Скачать 271.37 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета ___________________________ «____» _______________20__ г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫДПП.Ф.05 Основы социальной работы (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом) 1.Цель и задачи дисциплины Цель: усвоение и понимание сущности социальной работы как теории и практики профессиональной деятельности с различными категориями людей, нуждающихся в социальной помощи, защите и поддержке. Задачи: - формирование представления о социальной работе как теории и практики профессиональной деятельности по оказанию помощи разным категориям людей, имеющим разные социальные проблемы и разные ресурсы их разрешения; - формирование умения ориентироваться в проблематике социальной работы и в структурных элементах системы социальных служб в России; - ознакомление и усвоение технологий социальной работы с различными группами населения; - выработка навыков самостоятельной работы с литературой по проблемам социальной работы. 2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины В процессе обучения учащиеся должны приобрести следующие знания, умения и навыки по общим направлениям данной дисциплины: Знать и понимать: - сущность и содержание социальной работы как теории и практической деятельности в современном мире; - цели, принципы, уровни, категории и закономерности, субъекты и объекты социальной работы; - взаимосвязь социальной работы с другими науками; - природу социальных проблем людей и необходимых действий по оказанию профессиональной помощи в их разрешении; - этический и профессиональный кодекс социального работника; - типологию технологий социальной работы и их функциональное значение; - основные направления, виды, формы социальной работы с различными группами населения; - инновации, тенденции в социальной работе. Уметь: - грамотно применять теоретические знания, полученные в период обучения, для решения личностных и профессиональных задач; - анализировать социальные проблемы и ситуации, возникающие в системе социальной работы, грамотно определять пути и способы их разрешения; - использовать виды и формы социальной работы с различными группами населения в практической деятельности; 3.Объем дисциплины и виды учебной работы
4.Содержание дисциплины 4.1.Разделы дисциплины и виды занятий 6 семестр
7 семестр
4.2.Содержание разделов дисциплины РАЗДЕЛ 1. Введение в социальную работу. Тема 1. Социальная работа как феномен современного мира (2 часа). Лекционный блок (2 ч.). Предмет и задачи курса. Сущность социальной работы как теории и практической деятельности в современном мире. РАЗДЕЛ 2. История социальной работы в России и за рубежом. Тема 2. История развития социальной работы в «старой» и «новой» России и за рубежом (4часа). Практический блок (4 ч.). История социальной работы в «старой» России. Становление и развитие социальной работы в современной России. Система социальной защиты населения. Становление социальной работы за рубежом. Основные модели социальной поддержки населения в современном мире. Международный опыт практической социальной работы. РАЗДЕЛ 3. Социальная работа как наука. Тема 3. Социономия – теория социальной работы (2 часа). Лекционный блок (2 ч.). Сущность социальной работы как нового научного направления. Объект и предмет социальной работы. Понятийно-категориальный аппарат социономии. Основные категории, закономерности, принципы, уровни социальной работы. Тема 4. История и типология теорий социальной работы (4 часа). Лекционный блок (4 ч.). Типы теорий и моделей социальной работы и история их развития: философско-гуманистическая, морально-терапевтическая, психодинамическая, валеологическая, педагогическая, марксистская, социально-радикальная, когнитивная модели. Современная классификация теорий и моделей социальной работы. Тема 5. Социальная работа в системе наук (2 часа). Практический блок (2 ч.). Социально-философские проблемы социальной работы. Социальная работа и история. Социальная работа и культурология. Социальная работа и социология. Социальная работа и валеология. Социальная работа и социальная политика. Социальная работа и конфликтология. Социальная работа и религия. Социальная работа и история. Взаимосвязь психологии и социальной работы. Педагогический компонент в социальной работе. Системный подход в социальной работе. РАЗДЕЛ 4. Социальная работа как практическая деятельность. Тема 6. Социальная работа как отрасль социальной политики государства (4 часа). Лекционный блок (4 ч.). Социальная работа как отражение целей социальной политики государства. Социальная работа как механизм реализации социальной политики государства: социальное обслуживание, социальное обеспечение, социальная защита, социальная поддержка, социальное страхование, социальная помощь, социальная реабилитация. Понятие профессиональной деятельности. Социальная работа как профессия. Взаимосвязь профессиональной и непрофессиональной социальной работы. Тема 7. Особенности социальной работы как непрофессиональной деятельности (2 часа). Практический блок (2 ч.). Филантропический подход к социальной работе. Понятие непрофессиональной (добровольческой) деятельности. Волонтерство в социальной работе. Социальная работа в религиозных (конфессиональных) организациях. РАЗДЕЛ 5. Социальный работник и его клиент как субъекты взаимодействия Тема 8. Клиент как объект познания социальным работником. Социальный работник как субъект помощи (2 часа). Практический блок (2 ч.). Клиент как объект профессионального взаимодействия социального работника и индивида, имеющего проблему на уровне социальных, ментальных, психоментальных связей с обществом, группой и самим собой. Квалификационная характеристика социального работника: должностные и функциональные обязанности, профессиональная компетентность. Личность социального работника: профессиональные и духовно-нравственные качества. Этический и профессиональный кодекс социального работника. Профессионализм в социальной работе: сущность, факторы формирования. Профессиональные риски в социальной работе. Тема 9. Типология проблем и их место в социальной работе (2 часа). Практический блок (2 ч.). Личностная проблема, ее истоки, субъективный характер. Понятие «социальная проблема»: специфика, базисные концепции. Причины возникновения проблем. Типология социальных проблем. Уровни, способы решения социальных проблем. Социальные проблемы и использование ресурсов в их разрешении. Понятие и виды ресурсов. РАЗДЕЛ 6. Теоретические основы технологии социальной работы. Тема 10. Технологический процесс: сущность и содержание (4 часа). Лекционный блок (4 ч.). Социальная технология: понятие, типы, виды. Социальная работа как один из видов социальных технологий. Структура и содержание технологического процесса в социальной работе. Основные этапы технологического процесса. Технологичность и творчество в социальной работе. Тема 11. Типология технологий социальной работы (4 часа). Лекционный блок (4 ч.). Принципы и критерии классификации технологий социальной работы. Факторы, определяющие многообразие социальных технологий. Характеристика основных типов технологий социальной работы: функциональные технологии, инновационные технологии, технологии разрешения противоречий и конфликтов. Целеполагание в социальной работе: сущность, принципы, содержание и значение. РАЗДЕЛ 7. Функциональные технологии социальной работы Тема 14. Классификация технологий социальной работы (36 часов). Лекционный блок (28 ч.). Социальное прогнозирование: понятие, назначение, виды, этапы и результативность. Социальное проектирование: понятие, назначение, цель, функции, элементы, методы, этапы, результативность. Социальная профилактика: понятие, подходы, принципы, цель, сущность и виды (формы). Социальная адаптация: понятие, сущность и содержание, виды, методы, основные этапы. Социальная диагностика: понятие, сущность, принципы, методы, требования. Социальная реабилитация: понятие, сущность, принципы, виды, формы и методы. Социальное посредничество: понятие, этапы, приемы, формы, требования. Социальное консультирование: понятие, типы, принципы, этапы, техники. Основные и вспомогательные средства социального воздействия: понятие, характеристика. Методы групповой работы: понятие, сущность, классификация, этапы и результаты. Практический блок (8 ч.). Социальная коррекция и терапия в социальной работе: понятие, направления, принципы, методы и формы, условия эффективности. Техники социального консультирования. Социальная экспертиза: понятие, назначение, функции, модели, эффективность. Социальная опека и попечительство: понятие, сущность и содержание, требования. Социальный контроль (надзор): понятие, субъекты и объекты, виды, функции. РАЗДЕЛ 8. Социальная работа с различными группами населения. Тема 15. Социальная работа с различными категориями населения (16 часов). Лекционный блок (10 ч.). Технологии социальной работы с семьей: сущность, формы и методы, нормативно-правовое обеспечение. Социальная работа с пожилыми людьми. Технология социальной работы с инвалидами. Социальная работа с дезадаптированными детьми и подростками. Социальная работа с военнослужащими и их семьями. Типология и назначение социальных служб. Практический блок (6 ч.). Социальная работа с молодежью. Социальная работа с женщинами. Технологии социальной работы с мигрантами, беженцами и национальными меньшинствами. Социальная работа с безработными и профессионально дезадаптированными людьми. РАЗДЕЛ 9. Социальная работа в различных учреждениях и ведомствах. Тема 16. Практика социальной работы в России (6 часов). Лекционный блок (4 ч.). Практика социальной работы в системе социальной защиты населения: понятие, история, сущность, факторы формирования и развития. Практический блок (2 ч.). Технологии социальной работы в системе образования и здравоохранения. Технологии социальной работы в сфере труда и занятости. Социальная работа в экстремальных ситуациях и с группами риска. РАЗДЕЛ 10. Управление социальной работой. Тема 17. Система управления социальной работой: содержание и организационная структура (6 часов). Лекционный блок (4 ч.). Понятие и основные направления социального управления. Функции социального управления. Эффективность, социальные нормы и потребности. Практический блок (2 ч.). Показатели и индикаторы эффективности социальной работы. Методики оценки эффективности социальной работы. 5. Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6.Учебно–методическое обеспечение дисциплины 6.1.Рекомендуемая литература а) основная литература:
б) дополнительная литература:
6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины Рабочая программа по данному курсу, составленная преподавателями кафедры социальной педагогики ТГПУ. Перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников, которые необходимо посетить при изучении дисциплины. 7.Материально–техническое обеспечение дисциплины Мультимедийные средства. 8.Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации преподавателю Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций, лекций-бесед, лекций вдвоем (преподаватель и представитель от социального учреждения)); практических / семинарских занятий (в виде демонстрации и обсуждения видеопрограмм, деловых игр, мозговых штурмов, работы в микрогруппах – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентация проектов), организация экскурсий в социальные учреждения, службы и организации г. Томска; различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, зачет, экзамен. Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной литературы, законодательной и другой нормативно-правовой документации, анализ уставной документации социального учреждения, анализ социально-педагогической ситуации, задачи, сбор и анализ практического материала в СМИ, ведение словаря и методической папки социального педагога, проектирование, выполнение тематических творческих заданий, подготовка сообщений, докладов и рефератов по предлагаемым темам. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом. 8.2 Методические указания для студентов Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Задания.
Термины и категории социальной работы и социальной педагогики
8.3. Тематика рефератов
8.4. Перечень вопросов к зачету (6 семестр)
8.5. Перечень вопросов к экзамену (7 семестр)
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031300.00 «Социальная педагогика» с дополнительной специальностью. Программу составили: Ст. преподаватель кафедры социальной педагогики___________Дроздецкая И.А. Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной педагогики протокол №_______от ______________20___ г. Зав. кафедрой ___________Яковлева А. Г. Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией Педагогического факультета ТГПУ Председатель методической комиссии Педагогического факультета__________Яркина Т. Н. Согласовано: Декан Педагогического факультета __________Титова Г. Ю. |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Учебная дисциплины Гиревой спорт относится к дисциплине по выбору студента б в. 16, вариативная часть | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины: подготовка специалистов со знанием основ маркетингового подхода в коммерческой деятельности,... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Направленность содержания занятий по физической культуре должна быть посвящена решению образовательных, воспитательных, оздоровительных,... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Целью дисциплины является формирование профессиональных знаний и умений теории и методики восстановительных средств в области физкультурно-оздоровительной... |