Рабочая программа по дисциплине «Политология» для студентов по направлению 030600. 62 журналистика





НазваниеРабочая программа по дисциплине «Политология» для студентов по направлению 030600. 62 журналистика
страница1/5
Дата публикации23.08.2013
Размер0.71 Mb.
ТипКурсовая
100-bal.ru > Военное дело > Курсовая
  1   2   3   4   5


Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский государственный университет путей сообщения

ОмГУПС (ОмИИТ)

Институт менеджмента и экономики

Кафедра «Связи с общественностью»

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института менеджмента

и экономики (ИМЭК)

_________________С.А. Ветров

«__» _________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине

«Политология»

для студентов по направлению 030600.62 – журналистика

Курс III

Семестр VI

Зачет -

Экзамен VI семестр

Аудиторные занятия всего 36 ч

Из них:

Лекции 18 ч

Практические (семинарски) занятия 18 ч

Курсовая работа -

Самостоятельная работа студентов всего 14 ч

Всего часов трудоемкости по дисциплине 50 ч

Омск 2010

Составители рабочей программы:

К.ф.н., старший преподаватель ______________ Д.В. Конишевский

.

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол №_______ от «___» ________________________20___г.
Заведующий кафедрой

«___» _______ 2000__г. ________________ С.А. Ветров

Рабочая программа одобрена методической комиссией ИМЭК ОмГУПС

«__» _________________________ 20__ г.
Председатель МК ИМЭК ________________ В.П. Шпалтаков

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса «Политология» состоит в том, чтобы дать студентам знания теоретических основ и закономерностей функционирования политологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов политологии; помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций; способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения политологических исследований.

Задачи изучения курса включают в себя

  • усвоение студентами объема знаний по «Политология»;

  • развитие у студентов навыков самостоятельной работы с научной литературой и различными источниками информации.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Исходный уровень знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины.

Студент должен владеть основными теоретическими и практическими принципами работы журналистика.

Место и роль дисциплины как составной части образовательно-профессиональной ступени высшего профессионального образования.

Курс ставит своей задачей изучение новейших тенденций развития «Социология».

В результате изучения дисциплины студент должен:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  1. Знать:

- теоретико-методологические истоки современного политологического знания;

- виды политических процессов, факторы социального развития;

  1. Уметь:

- анализировать современные социально-политические процессы и явления;

- использовать усвоенный материал для получения нового знания.

  1. Владеть:

- основами политологического анализа;
Формы работы студентов:

- прослушивание лекций;

- участие в дискуссиях на семинарах;

- чтение теоретических и эмпирических текстов к каждому семинару;

- доклады на семинарах;

- работа в малых группах на семинарах;

- домашняя контрольная работа по обработке заданного эмпирического материала и его интерпретации с помощью изучаемых категорий;

- домашнее задание в виде эссе;

- формализованный тест.

Виды контроля.

Текущий:

- ответы на вопросы преподавателя на семинарах;

- два письменных опроса.

Промежуточный:

- контрольная работа;

Итоговый: - формализованный тест.

Методика формирования результирующей оценки.

  • тест - 30%

  • домашнее задание (реферат объемом 6-8 стр.) - 40%

  • контрольная работа объемом 1-2 стр. - 30%


Тематический план


N2

Наименование

Аудиторные занятия

п/п

тем и разделов

(час)









в том числе









Лекции

Семинары

1


Тема 1. Предмет политологии.

2

2

2

Тема 2. История политической мысли.

2

2

3

Тема 3. Политические теории XX века.

2

2

4

Тема 4. Политическая система общества.

2

2

5

Тема 5. Политический режим.

2

2

6

Тема 6. Государство как важнейший политический институт общества.

2

2

7


Тема 7. Партии и партийные системы.

2

2

8

Тема 8. Политическая социализация личности.

2

2

9

Тема 9. Политический лидер и лидерство.

1

1

10

Тема 10. Политическая культура.

1

1



ИТОГО:

18

18



Темы и краткое содержание
Тема 1. Предмет политологии.
Основные понятия: политика, власть, политические отношения, объект, субъект, политические институты, политический интерес.

Политология как наука: объект, предмет, законы, категории, структура и функции.

Тема 2. История политической мысли.
Политические идеи Древнего Мира (Конфуций, Платон, Аристо­тель).
Конфуций (551 Г.-479 т. до н. э.) —древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Главный интерес в политическом учении Конфуция представляют две центральные проблемы: управление и мораль в политике. С его точки зрения государство незыблемо, оно было всегда, яв­ляется основой существования самого народа. Конфуцию принадлежи» патриархальная модель государства, в которой оно отождествляется с семьей. Государство иерархично, делится на "благородных мужей" и "низших” в зависимости от следования человеком нормам морали и этики. Идеал управления — это не принуждение, насилие, а сила нравственною примера. Общество и государство основаны на идее личностных отношений. Социальная функция члена общества должна быть не номинальной, а реальной "концепция исправления имен".

Платон (427-347 гг. до н.э.), древнегреческий мыслитель, основатель платонизма, основатель и преподаватель собственной школы — Академии в Афинах. Проблема государства является центральной в его учении. Про­исхождение государства Платон объясняет необходимостью удовлетворе­ния потребностей членов общества. Платон дает классификацию госу­дарств, разделяя их на "лучшие" и "худшие". К "лучшим" он относит иде­альное государство, монархию, аристократию. Среди реально существую­щих, лучшим он считает аристократию, т.е. власть одного или немногих, но лучших, достойных. К "худшим" государствам - относит тимократию, олигархию, демократию, тиранию, выстраивая их по мере ухудшения. С его точки зрения демократия представляет собой одну из худших форм правления. Демократия — это власть бедного большинства. Достигнув власти, беднота стремится к получению материальных благ, уничтожая часть имущего сословия общества, или изгоняя его из государства, тем са­мым разрушая устои общества. Народ в своей массе некомпетентен в при­нятии управленческих решений и, следовательно, не может эффективно управлять государством, что приводит к его упадку. Рано или поздно толпа выдвигает своих лидеров, которые по сути своей отражают всю несостоятельность существующего общества, что приводит в итоге к тирании — власти одного над всеми. Интересны идеи Платона о социально-классовой структуре общества, которую он строит на основе трех состояний души: разумное, аффектное и вожделеющее. Разумному соответствует сословие философов-правителей, их функция - управлять обществом. Второму уровню соответствует сословие воинов-стражей, которые выполняют защитную функцию. Вожделеющее — это низшее сословие ремесленников-производителей и земледельцев. Их функция заключается в обеспечении общбства всеми необходимыми материальными благами.

В разделении труда Платон видит фундамент всего государственного строя. Единственно разумным основанием разделения он считает общественные потребности, в соответствии с потребностями формируются опре­деленные группы людей. Платон негативно относится к частной собствен­ности, считает, что она является угрозой общественным интересам и не случайно освобождает от частной собственности сословие правителей и воинов-стражей. Главная причина порчи человеческих существ и государственных систем — господство материальных интересов и их влияние на поведение людей.

Аристотель (384-322 до н.э.), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, один из древнейших мыслителей истории человечества и "отцов политологии". Он провел в платоновской Академии 20 лет. Во взглядах Платона и Аристотеля много общего. В то же время Аристотель выдвигает целый ряд идей, отличных, а зачастую и противоречащих позициям Платона. Он высказывает идею о политической природе человека. Природа государства естественна, как естественна природа человека. Государство возникает из общения, объективно и закономерно, в процессе естественно-исторического развития общества. В отличие от Платона Аристотель считал, что общественное благо строится на личном интересе и напрямую связано с существованием частной собственности. Он перераба­тывает платоновскую классификацию государств, опуская модель идеаль­ного государства, дополняя ее новой формой — политией, считая ее. лучшей формой правления. Полития — это власть среднего класса, в который он включает слои. служащие благу общества.
Генезис политической мысли в период средневековья и Возрождения (Фома Аквинский, Н. Макиавелли).
Фома Аквинский (1225-1274), средневековый богослов, философ., На политические взгляды Фомы Аквинского заметное влияние оказали идеи Аристотеля, Цицерона, Августина. Но он вовсе не был только хорошим систематизатором чужих идей, его заслуга в том, что он переработал и приспособил античные знания к потребностям богословия и церковной политики в средневековом обществе. Кроме того, во многих вопросах политической теории он пошел дальше своих учителей. Главное место в его социально-политической доктрине занимает государство, хотя он большое внимание уделяет характеристике нового политического института — церкви, ее взаимоотношению с государством. При этом он не становится на позицию обоснования приоритета церкви над государством, он разделяет их функции. Фома Аквинский начинает свою теорию государства с человека, формулируя три первоисходных постулата о человеке, из которого затем выводит сущность государства: человек существо разумное, политическое, подбожественное.

Разрешая проблему возникновения государства, Фома Аквинский, не , считает его вечным, как Конфуций. Появление государства не является случайным, но это и не следствие закономерного естественно-исторического процесса. Государство не только возникло, но и функционирует, развивается по воле божьей. Государство — это часть универсального порядка, созданного и управляемого богом. Оправдание существования государства — в необходимости дать слабому и несовершенному человеку основы для существования, морального и интеллектуального развития Цель государства — формирование порядка, моральности, религиозности и приоритета общего блага. Таким образом, Фома Аквинский стоит на мо-ралистических позициях понимания государства, как и его учителя.

Давая классификацию государств, Фома Айвинский исходит из крите­рия морального характера власти. В соответствии с ним он различает справедливое и несправедливое правление, которое может, или не может при­вести к общему благу. Он выделяет три чистые, справедливые формы правления: монархию, аристократию, политик) и три несправедливые формы — тиранию, олигархию, демагогию. Здесь ярко проявляется влияние Аристотеля, но в отличие от него, Фома Аквинский не включает в число несправедливых форм правления демократию, что является новым видени­ем проблемы демократии. Именно с него начинается отход от античной трактовки демократии как неправильной формы правления в государстве. В этом его большая заслуга. Как и его предшественники, Фома Аквинский не отделяет общество от государства. Рассматривая структуру общества, выделяет четыре класса: ремесленники, земледельцы, солдаты, политики. Чтобы удержать столь различные сословия, слабых и несовершенных лю­дей в единой политической общности, т.е. в государстве, и обеспечить функционирование государства на принципах морали, религии, разума, необходима власть. Именно он впервые уделяет власти такое пристальное внимание и ставит это понятие в центр концепции, наряду с такой до сих пор самодостаточной сущностью, как государство. Он начинает создавать теорию власти, сделав ее самостоятельным объектом исследования. Рас­сматривая власть в безусловной связи с государством, он делает серьезный шаг в генезисе политической науки, расширив ее предметное поле.

Анализируя государственную власть, Фома Аквинский выделяет в ней три атрибутивных признака: сущность, происхождение, использование. Сущность власти в господстве и подчинении, когда воля тех, кто стоит на­верху социальной пирамиды, двнжет низшими слоями населения. Такой порядок заведен богом, значит, власть — установление божественное. Бог дает власть народу, а народ передает ее правителям, и ответственность за плохое правление Фома Аквинский перекладывает на народ. Он ставит и гениально разрешает вопрос о средствах власти, которыми он считает закон, силу и мудрость. В соответствии с этими средствами Фома Аквинский выделяет три проявления сущности власти: политическая власть, деспотическая власть, королевская власть.

Никколо Макиавелли (1469-1527), выдающийся мыслитель эпохи Возрождения, основоположник политической теории Нового времени, положивший начало процессу выделения науки о политике в отдельную отрасль. Макиавелли противопоставил теологическому пониманию государственной власти правовое мировоззрение, понимая силу как основу права, а государство как общее политическое состояние общества. В учении о человеке он исходил из единой и неизменной для всех времен и народов природы человека, которую характеризовал как злостность, агрессивность, властолюбие, жадность, малодушие, предательство, Несдержанность в потребностях и желаниях. Именно негативные природные качества человека и необходимость их насильственного обуздания и вызвали к жизни государство.

Макиавелли отстаивал приоритеты светской власти, острокритикуя духовенство. Призывал к уничтожению дворянства, которое объявлял заклятым врагом всякой гражданственности, несовместимым с республикой.

Макиавелли обосновал идею, что с целью объединения общества пра­вители могут использовать разные средства в управлении, в том числе и нечестность, жестокость, демагогию, хитрость, вероломство: "цель оправдывает средства". Надо иметь в виду, что эта, высказанная Макиавелли, идея породила понятие "макиавеллизм", которое обозначает образ политической деятельности . когда поли гики не брезгуют любыми средствами для достижения поставленных целей. При этом важно заметить, что сам Макиавелли вовсе не оправдывал такой образ действий.

Идеальным государственным устройством он считал сильную, жестко централизованную республику, в которой управляют представители народа, молодой буржуазии и выборный глава государства, который должен быть "львом" и " лисой", сильным и хитрым. Только тогда, когда правил тель установит правовую авторитарную диктатуру, отбросив законы и принципы морали, республика станет действительно могущественной и оп­равдает свое п{эедназначение. С точки зрения Макиавелли, государство — это высшее проявление человеческого духа, а служение ему — это смысл, цель и счастье человека. Одновременно Макиавелли присущи гуманистические взгляды, когда он обращает внимание на противоположность интересов бедных и богатых, говорит о справедливом и совершенном государственном устройстве, которое должно обеспечить политическую свободу человека, демократ ическое местное самоуправление. Мечта Макиавелли — это сильная республика, которая гарантирует своим гражданам не только расцвет свободы, по и равенство, что разовьет способности личности, воплотит в ней любовь к общему благу и необходимые гражданские достоинства.
Политические концепции Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо).
Томас Гоббс (1588-1679), видный английский философ. Сущность государства Т. Гоббс трактует через идею общественного договора. Происхождение государства он объясняет как следствие добровольного соглашения людей о создании специального социального института, который выступает гарантом "общего блага", укрощением враждебности, механизмом обеспечения самосохранения граждан. В отличие от Аристотеля, Гоббс не считает человека по своей природе общественным существом, а его поведение объясняет воинственной и эгоистической природой устремлений владеть благами и властью. Природная жадность и невозможность ее удовлетворения порождает ситуацию "войны всех против всех", предопределяет агрессивную активность и перманентную общую "неустойчивость" общества. Желание избавиться от страха за свою жизнь, развязать конфликт самосохранения и эгоистических пристрастий заставляет людей перейти от природного состояния к общественной жизни. Таким образом происходит отчуждение человека от собственной природной сущности, делегирование свободы граждан искусственному и рациональному образованию - государству. Представляя собой концентрацию "единой воли" государство ("левиафан"), сосредоточивает в руках правителя (одного человека, или группы) всю общественную власть, отрицая принцип разделения власти, подотчетности власти обществу. Центральной идеей концепции государства у Гоббса выступает единство государства, общества, правительства, народа. Он отрицает идею суверенитета народа. Народ добровольно, по взаимному согласию, передает раз и навсегда власть государству, отказываясь от личных свобод, признает право суверена регулировать социально-имущественные отношения и даже определять содержание духовной жизни.

Гоббс рассматривает социальные функции государства, необходимость заботы об обездоленных и нетрудоспособных членах общества. Он фактически лишает мораль ее специфической регулятивной функции, отождествляя ее с политикой, подчиняя ее задаче государственной целесообразности. Понятие "левиафан" стало нарицательным для характеристики антигуманных тоталитарных режимов. Неограниченная власть государства сосредоточена в руках абсолютного монарха, разделение властей недопустимо, т.к. может привести к гражданской войне, власть монарха не подлежит контролю, он стоит над законом. Гоббс отождествляет государство и общество, которые стоят над человеком. Представленное Гоббсом направление в английской политической мысли получило название авторитарно-государственного, консервативного. Другим направлением является представленное Дж. Локком либерально-конституционное или либерально-демократическое.

Джон Локк (1632-1704), английский мыслитель, создатель идейно-политической доктрины либерализма. Его социально-политическая концепция опирается на теорию естественного права и общест венного договора. Он первым среди мыслителей на концептуальном уровне поставил лич­ность на первый план в ряду человек, общество, государство, на второе место —потребности общества, и только на третье — потребности государства. Именно такой подход со временем был положен в основу доктрины либерализма. Государство по Локку возникло не в результате гоббсовской "войны всех против всех", а из первобытного мира и согласия среди равных и свободных людей с целью обеспечения природных неотчуждаемых прав и защиты частой собственности Переданные государству права, свободы и равенство не утрачиваются людьми, они только сохраняются государством. С его точки зрения, самым совершенным государством является конституционная, а не абсолютная монархия, в которой гарантом от политического произвола в отношении личности должно служить разделение властей. В трактовке Локка власть должна разделяться на законодательную,исполнительную, куда он включает и судебную, и союзную, которая занимается внешней политикой. Разделение властей осуществляется на принципах морали и верховенства закона, которому подчиняются вес, в том числе и законодатели.

Концептуальная деятельность английских мыслителей, бурные революционные события в этой стране далц миру два выдающихся документа, которые оказали огромное воздействие на политическую мысль — Хабеас корпус, акт 1679 г. и Билль о правах 1689 г. Вмсте с Великой хартией вольностей 1215 г. они стали первой в мире конституцией, государства и теперь считаются составными частями современной неписаной Конституции Великобритании.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755), французский мыслитель, один из выдающихся теоретиков науки о политике. Его вклад в мировую сокровищницу конституционных идей о политической свободе и путях ее обеспечения, о гражданском праве и формах его осуществления, о зависимости "духа законов" от географических условий расположения государства, от формы политическою властвования, считается огромным.

В отличие от Локка, Монтескье не ставит личность над государством, не противопоставляет права граждан правам государства. Он постоянно подчеркивает, что главная задача государства заключается в обеспечении человеку политической и гражданской свободы, что возможно только при наличии трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. При этом на первое место он ставит идею независимости властей, а не распределение функций между ними, хотя понимает, что на практике можно говорить только о независимости суда. Что касается независимости зако­нодательной и исполнительной власти, то она относительна, так как через систему сдерживаний и противовесов одна власть мешает другой злоупотреблять своим положением, узурпировать всю полноту реальной власти, что становится лучшей гарантией обеспечения прав и свобод граждан Монтескье выдвигает идею двухпалатного парламента: нижней народной палаты и верхней — аристократической, палаты пэров. Депутаты народной палаты избираются на основе всеобщего избирательного права всем населением, места в палате пэров передаются по наследству представителям аристократии. Обе палаты наделены правом приостановки или отмены решений друг друга. В компетенции парламента находятся финансовые, военные и некоторые другие сугубо управленческие функции, а король единолично решает, утверждать, или не утверждать принятый парламен­том нормативный акт.

Монтескье можно обоснованно считать основоположником теории правового государства. Находясь на позициях географической школы, он объясняет, что на характер правовой системы государства большое влияние оказывают климат, природные условия, территория. Так, в благоприятных климатических условиях юга с богатыми почвами, воля человека ослабевает и, как следствие, устанавливаются деспотические режимы, люди утрачивают свободу и независимость. Люди севера закалились в борьбе с природной стихией за выживание и отличаются независимым характером, воинственностью, отстаивают свою государственность, права и свободы. Кроме географической среды он отмечает влияние густоты населения, экономического уровня государства, вероисповедания. К примеру, мусульмане склонны к деспотии, христианство в целом — к монархизму, в частности, католицизм — к неограниченной монархии, протестанство — к демократии. Но более всего, считает мыслитель, на "дух законов” влияет форма политического правления. Среди них он выделяет три справедливые (правильные) формы государства: демократию, аристократию и монархию и одну несправедливую, (неправильную) - деспотию.

Жан-Жак Руссо (1712-1778), фрайцузский мыслитель, теоретик и пропагандист идей. .демократизма, равенства, справедливости, братства, определяющей роли граждан общества в цепи поитических взаимоотношений “общество - государство - личность". "Золотой век" для него — это первобытное природное общество, равных справедливых людей. который закончился с появлением частной собртвенности, разделения на богатых и бедных, зозникновеиия государства в результате заговора богатых для насильственного увековечения рабства и неравенства. Сила начала превращаться в право, покорность - в обязанность; природное равенство в равенство в бесправии и равенство в рабстве. Вот почему возникла необходимость регресса - возвращения в "золотой век", революционного свержения деспотизма, построения демократического государства на основе общественного договора. Необходимо установление действительно народного суверенитета, суверенитета общества, прямого народовластия, ограничения частной собственности, усовершенствования законодательства для воплощения воли (законодательная власть) и силы (исполнительная власть).
Политические учения XIX века (И. Кант, В.Ф. Гегель, К. Маркс)
Иммануил Кант (1724-1804), основоположник немецкой классической философии и политической мысли. И. Кант изложил основы немецкой школы по проблемам общественного договора, природных прав человека, правового государства, нормативизма, гражданского общества, свободы личности, соотношения свободы, права и морали, взаимовлияния морали, права и государства, разделения власти, искусства политического управления народом, внешней политики

В политическом учении Канта приоритетное место занимает личность, которую он понимает как единство двух начал — эмпирического, привитого окружением, и ноуменального, внутреннего. Человек — это абсолютная ценность общественного развития, он разумен, внутренне свободен, должен в побуждениях и поступках руководствоваться законами морали и совести. Нравственная свобода личности состоит в осознании и выполнении долга перед самим собой и другими людьми.

Государство определяется Кантом как множество людей, объединенных правововым законом. Государство не должно заботиться о материальном, социальном и духовном благосостоянии своих граждан. Смысл государства заключается в том, чтобы конституционно закрепить соответствие норм законодательства принципам существующего права.

Происхождение государства Кант объясняет идеей общественного договора, посредством которого изолированные индивиды образуют народ и государство.

Он развивает идею правового государства, в основе которого лежит право, единое для всех, действующее в рамках общественного договора, регулирующее внешнее поведение человека, не ограничивая его внутреннюю свободу.

Формы политического правления Кант разделяет на деспотию, автократию, аристократию и республику. При этом он отдает предпочтение автократии в форме абсолютной монархии, при условии наличия короля с высокими моральными и нравственными качествами. Демократия для нею "слишком сложная" форма политического правления. Переход от абсолютной к конституционной монархии желателен при условии мирного реформирования и дарования народу основного закона самим монархом.

Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную должно осуществляться но принципам взаимоподдержки и координации ветвей власти, а не по принципам сдерживаний и противовесов.

В сфере международной политики Кант обосновал принцип неприкосновенности границ, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела других государств, правомерности исключительно оборонительных войн, недопустимости жестоких методов ведения боевых действий. Он высказал идею "вечного мира", нейтралитета, права коалиций, права гарантий в международных отношениях. Ему принадлежит идея космополитического союза, которая предусматривает мировое гражданство как следствие мировой федерации независимых и свободных государств, каждый член которой должен иметь уже не монархическое, а республиканское устройство.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), представитель классической немецкой философии, основоположник диалектического метода познания. В политической теории выдвинул собственное оригинальное видение личности, гражданского общества, международных политических отношений, государства; разработал концепцию общественного договора, в которой появление государства трактовал не столько как результат прагматических интересов людей, сколько проявлением высшей воли Мирового духа. Необходимая предпосылка появления государства — зарождение "народного духа". Народ, который не создал собственного государства — это внеисторическая общность.

Гражданское общество, с точки зрения Гегеля, — это общество собственников, свободных индивидов, которые взаимодействуют между собой в процессе реализации собственных потребностей и интересов преимущественно в сфере общественно-экономической деятельности. Гражданское общество разделено Гегелем на корпорации. Члены гражданского общества равноправны в юридическом отношении, однако неравны от природы в социальных отношениях, настроениях, мыслях, духовных способностях, приобретенных знаниях. Государственную власть Гегель делит на законодательную, исполнительную и правящую. Законодательная власть функционирует через парламент, в палатах которого депутаты представляют и защищают интересы сословий. Исполнительную власть осуществляет правительство. Правящая власть воплощает единство законодательной и исполнительной власти в лице монарха, который правит в соответствии с законом, уважает нрава и свободы подданных.

В учении о государственном нраве Гегель уделяет важное место внешнеполитическому праву. Он отбрасывает кантовскую идею "вечного мира", которая "разлагает нацию", оправдывает войны, которые позволяют решать "противоречия суверенитетов" и охранять нации от "застоя и загнивания".

Карл Маркс (1818-1883), немецкий мыслитель, идеолог марксизма, одного из наиболее влиятельных течений политической мысли новейшей истории человечества. Надо иметь в виду, что на современном этапе, особенно в посттоталитарных странах, личность Маркса и его учение начали оцениваться негативно в силу политических причин. Однако, несмотря на это, Маркс навсегда останется в истории выдающимся мыслителем XIX века, который разработал идеологию революции, дал ее экономическое обоснование, а также представил свою оригинальную концепцию исторического процесса и его перспектив, став на материалистические позиции в понимании истории. Маркс построил мощную теоретическую систему, в которой на единой методологической основе анализировал общество. Многие идеи он разрабатывал в тесном сотрудничестве со своим другом и соратником Фридрихом Энгельсом. Им принадлежит заслуга разработки концепции общественно-экономической формации, которая по-новому трактовала динамику общественного развития, в основу которой было положено противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Не рассматривая в настоящем пособии марксистскую концепцию в целом, обращаем ваше внимание на политические идеи, высказанные Марксом. Ведущие из них:

идея о решающей роли классовой борьбы в историческом процессе и мессианской роли пролетариата, который ликвидирует эксплуатацию и классы; его "исторической миссии", которую он осуществляет через социалистическую революцию, слом старого государства, установление диктатуры пролетариат;

идея государства как диктатуры того или иного класса, и идея дик­татуры пролетариата (ставшей центральной в марксизме), которая, выполнив свои функции; в будущем отмирает;

идея создания "особой партии" пролетариата, которая должна осознать себя исключительно классовой и своими программными документами превратить пролетариат в самостоятельную политическую силу; должна вести постоянную борьбу с идеологией классовых противников, а также с любыми отклонениями внутри самой партии.

Отечественная политическая мысль

(М. Бакунин, П. Кропоткин, В. Ленин, Ф. Прокоиович, И. Костомаров, М. Драгоманов, М. Грушевский, В. Лининский).
Михаил Александрович Бакунин (1814-1876), русский революционер, теоретик анархизма, идеолог революционного народничества.

Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921), русский революционер-ученый, идеолог анархизма.

Политические взгляды М Бакунина и П. Кропоткина достаточно близ­ки/поэтому основное внимание обратите на выяснение сути анархизма Анархизм — это идейно-теоретическое течение, отрицающее государст­венное управление обществом, сориентированное на возвращение к идее о свободе личности и доминанте ее в обществе. Теоретики анархизма отстаи­вали необходимость ликвидации частной собственности и осуществления революции, перерастающей в мировую, которая может пройти как мирным так и немирным путем. Бакунин отождествлял революцию с бунтом и видел в ней разрушающие аспекты, Кропоткин выделял ее созидательные цели и предвидел немедленное внедрение коммунистических порядков, в частности, распределение по потребностям.

Анархизм требовал немедленного уничтожения существующего госу­дарства и авторитета, считая любую централизацию и концентрацию власти пагубной и несовместимой со свободой личности. Государство — это абсолютное ограничение, отрицание свободы каждого во имя всеобщею интереса или всеобщего блага. Природа государства коренится в принуждении, в действии насилием. Всякое государство связано с организацией и распределением власти в обществе, находится в услужении у экономически привилегированных классов, и обеспечивает только их свободу. Государство и власть — это зло, но "зло исторически неизбежное", столь же необходимое в прошлом, как рано или поздно станет необходимым его полное уничтожение в будущем.

Однако безвластие для анархистов не тождественно беспорядку. Они предусматривали создание федерации мелких автономных ассоциации производителей, которая выполняет координирующие и организующие функции, строится по принципу "снизу вверх". Анархисты высказывали опасение о перерождении социалистического государства, в котором чиновники, прикрываясь государственными интересами, могут стать на путь злоупогреблений.

Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870-1924), русский политический и государственный деятель, публицист, вождь и один из главных идеологов Октябрьской революции 1917 г. Ленин разработал марксистскую (большевистскую) политическую доктрину XX века. Его политическое учение отличается от классического марксизма середины и конца XIX века тем, что краеугольным камнем революционной борьбы он считал диктатуру пролетариата и строго централизованную, дисциплинированную политическую партию авангардистского типа, которая преследует в качестве главной цели установление такой диктатуры. Кроме того, беднейшие слои крестьянства он отнес к пролетариям и теоретически обосновал идею союза рабочих и крестьян под руководством городских пролетариев. Он более четко определил пути и средства борьбы за власть, отдавая приоритет вооруженному восстанию. Ему принадлежит концепция социалистической революции, содержащая идею о возможности победы революции в одной стране. Разработал положения об объективных предпосылках и субъективном факторе революции, идею о революционной ситуации, возможности перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. Разработал политическую идеологию большевистской партии, создал учение об авангардистском типе политической партии, тактических принципах партии во время национального кризиса и вооруженного восстания. Он разработал тактику политических компромиссов, временных отступлений от стратегических целей.

Ленин доказал возможность создания социалистического государства на любых принципах: унитаризма, автономии, федерализма, даже конфедерализма. Он отказался от вывода Маркса о пригодности некоторых буржуазных государств к социалистическим преобразованиям и выдвинул как закон революции обязательный слом буржуазной государственной машины. Он внес теоретический вклад в концептуальные разработки мирового конституционализма в виде новых идей, реализованных в первых конституциях советских республик. Он перенес акценты с провозглашения формальных прав и свобод человека на материальные гарантии их реальною обеспечения.

Политическая практика показала несостоятельность целого ряда теоретических положений, высказанных Лениным: отказ от доктрины парламентарной республики, концепции разделения властей, теории природных прав человека и общественного договора, трактовку пролетарской демократии как такой, которая не может ограничиваться старым правом, полное подчинение личного — общественному, личности — государству, национального — социальному.

Феофан Прокопович (1681-1736), украинский мыслитель, церковный и общественный деятель, писатель, основатель просвещенного абсолютизма в Украине и в России. Сторонник естественных прав человека и идеи общественного договора. Обосновывая существование природных прав человека , мыслитель не соглашается с Гоббсом в том, что человек от приро­ды зол и находится в состоянии войны всех против всех . С его точки зрения самым главным природным даром индивида явятся совесть, которая вынуждает его творить добро. Происхождение государства он объясняет замыслом бога, здравым смыслом, угрозой, исходящей от внутренних и внешних "супостатов". Все это и вынудило людей путем общественною договора передать власть монарху. Главную задачу государства он понимал как охрану прав человека, гарантию свобод и вольностей. Первейшей обязанностью граждан является соблюдение законов и подчинение монарху. Политический идеал Прокоповича — абсолютная наследственная монархия во главе с просвещенным монархом самодержцем, которому подчиняются все, в том числе и церковь. Природное равенство людей по его мысли не ведет к их социальному равенству в обществе. Но социальные беды — нищету, аморальность, преступность можно преодолеть путем ликвидации невежества и активного внедрения просвещения.

Николай Иванович Костомаров (1817-1885), украинский политический мыслитель, историк, писатель, один из основателей новейшей украинской политологии. Сторонник независимости бесклассовой украинской нации. Идеалом Костомарова является федеративная демократическая славянская республика, в которой будут воплощены раннехристианские идеи полной социальной справедливости, свободы, равенства и братства. Федеративное государство должно управляться избираемым на четыре года президентом и конгрессом, иметь общую армию, денежную систему, осуществлять общее руководство внешними отношениями. Костомаров стремился к развитию нацонального самосознания украинского народа, утверждения в нем идеи собственной самобытности и самоценности, которую впервые пытался вывести из глубин духа и характера украинского народа.

Михаил Петрович Драгоманов (1841-1895), украинский политический мыслитель и общественный деятель, основоположник отечественною конституционализма, основатель украинского социалистического движения. Драгоманов провозглашал примат человека, его прав и свобод над государством и обществом. Критически относился к унитарным государственным структурам, республиканскому централизму, крайностям национализма, которые ограничивалй права и свободы, способствовали насилию над личностью. Именно человек- наивысшая ценность, гарантией прав которой может быть свободная самоуправляемая ассоциация (громада), а не государство, конфедсрация по типу швейцарской, или федерация по примеру США и Англии. Государство навязывается человеческому сообществу сверху, как внешнее неестественное образование. Унитарное, жестко организованное государство - это воплощение деспотизма,- диктатуры немногих. Федеративное государство базируется на самоуправлении, гарантиях природных прав и свобод человека, строгом офапичепии централизованного осуществления власти. Главная идея конституционного проекта Драгоманова - превращение Российской империи в децентрализованную федерацию, в которой украинцы формируют громаду, "Вiльну спiлку", цель которой экономическое, политическое и культурное освобождение не только украинского народа, но и других народов, гарантия прав и свобод человека.

Михаил Сергеевич Грушевский (18б6-'1934), украинский историк, политический деятель, автор нескольких конституционных проектов. Разработал политическую историю Украины, рассматривая украинский народ как целостность прежде всего в историке-политическом плане.;

Грушевский считал, что социальные интересы должны преобладать над государственно-национальными. После бурных революционных лет он стал сторонником преобладания государственно-политических факторов в жизни общества.

Политическая идеология Грушевского не ограничивалась политической историей. Ему принадлежит значительный вклад в концептуальное обогащение таких категорий, как политическая теория, политический процесс, политические институты, политическая культура, К примеру, политические процессы протекают под влиянием не только экономических, материальных и природно-биологических, но и под влиянием психологических, личностных, культуроведческих факторов, где значительную роль играет элита.

Он развивает и обогащает украинский конституционализм с учетом новых достижений конституционной зарубежной и. отечественной мысли. Он выступил с собственным проектом конституционного переустройства империи. Главные конституционные идеи ученого: децентрализация государства с широкой национальной или территориальной автономией; парламентское правление без использования прямых выборов в законодательные органы; разделение властей не только на традиционные законодательную, исполнительную и судебную власти, но и по вертикали, когда в регионах власть принадлежит сформированным демократическим путем национально-территориальным сеймам , а в центре — парламенту.

Центральное место в политических взглядах Грушевского занимао идея федерации, которая тесно связана с идеей примата интересов народа, общества над интересами государства.

Вячеслав Казимирович Липинский (1882-1931), украинский историк и политолог. Сформулировал доктрину украинской монархической государственности, которая включает идею наследственной монархии во главе с гетманом, которую он преподносит как политический идеал для Украины. Без гетманства невозможно примирить конфликт политических группировок в Украине, каждая из которых считала свою позицию единственно верной. Липинский считал республиканскую парламентскую демо­кратию непригодной для Украины. Управлять должна национальная аристократия, под которой он понимает лучших людей нации, без учета их происхождения и социального положения. Липинский классифицирует политические режимы, выделяя демократию, охлократию и классократию Для Украины наиболее приемлемой считал классократию. Он отстаивал идею независимости украинскою государства, считая единственной силой, способной осуществить эту идею, земледельцев-"хлеборобов".
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Политология» для студентов по направлению 030600. 62 журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Организационная культура сми» для...
Рабочая программа составлена на основании гос впо направлению 030600 «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики)
Рабочая программа по дисциплине «Политология» для студентов по направлению 030600. 62 журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Психология» для студентов по направлению...
Рабочая программа составлена на основании гос впо направлению 030600. 62 «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики)
Рабочая программа по дисциплине «Политология» для студентов по направлению 030600. 62 журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Основы журналистики» для студентов...
Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 – «журналистика» (квалификация бакалавр)
Рабочая программа по дисциплине «Политология» для студентов по направлению 030600. 62 журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Религиоведение» для студентов по...
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 030600 – «Журналистика»
Рабочая программа по дисциплине «Политология» для студентов по направлению 030600. 62 журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Современная пресс-служба» для студентов...
Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики)
Рабочая программа по дисциплине «Политология» для студентов по направлению 030600. 62 журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Основы рекламы и паблик рилейшинз»...
Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики)
Рабочая программа по дисциплине «Политология» для студентов по направлению 030600. 62 журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Общественное мнение и способы его...
Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 – «Журналистика» (квалификация бакалавр)
Рабочая программа по дисциплине «Политология» для студентов по направлению 030600. 62 журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Техника магнитной видеозаписи. Цифровые...
...
Рабочая программа по дисциплине «Политология» для студентов по направлению 030600. 62 журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Современный русский язык» для студентов...
...
Рабочая программа по дисциплине «Политология» для студентов по направлению 030600. 62 журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Интернет-журналистика» для студентов...
...
Рабочая программа по дисциплине «Политология» для студентов по направлению 030600. 62 журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Журналистика в Интернет» для студентов...
...
Рабочая программа по дисциплине «Политология» для студентов по направлению 030600. 62 журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Реклама в сми» для студентов по...
Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600– «журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики)
Рабочая программа по дисциплине «Политология» для студентов по направлению 030600. 62 журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Драматургия массовых мероприятий...
Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600 – «журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики)
Рабочая программа по дисциплине «Политология» для студентов по направлению 030600. 62 журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Основы информационного маркетинга»...
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 030600. 62 – журналистика (квалификация журналист)
Рабочая программа по дисциплине «Политология» для студентов по направлению 030600. 62 журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Психология журналистики» для студентов...
...
Рабочая программа по дисциплине «Политология» для студентов по направлению 030600. 62 журналистика iconРабочая программа по дисциплине «Спичрайтинг» для студентов по специальности...
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 030600. 62 – «журналистика» (квалификация журналист)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск