Смута, гражданская война, интервенция, народное ополчение, патриотизм





Скачать 44.62 Kb.
НазваниеСмута, гражданская война, интервенция, народное ополчение, патриотизм
Дата публикации30.09.2013
Размер44.62 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Военное дело > Конспект
Приложение№1. Смирнова Татьяна Александровна, учитель истории и обществознания, МОУ, СОШ№6, п.г.т.Зеленоборский, Мурманская область.

Конспекты блока уроков на тему: «Смутное время в России», 7 класс.
Образовательные цели: восприятие, обеспечение, понимание учащимися следующего объёма знаний:

  • Причин, особенностей, основных событий, последствий смуты.

  • Основных понятий: смута, гражданская война, интервенция, народное ополчение, патриотизм.

Воспитательные цели: выработка у учащихся нравственных качеств: патриотизма, мужества.

Практические цели: выработка у учащихся умений разделять процессы на этапы, определять причинно- следственные связи, осуществлять информационно-смысловой анализ текста, подбирать аргументы для доказательства своей точки зрения, своего мнения.

Оборудование урока: карта «Смутное время в России в17в.»
Урок №1.(Вводный).

Смутное время в России (1605-1613г.г.)

Опорный конспект.

Смута

Лихолетье, время социальных бурь,

раздоров, неповиновения народа

власти.

Причины Основные события Последствия


Пресечение династии Рюриковичей;


Появление самозванцев. Правление ЛжедмитрияI;

Появление самозванцев(Лжедмитри

Слабость государственной власти - кризис российского государства;

неурожай и голод 1601-1603гг.;

гражданская война (Василий Шу Шуйский -И. Болотников, ЛжеЛжедмитрий II);

разорение городов и деревень, опустошение казны, убийство невинных людей;

закрепощение крестьян, вмешательство казаков;


семибоярщина;

дальнейшее закрепощение крестьян, усиливается предрасположенность к бунтам;

рост налогов;

интервенция: (польская-1609-1612г.г., шведская-1611-1612г.г.);

рост недовольства народа;

раскол верхушки общества;

борьба народа с интервентами: создание народных ополчений в Рязани (под командованием Прокопия Ляпунова) и Нижнем Новгороде (под командованием Д.М. Пожарского и К.А. Минина).

растёт стремление народа к единству.

.

освобождение от поляков Москвы(26октября 1612г.); избрание российским царём Михаила Романова).




Главные идеи:

  • Смута – тяжёлое, опасное для страны время, грозящее потерей национальной независимости. Патриотизм и единство народа сыграли главную роль в победе над врагами Отечества.

Рассуждения (диалог учителя и учеников по ходу составления опорного конспекта).

  • Назови главную проблему изучаемого исторического материала? Как ты её понимаешь? (Смута).

  • Найди причинную обусловленность возникшей проблемы. (Ученики высказывают предположения, сравнивают с текстом учебника, записывают в опорный конспект).

  • В чём (конкретно) проявлялась эта проблема? Выдели особенности, основные события. ( Записываются в опорный конспект).

  • Кто и как пытался преодолеть смуту? (Василий Шуйский в борьбе с И. Болотниковым и Лжедмитрием II; правительство 7и бояр, пытаясь пригласить на престол польского королевича Владислава; П. Ляпунов, Д. Пожарский, К. Минин, патриарх Гермоген, русский народ в борьбе с интервентами. Попытки преодоления смуты осуществлялись как мирным путём (ведение переговоров с противниками), так и вооружённым путём (ведение военных действий).

  • Кто, на ваш взгляд, сыграл главную роль в преодолении смуты? Почему? (Обращается внимание на роль народа и личности в истории, такие качества как: патриотизм и единство).

  • Каковы последствия смуты? (Записываются в опорный конспект).

  • Каковы, на ваш взгляд, главные идеи темы? ( Записываются в опорный конспект).

  • Дополнительно: феномен самозванства в России.


Домашнее задание: писать по памяти, комментировать опорный конспект. (В т.ч. понятия, п. 2 – 4).

Урок №2.(Углублённое изучение).

План урока.

  1. Гражданская война (1606 – 1610 г.г.).

  2. Польская и шведская интервенция (1609 – 1612г.г.).

Ход урока.

Проверка опорного конспекта проводится письменно по вариантам (1ый в. – причины и последствия смуты; 2ой в. – события смуты).

Гражданская война изучается по памятке - алгоритму:

  • причины;

  • два противоположных лагеря;

  • предводители и участники;

  • действия участников войны;

  • результат и последствия.

Интервенция изучается по памятке – алгоритму:

  • причины;

  • повод;

  • страны – участницы;

  • опасность интервенции для страны;

  • действия интервентов;

  • результат и последствия.

Формы деятельности учащихся:

  • индивидуальная работа по вариантам;

  • на выполнение работы двум вариантам даётся 25 – 30 минут (каждому);

  • работа выполняется письменно (в тетрадях).

Источники: учебник (п.2 – 3), документ («Из записок участника восстания Болотникова»), карта «Смутное время в России» в учебнике, стр. 25).

Домашнее задание: подготовить устные ответы по пунктам памятки.

Урок № 3(Практикум).

План урока.

  1. Проверка домашнего задания (на устные ответы каждому варианту даётся 7 – 8 минут).

  2. Выполнение практических заданий:

    • выдели этапы в процессе смутного времени;

    • отметь в контурной карте направление движения: Лжедмитрия I, Лжедмитрия II, И. Болотникова, польских и шведских интервентов;

    • прочитай документ на стр.21 – 22 учебника и ответь на вопросы к нему. (Дополнительно, для тех, кто быстро справится с 1ым и 2ым заданиями).

  3. Формы работы: работают индивидуально в течение 15 минут.

  4. Проверка выполненных заданий.

  5. Домашнее задание: подготовка к зачёту (проверяются знания понятий, личностей, событий, идей, причинно – следственных связей, хронологии).



.Урок № 4 (Зачёт).

План проведения.

  1. Консультанты (помощники учителя) отвечают устно следующее:

    • Понятия: смута, гражданская война, интервенция, народное ополчение, патриотизм, семибоярщина;

    • Даты:1605 – 1606, 1606 – 1610, 1610 – 1613, 1609, 1611, 1612, 1605 – 1613;

    • Основные события (опорный конспект);

    • Основные идеи (опорный конспект);

    • Причинно – следственные связи (опорный конспект).


2.Отетивший консультант проверяет то же самое в своей группе, (группа состоит из 4 уч.).

3.Ответившие ученики выполняют творческие задания: составить кроссворд по теме, нарисовать рисунок по теме и др. задания.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Смута, гражданская война, интервенция, народное ополчение, патриотизм iconРеферат гуу 28 2009 799, ancher77@mail ru Icq 170552870 содержание...
...
Смута, гражданская война, интервенция, народное ополчение, патриотизм iconКонспект урока 11 класс Тема: «Гражданская война и иностранная интервенция»
В соответствии с образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, на основе анализа уровня развития детей, в целях...
Смута, гражданская война, интервенция, народное ополчение, патриотизм iconИтоговая работа по теме: «Гражданская война в России» в рамках изучения...
Периферия индустриального мира: страны Азии, Африки и латинской Америки в эпоху колониализма
Смута, гражданская война, интервенция, народное ополчение, патриотизм iconЛитература: Конституция Российской Федерации
Дело революции война и гражданская война, тогда как дело конституции – победа мира
Смута, гражданская война, интервенция, народное ополчение, патриотизм iconТема: «Гражданская война»
Периферия индустриального мира: страны Азии, Африки и латинской Америки в эпоху колониализма
Смута, гражданская война, интервенция, народное ополчение, патриотизм iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Праздник единения России установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народное ополчение...
Смута, гражданская война, интервенция, народное ополчение, патриотизм iconАнализ воспитательной работы за 2012-2013 учебный год
«Совершенствование программ воспитания и социализации обучающихся, нацеленных совместно с программами обучения на формирование таких...
Смута, гражданская война, интервенция, народное ополчение, патриотизм iconИсследовательская работа. «Сравнительный анализ Великой смуты и Гражданской войны в России»
А определение понятия «Гражданская война» в различных исторических источниках стр. 6-7
Смута, гражданская война, интервенция, народное ополчение, патриотизм iconСоздание новых органов управления советской Россией
Термины: гражданская война, продразвёрстка, вчк, вцик, снк, Учредительное собрание, Брестский мир, «военный коммунизм»
Смута, гражданская война, интервенция, народное ополчение, патриотизм iconПлан Переворот 1978 г и начало гражданской войны. Ввод советских войск в Афганистан
Тема Гражданская война в Афганистане и проблема возрождения афганского государства в начале XXI в
Смута, гражданская война, интервенция, народное ополчение, патриотизм icon1. Гражданская война
Учебно-методическое пособие составлено на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Смута, гражданская война, интервенция, народное ополчение, патриотизм iconВ наше время в обществе накопилось немало проблем в экономике, социальной...
Тема исследования: «Гражданская война на территории Самарской губернии. Чапанное восстание»
Смута, гражданская война, интервенция, народное ополчение, патриотизм iconКонкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области
Патриотизм – это любовь к Отечеству. Патриотизм предполагает гордость достижениями
Смута, гражданская война, интервенция, народное ополчение, патриотизм iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Смута, гражданская война, интервенция, народное ополчение, патриотизм iconИздание: Шкуро А. Г. Гражданская война в России: Записки белого партизана....
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Приказ мо РФ от 5 марта 2004 г. №1089
Смута, гражданская война, интервенция, народное ополчение, патриотизм iconПатриотизм есть чувство любви к родине
Патриотизм (от греч patriotes – соотечественник, patris – родина, отечество) – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск