Сообщение для родителей
«Секреты и преимущества детской йоги» Что может быть важнее собственного здоровья? Только здоровье наших детей.
Сутулая спина, остеохондроз, частые простуды – все это было до моего знакомства с йогой в 2003 году. Обращаясь к этой древней восточной практике с целью оздоровления, я посещала занятия у профессионального инструктора - Вероники Любарской. От нее я узнала, что слово «йога» происходит от санскритского языка и означает «единство». Йога – это единение тела и разума, достигаемое путем физических упражнений, дыхательных техник, релаксации, медитации и сосредоточения.
Около двух тысяч лет назад, в древней Индии, доктора и ученые уже знали о взаимосвязи физического и психического развития человека. На основе этого знания они разработали науку хатха-йоги — достижения гармоничного состояния ума через очищение и укрепление тела с помощью особых поз и дыхательных упражнений. Спустя много веков западные ученые подтвердили это.
Занятия йогой приносят позитивные изменения: улучшается осанка, перестает болеть спина, уходит простуда, и появляется удивительное состояние обновления, приобретения энергии и удовлетворения от жизни. Как влияют занятия йогой на здоровье детей? Йога помогает ребенку быть более здоровым и энергичным, учит строить отношения со сверстниками и окружающим миром. Важно, что йога отличается от других способов физического развития тем, что, исключает соревнования, а значит, вероятность травм и стресса с особым риском. Благодаря этим занятиям гиперактивные дети становятся более спокойными, вялые – более шустрыми и энергичными. Мышцы, становятся более эластичными, разрабатываются суставы, делая движения ребенка красивыми и пластичными, а кроме того, укрепляют внутренние органы. Йога для детей – это, в частности, и здоровый позвоночник, а значит, хорошая осанка, от которой зависит развитие всей костно-мышечной системы, здоровье всего организма в целом. Английские исследователи недавно получили еще одни отличные результаты йога-терапии у детей с аутизмом. Выяснилось, что такие ребята способны на гораздо большее, чем это предполагалось. А именно целенаправленные занятия йогой способствовали их лучшей концентрированности, самосознанию и, что немаловажно, осознанию в обществе.
Йога помогает справиться с уже имеющимися проблемами здоровья и предупредить появление новых болезней. Знаменитые йоги (например, Гита Айенгар, Мигель Перес) вспоминают, что болезнь в детстве вынудила их начать серьезно заниматься йогой. Болезнь была побеждена, а то, чему они сумели научиться в детстве, стало хорошей базой для продолжения занятиями йогой уже во взрослой жизни.
Для детей лучше использовать игровые формы подачи материала, ведь даже самая большая человеческая мудрость начинается с детской игры. Какому ребенку не захочется научиться потягиваться как кошка, или тянуться к солнцу как цветок? Это позволяет ему чувствовать себя в своей стихии, полной движения, ярких эмоций и постоянной новизны. То есть игра это первая и главная отличительная особенность преподавания детской йоги.
Маленькие йоги и йогини выполняют позы не в статической форме, а в динамике – это следующая особенность детской йоги. Несмотря на то, что позы достаточно быстро сменяют одна другую, обязательно акцентируется внимание на важных деталях, ключевых элементах каждого упражнения. В определенных позах эти элементы тщательно прорабатываются. Однако ребенка никогда не просят выполнять движения через силу и боль. Так же важно обращать внимание на дыхание ребенка, так как оно должно осуществляться только через нос, за исключением специальных асан для интенсивного выдоха – через рот.
Каждое занятие можно посвятить какой-то одной теме или истории, которая объединяет набор асан, это третья особенность. Например, на занятии «Домашние животные», выполняются позы «кошки» и «собаки», «коровы» и «верблюда». А вот последовательность асан та же самая, что и у взрослых. Начинается урок с настройки на практику, затем следует разминка, например суставная гимнастика плюс дыхательные упражнения, потом – несколько кругов Сурья Намаскар (комплекса Приветствия солнцу). За ними следуют позы стоя, наклоны, скручивания, прогибы и перевернутые позы. Заканчивается занятие Шавасаной (отдыхом, расслаблением). Так же как и на взрослых занятиях, соблюдается принцип компенсации. После стойки на руках, например, идет расслабление в позе ребенка.
Учитывая наглядно-образное мышление детей, используется максимальное количество сенсорных зацепок: визуальные – игрушки, картинки; аудиальные – музыка, счет, пение. Эти своеобразные «крючочки» помогают запомнить асану ребенку как цельный образ. Учитывая преобладания ассоциативного мышления у детей, необходимо полагаться и на их жизненный опыт.
Обучая детей йоге, нужно следовать следующим правилам:
• просто и доступно объяснять упражнения;
• всё занятие проводить в динамике;
• подходить к занятию творчески;
• быть готовой к любой неожиданности;
• чаще хвалить детей, деликатно исправляя ошибки;
• уметь превращать и превращаться;
• занятия должны быть наградой, а не обязанностью. На таких занятиях детям не хочется соревноваться, драться и соперничать, а хочется помочь соседу удержать равновесие в позе дерева. Можно легко успокоиться, если ты слишком напряжён, сделав дыхательные упражнения, или наоборот, взбодриться, выполнив – «собаку». Можно иногда отдохнуть одному в «своем» мире, приняв позу ребенка или прогнать страх и «вдохнуть в себя» смелость! Можно сказать волшебные слова: «Я ВСЕ МОГУ!» и подкрепить их волшебным сложением рук – «мудрой», и все потихонечку начинает получаться. Можно стать сильным, как воин, мудрым, как змея, веселым, как обезьяна, быстрым, как заяц, устойчивым, как дуб и гибким, как ива. Можно почувствовать себя настоящим львом и даже порычать (заодно вылечить себе горло!). Можно отправиться в путешествие на караване верблюдов, превратиться в настоящую египетскую пирамиду и посчитать: сколько лет эта пирамида простоит! Можно пожужжать, как рой пчел, полетать, как бабочка, сесть на цветок и даже понюхать его. Есть асаны, которые мы делаем вдвоем с другом (например, «рыба под мостом», «дерево дружбы», «кобра и дрессировщик»), а есть асаны, которые мы делаем все вместе, держась за руки (например, «выращиваем цветок»).
Для занятий йогой не требуется специального оборудования – только удобная одежда и спортивный коврик. Йога – это средство, к которому наши дети смогут обращаться всю жизнь, и верю, что она им поможет! Здоровья Вам и Вашим детям!
Йога — это просто! Йога — это весело! Йога — это вместе! Инструктор по ФИЗО Нигматуллина Н.Г.
|