Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.02.2014
Размер88.8 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в процессе освоения учащимися ОС «Школа 2100»

(из опыта учителя начальной школы)

Гусева К.В.,

МАОУ СОШ №18, г. Тобольск, shumilovang@mail.ru
Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того,

кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим

наставником искать эти же самые знания и овладевать ими.

Шалва Амонашвили.
Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. На наш взгляд, воспитывать такого человека помогает образовательная система «Школа 2100». В МАОУ СОШ №18 данная система применяется с 2011года. Мы пришли к выводу, что одним из основных методов в ОС «Школа 2100» является проблемно-диалогическое обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Технология проблемно-диалогического обучения рассматривается в трудах многих ученых. Елена Леонидовна Мельникова считает, что данная технология обеспечивает высокое усвоение знаний, эффективное развитие интеллекта, творческих способностей школьников и воспитание активной личности. Она разделяет два вида диалога: побуждающий и подводящий. Учебную проблему можно поставить тремя способами:

1)побуждающий от проблемной ситуации диалог;

2) подводящий к теме диалог;

3) сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески, и развивает творческие способности. На уроках мы создаем проблемную ситуацию, затем произносим специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.

Прием 1. Педагог одновременно предъявляет классу противоречивые факты.

Урок математики. Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий. Учащиеся выполняют вычисления двумя способами, приводящими к одинаковым выражениям, но различным результатам.

1 способ: из числа 8 вычесть 3. К полученной разности прибавить 4. 8-3+4=9.

2 способ: к числу 3 прибавить 4. Из числа 8 вычесть полученную сумму. 8-3+4=1.

– Что вы замечаете?

– Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значение, разные.

– Почему получились разные ответы?

– Сравните выражения. Чем они похожи? Чем отличаются?

– Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым? (Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.)

– Как вы определите цель нашего урока?

Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

Урок русского языка. Тема. Сложные слова. На этапе актуализации опорных знаний учащимся предлагается выделить корень в слове «оленевод». В ходе обсуждения возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня в сложных словах.

Прием 3. Сущность приема: обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой» («на ошибку»). Урок окружающего мира. Тема. План и карта. Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб. Пример приема «с удивлением»

Прием 4. Сущность приема: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя

Урок математики. Цель: ввести новое арифметическое действие – умножение. Учащимся предлагают выполнить ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых. «В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?» 2+2+2+2=8 (ч).

«На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?».

– Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче?

– А почему, в чем затруднение? – Получается слишком длинная запись. – Значит, что нам надо сегодня открыть?

– Надо придумать новый короткий способ записи.

Прием 5. Выполнение в два шага. Сначала учитель выявляет представление учащихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.

Окружающий мир, 2 класс. (Шаг 1) Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне? Ученики: Очень мало, почти нет.

Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи. Многие пустыни после обильных и продолжительных дождей превращаются в сады с красочными дикорастущими цветами, которые могут полностью покрывать землю на больших площадях. Своим весенним парадом яркого цветения знаменита пустыня шт. Аризона…

(Шаг 2) Ученики испытывают удивление. Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?

Посредством подводящего диалога на уроках открытия нового знания мы с учениками формулируем тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес, а затем в диалоге педагог старается организовать «открытие» школьниками новых знаний, чтобы достичь понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Такой подход делает процесс обучения более демократичным, ориентированным на учащихся с разными интересами и способностями. При составлении подводящего к теме диалога, подбирается логическая цепочка посильных ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока.

Следует заметить, что все вопросы и задания опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. Если в ходе подводящего диалога случаются ошибочные ответы учащихся, то учитель не акцентирует на них внимание и, чтобы не нарушить ход и логику диалога, задает следующие вопросы: «Дети, кто думает иначе?», «Все согласны с ответом предыдущего ученика?» и др. Я пришла к выводу, что подводящий к теме диалог развивает речь учащихся и логическое мышление. Открытие новых знаний всегда наиболее интересный и творческий этап урока.

Приведу пример использования подводящего диалога на уроке математики (краткосрочный проект). Дети прослушивают электронное сообщение, в котором Царица Математика просит о помощи – построить математический город.

- Ребята, мы можем помочь Математике?

- Да.

- Какую поставим цель?

- Нужно построить город.

- Что вы можете предложить? (Сделать дома из коробок, из конструкторских кирпичиков, из кубиков, нарисовать город.) Но ведь нам нужно будет отправить наш город по почте. А всё ли мы сможем отправить?

- Нет.

- На каком варианте остановимся?

- Нарисовать улицы города и жителей этого города.

- А какой мы материал будем применять?

- Бумагу. Карандаши. Фломастеры.

- Ребята, а чем мы занимается на математике?

- Решаем примеры. Решаем задачи. Изучаем цифры. Учим геометрические фигуры.

- Как вы думаете, кто может жить в городе Математики?

- Цифры. Числа.

У вас на столе геометрические фигуры, что можем построить из них? (дома, знаки).

-Какие будут дороги на улицах?

Прямые. Ломаные. Волнистые.

-Есть ли в этой стране реки? Растения? Какие они будут? (Обсуждение)

-Как можно назвать улицы математическим языком?

Улица математических знаков. Примерная. Задачкина. Геометрическая.

Числовая.

- Мы с вами сейчас станем проектировщиками, будем создавать город.

Вспомните, пожалуйста, правила совместной работы и создайте на альбомном листе свою улицу, а мы из них составим город математики.

Сообщение темы с мотивирующим приемом заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом, либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность". В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока. Прием "актуальность" состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно. Приведу пример использования приема «яркое пятно».

В далёкие времена люди с большим трудом научились считать: сначала до двух и только через много – много лет начали продвигаться в счёте. Каждый раз за двойкой начиналось что–то неизвестное, загадочное. Когда считали «один, два, много», то после двух было «всё». Поэтому число три, которое при счёте должно было идти за числом 2, обозначало «всё». Долгое время число 3 было для многих народов пределом счёта, совершенством, счастливым числом. Число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Сегодня, мы с вами тоже познакомимся с новым числом – три.

При использовании на уроках системы проблемных ситуаций учащимся доступен более высокий уровень познавательной деятельности, который, прежде всего, обеспечивает глубину и осознанность усвоения знаний. Кроме того, включение школьников в самостоятельную поисковую деятельность под руководством учителя помогает им овладеть элементарными методами науки и приёмами самостоятельной работы.

Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.

Технология проблемно-диалогического обучения, на наш взгляд, выступает важнейшим направлением реализации ОС «Школа 2100».

Данная технология является:

- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности учащихся, развитие универсальных учебных действий; - здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

- носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
Литература

  1. Блохин И.А., Ляхин В.В., Стрекозин В.П. О проблемном обучении в начальных классах//Начальная школа. - 2003. - №3.

  2. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. пособие. М.: Педагогич. общ-во России, 2001.

  3. Мельникова Е.Л.. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра (журнал "Начальная школа плюс До и После", № 6, 2005 г., с. 33-34).

  4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2002.

  5. Мельникова Е.Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе. Образовательная система "Школа 2100". Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования. Сборник материалов. М., Баласс, 2009.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск