Конспект внеклассного мероприятия в 8-а классе. Тема: «Урок письма. Письма с войны»





Скачать 119.09 Kb.
НазваниеКонспект внеклассного мероприятия в 8-а классе. Тема: «Урок письма. Письма с войны»
Дата публикации05.10.2013
Размер119.09 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Военное дело > Конспект
Конспект внеклассного мероприятия в 8-а классе.
Тема: «Урок письма. Письма с войны».

(65-летию Победы посвящается)

Цели:

а) обучающая: познакомить учащихся с работой Почты в годы Великой Отечественной войны, используя реальные события, подлинные документы и встречу с ветеранами;
б) развивающая: развивать речь учащихся, формировать навыки выразительного чтения и эпистолярного жанра;

в) воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к истории родной страны, чувство патриотизма, благодарность и уважение к тем, кто приближал Победу.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, диски с видеофильмами и слайдами, подлинные письма с фронта, рисунки учащихся и плакаты военной тематики, стихи.

Ход урока:
Пусть дождь идёт, окопы заливая,

И на земле сухого места нет.

Когда приходит почта полевая,

Солдат теплом далёким обогрет.

1.На экране мелькают кадры военной хроники, озвученные песней «Журавли» Я. Френкеля. («Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей» - смотрите приложение – диск 2 «Военная хроника»)

2.Слово учителя:

- Скоро вся наша страна будет праздновать 65-тую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. И ровно столько лет мы живём под мирным небом. Сегодня дети могут ходить в детские сады, учиться в школе, заниматься в различных кружках, получать образование и выбирать профессию по душе. Люди могут спокойно жить и работать. И за всё это мы должны быть благодарны тем, кто на своих плечах вынес тяжёлое бремя войны,- нашим защитникам – офицерам и солдатам. Тем, кто, пройдя страшными дорогами войны, вернулся домой, и тем, кто навеки остался лежать на поле брани. Прошу всех встать и почтить минутой молчания воинов, ценой своей жизни спасших для нас свободу.

- С первого дня войны весь народ поднялся на борьбу с врагом: в тылу и на фронте, в партизанских отрядах. А дома так ждали весточки и верили, что их родные и близкие обязательно вернутся. Тогда ещё никто не знал, какую огромную утрату мы понесём (более 20-ти миллионов человек погибли на этой войне). И, пожалуй, единственной ниточкой, соединявшей людей, были письма, в основном, вот такие военные треугольники (показываю письмо-треугольник). Как ждали писем с фронта! В деревнях выходили встречать почтальона за ворота, а то и за околицу. Далеко не простой была работа почтальона: ведь вместе с письмами от тех, кто бил врага, он должен был нести в дом и страшные письма-похоронки, нести людям в дом беду. Каково было видеть их боль утраты!

3. Ученица читает стихотворение С. Н. Школьникова «Почтальон»:

Печальный вестник скорых похорон,

Как мину для родителей солдата,

Приносит весть о смерти почтальон,

Стараясь не встречаться с адресатом.

Надеясь не услышать взрыва боли

И оказаться в эпицентре так некстати,

Себя он не готовил к этой роли –

Разносчик смерти и приёмщик тех проклятий,

Которые вонзятся роем ос

И душу истерзают всю до крови.

Не убивал он, только весть принёс,

Но вестник был во все века виновен.
И почтальон всем сердцем проклинал

Судьбу за эту подлую награду,

И с горечью о прошлом вспоминал,

Когда он был несущим людям радость.

Когда он к людям шёл и нёс им весть

О новорожденном, о юбилее, свадьбе,

Он изнутри светился будто весь,

И люди его видеть были рады.

Война перечеркнула в один миг,

Всё то, ради чего он всю жизнь прожил.

И первый разорвавший душу крик

На месте почтальона уничтожил.

Его бояться стали, как чумы,

Хоть понимали, что не виноват он,

Но чёрным вестником он стал, увы,

Для матери и для жены солдата.

Он сгорбился, как лунь, весь поседел,

Не верящий, он начал в бога верить

И лишь шептал: «Господь терпеть велел»,

Но какой мерою терпение измерить.

Неразговорчив стал он, да и с кем,

С кем говорить мог, приносящий беды.

Лишь ночью в затянувшейся тоске

Наедине он с богом вёл беседы.
Отгородившись ночью ото всех,

От кого днём не мог отгородиться,

Он всё пытался вычислить тот грех,

Заставивший народ в крови умыться.

И не понять, молился ль, упрекал

Он на коленях перед образами,

Он говорил, а бог? А бог молчал,

Не отвечал ни жестом, ни словами.

Да собственно ответов он не ждал,

Вернее, ждал единого ответа,

Он и вопрос один лишь задавал:

- Когда же, наконец, придёт победа?
4. Слово учителя:

- На почту я попала в 1944 году. Жили мы тогда в посёлке Булгаковском Орловской области. Мама была очень больна, поэтому разноску писем поручили мне. Сельсовет, где мне давали всю корреспонденцию, находился в двух километрах от нашего посёлка, и туда приходилось ходить каждый день, в любую погоду. Наступила зима, а у меня даже не было тёплой одежды, не говоря уж об обуви. Мама мне где-то раздобыла фуфайку и резиновые калоши, в этом я и ходила. Какими радостными были люди, дождавшиеся известия от своих родных. Письма читали всем посёлком. Потом стало приходить много похоронок. Девятого мая 1945 года я несла конверт моей тёте. Я ещё не знала, что в нём находится. Оказалось – похоронка. Снайпер застрелил моего двоюродного брата. Тяжело было на душе от таких писем. Сейчас, наверное, проще почтальонам: в ящик положил письмо и пошёл. А в то время я сама видела эту радость и горе и сама переживала не меньше. Да сейчас и почта приходит быстрее, а тогда люди ждали не то что неделями, а месяцами.

6. Обращаю внимание учащихся на доску, на которой магнитиками прикреплены фронтовые письма.ивой! - Сыночек мой! у мать:

редовой,

ла!

- Жительница города Благовещенска Валентина Меркулова в Великую Отечественную войну работала почтальоном. (На экране – портрет В. Меркуловой – смотрите приложение на диске 1). А была она в ту пору ещё совсем маленькой девочкой – училась в четвёртом классе. Вот что она вспоминает о том времени:

5.Слово учителя:

Стали тоньше нервы…

Она прошла всего лишь два квартала…

Девчушка четырнадцати лет

Нести устала

С похоронкою конверт.

Нет горше, нет ужасней новостей;

И этот плач невыносимо слушать:

«Зачем господь мне подарил детей?!-

заплачет мама.- Петенька! Петруша!»

Нет горше, нет ужасней новостей,

Ей кажется невыносимой ноша:

«Ну, как же мне растить троих детей?! –

жена заплачет. – Мой Алёшенька! Алёша!!!»

Когда ж Раиса треугольники вручала,

Вся улица и пела, и пела и плясала!

И, получив привет с передовой,

Смахнёт слезинку мать:

- Сыночек мой! Живой!

- Немало детей в ту страшную пору взвалили на свои хрупкие плечи тяжкий труд почтальона.

«Ваш сын Иван…Ваш сын Василий…Ваш сын Борис… Ваш муж Николай пал смертью храбрых…» - такие письма-похоронки получила семья моей матери. Все мужчины в маминой семье погибли на войне или пропали без вести. Я нашла могилу маминого младшего брата Бориса и ездила Латвию в город Добеле поклониться его праху и положить на могилу горсть родной земли.
Писем белые стаи

Прилетали на Русь.

Их с волненьем читали,

Знали их наизусть.

Эти письма поныне

Не теряют, не жгут,

Как большую святыню

Сыновьям берегут.
- Вот они, свидетели тех далёких лет, тех грозных событий. Их писали своим родным и близким наши воины-защитники, те, кого сегодня нет рядом с нами. Это и всем хорошо знакомые военные треугольники, и письма, написанные на самой разной бумаге. Им более шестидесяти лет. На многих из них выцвели чернила, поблёкла типографская краска, но их до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого письма своя история: счастливая или печальная. О чём думали, наши славные воины? Что их больше всего волновало? О чём они писали? Мы видим их вот на этих фотографиях. В минуты затишья они читают и пишут письма (смотрите приложение «В минуты затишья» - диск 1). Давайте заглянем в их письма.
7. Ребята из военно-патриотического клуба «Молодая гвардия», одетые в парадную форму, читают отрывки из фронтовых писем.

1). Василий Иванович Волков, житель Алая, где осталась его семья, пишет жене: «Многоуважаемая Маня! Шлю привет детям – Зое, Коле и Вале. Я жив - здоров, Манечка, береги детей. Обрати внимание на здоровье Зои. Она у нас слабенькая. Ей нужно пить молок».
2). Пётр Сорокин, пропавший без вести в 1941 году, успел написать всего несколько писем своим родным. Вот строки из последнего: «Здравствуй, мамочка! Не беспокойся обо мне... Я уже прошёл боевое крещение. Будем в Кронштадте, обязательно пошлю тебе шёлк на платье». Но не успел.
3). Жене и маленькому сыну слал свои весточки Алексей Рогов, командир эскадрильи авиаполка, совершивший более шестидесяти вылетов. В каждом его письме чувствуется неподдельная любовь и тревога за близких. «Девочка моя,- писал Алексей жене из Новочеркасска,- приготовь себя к разлуке. Впереди 1941 год. Живи, как и я, надеждой на встречу».

Следующее письмо он отправил домой из Московской области: «Здравствуй, Верусенька и сынулька Эдинька! Верушечка, не грусти. Готовься к зиме. Купи сыну валенки и сшей ему шубку. Люблю вас. Алексей». Последнее письмо датировано началом октября 1941 года. Его Алексей написал за несколько дней до гибели. Звание Героя Советского Союза он получил посмертно.
4). Дожить до победы мечтал Николай Дронов, погибший под Керчью в 1942 году. «…Свободного времени мало. Многому приходится учиться на ходу. Но не стоит унывать. Мы победим. Мама, папа и бабушка, за меня не беспокойтесь. Не плачьте. Всё хорошо. Ваш сын Коля».
5). Солдат Владимир Трофименко сообщил своим близким в Сумскую область: «Мы нанесли под Бобруйском тяжёлый удар по немцам. Хочется, чтобы 1944 год был последним годом войны. Теперь немцы поднимают руки перед нами, молодыми солдатами в запылённых гимнастёрках. Я уже сейчас вижу будущее мирное время, слышу пение девушек, смех детей…»
6). А вот строки из письма Александра Константиновича Беневолинского, которое он написал своим ученикам: «Мои товарищи попросили прочитать ваше письмо вслух, что я и сделал. Все мы довольны, что наши маленькие товарищи помнят о нас, шлют нам свой пионерский привет. Ваши тёплые слова, ваши пожелания очень дороги для нас. Они согревают нас… Помните, ребята, будет и на нашей улице праздник… Овладевайте знаниями, изучайте крепко русский язык и литературу, Географию и историю, военное дело и немецкий язык…»
7)До самой победы воевала Наталья Черняк. В своём письме матери она писала: «Милая мама! Вчера у нас был большой праздник. Нашему корпусу вручили Гвардейское знамя. Мамочка, мне выдали новые сапоги. Мой 36-й размер. Представляешь, как я довольна. Сейчас 3 часа ночи. Сижу на дежурстве и пишу тебе. Читаю в свободное время Маяковского. Да, чуть не забыла, мамочка, пришли мне ноты: вальсы Штрауса «Весенние голоса», «На голубом Дунае», украинские и русские песни».
8) Вот о чём писал своим родителям Дмитрий Гадёнов, один из братьев-близнецов: «Мама, здоровье моё хорошее. Только с Андреем меня разлучил вражеский осколок – его ранило в грудь. Отправили в госпиталь.

Папа, ты знаешь, что значит попадать под артиллерийский обстрел, перекрёстный пулемётный огонь. Но я должен сказать, что буду бить врага беспощадно, до победы».

8. Слово учителя:

- Ещё в августе 1941 года в газете «Правда» было написано о том, что очень важно, чтобы письма находили своего адресата на фронте: «…каждое письмо, посылка… вливают силы в бойцов, вдохновляют на новые подвиги».

Почта и всё почтовое хозяйство было налажено для мирной жизни. С началом войны пришлось быстро перестраивать работу почты на военный лад. Была сформирована военно-полевая почта. Служили в этом армейском строю «почтарями» самоотверженные люди – главным образом девушки. Они, не зная усталости, обрабатывали почтовые отправления: сортировали газеты, журналы, письма, оформляли посылки, направляя их по воинским частям и подразделениям. Если не хватало дня, прихватывали и часть ночи. Об историях, связанных с военными почтальонами, вам расскажут девочки из военно-патриотического клуба «Молодая гвардия».
Пусть дождь идёт, окопы заливая,

И на земле сухого места нет.

Когда приходит почта полевая,

Солдат теплом далёким обогрет.

Эта песня была очень популярна среди солдат.
1).Рассказывает первая девочка (смотрите приложение «Почтальон-гвардеец» - диск 1)

- Такой была Нина Горькавая – красноармеец-почтальон военно-почтовой базы 58-й Армии Северного фронта. В 1941 году её призвали в армию. Ей тогда было 19 лет. Она не участвовала в боях, а перевозила солдатские письма с фронта и доставляла им послания от родных из тыла. Небольшой грузовичок-полуторка регулярно курсировал между передовой и почтовой базой, а в его кузове находилась девушка с мешками писем. Фронтовые дороги. Колдобины и ухабы, обстрелы и бомбёжки, заторы и вынужденные остановки. Каждый рейс был связан со смертельной опасностью. На Курской дуге они попали под бомбёжку. Шофёр и Нина спрятались в ближайшем леске, прихватив мешки с почтой. Нина знала, что письма вселяют солдатам веру в победу.

В сентябре 1942 года Нину Горькавую командование направило на курсы. В январе 1943 года ей присвоили звание лейтенанта и назначили дислокатором военно-почтовой базы второй гвардейской танковой дивизии. А через год её наградили медалью «За боевые заслуги» (на портрете). Победу она встретила недалеко от Берлина. Командование утроило туда экскурсию для девушек-почтальонов. Здесь, на рейхстаге, она оставила свою подпись. На фронте она встретила своего будущего мужа. Отважная почтальонка награждена орденами Отечественной войны 2 степени, Богдана Хмельницкого, медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне».

А это Нина Горькавая со своим младшим сыном Юрием (на экране – смотрите диск 1).
2). Рассказывает вторая девочка:

- В начале 1944 года командир 168-ого отдельного инженерно-сапёрного батальона поручил лейтенанту Марии Архиповой доставить на передовую почту для солдат и офицеров. Вот её воспоминания об этом: «Приготовив с вечера сумку, утром вышла на КПП и попросила посадить на попутную машину, идущую к линии фронта. Вскоре подошла машина со снарядами. Часовой остановил её, усадил меня в кабину рядом с водителем. Мы преодолели больше половины пути, когда нашу машину остановили: участок дороги простреливался артиллерией противника. Водитель объяснил часовому, что боеприпасы очень ждут на передовой, письма тоже. Нас пропустили. Вскоре раздались взрывы. Место было открытым, и немцы взяли нас в «вилку». Нужно было спасаться. До спасительного леска оставалось совсем немного, когда машину крепко тряхнуло. Осколком снаряда водитель был ранен в голову. Он успел крикнуть: «Садись на моё место!» Я взялась за окровавленный руль и начала выполнять команды водителя. Из опасной зоны мы всё-таки выехали. Я не уловила момента, когда шофёр потерял сознание. У КПП штаба, вихляя из стороны в сторону, заранее начала кричать: «Помогите остановить! Не умею!» Кто-то из бойцов вскочил на подножку.… Тот мой «подвиг» прошёл незамеченным. Гораздо больше благодарили меня за письма.

3). Рассказывает третья девочка:

- В 2007 году на Синявинских высотах в Ленинградской области были найдены останки девушки-почтальона и немецкий ящик из-под патронов, в котором лежало около 100 писем-треугольников советским солдатам. «Это первая подобная находка за последние 20 лет. Письма сохранились чудом,»- сказал Олег Соколов, руководитель военно-исторического и поискового клуба «Группа Север». В июле 1943 года они не дошли до бойцов 219 полка 11-й стрелковой дивизии. Поисковики считают, что это была девушка, потому что рядом нашли сумку с маникюрными ножницами, пуговицами и помадой. Спасая почту, она переложила письма и фотографии из брезентовой сумки в алюминиевый ящик. Так их и нашли спустя шесть десятилетий.
9. Слово учителя:

- Сегодня у нас в гостях ветеран Великой Отечественной войны Дмитрий Дмитриевич Новицкий. Он вам расскажет о своём боевом пути и ответит на вопрос, чем были для него письма из дома и о чём он писал своим родным.

10. Рассказ ветерана ВО войны Новицкого Д. Д.

11. Слово учителя:

- Ребята, давайте поблагодарим Дмитрия Дмитриевича за интересный рассказ и поклонимся низко за его ратный подвиг. (Вручаем ветерану подарок). Мы хотим Вам сделать ещё один подарок. Я написала песню «Пускай звучит салют Победы», а дедушка нашего Лёши Кухарева, Алексей Алексеевич Кухарев написал музыку. Послушайте эту песню. Её исполняют выпускницы нашей школы. (Смотрите приложение «Пускай звучит салют Победы» - диск 2).
13. Звучит песня «Пускай звучит салют Победы»
14. В этом году почта России проводит конкурс « Лучший урок письма». Вот темы, на которые вы можете написать свои сочинения – письма. В этом году предлагается новая тема «Письмо ветерану». В нашем поселке их осталось всего 15 человек, прошедших трудными, опасными дорогами войны. Вы можете выбрать любую тему, но очень хочется, чтобы большинство ваших писем было адресовано ветеранам, людям, спасшим для нас мир. Вы можете в своих письмах выразить им благодарность за их подвиг – за победу в Великой Отечественной войне, пожелать здоровья, рассказать о том, какая работа проводится в этом направлении в нашей школе, написать ваши размышления, о тех страшных событиях 1941 – 1945 годов.

Наши ветераны заслужили благодарность от своих потомков, помните об этом.

Надеюсь, что в этот раз вы примите такое же активное участие в конкурсе, как и в прошлом году, и кто-то из вас снова одержит победу. Удачи вам, ребята! Вот и закончился наш урок письма. Давайте все вместе встанем и поклонимся нашему герою-ветерану Д.Д. Новицкому и всем тем, кто защищал нашу землю. Слава живым и вечная память тем, кто пал на поле брани! Благодаря им мы можем радоваться жизни.
15. Звучит песня «День Победы». Учащиеся встают и поют все вместе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект внеклассного мероприятия в 8-а классе. Тема: «Урок письма. Письма с войны» iconУрок письма. 5 класс Тема урока: Его величество эпистолярный жанр
Цель урока: возрождать традиции эпистолярного жанра, учить детей видеть и понимать ценности родного языка, рассказать об истории...
Конспект внеклассного мероприятия в 8-а классе. Тема: «Урок письма. Письма с войны» iconКонспект внеклассного мероприятия по английскому языку во 2 классе «English is fun!»
Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного...
Конспект внеклассного мероприятия в 8-а классе. Тема: «Урок письма. Письма с войны» iconКонспект урока урок русского языка в 3 классе
Тема: «Ещё об одной опасности письма» (Орфограмма, на месте которой возникает необходимость двойного выбора: слышим [ца], а обозначать...
Конспект внеклассного мероприятия в 8-а классе. Тема: «Урок письма. Письма с войны» iconПоложение о региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучший урок письма-2014» Общие положения
Ежегодный Всероссийский конкурс «Лучший урок письма» является составной частью корпоративной политики фгуп «Почта России»
Конспект внеклассного мероприятия в 8-а классе. Тема: «Урок письма. Письма с войны» iconДепартамент образования, науки и молодежной политики Воронежской...
«Лучший урок письма». Основной целью конкурса является возрождение российских традиций эпистолярного жанра и концентрация внимания...
Конспект внеклассного мероприятия в 8-а классе. Тема: «Урок письма. Письма с войны» iconКонспект внеклассного мероприятия «Дорогами войны»
«Пермский край, земля Уральская», литературно-музыкальная композиция по сказам П. П. Бажова
Конспект внеклассного мероприятия в 8-а классе. Тема: «Урок письма. Письма с войны» iconПосвящена 70-летию Великой Победы
Областной конкурс «Лучший урок письма-2014» проходит в рамках ежегодного Всероссийского конкурса «Лучший урок письма-2014» и является...
Конспект внеклассного мероприятия в 8-а классе. Тема: «Урок письма. Письма с войны» iconКонспект урока. Тема урока: Особенности древнеегипетского письма....
Цель и задачи урока: открытие учениками, совместно с учителем, особенностей древнеегипетского письма и научных знаний, приобретение...
Конспект внеклассного мероприятия в 8-а классе. Тема: «Урок письма. Письма с войны» iconВсероссийского конкурса «Лучший урок письма»
Организаторами проведения ежегодного Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» являются: фгуп «Почта России», зао «Редакция «Учительской...
Конспект внеклассного мероприятия в 8-а классе. Тема: «Урок письма. Письма с войны» iconПоложение о региональном этапе XII всероссийского конкурса «Лучший урок письма»
Ежегодный региональный этап Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» является составной частью корпоративной политики фгуп «Почта...
Конспект внеклассного мероприятия в 8-а классе. Тема: «Урок письма. Письма с войны» iconТема урока: Письмо другу.
Формировать и развивать навык грамотной письменной речи, умение выделяь смысловые частей письма; познакомить с разными видами письма,...
Конспект внеклассного мероприятия в 8-а классе. Тема: «Урок письма. Письма с войны» iconО региональном этапе конкурса «Лучший урок письма – 2014»
Учредителями XII всероссийского конкурса «Лучший урок письма 2014» являются фгуп «Почта России», Московский государственный университет...
Конспект внеклассного мероприятия в 8-а классе. Тема: «Урок письма. Письма с войны» iconУрок письма в 6 классе Тема урока: «Пусть всегда и у всех будет мама»
Учитель русского языка и литературы мбоу павинская сош вохмянина Ольга Валентиновна
Конспект внеклассного мероприятия в 8-а классе. Тема: «Урок письма. Письма с войны» iconСценарий внеклассного мероприятия с применением икт тема «Будьте здоровы!»
Номинация: Сценарий внеклассного мероприятия «Здоровые дети в здоровой семье»
Конспект внеклассного мероприятия в 8-а классе. Тема: «Урок письма. Письма с войны» iconПлан конспект внеклассного мероприятия на английском и немецком языках в 7 классе “
План – конспект внеклассного мероприятия на английском и немецком языках в 7 классе
Конспект внеклассного мероприятия в 8-а классе. Тема: «Урок письма. Письма с войны» iconУрок английского языка в 5 классе. Тема: Welcome to Britain!
Оборудование: компьютер (презентация), магнитофон, карта Британии, картинки с достопримечательностями Соединенного Королевства, карточки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск