Российской Федерации «утверждаю»





Скачать 161.08 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации «утверждаю»
Дата публикации09.03.2016
Размер161.08 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Военное дело > Примерная программа

Министерство образования и науки Российской Федерации



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор Департамента государственной политики

в сфере образования


_________________И.И. Калина



«___»_________2004 г.

РЕКОМЕНДОВАНО

Учебно-методическим объединением

по образованию в области театрального искусства.

Председатель

О.П. Табаков

21 октября 2004 г.





Примерная программа дисциплины




"РЕЖИССУРА И АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ "

федерального компонента цикла СД ГОС ВПО второго поколения

по специальности 050200 «Режиссура театра» –

квалификация «Режиссер музыкального театра»


Москва

2004

Примерная программа дисциплины "Режиссура и актерское мастерство в музыкальном театре" федерального компонента цикла СД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом второго поколения по специальности 050200 «Режиссура театра» – квалификация «Режиссер музыкального театра».

© Министерство образования и науки Российской Федерации, 2004.

© Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области театрального искусства, 2004.

I. Организационно - методический раздел
1. Цель курса

Основной целью курса является подготовка высококвалифицированного специалиста – режиссера музыкального театра, к профессиональной творческой деятельности – постановке музыкальных спектаклей разных жанров (опера, оперетта, мюзикл и др.) в соответствии с современными художественными требованиями к режиссуре в музыкальном театре.
2. Задача курса
Раскрытие индивидуальных способностей студента на базе освоения основ режиссерской профессии, особенностей работы режиссера в музыкальном театре. Внимательное изучение деятельности выдающихся режиссеров драматического и музыкального театра, основоположников современной режиссуры и театральной педагогики, а также изучение теоретического театрального наследия великих русских и зарубежных композиторов. Формирование у будущих режиссеров понимания важности нравственной позиции и личной ответственности художника перед обществом.


3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Курс «Режиссура и актерское мастерство в музыкальном театре», находящийся в тесном взаимодействии с курсами «Постановочная работа режиссера в музыкальном театре» и «Анализ музыкальной драматургии», является основной профессиональной дисциплиной и использует все творческие навыки, приобретаемые студентами в ходе освоения практических курсов в циклах общепрофессиональных и специальных дисциплин, связанных со сценической речью, пением, музыкальным и пластическим воспитанием.

«Режиссура и актерское мастерство в музыкальном театре» опирается также на теоретические знания, усвоенные студентами в цикле общепрофессиональных дисциплин («История театра», «Организация театрального дела в России» и др.) и в цикле специальных дисциплин («История музыки и музыкального театра»). Важными для освоения дисциплины являются нравственные, эстетические и жизненные позиции будущих специалистов, формированию которых способствует изучение ими общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин («Отечественная история», «Философия» и др.). Освоению курса способствует производственная практика.

4. Требования к уровню освоения содержания курса
Современный режиссер музыкального театра это идейно зрелый, всесторонне образованный, обладающий гражданской позицией художник, способный возглавить большой творческий коллектив, объединив его творческой волей, идейно-художественным замыслом, эстетической программой, отвечающей требованиям современности.

В результате освоения дисциплины «Режиссура и актерское мастерство в музыкальном театре» студент должен:

  • хорошо знать теоретическое и практическое наследие современной режиссуры;

  • понимать законы музыкальной драматургии, как в классических, так и в современных музыкально-сценических произведениях;

  • владеть разными методиками режиссерского анализа музыкально-драматического произведения;

  • уметь создавать действенную партитуру и развернутый постановочный режиссерский план музыкального спектакля;

  • владеть всеми необходимыми элементами режиссерской техники;

  • освоить и применять приемы психотехники в работе с артистами;

  • иметь навыки работы в творческом коллективе во взаимодействии с артистами, дирижером, балетмейстером, художником;

  • свободно ориентироваться в литературе по проблемам театрального искусства, музыкального театра.


II. Содержание курса

1. Разделы курса
Раздел I. Артист и режиссер в музыкальном театре.

Раздел II. Режиссерский этюд.

Раздел III. Освоение всех этапов подготовки спектакля в музыкальном театре.

2.Темы и их краткое содержание1
Раздел I. Артист и режиссер в музыкальном театре
Тема 1. Развитие актёрского аппарата. Особенности внутренней и внешней                          техники актёра музыкального театра

Место музыкального театра среди прочих видов искусства; особенности актерского искусства и его методологическое отличие от других профессий; особенности природы человека-актера; основные этапы возникновения и развития различных актерских и вокальных школ; этика и дисциплина как необходимые элементы коллективного творчества.

Практическая работа по первоначальному освоению элементов органического действия на сцене: развитие природных актёрских данных, психофизический тренинг овладения основными элементами внутренней и внешней актёрской техники (внимание, освобождение мышц, воображение, чувство правды и вера, наблюдательность, память физических действий и ощущений, и т.д.).

Законы органичного существования на сцене: логика и последовательность поступков, восприятие, оценка, воздействие, кинолента видений, внутренняя речь как основа (контролёр) органичности поведения.

Структура сценического действия (предлагаемые обстоятельства, событие, конфликт, задача и пр.), обоснованность, целесообразность и продуктивность сценического существования.

Групповые упражнения, подводящие к пониманию и освоению элементов сценического общения. Роль музыки как организующего начала в упражнениях по освоению элементов психотехники актера.

«Я в предлагаемых обстоятельствах» как основополагающее условие при выполнении упражнений и этюдов.
Тема 2. Режиссура в музыкальном театре

Коллективный характер театрального искусства. Этика Станиславского.

Народность русского музыкального театра. Синтетическая природа музыкального театра и его связь со смежными искусствами.

Дирижер музыкального театра. Актер-певец. Режиссер в музыкальном театре — лидер, объединяющий весь творческий процесс создания музыкального спектакля.

Действие в музыкальной драматургии.

Понимание современности в музыкальном театре.

Раздел II. Режиссерский этюд
Тема 3. Основные задачи режиссерского этюда

Работа над режиссерским этюдом – основа начальной стадии обучения режиссера. Режиссерский этюд, прообраз спектакля. Этюд как освоение процесса создания действенной партитуры спектакля. Этюд и важнейшие категории режиссерского искусства: сценическое действие, событие, сверхзадача, сквозное действие, логика поведения и поступков действующих лиц

Внимание, восприятие, оценка, физическое самочувствие, другие важнейшие элементы внутренней техники актера в режиссерском этюде.

Темы этюдов. Жизненные наблюдения и режиссерская фантазия.

Теоретическое изучение и практическое освоение в этюдах основных элементов режиссерской техники, выразительных средств режиссера (темпо-ритм, композиция, мизансцена, атмосфера, решение сценического пространства и др.).
Тема 4. Режиссерские этюды на темы изобразительного искусства или           литературы

Выбор произведения для режиссерского этюда. Освоение на примере живописного или литературного произведения основ анализа предлагаемых обстоятельств, определения событий, конфликта в контексте авторского стиля, авторского видения. Определение атмосферы произведения, задач действующих лиц, внутреннего содержания мизансцены, данной автором в картине или в литературном описании. Сочинение на этой основе действенной партитуры. Работа с актерами. Адекватность практического результата замыслу.
Тема 5. Музыка в этюде. Этюды на музыкальные произведения

Особое место музыки в работе над режиссерскими этюдами.

Музыка как источник режиссерской фантазии. Действенная направленность музыки в театре, ее неразрывная связь с человеком, его поступками, характером, его борьбой. Музыки, не несущей конкретного смысла, в музыкальном театре не существует, так же, как не существует в музыкальном театре персонажа или конфликта без предназначенной им и насыщающей их музыки.

Особенности музыкального произведения: музыкальная фраза, ритм, его изменение, инструментовка и т.п. Построение на этой основе актерского действия в этюде, в нафантазированных музыкой предлагаемых обстоятельствах.

«События» в музыке. Событийный ряд и музыкальная драматургия этюда, соответствие им актерского действия, поступков действующих в этюде лиц, их взаимоотношения. События этюда, придуманного режиссером, в соотнесении с драматургическими изменениями в музыке.

Адекватность этюда стилю, жанру, особенностям выразительного языка и музыкального мышления композитора.

Раздел III. Освоение всех этапов подготовки спектакля в музыкальном театре
Тема 6. Подготовительная работа режиссера

Выбор произведения для постановки. Понимание соответствия произведения сегодняшнему дню.

Поиск необходимых материалов, изучение эпохи и быта, подробностей авторского стиля и видения жизни, изучение нотных, литературных, иконографических материалов.

Тема 7. Режиссерский анализ драматургического материала

Освоение составляющих процесса режиссерского анализа драматургического материала. Определение темы произведения на основе изучения обстоятельств создания произведения, работы, жизни автора, его отношения к эпохе, отображенной в драматургии. Идея произведения, его сверхзадача, мировоззрение автора. Основной конфликт, сквозное действие и основные события, как этапы развивающегося действия, борьба персонажей (развитие действия и контрдействия). Характеры действующих лиц, через их отношения к событиям и их поступки. Образное «зерно» каждой роли, ее сквозное действие и сверхзадача. Стиль и жанр литературного или музыкального произведения, природа образного мышления автора. Внимательное изучение и действенное понимание ремарок драматурга (либреттиста) и указаний композитора. Режиссерское видение спектакля.
Тема 8. Работа над инсценировкой

Работа режиссера над инсценировкой в музыкальном театре с целью развития, дополнения, укрупнения обстоятельств и событий, только лишь намеченных в либретто музыкального произведения. Важность режиссерской работы над инсценировкой для воспитания в студенте вкуса к пониманию действенной природы сценического искусства, понимания автора, а так же воспитанию умения перевести произведения литературы на сценический язык, находить для этого специфически театральные выразительные средства.
Тема 9. Подготовительная работа с дирижером, балетмейстером, художником

Обсуждение режиссерского замысла с дирижером (музыкальным руководителем курса), определение с ним состава исполнителей, решение проблем, связанных с музыкальными и вокальными особенностями выбранного произведения.

Согласование совместных действий с балетмейстером (если в задуманном спектакле есть хореографические куски).

Работа с художником над пространственным решением спектакля, эскизами и макетом будущего спектакля.
Тема 10. Действенная партитура музыкального произведения

Создание действенной партитуры музыкального произведения как важный этап работы режиссера в музыкальном театре. Освоение навыка разработки действенной партитуры на материале фрагментов из оперных произведений, предшествующих вокальным сценам: нахождение таких предлагаемых обстоятельств действия, которые приводят действующее лицо к необходимости выражать себя через пение.
Тема 11. Репетиционный период

Плодотворность метода действенного анализа в работе над музыкальной драматургией. Этюдный метод как один из важнейших способов постепенного приближения к авторскому материалу, к сценическому «присвоению» авторского текста и авторских предлагаемых обстоятельств. Проверка в этюде событий, отношений, конфликтов, определенных в застольный период анализа произведения.

Проблема действенного пения. Спетое слово, вокальная и музыкальная интонации, наполненные точным смыслом, как итог постижения сценического образа в музыкальном театре. Создание непрерывной линии внутренней жизни актера-певца на сцене. Верное интонирование, умение действовать пением, умения разговаривать пением.

Организация репетиций в классе и на сцене в выгородке под рояль. Оркестровые и «сидячие» оркестровые репетиции.

Тема 12. Выпускной период

Объединение всех элементов спектакля в выпускной период. Артисты, дирижер, художник, балетмейстер вместе с режиссером как соавторы создаваемого будущего спектакля.

Монтировочные репетиции, световые, прогоны, генеральные репетиции.


3. Самостоятельная работа
Студенты получают конкретные задания для самостоятельной работы в процессе освоения курса. Характер этих заданий определяется в ходе практических занятий в соответствии с их тематикой.
4. Курсовые работы, рефераты
При освоении курса «Режиссура и актерское мастерство в музыкальном театре» курсовые работы осуществляются в виде подготовки этюдов, отрывков и учебных спектаклей в различных жанрах музыкального театра. Репертуар определяется по выбору студента, согласованному с руководителем курса, исходя из совокупных психофизических характеристик отдельных студентов, учебной группы в целом. Большие возможности в выборе учебного репертуара появляются при совместном обучении режиссеров и артистов музыкального театра.

Примерные темы рефератов для семинарских занятий:

  • этика Станиславского;

  • коллективный характер театрального искусства;

  • народность русского музыкального театра;

  • синтетическая природа музыкального театра и его связь со смежными искусствами;

  • дирижер музыкального театра;

  • актер-певец;

  • режиссер в музыкальном театре — лидер, объединяющий весь творческий процесс; создания оперного спектакля;

  • действие в музыкальной драматургии;

  • понимание современности в музыкальном театре.



5. Экзамену по всему курсу
Экзамен по всему курсу засчитывается по результатам освоения студентом материала и оценивается в соответствии с требованиями к уровню освоения содержания курса на основе показа актерских и режиссерских работ студентов в этюдах, учебных отрывках, спектаклях, концертных номерах.

III. Распределение часов курса по темам и видам работы 1



№№

тем


Наименование тем и разделов


ВСЕГО (часов)

Аудиторные практичес-кие занятия и семинары

(часов)

Самосто-ятельная работа (часов)



Раздел I. Артист и режиссер в музыкальном театре


668

582

86

1

Развитие актёрского аппарата. Особенности внутренней и внешней техники актёра музыкального театра


518

478

40

2

Режиссура в музыкальном театре


148

102

46



Раздел II. Режиссерский этюд


936

740

196

3

Основные задачи режиссерского этюда

130

90

40

4

Режиссерские этюды на темы изобразительного искусства или  литературы

306

250

56

5

Музыка в этюде. Этюды на музыкальные произведения


502

402

100



Раздел III. Освоение всех этапов подготовки спектакля в музыкальном театре


1046

788

258

6

Подготовительная работа режиссера


144

84

60

7

Режиссерский анализ драматургического материала


260

180

80

8

Работа над инсценировкой


140

80

60

9

Подготовительная работа с дирижером, балетмейстером, художником


154

134

20

10

Действенная партитура музыкального произведения


56

40

16

11

Репетиционный период


162

150

12

12

Выпускной период


130

120

10



ВСЕГО:


2650

2110

540



IV. Форма итогового контроля
Экзамен.
V. Учебно-методическое обеспечение курса

V. Учебно-методическое обеспечение курса



1. Рекомендуемая литература (основная)

Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. М., 1952


Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Вахтангова. М., 1957

Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. М., 1982

Кнебель М.О. поэзия педагогики. М., 1984

Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. М., 1968

Немирович-Данченко В.И. Театральное наследие. М., 1952

Попов А. О художественной целостности спектакля. М., 1957
Акулов Е. Оперная музыка и сценическое действие. М., 1978

Ансимов Г. Режиссер в музыкальном театре. М., 1980

Гозенпуд А. Русский оперный театр и Шаляпин. Л., 1973

Марков П.А. Режиссура Немировича-Данченко в музыкальном театре. М., 1960

Оперные либретто. М., 1982

Покровский Б.А. Об оперной режиссуре. М., 1973

Покровский Б.А. Размышления об опере. М., 1979
2. Рекомендуемая литература (дополнительная)
Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве // Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8-ми тт., Т.1. М., 1954

Станиславский К.С. Этика. М., 1981

Таиров А.Я. О театре. М., 1970

Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2-х т. Л., 1980

Чехов М. Литературное наследие. В 2-х т. М., 1986

Эфрос А. Профессия – режиссер. М., 1979
3. Аудиозаписи, кино-, видео-, телефильмы, мультимедиа и т.п.
В процессе обучения используются аудио- и видеоматериалы по темам занятий.


Автор-составитель: профессор А.А. Бармак
Рецензент: профессор И.А. Богданов


1 Освоение дисциплины не предполагает непременно последовательного изучения тем.

1 Дисциплина «Мастерство артиста музыкального театра» носит практический характер, поэтому лекции в видах работы не предусмотрены. Необходимые теоретические вопросы разбираются в ходе практических занятий.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации «утверждаю» iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской Федерации «утверждаю» iconМинистерство здравоохранения российской федерации министерство транспорта...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Российской Федерации «утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
Специальность 021100 «Юриспруденция» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686
Российской Федерации «утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
Специальность 021100 «Юриспруденция» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686
Российской Федерации «утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
Специальность 021100 “Юриспруденция” утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686
Российской Федерации «утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
Направление 521400 «Юриспруденция» утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686
Российской Федерации «утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
Направление 521400 “Юриспруденция” утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686
Российской Федерации «утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
Специальность 021100 «Юриспруденция» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686
Российской Федерации «утверждаю» iconРоссийской федерации утверждаю
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 14 января 2003 г. №39
Российской Федерации «утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 г. №686
Российской Федерации «утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
...
Российской Федерации «утверждаю» iconМинистерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное...
Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 10. 2011 n 856 "о программе государственных гарантий...
Российской Федерации «утверждаю» icon«утверждаю» заместитель министра образования российской федерации
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. №686
Российской Федерации «утверждаю» iconОбразования и науки российской федерации утверждаю
Направление подготовки 230200 Информационные системы утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 12...
Российской Федерации «утверждаю» icon«утверждаю» заместитель министра образования российской федерации
Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 28. 04. 2003 №1882
Российской Федерации «утверждаю» iconУтверждаю согласовано
Анализ и разработка предложений по созданию системы смарт-технологий в субъектах Российской Федерации в рамках реализации мероприятий...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск