Конспект урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Степь»





Скачать 111.58 Kb.
НазваниеКонспект урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Степь»
Дата публикации02.10.2013
Размер111.58 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Военное дело > Конспект
Конспект урока: « Засушливые зоны умеренного пояса. Степь ». 2 класс
Учитель: Подшибякина Ольга Михайловна.
Цели:

- сформировать у учащихся представление о природной зоне степей;

ознакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром;

- установить зависимость живой природы от неживой;

- развивать умения работать с картой, дополнительной литературой, гербарием;

- учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

- карта « Природные зоны»,

- карточки с названиями изученных зон,

- иллюстрации зоны лесов ( тайга, смешанные и широколиственные леса),

- изображения животных лесов,

- гербарий лесных рас гений,

- информационные карты с материалом энциклопедий и справочников,

- гербарий растений степи,

- иллюстрации животных, обитающих в степи,

- запись пения степных птиц,

- Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. « Толковый словарь русского языка».

Ход урока

1. Актуализаций знаний.

2. Организационный момент.

- Сегодня мы продолжим разговор о природных зонах России. В ходе наших исследований мы познакомились с некоторыми из них.

Определите, какая группа, в какой зоне оказалась. ( Класс разделен на 3 группы, у каждой группы на столе задание). Задание для первой группы:

Большую часть лесной зоны занимает___________. Зима здесь

холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья — хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. Здесь растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по- одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели — долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна - хвойное дерево с ровным столом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница - единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена — кедровые орешки.

Под хвойными деревьями произрастают мхи, папоротники, ягодные кустарнички: черника и брусника.

Животные этих лесов приспособлены к жизни в достаточно суровых условиях. У многих зверей к зиме отрастает густая и длинная шерсть. Например: медведи, волки, лисицы, рыси, куницы, соболя, лоси, летяги хорошо переносят сильные морозы. На широких лапах таких хищных животных как, росомаха и рысь, вырастают длинные волоски, помогающие им передвигаться по снегу в поисках грызунов, которые снуют в туннелях под снегом. Медведи, ежи и бурундуки залегают в спячку на всю зиму. Заяц

- беляк и тетерев выдерживают сильные морозы, зарывшись в рыхлый снег. Не покидают лес зимой и такие птицы, как дятел, кедровка, клест, сова, рябчик, глухарь. Летом в северных лесах хозяйничают перелетные птицы. Они вьют гнезда на деревьях и питаются насекомыми. Летом здесь много

комаров и мошек.

- В какой зоне оказалась ваша группа? ( Тайга). Назовите признаки, по которым вы это определили.

На доске появляется запись: ТАЙГА

- Где оказалась ваша группа?

Задание для второй группы:

К югу на смену тайге приходит______________________лес. В нем

наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи. Зима в таком лесу мягче, а лето продолжительнее. Эти условия более благоприятны и для лиственных деревьев. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающего семенами.

Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора и осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета.

Животный мир очень богат. Здесь водятся благородный олень, кабан, зубр, косуля, а также встречаются животные тайги.

Выработка леса и браконьерство угрожает жизни лесных обитателей. Рысь, соболь и куница по-прежнему на грани исчезновения.

В этих лесах живут иволги, зяблики, синицы, дятлы. Можно увидеть сову, тетерева, дрозда, мухоловку.

В лесной подстилке обитают черви, мыши, жуки, муравьи. Здесь же зимуют ежи, змеи, некоторые лягушки, жабы, насекомые и их личинки. В почве живут кроты, землеройки, земляные черви.

Где побывала ваша группа? ( В зоне смешанных лесов.) Докажите это.

- И, наконец, где оказалась третья группа?
Задание для третьей группы:

Постепенно по мере продвижения к югу лесной зоны становится еще

теплее и смешанные леса сменяются____________________________. В

них преобладают теплолюбивые деревья с широкими крупными листьями: дуб, клен, вяз, липа, ясень, бук. На зиму они сбрасывают листву, размножаются семенами.

В этих лесах хороша видна ярусность расположения растений. Верхний ярус составляют самые высокие светолюбивые деревья — дуб, липа, ясень. Пониже располагаются осина, рябина, калина, ольха, дикая яблоня, черемуха.

Кустарники - орешник, крушина, калина, бересклет, бузина, малина, жимолость - приспособились жить рядом с деревьями и под ними. Еще ниже произрастают травянистые растения: ветреница, чистяк, медуница, хохлатка, ландыш. Самый нижний ярус леса - мхи. Они сохраняют влагу, создавая условия для роста лесных трав.

Животный мир очень богат. Здесь водятся благородный олень, кабан, зубр, косуля, а также встречаются животные тайги.

Выработка леса и браконьерство угрожает жизни лесных обитателей. Рысь, соболь и куница по- прежнему на грани исчезновения.

В этих лесах живут иволги, зяблики, синицы, дятлы. Можно увидеть сову, тетерева, дрозда, мухоловку.

В лесной подстилке черви, мыши, жуки, муравьи. Здесь же зимуют ежи, змеи, некоторые лягушки, жабы, насекомые и их личинки. В почве живут кроты, землеройки, земляные черви.

Итак, в какой же природной зоне все вы оказались?(В лесной зоне.) Покажите ее на карте. На доске

ЛЕС Тайга Смешанный лес Широколиственный лес

- Вспомните., как растут растения в лесу? (Ярусное расположение растений).

- Расположите ярусами растения в вашем лесу.

-Какой лес без гомона птиц?( Звучат голоса лесных птиц).

- Чьи голоса вы узнали?

1 группа: ель – черника - мхи.

2 группа; Лиственница – лещина - земляника.

3 группа: Дуб - малина – медуница - хохлатка.

- Составьте цепи питания. (Дети у доски выстраивают цепи питания). Растения — заяц - беляк — рысь;

Растения —мышь - полевка—соболь;

Растения —лось — волк.

3 « Открытие» нового знания и формулирование темы урока.

Звучит описание степи

- Определите, в какой зоне теперь вы оказались?

- Кругом безбрежные просторы, вас обдувает горячим ветром- суховеем, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг

Проверить себя сможете, прочитав следующий текст:

Вы попали в зону, расположенную южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго- западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади небольшая зона. Она меньше зоны лесов и тундры, расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику, Большая часть зоны находится на Восточно- Европейской равнине, и небольшая часть- на Западно-Сибирской.

Здесь теплое продолжительное лето. Дожди бывают редко, чаще ливневого характера. Снеговой покров очень маленький. Весна в степи начинается рано, в феврале - марте снег уже стаивает.

- Что характерно для этой природной зоны? безлесные просторы

травянистые равнины продолжительное лето суховеи редкие дожди

- Как может называться эта природная зона?

- Найдите и покажите степь на карте.

- Достаточно ли нам этих сведений, чтобы составить полный рассказ о данной зоне?

растения животный мир население

Тогда предлагаю вам прочитать этот материал:

(Если увидите неизвестное слово, помните, где посмотреть?)

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве - черноземе. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Также приспособились ирисы.

Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. (Показ гербария). Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг - к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

Весна в степи начинается рано, в феврале - марте снег уже стаивает, и в это время в почве скапливается много влаги. Быстро растут луковичные растения: тюльпаны, ирисы, гиацинты. В мае, когда становится жарко, луковичные растения заканчивают свой рост.

Растительный покров изменяется. Теперь в степи можно встретить злаковые растения. типчак, ковыль, полынь.

В степи выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свеклу и подсолнечник. Большие площади в степях заняты бахчами, огородами и садами.

- Давайте найдем ответ на данный вопрос. Растения

чернозем

травянистые растения

тюльпан

ирис

ковыль

типчак

4 Первичное закрепление.

- Расскажите об одном из растений степи по плану ( каждой группе дано одно растение):

1. название растения;

2. что это: дерево, кустарник, трава;

3. как приспособилось к жизни в степи.

- А какие животные живут в степи, мы узнаем из следующего рассказа.

5 Открытие « нового» знания.

В степях нет деревьев, но есть травяной покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль - красавка. Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши - полевки, в норах они делают себе запасы на зиму. И, конечно, в степи есть хищнике: степной орел, степной хорек, степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности. Богат и своеобразен животный мир степей, причем разные животные питаются разными частями трав. Это травоядные животные, различные грызуны, насекомоядные и зерноядные птицы, а также хищные птицы и звери. Среди стеблей и корней трав живут кузнечики, муравьи и термиты. (Насекомые служат пищей более крупным животным). Животные степи приспособились к жизни в условиях открытой местности, засушливого климата, периодов бескормицы. Некоторые из них на период зимних холодов, а также летней бескормицы впадают в спячку (суслики, сурки, черепахи и ящерицы). Большинство птиц улетает на зиму в более теплые края. Постоянно живут в степи мыши-полевки, лисицы, волки, зайцы. серые куропатки.

-Чтобы лучше представить степь, по слушаем пение птиц, обитающих в степи.

На доске:

Животный мир

Насекомые

Кобылка

Кузнечик

Шмель

Население степной полосы занимается разведением скота: коров, овец, свиней. Мясными и молочными продуктами степная полоса снабжает многие другие районы страны. Земли, на которых раньше росли ковыль, шалфей и другие травы, распаханы и поныне представляют интерес для сельского хозяйства.

В степи выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свеклу и подсолнечник. Большие площади в степях заняты бахчами, огородами и садами.

Население

Сельское хозяйство

Животноводство

По вине человека в степи возникли экологические проблемы.

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина в распашке спепных земель. Люди превратили степи в поля.

Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль- красавка, дрофа, кузнечик, степная дыбка; растение- пион тонколистный. Еще одна проблема - это браконьерство.

Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники. Экологические проблемы Распашка земель Выпас скота Браконьерство

- Внешний облик степи благодаря человеку сильно изменился.

6 Первичное закрепление.

Задание для всех групп:

Составьте по три правила, которые помогут сохранить степи.

- Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей, познакомились с растительным и животным миром. Предлагаю вам составить две - три цепи питания, сложившиеся в степи.

(растения хомяки — степная гадюка;

растения — насекомые — серая куропатка — степной орел;

растения — суслики — волк.)

7 Итог урока. Рефлексия деятельности.

- С какой природной зоной мы познакомились сегодня?

- Что вы узнали о ней?

- Какие трудности возникли?

8 Домашнее задание:

Обязательное задание для всех: с 26-24 учебника.

Творческое задание - нарисовать, как вы представили эту зону. Если вас заинтересовало какое -то растение или животное, можете рассказать подробнее о нем.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Степь» iconКонкурсной работы Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса»
Дидактическая цель урока: создание условий для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о...
Конспект урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Степь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дидактическая цель урока: создание условий для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о...
Конспект урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Степь» iconКонспект урока по теме: «Природные зоны Африки»
Оборудование: карта «Природные зоны Африки», компьютер, презентация «Природные зоны Африки», электронный учебник «География. Наш...
Конспект урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Степь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Часовые пояса, часовые зоны, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время
Конспект урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Степь» iconСодержание
Основные понятия и представления литосферные плиты, плат­формы, сейсмические пояса, воздушные массы, циркуляция атмосферы, климатические...
Конспект урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Степь» iconКонспект урока по географии в 7 классе на тему: «Животный мир зоны арктических пустынь»
Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений
Конспект урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Степь» iconКонспект открытого урока по теме «природные зоны южной америки»
Место дисциплины в структуре ооп: дисциплина относится к базовой части профессионального цикла
Конспект урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Степь» iconУрока: изучение нового материала. Используемые приёмы
Оборудование: учебник; атлас, настенная карта «Природные зоны России», презентация «Природные зоны России. Арктические пустыни»
Конспект урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Степь» iconКлассный час "Оренбургский край, край родных берез, тополиный край"
Помните, у Пришвина есть замечательные слова: “Рыбе нужна вода – будем охранять наши водоёмы! Животным нужны лес, степь, горы – будем...
Конспект урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Степь» iconЧередниченко Наталья Евгеньевна Тема : «Природные зоны России». Тип урок
Цель урока: Повторение, обобщение и закрепление знаний по теме «Природные зоны России». Выработка умения самостоятельно применять...
Конспект урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Степь» iconКонспект урока Тема: Зона степей
Сформировать представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным...
Конспект урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Степь» iconТема : «Природные зоны. Зона степей»
Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями,...
Конспект урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Степь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: Закрепить знания о природных зонах, их местонахождение, знания о животном и растительном мире каждой зоны, научить составлять...
Конспект урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Степь» iconКонспект урока по физической культуре для 9-ого класса Тема: Волейбол....
Совершенствование изученных элементов техники в учебной игре. Двухсторонняя игра с добавлением второго мяча
Конспект урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Степь» icon«Природные зоны Украины. Охрана природы Украины.»
Цель и задачи урока : обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Природные зоны Украины. Охрана природы Украины.»
Конспект урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Степь» iconУрок географии в 7 классе по теме: «Природные зоны Африки. Экваториальные леса»
Образовательные закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск