой для изучения дисциплин по выбору, связанных с углубленным изучением проблем художественно-эстетического образования детей младшего школьного возраста, прохождения педагогической практики.
В процессе изучения дисциплины «Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников» воспитывается любовь к музыке, расширяется музыкальный кругозор, формируются эстетические качества, развивается музыкально-художественный вкус. Освоение дисциплины «Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников» является необходимой базой для овладения умениями, приобретения знаний, необходимых будущим учителям для проведения уроков музыки и организации внеурочной работы со школьниками.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников»
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций:
Общекультурными(ОК)
- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
Профессиональными (ПК)
- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные исторические этапы развития музыки;
- стили, виды и жанры музыкальных произведений;
- основы эстетического воспитания младших школьников;
- о комплексном воздействии музыки на человека (на психику, моторику, физиологические процессы).
Уметь:
- анализировать музыкальные произведения с целью выявления их художественной ценности, педагогической значимости, особенностей музыкальных и эстетических средств.
- осознанно, вдумчиво исполнять музыкальные произведения;
- осуществлять воспитание студентов посредством изучения и исполнения лучших произведений народного творчества, классической музыки, сочинений советских композиторов;
- средствами музыки воздействовать на сознание человека.
Владеть:
- вокально-хоровыми навыками;
- музыкально-ритмическими навыками;
- навыками игры на музыкальных инструментах;
- организаторскими способностями.
4. Структура и содержание учебной дисциплины (модуля) «Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы,144 часа.
- очная форма обучения: аудиторной работы - 36 часов: лекций - 14 часов, практических занятий - 22 часа, самостоятельной работы - 72 часа. Дисциплина изучается в 7 семестре, ее освоение заканчивается экзаменом;
- заочная форма обучения: аудиторной работы - 18 часов: лекций – 8 часов, практических занятий - 10 часов, самостоятельной работы - 117 часов. Дисциплина изучается в 8 и 9 семестрах, ее освоение заканчивается экзаменом. В 9 семестре предусмотрена контрольная работа.
Очная форма обучения
Календарно-тематический план
№
п/п
|
Раздел
Дисциплины
|
Семестр
|
Неделя
семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Примерные формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Всего
| Л
| Практ. / Из них проводимых в интерактивной форме
| СР
|
| 1.
| Раздел 1. Стиль в музыке
| 7
| 1-3
| 12
| 2
| 2
| 8
|
|
| Становление категории стиля
| 7
| 1
|
| 2
| -
| 4
| Участие в практических занятиях
|
| Стили отдельных художественных направлений
| 7
| 2-3
|
| -
| 2
| 4
| Участие в практических занятиях, блиц-опрос
| 2.
| Раздел 2. Классификация музыкальных жанров
| 7
| 4-8
| 38
| 2
| 8
| 28
|
|
| Музыкальный жанр как одно из важнейших средств художественного обобщения
| 7
| 4
|
| 2
| -
| 4
| Участие в практических занятиях
|
| Бытовые жанры
| 7
| 5
|
| -
| 2
| 6
| Участие в практических занятиях
|
| Жанры, не имеющие жизненно-бытовых функций
| 7
| 6
|
| -
| 2
| 6
| Терминологический диктант
|
| Камерные и концертные жанры
| 7
| 7
|
| -
| 2
| 6
| Реферат
|
| Вокальные и инструментальные жанры
| 7
| 8
|
| -
| 2
| 6
| Контрольная работа, отчет по видам деятельности
| 3.
| Раздел 3. Исполнительство. Певческие голоса.
Музыкальные инструменты. Оркестр.
| 7
| 9-12
| 22
| 4
| 6
| 12
|
|
| Классификация голосов в хоре. Типы хоров
| 7
| 9-10
|
| 2
| 2 / 2
| 4
|
|
| Виды оркестров
| 7
| 11
|
| 2
| 2
| 4
| Участие в практических занятиях, блиц-опрос
|
| Струнные, деревянные, медные духовые и ударные инструменты
| 7
| 12
|
| -
| 2
| 4
| Реферат
| 4.
| Раздел 4. Художественно-творческая деятельность детей как основной путь их музыкально-эстетического воспитания
| 7
| 13-15
| 36
| 6
| 6
| 24
|
|
| Этапы развития творческих способностей младших школьников
| 7
| 13
|
| 2
| 2 / 2
| 8
| Участие в практических занятиях
|
| Основные формы творчества детей
| 7
| 14
|
| 2
| 2
| 8
| Участие в практических занятиях, блиц-опрос
|
| Педагогические условия формирования творческих навыков у младших школьников
| 7
| 15
|
| 2
| 2
| 8
| Контрольная работа, отчет по видам деятельности
|
| Итого:
|
|
| 108
| 14
| 22 / 4
| 72
|
|
| Промежуточная аттестация
|
|
|
|
|
|
| Экзамен
|
Заочная форма обучения
Календарно-тематический план
№
п/п
|
Раздел
Дисциплины
|
Семестр
|
Неделя
семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Примерные формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Всего
| Л
| Практ. / Из них проводимых в интеактивной форме
| СР
|
| 1.
| Раздел 1. Стиль в музыке
| 8
| 1-2
| 20
| 2
| 2
| 16
|
|
| Становление категории стиля
| 8
| 1
|
| 2
| -
| 8
| Участие в практических занятиях
|
| Стили отдельных художественных направлений
| 8
| 2
|
| -
| 2
| 8
| Участие в практических занятиях, блиц-опрос
| 2.
| Раздел 2. Классификация музыкальных жанров
| 9
| 1-2
| 52
| 2
| 2
| 48
|
|
| Музыкальный жанр как одно из важнейших средств художественного обобщения
| 9
| 1
|
| 2
| -
| 8
| Участие в практических занятиях
|
| Бытовые жанры
| 9
| 1
|
| -
| -
| 10
| Участие в практических занятиях
|
| Жанры, не имеющие жизненно-бытовых функций
| 9
| 1
|
| -
| -
| 10
| Терминологический диктант
|
| Камерные и концертные жанры
| 9
| 1
|
| -
| -
| 10
| Реферат
|
| Вокальные и инструментальные жанры
| 9
| 1
|
|
| 2
| 10
| Контрольная работа, отчет по видам деятельности
| 3.
| Раздел 3. Исполнительство. Певческие голоса.
Музыкальные инструменты. Оркестр.
| 9
| 1-2
| 33
| 2
| 2
| 29
|
|
| Классификация голосов в хоре. Типы хоров
| 9
| 1
|
| 2
| -
| 10
| Участие в практических занятиях
|
| Виды оркестров
| 9
| 2
|
| -
| 2 / 2
| 10
| Участие в практических занятиях, блиц-опрос
|
| Струнные, деревянные, медные духовые и ударные инструменты
| 9
| 2
|
| -
| -
| 9
| Реферат
| 4.
| Раздел 4. Художественно-творческая деятельность детей как основной путь их музыкально-эстетического воспитания
| 9
| 2
| 30
| 2
| 4
| 24
|
|
| Этапы развития творческих способностей младших школьников
| 9
| 2
|
| -
| 2
| 8
| Участие в практических занятиях
|
| Основные формы творчества детей
| 9
| 2
|
| 2
| -
| 8
| Участие в практических занятиях, блиц-опрос
|
| Педагогические условия формирования творческих навыков у младших школьников
| 9
| 2
|
| -
| 2
| 8
| Контрольная работа, отчет по видам деятельности
|
| Итого:
|
|
| 135
| 8
| 10 / 2
| 117
|
|
| Промежуточная аттестация
|
|
|
|
|
|
| Экзамен
|
|