Урок ОРКСЭ (модуль ОПК) в 4 классе
«Совесть и раскаяние»
Автор: Колесникова Светлана Николаевна
Учитель начальных классов высшей категории
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Целинная средняя (полная) общеобразовательная школа №2»,
с. Целинное, ул. Советская, 19
Электронный адрес:
swetlana011070@mail.ru
Тема урока
| Совесть и раскаяние
| Предмет, тип урока
| ОРКСЭ, модуль ОПК, усвоение новых знаний
| Класс, УМК
| Урок проводится во четвёртом классе, в первом полугодии по учебнику А. Кураева
| Цель урока
| Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению,формирование убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать меру добра в себе и мире.
| Задачи урока на формирование
у учащихся УУД
| Личностные:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
установка на здоровый образ жизни;
Регулятивные:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
Познавательные:
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; совместно вырабатывать порядок и использовать алгоритм в практической деятельности. продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог.
Формировать умение овладевать основами синтеза.
Коммуникативные:
Создавать условия для приобретения навыков учебного сотрудничества.
| Оборудование
| Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник.
| Методические рекомендации
| На какое количество учебных часов рассчитана тема урока
| 1 часа
| Время проведения урока
| 40 минут
| Методические и учебные материалы, рекомендуемые для подготовки к проведению урока
| Учебник А Кураева «Основы православной культуры» 4-5 класс, М., «Просвещение», 2011 г.; аудиозапись песни С. Копыловой «Гвозди»
|
|
| Вызов.
У нас сегодня урок, на котором мы вновь будем открывать для себя новые знания о мире православия, знания о человеке. У нас будет возможность посмотреть на себя и оценить себя, поработать с собой.
Сократ сказал:
«В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».
- Как вы понимаете этот афоризм? (Слайд №2)
Друзья, давайте подарим друг другу улыбку, согрейте друг друга лучами того солнца, которое есть в вас.
В начале нашего урока предлагаю побывать в лаборатории и провести некоторые исследования. Но сначала мы разделимся на две группы: экспертов и врачей.
Я вам буду предоставлять материал, эксперты расскажут о своих чувствах, возникающих у них при виде этого материала.
Врачи же оценят состояние здоровья человека, которыйэто чувствует.
Объект наблюдения: явления природы.
При просмотре каждого слайда (Слайд № 3-5), учитель спрашивает экспертов - детей: «Опишите, какие чувства испытывает человек, наблюдая это природное явление?» После этого врачам: «Оцените состояние здоровья»
Вопросы после просмотра слайдов:
- Явления природы зависят от нас?
- А наши чувства зависят от явлений природы?
Меняем объект наблюдения. Это человек.
- Посмотрите на слайд. Эксперты опишите, какие чувства испытывает человек.
Врачи оцените состояние здоровья. (Слайд № 6-8)
Врачи, сделайте вывод о том, как надо человеку вести себя, чтобы быть здоровым? Какие чувства должны жить в здоровом человеке?
Какую цель вы для себя поставите сегодня на занятии?
(Как человеку остаться здоровым. Как обрести в себе духовный мир. Научиться жить в ладу с самим собой.)
|
| Осмысление
Следующий объект для нашего исследования
стихотворение «Гвозди». (Слайд №9)
Жил человек гневливый до предела. Он молод был, и вот отец его
Сказал, чтоб он, когда не сдержит гнева,
Вбивал бы в столб забора длинный гвоздь.
Сначала столб пронизывали гвозди
По нескольку десятков каждый день
Потом всё меньше, и однажды вовсе
Он молотком забора не задел.
Отец его заданье дал другое:
Когда он сможет снова гнев сдержать,
За каждую победу над собою -
По одному теперь их выдирать.
И вот настал тот день, когда в заборе Он не нашёл гвоздя ни одного,
И сын сказал, довольный сам собою:
-Смотри, отец, я победил его!
Гнев побеждён, и для отца важнее,
Чем столб, дырявым ставший от гвоздей,
И молвил он, что сказанное в гневе,
-Гвоздей железных может быть, острей.
И как забор уже не будет новым,
Так в сердце шрамы, словно от гвоздей,
От грубого презрительного слова
Навеки остаются у людей.
Вопросы по тексту - Как понимаете выражение «гневливый до предела»?
- Зачем отец ему повелел вбивать гвозди в столб?
- Как часто сына охватывал гнев? (найдите строки в стихотворении)
- Какими строками автор показал, что гнев в человеке стал терять свою силу?
- Как думаете, для чего отец предлагает сыну выдёргивать из столба гвозди?
- Прочитайте самые главные строки в стихотворении, на ваш взгляд.
- Можно назвать гнев болезнью?
- А теперь, попробуем отвечать на вопросы только: да или нет.
1. Хорошо, что сын посмотрел в себя, чтобы узнать весть о себе?
2. Он увидел через эту весть, что он болен?
3. Назвал ли болезнь?
4. Сам понял, что от этой болезни плохо тем, кто рядом?
Вот это весть так весть!
- А может, и имя назовёте этой вести? (совесть) (Слайд №10)
- А ведь мы с ней знакомы, это наш внутренний голос. Он знает всегда, что хорошо, а что плохо и порой предупреждает, чего не следует делать? Только чаще нужно обращаться к своей совести, учится её слышать. И тогда от неё будет огромная польза. И человек, живущий в ладу со своей совестью будет жить с миром в душе. А значит – будет здоровым и людям, находящимся с ним будет тоже хорошо.
Работа с учебником
Работаем с разделом учебника «Работа совести» и «Раскаяние», используя приём чтение с пометками. (отмечаем VЯ это знал; +Новое для
Меня; - Я думал иначе; ? Интересно, непонятно, нужно разобраться)
Вопросы к детям индивидуально: что нового открыл для себя, знакомясь с информацией учебника; что заинтересовало…)
Вспомним наш девиз. Все люди хорошие, в каждом есть солнце. Только приходят такие тучки, такие как гнев, и загораживают солнце.
А тучки можно разогнать, если знаешь как.
Попробуем сами составить схему лечения болезни на примере стихотворения «Гвозди» (Слайд №11)
1. Увидеть болезнь.
2. Проявить желание вылечиться
3. Совершить усилия над собой до победы
4. Закрепить полученный результат
5. Впредь стараться не заразиться.
|
| Рефлексия
А теперь попрошу вас положить свою родненькую ладошку на бумагу и обвести её. Всмотритесь в её контур, загляните внутрь, когда от нас кому – нибудь было плохо, когда нас совесть обличала? Вспомните эти случаи, а может через них и болезнь у себя увидите?
Пока вы думаете, предлагаю послушать это стихотворение, положенное на музыку в исполнении автора С. Копыловой. (Слайд № 12)
Сейчас вы провели огромную работу экспертов и врачей с собой. Вы у себя нашли болезнь – это первое, что нужно для лечения. Поставить правильный диагноз.
Домашнее задание: в течении недели попробуйте ежедневно лечить свою болезнь, которую вы обнаружили.
Релаксация (Слайд № 13)
А сейчас отдохнём. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Почувствуйте в себе свет – добра и любви.. Усильте его. Теперь им можно поделиться с ближним. Будто потоки добра сливаются воедино, и образуется большой солнечный день.
Вспомните о тех людях, которые сегодня с вами рядом, они тоже нуждаются в вас, в вашем участии, поддержке.
Случаются в нашей жизни и неприятности. Но не ищите виноватых, а просто зажгите свечу. Направьте свой огонёк туда, где темно. Подержите свечу, чтобы стало теплее… Видите темнота растаяла…и кто- то увидев ваш свет, зажёг свою свечу. Значит, на земле стало больше любви, тепла и доброты…
Возвращайтесь. Открыли глазки. Поблагодарите себя за такую работу аплодисментами.
Вот он ваш тёпленький огонёк свечечки - он живой, а этот совет от него.
Подрастёт твоя душа,
Всё узнаешь не спеша
В людях солнышком светись
Уму разуму учись.
Почитай отца и мать.
Ближних бойся осуждать,
Лучистое солнце не дели на части –
Ведь вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья ты можешь,
Ты должен людям земли подарить. (Слайд № 14)
Действительно, искорку счастья, а может и целый огонёк мы обязательно подарим другим, потому что он в нас есть, мы учились его сегодня добывать и на дом задание получили.
А теперь вы скажите: что нового вы сегодня узнали на уроке? Что для себя полезного взяли?
Спасибо за урок.
|
| |