МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет
имени Н.Г. Чернышевского» Балашовский институт (филиал)
УТВЕРЖДАЮ:
Директор БИ СГУ
доцент А.В. Шатилова
_________________
«____» ___________ 20____ г.
Рабочая программа дисциплины
Нейропсихология
Направление подготовки
050400 Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки
Практическая психология образования
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная, заочная
Балашов
2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель освоения дисциплины 3
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы 3
3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины 3
Планируемые результаты обучения по дисциплине 3
4. Содержание и структура дисциплины 4
4.1. Объем дисциплины 4
4.2. Содержание дисциплины 5
4.3. Структура дисциплины 8
5. Образовательные технологии, применяемые при освоении дисциплины 10
Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине 10
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10
Самостоятельная работа студентов по дисциплине 10
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине 12
7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС 15
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 18
Литература по курсу 18
Основная литература 18
Интернет-ресурсы 19
Программное обеспечение 19
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины 20
1. Цель освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины «Нейропсихология» - формирование у студентов знаний о мозговой организации высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга, о возможностях нейропсихологии в обучении детей с нормальным, а также аномальным развитием.
.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина «Нейропсихология» относится к вариативной части дисциплин профессионального цикла (Б3.В2.8).
Для освоения данной дисциплины студенты используют биологические знания, умения, навыки, сформированные в результате обучения в средней общеобразовательной школе, а также в ходе изучения дисциплин «Анатомия и возрастная, физиология с основами педиатрии».
Изучение данного курса является необходимой основой для изучения дисциплин: «Клиническая психология», «Дефектология», «Конфликтология».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями (ПКСПП-1)
.
Планируемые результаты обучения по дисциплине
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
основные понятия нейропсихологии;
основные закономерности развития высших психических функций в норме и патологии;
мозговые механизмы высших психических функций;
теорию функциональной асимметрии полушарий, основные концепции межполушарного взаимодействия;
влияние латеральной организации (правшество, левшество) на развитие высших психических функций, характер обучения и особенности эмоционального реагирования;
основные типы нейропсихологических синдромов при локальных поражениях мозга;
методы изучения нарушений познавательной и эмоционально-личностной сфер у больных с локальными поражениями головного мозга;
основные направления деятельности нейропсихологов: психологическая диагностика, психокоррекция, психологическое консультирование, социальная реабилитация больных;
основные методические подходы (экспериментально-психологический, клинико-психологический) и методы нейропсисихологии;
нейропсихологические подходы в коррекции нарушений речевого развития в детском возрасте («развитие вербальной продуктивности»).
уметь:
использовать знания нейропсихологии при изучении других дисциплин;
применять знания нейропсихологии для решения научных и практических задач в других прикладных областях психологии
применять базовые клинико-нейропсихологические знания в практической работе с различными категориями детей и подростков, пропагандировать знания в области психогигиены;
выявлять нарушения высших психических функций при локальных поражениях головного мозга;
осуществлять квалификацию выявляемых в ходе диагностического нейропсихологического исследования нарушений высших психических функций
применять нейропсихологическую диагностику для выявления причин трудностей в обучении;
создавать индивидуальные коррекционные программы (с опорой на структуру дефекта, на индивидуальные «компенсаторные механизмы»).
владеть:
основными представлениями о методологии планирования, проведения и обработки результатов нейропсихологического исследования в клинике;
методиками Луриевской батареи нейропсихологической диагностики и интерпретацией выявляемых при их выполнении ошибок;
навыками количественного и качественного анализа нейропсихологических нарушений, позволяющего оформить грамотное нейропсихологическое заключение и адекватно подобрать методы и приемы нейропсихологической коррекции;
методами восстановления высших психических функций
навыками критического анализа специальной и научной литературы.
|