Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата
страница1/5
Дата публикации17.06.2013
Размер0.75 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Военное дело > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Социальная работа»

Основная образовательная программа подготовки бакалавра

по направлению подготовки бакалавриата

040400.62 — Социальная работа

Автор: Тегалева Т.Д., старший преподаватель кафедры «социальных наук»

Цели освоения дисциплины «Социальная работа» - формирование системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки и практики, как области познания и практической деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека и обеспечение социальных изменений в обществе.

Основные задачи курса «Социальная работа»:

  • получение представлений о главных теоретических и аксиологических парадигмах социальной работы, о существующих подходах к теории и практике современной социальной работы в отечественном и зарубежном опыте;

  • формирование представлений об актуальных направлениях и формах социальной работы с различными категориями населения;

  • овладение студентами знаниями и умениями в области основ социальной работы как необходимой базы для получения полноценного образования в ВУЗе;

  • формирование понятийного аппарата и расширение социокультурного тезауруса студентов;

  • формирование аксиологического мышления и гуманистических взглядов на вопросы социальной помощи, обеспечения и защиты;

  • формирование устойчивой мотивации к избранной профессии, развитие потребности в профессиональном самообразовании;

Курс «Социальная работа» является одним из ведущих в профессиональной подготовке будущего специалиста по социальной работе, поскольку приобщает студента к знаниям, необходимым для его дальнейшего обучения. Этим определяется место и роль курса в профессиональной подготовке будущего специалиста.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения материалов курса студенты должны знать:

  • систему понятий теории социальной работы;

  • различные теоретические концепции в области социальной работы;

  • основные этапы и закономерности развития социальной работы в России и за рубежом;

  • взаимосвязь общественного развития и эволюции парадигм социальной помощи;

  • основные направления и уровни социальной работы;

  • формы и методы социальной работы с различными категориями граждан;

  • основы государственной политики в области социальной защиты различных категорий граждан;

  • теоретические и практические затруднения, возникающие в деятельности социального работника;

  • проблемы и ориентиры развития теории социальной работы в XXI веке.

В результате изучения материалов курса студенты должны уметь:

  • применять теоретические знания в целях улучшения качества и эффективности профессиональной деятельности, содействия социального развития общественных отношений.

  • понимать и объяснять особенности социальной ситуации в стране и мире и тенденций её изменения, варианты ее развития в будущем;

  • анализировать и влиять на взаимодействие различных социальных институтов с другими общественными институтами и человеком.

Владеть:

  • различными формами и методами социальной работы в практической деятельности с различными категориями граждан;

  • навыками работы с предлагаемой литературой (аннотирование, тезирование, конспектирование источников, подготовка докладов, рефератов и пр.).


Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени




п/п


Наименование темы

Количество часов

Всего ауд./в

интеракт. форме

ЛК

ПР/ СМ

Часов на сам. работу




Раздел 1. Методологические основы социальной работы

17

7

10

34

1.

Социальная работа как феномен современного мира и как профессиональная деятельность

2

1

1

3

2.

Сущность, цели, структура социальной работы

2

1

1

3

3.

Социальная политика и социальная работа

1/1




1

3

4.

Общественные объединения и благотворительные организации в системе социальной защиты населения

1




1

5

5.

Социальная работа в системе социального обслуживания населения

2/1

1

1

5

6.

Социальный работник как субъект помощи

2

1

1

3

7.

Профессиональное взаимодействие социального работника и индивида, имеющего проблему

1

1




3

8.

Клиент как объект познания социального работника

1




1

3

9.

Методы социальной работы

2

1

1

3

10.

Технология социальной работы

3

1

2

3




Раздел 2. Основные направления социальной работы

17

5

12

29

11.

Социальная работа с женщинами.

2




2

4

12.

Семья как объект социальной работы

3/1

1

2

4

13.

Социальная работа с молодёжью

2/1

1

1

3

14.

Особенности социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми

2/2




2

3

15.

Социальная работа с инвалидами

1/2




1

3

16.

Социальное измерение проблемы занятости населения

1




1

3

17.

Миграция и проблемы социальной работы

2

1

1

3

18.

Социальная работа в пенитенциарной системе

2

1

1

3

19.

Социальная работа с лицами БОМЖ

2

1

1

3




Раздел 3. Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы

4

2

2

7

20.

Проблемы эффективности социальной работы

2

1

1

3

21.

Проблемы и ориентиры развития социальной работы

2

1

1

4




Итого:

38

14

24

70



Содержание практических занятий
Практическая работа № 1.

Тема: Социальная работа как феномен современного мира и как профессиональная деятельность

План

  1. Актуальность проблем социальной работы на современном этапе развития российского общества.

  2. Социальная работа как профессиональный вид деятельности, как наука, как учебная дисциплина.

  3. Оформление отечественной теории социальной работы.

  4. Основные подходы к оказанию социальной помощи в Европе и Америке.

Вопросы для обсуждения

  1. В чем специфика социального развития России и как она повлияла на становление социальной науки и практики?

  2. Как шел процесс становления социальной работы?

  3. Какова роль благотворительности в истории становления социальной работы в России?

  4. Каковы основные идеи организации государственной системы общественного призрения и в чем ее историческое значение?

  5. Охарактеризуйте основные модели социальной поддержки в мире. В чем преимущества и недостатки каждой из них?

Задания для студентов

  1. Прочитать заданную тему в источниках № 1,3.

  2. Законспектировать статью Филонова Г.Н., Яркиной Т.Ф. (2).

Основная литература

  1. Павленок П. Д. Социальная работа как научная и учебная дисциплина // СОЦИС. – 2000. - № 9. – С. 119 – 122.

  2. Социальная работа / Под ред. В. И. Курбатова. – Ростов н /Д, 2000.

  3. Теория социальной работы /Под ред. Е. И. Холостовой. М., 2001.

  4. Филонов Г.Н., Яркина Т.Ф. Актуальные проблемы социальной работы в России // Педагогика. – 1993. - № 6.

  5. Фирсов М. В. Введение в теоретические основы социальной работы. - М., 1997.- С. 29 – 84.

Дополнительная литература

  1. Основы социальной работы / Отв. ред. П. Д. Павленок, М., 2001.

  2. Социальная работа: теория и практика / Под ред. Е. И. Холостовой, М., 2001.

  3. Фирсов М. В. История социальной работы в России. - М., 2001.


Практическая работа № 2.

Тема: Сущность, цели, структура социальной работы

План

  1. Сущность и содержание социальной работы как принципиально нового вида социальной помощи.

  2. Цели и задачи социальной работы.

  3. Объекты социальной работы.

  4. Субъекты социальной работы.

  5. Функции социальной работы.

  6. Уровни социальной работы.

Вопросы для обсуждения

  1. Чем на ваш взгляд отличаются понятия социальное обслуживание, социальная защита, социальное обеспечение, социальная работа?

  2. Почему в практике социальной работы рекомендуется использовать термин «клиент» для обозначения объекта социальной работы, а не пациент?

  3. Каков предмет социальной работы?

  4. Какова взаимосвязь объектов и субъектов социальной работы?

Задание для студентов

  1. Выписать в словарь специалиста по социальной работе следующие понятия: социальное обслуживание, социальная защита, социальное обеспечение, социальная помощь. Проанализировать и сравнить их (4).

  2. Выписать основные экономические, социальные, культурные права человека, пользуясь источником №1.

  3. Сопоставьте функции: а) социального работника и психолога; б) социального работника и педагога; в) социального работника и врача; г) социального работника и юриста; д) социального работника и социального педагога.

  4. Подготовить краткие выписки из статьи Шанина Т.


Основная литература

  1. Декларация прав человека.

  2. Мицкевич Н.И. Образовательная функция социальной работы // Социально-педагогическая работа. – 2001. - № 5. – С. 13 – 20.

  3. Основы социальной работы. / Отв. ред. П. Д. Павленок, М., 2001.

  4. Словарь – справочник по социальной работе. /Под ред. Е. И. Холостовой., М., 2001.

  5. Социальная работа./ Под ред. В. И. Курбатова. – Ростов н /Д, 2000.

  6. Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности (Новая профессия и академическая дисциплина в контексте социальной теории и политической практики нашего дня) // Вопросы философии. - 1997. - № 11. - С. 55-72.


Дополнительная литература

  1. Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. М., 2003.

  2. Теория социальной работы. /Под ред. Е. И. Холостовой. М., 2001.

  3. Социальная работа: теория и практика./ Под ред. Е. И. Холостовой, М., 2001.

Практическая работа № 3.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б7 архитектура компьютеров...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная...
Пк-3: быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социологии»...
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавра
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «семьеведение» Основная...
Цель освоения дисциплины «Семьеведение» ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих семью, ее проблемы,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «семьеведение» Основная...
Цель освоения дисциплины «Семьеведение» ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих семью, ее проблемы,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «теория измерений...
Цель освоения дисциплины «Теория измерений в социологии» формирование у студентов навыков практического использования наиболее эффективных...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconОсновная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 040400 Социальная работа
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории...
Цель освоения дисциплины «Современные теории социального благополучия» изучение различных аспектов современных теорий социального...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины основная образовательная...
Цели освоения дисциплины содействовать развитию профессиональной компетентности бакалавра в области психолого педагогического образования...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной...
«Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. М. Ф3 Физическая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации дисциплины в. 2 Информационные системы...
Целями и задачами освоения дисциплины (модуля) в. 2 Информационные системы и технологии в экономике являются
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации дисциплины в. 1 Информационные системы...
Целями и задачами освоения дисциплины (модуля) в. 1 Информационные системы управления производственной компанией являются
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Научно-исследовательская...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск