Скачать 134.31 Kb.
|
Тема бездуховности в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Цели: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Тип урока: комбинированный. Вид урока: смешанный. Метод: Информационно-рецептивный Оборудование: Компьютер, проектор Ход урока
– Что такое духовный мир человека? Это понятие охватывает все богатство чувств и разума, это высший уровень развития зрелой личности. На этом уровне мотивом жизни человека становятся не личные интересы, а высшие человеческие ценности: истина, добро, красота. - Бездуховность – это, наоборот, низкий уровень развития при котором человек не способен увидеть и почувствовать красоту окружающего мира, а значит, он не способен и создать что-то ценное, что бы оставило след. - В каком году написан рассказ? (в 1915). - Какое историческое событие происходило в это время? (Первая мировая война). - Двое из вас подготовили сообщение и презентацию о ней. Выступление 1.
Война в 1914 году разворачивалась на двух основных театрах военных действий — французском и русском, а также на Балканах (в Сербии), на Кавказе и Ближнем Востоке (с ноября 1914 года), в колониях европейских государств — в Африке, в Китае, в Океании. В 1914 году все участники войны собирались закончить войну за несколько месяцев путём решительного наступления; никто не ожидал, что война примет затяжной характер. Слайд . Действия начала 1915 года показали, что сложившийся тип военных действий создает огромную нагрузку на экономики воюющих стран. Новые сражения требовали не только мобилизации миллионов граждан, но и гигантского количества вооружений и боеприпасов. Довоенные запасы оружия и боеприпасов исчерпались, и воюющие страны начали активно перестраивать свои экономики под военные нужды. Война из сражения армий постепенно стала превращаться в сражение экономик. Активизировались разработки новой военной техники, как средства выхода из патовой ситуации на фронте; армии становились всё более и более механизированными. - О том, как отреагировал на эти события И. Бунин, следующие сообщение и презентация. Выступление 2. Первая мировая война была воспринята Буниным как величайшее потрясение и предзнаменование крушения России. С резкой враждебностью встретил он и Февральскую революцию, и Октябрьскую, запечатлев свои впечатления от этих событий в дневнике-памфлете Окаянные дни (опубл. в 1935, Берлин). «Я писатель, и какое значение имеет мой голос? Совершенно никакого.. Миллионы народа они готовят на убой, а мы можем только возмущаться, не более. Древнее рабство? Сейчас рабство такое, по сравнению с которым древнее рабство сущий пустяк». По словам Бунина, написанию рассказа способствовала случайно увиденная летом 1915 года в Москве в витрине книжного магазина обложка повести Томаса Манна «Смерть в Венеции»: в начале сентября 1915 года, находясь в гостях у двоюродной сестры в Орловской губернии, «я почему-то вспомнил эту книгу и внезапную смерть какого-то американца, приехавшего на Капри, в гостиницу „Квисисана“, где мы жили в тот год, и тотчас решил написать „Смерть на Капри“, что и сделал в четыре дня — не спеша, спокойно, в лад осеннему спокойствию сереньких и уже довольно коротких и свежих дней и тишине в усадьбе… Жена писателя В. Н. Муромцева-Бунина вспоминает слова мужа, сказанные им во время путешествия на пароходе: «Если разрезать пароход вертикально, то увидим: мы сидим, пьем вино, а машинисты в пекле работают…Справедливо ли это?» Слайд. - У вас есть вопросы к докладчикам? (слушатели задают вопросы, докладчик отвечает). - Итак, какая же связь между жизнью и смертью богатого американца и Первой мировой войной? (И. А. Бунин написал рассказ под сильным впечатлением от событий Первой мировой войны. В образе главного героя он хотел показать олигархов, в интересах которых и была развязана война, принесшая с собой многие миллионы жертв). - По какому маршруту путешествовал герой? Выступление 3. «Маршрут был выработан господином из Сан-Франциско обширный…. (чтение фрагмента рассказа и просмотр презентации). - Прочитайте в тексте, какие чувства вызывает у героя красота природы этих мест. А у автора? (чтение фрагментов рассказа). Слайд. Выступление 4. Город Неаполь. В одной из старинных легенд говорится о том, что после сотворения мира Господь пожелал равномерно рассеять красоту по всей земле, но случайно чихнул, и красота, выскользнув из рук Создателя, упала на одно-единственное место – Неаполь. Возможно, именно этот «божественный казус» может объяснить неповторимый облик города: здесь все красиво, но при этом словно бы поставлено с ног на голову. Почти каждая эпоха оставила след в облике Неаполя. Античные руины есть в окрестностях города – археологические зоны Байя, Кума, Поццуоли, а также в уникальных музеях под открытым небом – Помпеях и Геркулануме. В самом городе щедро представлены памятники более поздних исторических периодов. Неаполь, наряду с Флоренцией, Венецией и Римом, входит в число самых знаменитых и часто посещаемых городов Италии.Всего в 12 км от юго-восточной окраины Неаполя возвышается гора Везувий. После последнего извержения 1944 г. грозный вулкан, по заверениям ученых, «дремлет». Однако окутанные облаком серных испарений Флегрейские поля и повышенная сейсмическая активность не позволяют говорить о затухании вулканической деятельности Везувия. Подтверждением этому служит и катастрофическое землетрясение, случившееся в Неаполе в 1980 г.Неаполь – это город искусства в изначальном смысле этого слова: искусство здесь рождается в самой почве, в самых простых аспектах быта, в народных песнях, танцах, кульминируя в замечательных памятниках архитектуры, живописи, ваяния. Улицы города, буквально уставленные высококлассными монументами, заполнены той толпой, что и делает Неаполь Неаполем. Национальный музей и Галерея Каподимонте. Один из самых известных неаполитанских музеев — Национальные музей и галерея Каподимонте (Museo e Gallerie Nazionali di Capodimonte). Галерея Каподимонте размещена в бывшей резиденции Карла Бурбона, построенной в 1738 году, в северной части Неаполя. В музее находится заметная коллекция оружия, богатое собрание изделий из бронзы и слоновой кости. Обширная коллекция живописи, которая может сравниться с лучшими собраниями галерей Рима, Флоренции и Венеции, содержит полотна великих живописцев Италии. Жемчужинами коллекции считаются работы Тициана, Рафаэля, Микеланджело, Караваджо, Боттичелли, Мазолино и Джованни Беллини. Также достойна внимания коллекция драгоценного фарфора, представленная в «Фарфоровом кабинете» галереи. Под дворцом находятся катакомбы Сан Дженнаро, (II век), в которых хранятся мощи Святого Януария. Чертоза ди Сан-Мартино (Certosa di San Martino) Рядом с замком Кастель Нуово находится Картезианский монастырь — Чертоза ди Сан-Мартино (Certosa di San Martino), имеющий не только обширную коллекцию художественных сокровищ, но и прекрасную обзорную площадку с видом на Неаполитанский залив. Строительство монастыря было начато в 1325 году при Карле, герцоге Калабрийском, и закончено в 1368 году при королеве Джованне. Здание монастыря имеет черты типичного неаполитанского барокко. Однонефный интерьер собора поражает роскошной мраморной отделкой.Внутри монастыря сегодня располагается Национальный музей Сан-Мартино. В его 90 залах экспонируется огромное собрание статуэток и неаполитанских рождественских фигурок — презепи. Национальный археологический музей Неаполя (Museo Archeologico Nazionale di Napoli) Национальный археологический музей Неаполя знаменит обширной коллекцией греческих и римских древностей. Этот музей занимает одно из ведущих по значимости мест среди культурных центров не только Италии, но и всего мира. Здание музея было построено в 1586 году при испанском вице-короле доне Педро Хироне. Первый этаж занимает собрание античной скульптуры, большинство экспонатов которого размещается в первых 15-ти из более чем 40-ка залов этажа. Наиболее известны статуи Афины и Афродиты. Еще более впечатляющи Фарнезский Геркулес и Фарнезский бык — самая большая скульптурная композиция античных времен из дошедших до наших дней. Пространство между первым и вторым этажами занимают знаменитые мозаики, найденные при археологических раскопках в Помпеях, а также экспонаты, иллюстрирующие историю Неаполя. На втором этаже музея стоит осмотреть Зал фресок с фресками из Помпей, Геркуланума и Стабии, а также Зал храма Изиды, воспроизводящий интерьер храма Изиды в Помпеях с помощью предметов искусства из настоящего древнего храма. Выступлние звучит на фоне видеоролика, подготовленного студентами, и католической музвки. (виртуальная экскурсии по музеям Неаполя и «Аве Мария» Шубертиа). - Найдите в тексте описание посещения господином музеев и храмов Неаполя. (Чтение фрагментов рассказа). - Какой мотив повторяется? (Мотив смерти: «мертвенно-чистые», «огромная пустота», «гробовая тишина», холод). - О чем это говорит? (Автор показывает духовную пустоту своего героя, физически он еще жив, но душа его уже давно мертва). Выступление 5. Картина Айвазовского «Вид на Везувий в лунную ночь» написана маслом. Она писалась с 1817 по 1900 год. Так как художник был маринистом, он потрясающе живо изобразил спокойный, спящий океан. От картины в целом веет спокойствием, если бы не разбушевавшийся Везувий на заднем плане. И хотя вулкан изображён на заднем плане, художник не обделяет его вниманием. Сейчас картина находится в музее города Волгограда. Картина Айвазовского «Вид на Везувий в лунную ночь» написана маслом. Она писалась с 1817 по 1900 год. Так как художник был маринистом, он потрясающе живо изобразил спокойный, спящий океан. От картины в целом веет спокойствием, если бы не разбушевавшийся Везувий на заднем плане. И хотя вулкан изображён на заднем плане, художник не обделяет его вниманием. Сейчас картина находится в музее города Волгограда. Картина Рубенса «Снятие со креста» - Этот алтарный образ по праву считается одной из самых мощных и величественных картин Рубенса. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном Соборе Антверпена. Художник создал их вскоре после своего возвращения из Италии, но первоначально они рассматривались, как совершено самостоятельные. Картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Друг Рубенса, Николас Рококос, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Очевидно, именно Рококос и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Слайд. - У вас есть вопросы к докладчикам? (слушатели задают вопросы, докладчик отвечает). -Найдите в тексте описания Везувия или др. мест изображенных Айвазовским. - Итак, почему прекрасные пейзажи и произведения искусства не вызывают никаких чувств у героя? (Это бездуховный человек. Он не стремится ни к чему, кроме удовлетворения животных потребностей). - Язык Бунина нельзя спутать ни с чьим. Его называют «поэзией в прозе». Двое из вас провели небольшое исследование стиля писателя. Выступление 6. Звучит выразительное чтение студентом наизусть стихотворения И. Бунина «ПОСЛЕДНИЙ ШМЕЛЬ». Затем студент предлагает вниманию слушателей самостоятельно проведенный анализ произведения. “ Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье ”. Эпитет “черный” символизирует смерть, траур, предчувствие гибели. Но употребление рядом поэтического эпитета “золотое” придает описанию шмеля особую торжественность, перед нами “царственный”, “величественный” образ. “бархатный” – это выделяет шмеля делает его более важным. “золотое оплечье”- автор показывает нам, что это одеяние достойное короля. “ Золотого сухого шмеля! ” Эпитетом “золотой” охарактеризован и живой, и мертвый шмель. И если в первой строке автор подчеркивает цветовое значение эпитета , то в последней строке его качественное значение: “прекрасный”, “дорогой”. Листопад “Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный ” Автор использует эпитет “золотой” для придания лесу – жизни, богатства, красоты. Заключение Эпитет “золотой” в своих произведениях Бунин использует в основном для возвышенности, красоты, благородства, роскоши, важности. Выступление 7. Слово «золотой» будет часто встречаться и в рассказе «Господин….», но в мире господина оно потеряет высокий поэтический смысл. «Золотой», как и прежде, дорогой, драгоценный, но выражает уже свое прямое материальное значение: «в золотых очках», «золотыми пломбами». Один раз в мире господина слово «золотой» выступит в роли эпитета: «Наконец, уже в сумерках, стал надвигаться своей чернотой остров,…по волнам, переливающимся как черное масло потекли золотые удавы от фонарей пристани». Но в таком контексте метафора «золотые удавы» вызывает ощущение опасности и является предвестием последующего события. Но бунинское «золото» появится в рассказе в первое утро без господина: «Раскинулось над островом Капри голубое утреннее небо и озолотилось против солнца, восходящего за далекими синими горами Италии», «стояла в белоснежных одеждах и в царском венце, золотисто-ржавом от непогод, Матерь Божия, кроткая и милостивая»… - У вас есть вопросы к докладчикам? (слушатели задают вопросы, докладчик отвечает). - Итак, почему Бунин так любит употреблять эпитет «золотой» при описании природы, употребляет это прилагательное в прямом значении в рассказе? (Сами обитатели «Атлантатиды» и их существование лишены поэзии, их интересует только золото в прямом его значении).
- Итак, подведем итоги урока. - Каковы авторский замысел и нравственно-философская идея рассказа «Господин из Сан-Франциско»? (И. А. Бунин написал рассказ под сильным впечатлением от событий Первой мировой войны. В образе главного героя он хотел показать олигархов, в интересах которых и была развязана война, принесшая с собой многие миллионы жертв). (Идея произведения заключается в том, что материальные ценности, к которым мы все стремимся, ни в коем случае не должны вытеснять ценности духовные. Жизненные цели ни в коем случае не должны сводиться только к зарабатыванию денег. И всегда нужно помнить о то, что все мы в конечном итоге придем к той черте, перед которой счет в банке не будет иметь никакого значения). Слайд. - Как Бунин показывает бездуховность героя? (Ни прекрасная природа Италии, ни величайшие произведения искусства, хранимые в ее музеях, не находили никакого отклика в душе героя. Это объясняется тем, что душа эта была мертва, господина из Сан-Франциско интересовало исключительно физическое удовольствие и материальные ценности. Наблюдения за поэтическим языком И. А. Бунина показывают, что эпитет «золотой» является одним из самых любимых его эпитетов. Прилагательное «золотой» часто встречаем и в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Однако здесь уже оно употреблено в прямом значении. Т.о., эпитет «золотой» показывающий красоту, богатство и щедрость русской природы, при описании «Атлантиды» и ее пассажиров является неуместным, поскольку здесь кумиром является золото в самом прямом его значении). Слайд. V. Оценки с комментариями, домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на одну из тем (по выбору):
В качестве одного из аргументов используйте рассказ И. Бунина «Господин из Сан-Франциско». |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ст.»Языковые средства выражения неопределенности в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: проанализировать, в чем состоит бездуховность существования героев рассказа И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: И. Бунин о месте человека в мире (Анализ рассказа «Господин из Сан-Франциско») | Тематическое планирование уроков литературы в 11 классе И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Социальные контрасты и бездуховность накопительства | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Господин из Сан – Франциско». Обращение писателя к социально-философским обобщениям | Список литературы И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Окаянные дни», «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева»,сборник рассказов... | ||
Список литературы на лето для 11-Б(мат) класса Учитель: Рошка М. И И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Окаянные дни», «Антоновские яблоки», сборник «Темные аллеи», лирика | Реферат по курсу: «Введение в танцевально-дивигательную терапию» Фэйрфаксе, Калифорнии, в маленьком спокойном городке неподалеку от Золотых Ворот в Сан-Франциско. Она закончила Институт К. Г. Юнга... | ||
11 класс Проза конца 19-нач. 20 века Проза конца 19-нач. 20 века o Бунин И. Стихотворения, рассказы: "Господин из Сан-Франциско" | И. А. Бунин ( 4 часа) Слово о писателе. Три стихотворения по выбору.... Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»... | ||
Викторина по жизни и творчеству И. А. Бунина Какая тема является... Какой великий русский писатель оказал значительное влияние на формирование личности Бунина | На каком судне команда Джемса Уэлдона отплыла из Сан-Франциско в Новую Зеландию? Кого встретили путешественники на самом деле, несмотря на уверения Гэрриса, на африканском континенте? | ||
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная... Цели: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; определить роль пейзажа, увидеть и понять, как создаются картины природы... | Контрольная работа по литературе за курс 1-го полугодия 11 класса (демонстрационная версия) В каком рассказе И. А. Бунина поставлены не свойственные ему социальные проблемы? (1 балл.) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оон конференция в Сан-Франциско 25 апреля 26 июня 1945 года, Устав ООН – 24 октября 1945 года | Конспект урока по литературе в 7 классе Тема: «Изучение рассказа И. А. Бунина «Лапти» Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О... |