Скачать 107.81 Kb.
|
Конспект открытого урока истории в 9 классе Тема урока: «Гражданская война и интервенция». Задачи урока: А) усвоить определение понятий «гражданская война», «интервенция»; Б) уяснить причины гражданской войны, ее характер и особенности, основные этапы; В) усвоить организацию обороны страны, строительство вооруженных сил, содержание политики «военного коммунизма», итоги гражданской войны, источники победы большевиков в гражданской войне. Наглядность: карта «Гражданская война и интервенция в России в 1918- 1920 гг.»; на доске диаграмма «Состав учредительного собрания»; книги В Иванова «Родные мотивы» и А. Никулова «Оскольский край», таблица «Знаменка и Оскольский край в годы гражданской войны» (составляется отдельными учениками и учителем, распечатывается заранее). Основные понятия: Гражданская война – организованная вооруженная борьба за власть в государстве между различными социальными группами. Особенностью гражданской войны в России было ее переплетение с иностранной интервенцией. Интервенция – насильственное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого целью захвата территории, установления своего господства и т.д. «Военный коммунизм» - внутренняя политика советского правительства в годы гражданской войны, попытка перехода к коммунистическому производству и распределению. Национализация – передача частной собственности в собственность государства крупных предприятий или целых отраслей. Продразверстка – обязанность крестьян сдать государству по твердой цене все излишки хлеба и продуктов. Ход урока: Слово учителя: мы с вами изучаем Октябрьскую революцию. На прошлом уроке мы говорили о становлении советской власти. Сегодня мы с вами поговорим, какие шаги предприняла новая власть, чтобы закрепить свое положение. Анализируя ситуацию в стране, мы будем рассматривать, каким было положение нашего Оскольского края и села Знаменка в данный период. Изучив новый материал, вы узнаете, с какими трудностями столкнулась советская власть. И так:
1. Дата второго съезда Советов: 26 октября 1917 года. 2. Какие вопросы предложил решить Ленин на 2 съезде Советов?/о мире, о земле, о власти/. 3. Что означал Декрет о мире? /Выход России из войны, призыв к воюющим странам к миру без аннексий и контрибуций. Аннексия – насильственный захват территории другого государства. Контрибуция – платежи, налагаемые странами победителями на побежденные в войне страны./ 4. В чем состоял декрет о земле? /Землю конфисковали безвозмездно у помещиков и распределили между крестьянами безвозмездно/ 5. Почему Ленин пошел на это? 6. Что провозгласил Декрет о власти? /Власть повсеместно переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов./ 7. Что это за документ «Декларация прав народов России»? /В ней были определены положения, определявшие национальную политику Советской власти: равенство, суверенность, право на самоопределение, отмена национальных и религиозных ограничений, свободное развитие национальных меньшинств/ 8. Кто и когда принял этот документ? /2 ноября 1917 года, Советское правительство/ 9. Какие еще важные решения были приняты советским правительством? /ликвидировано сословное деление общества, уравнены в правах женщины и мужчины, церковь отделена от государства, образован РКСМ/. 10. Какие вопросы должно было решить Учредительное собрание? /утвердить принятые советской властью документы/ 11. Оно сделало это? /нет/ 12. Какова судьба Учредительного собрания? /В ночь с 6 на 7 января 1918 г. ВЦИК принял решение о роспуске Учредительного собрания/ 13. Какой орган продолжал оставаться высшим органом народной власти? /Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов/ 14. Когда была принята первая Конституция России? /в 1918 году/ 15. Высший орган власти по Конституции: Всероссийский съезд Советов. 16. А в промежутках между съездами: ВЦИК. /Высший законодательной, распорядительный и контрлирующий орган советской власти с 1918 по 1937 год/ 17. Исполнительная власть: СНК. /название высшего органа исполнительной и распорядительной власти с 1918 по 1946 г./ Решить тест: восстановить соответствие:
План:
1. Определение гражданской войны; причины; понятие интервенции. Гражданская война – организованная вооруженная борьба за власть в государстве между различными социальными группами. Особенностью гражданской войны в России было ее переплетение с иностранной интервенцией. Интервенция – насильственное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого целью захвата территории, установления своего господства и т.д. Причины начала гражданской войны в России в марте 1918 года понятны:
А что же послужило причиной интервенции?
С какого события началась гражданская война? Некоторые историки считают ее началом свержение Временного правительства и разгон Учредительного собрания. Эсеры, очень популярные в народе, не могли смириться с этим. Другие считают: восстание Чехословацкого корпуса. 45 тыс. пленных австо-венгерских славян советское правительство перебрасывало во Владивосток для дальнейшей отправки во Францию. /по согласованию с Антантой. Антанта 1904-1907 гг. сформирован – Великобритания, Франция и Россия; Тройственный союз 1882 г. – Германия, Австро-Венгрия и Италия/. Кто-то пустил слух, что пленных везут для заключения в концлагеря. Они были вооружены, составы с ними протянулись практически через всю Россию. Этим воспользовались эсеры. Задача: свержение большевиков, созыв Учредительного собрания. 2. Этапы гражданской войны в России: (см. выше). * Северный Кавказ – Добровольческая армия генерала Деникина. /русский военачальник, генерал, в гг. первой мировой войны командовал Западным и юго-западным фронтами/, один из главных организаторов Белого движения. * Донские казаки под руководством Краснова подошли к Царицыну. /Генерал царской армии, атаман Войска Донского в 1918 году, после поражения эмигрировал в Германию, писал труды по истрии первой мировой войны и гражданской войны в России, сотрудничал с гитлеровцами, в 1947 году казнен по приговору советского суда/. * Уральские казаки под предводительством Дутова захватили Оренбург. /генерал царской армии, из семьи казака -офицера/ 23 февраля 1918 года образована Красная армия. Первым главнокомандующим РККА с 1 сентября 1918 года по 9 июля 1919 года был И.И. Вацетис, потом стал Сергей Сергеевич Каменев, бывший полковник Российской армии, занимавший до Октябрьской революции должность начальника оперативного управления штаба армии.. Заранее подготовленный ученик: С.С. Каменев родился в семье военного инженера, получил военное образование, во время 1-й мировой войны 1914-18 гг. на штабных должностях, был начальником оперативного управления 1-й армии. С начала 1917 г. командовал пехотным полком в чине полковника. С.С. Каменев совершив головокружительную карьеру, не смог удержаться в этой должности. С 1924 года он занимал ряд высших командных постов в РККА, вплоть до момента смерти в 1936 г.
Летом 1918 г. Создан Восточный фронт. Им командовал И.И. Вацетис, потом С.С. Каменев /В мае 1918 года объявлена мобилизация рабочих и беднейших крестьян. /на основании соответствующего постановления правительства/ Это события первого этапа начала гражданской войны. ** ноябрь 1918 – весна 1919 года – английский десант высадился в Батуми, Новороссийске. Французский десант в Одессе и Севастополе. Американцы и японцы на Дальнем Востоке. Но они все делали ставку на белогвардейских генералов, которые получали от них деньги и вооружение. В Сибири власть захватил адмирал Колчак, на севере генерал Миллер, на северо-западе Юденич, на юге Деникин. *** весна 1919 года – весна 1920 года. Колчак приблизился к Волге, Но остановлен войсками Восточного фронта /Каменев/, отброшен и окончательно разбит. Теперь самый опасный противник Деникин на юге. К началу 1920 года он захватил Украину и двинулся к Москве. Для борьбы с ним образован Южный фронт под командованием Егорова. После тяжелых боев к весне 1920 года армия Деникина разгромлена. Попытка генерала Юденича захватить Петроград также окончилась неудачей. **** апрель – ноябрь 1920 года. В апреле 1920 года в войну с Советской Россией вступила Польша. Ее поддержали Франция и Англия. Против поляков были брошены войска Западного /Тухачевский/ и Юго-западного Егоров/ фронтов. К ноябрю 1920 года гражданская война фактически была закончена. Советская Россия расправилась со всеми своими недругами. Что же происходило в это время в нашем с. Знаменка? Заранее подготовленный ученик: Знаменка с 1900 г. в составе Шаталовской волости, Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии. В волостном комитете засели меньшевики и эсеры. Они считали революцию законченной и выполняли все указания Временного правительства. Учитель: У вас на столах таблицы «Знаменка и Оскольский край в годы гражданской войны»; их заранее подготовили ваши товарищи, давайте посмотрим и проанализируем их. (дети внимательно изучают таблиц,у и по очереди каждый ребенок комментирует один из пунктов таблицы)
В январе 1918 года принимается декрет о введении продовольственной диктатуры. В деревню направляются продотряды, обязанность которых изъятие «лишних» продуктов у крестьян. Для помощи им в деревнях создаются комбеды. Поэтому одни исследователи считают началом периода «военного коммунизма» май 1918 года, другие начало 1919 года. Потому что именно в это время начинается проведение следующих действий, которые и составили суть «военного коммунизма»:
Данная система мер получила название - «Военный коммунизм» - внутренняя экономическая политика советского правительства в годы гражданской войны, попытка перехода к коммунистическому производству и распределению.
Окончанием гражданской войны считается разгром генерала Врангеля в ноябре 1920 года. Вывод: Большевики победили в гражданской войне и сохранили государственность России. Причины победы большевиков:
Гражданская война – это огромная трагедия для страны. Материальный ущерб составил около 50 млрд. руб. Промышленное производство сократилось с 1917 по 1920 год в 7 раз, сельскохозяйственное на 40 %. * млн. человек погибли, 2 млн. человек мигрировали.
Кто виноват в развязывании гражданской войны? Сколько выделяется этапов гражданской войны? Что такое интервенция. Назовите лидеров белого движения. Поразмышляйте на тему: военный коммунизм вынужденная мера или расчет большевиков таким образом перейти к коммунизму. Мероприятия «военного коммунизма»
2. Из книги Иванова «Родные мотивы» законспектировать материал по теме «Знаменка и Оскольский край в период «военного коммунизма» (возможен вариант: подготовить небольшое сообщение (для слабых учеников) |