Скачать 1.07 Mb.
|
Методический паспорт проекта
Пояснительная записка «В эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Старшие школьники, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны» – это выдержки из Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» президента РФ Д.А.Медведева [5]. Таким образом, необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего профильному самоопределению школьников, является введение предпрофильной подготовки на второй ступени общего образования. В качестве нормативно-правовой основы предпрофильной подготовки выступают «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» и «Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях». Эти документы определяют предпрофильную подготовку как систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки обучающихся, содействующую их профильному самоопределению по завершении основного общего образования [2], [8]. В условиях профильного обучения старшекласснику предстоит сделать жизненно важный выбор, который, как правило, определяет дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру и, соответственно, связан с выбором образа жизни. В то же время известно, что обучающиеся выпускных классов основной школы испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило, они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов. Например, за компанию с товарищами, по совету взрослых и т.д. Часто школьники попадают под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. При этом они считают, что располагают достаточной информацией, и именно этот фактор указывают в качестве основного, обосновывая свой выбор профиля дальнейшего обучения. Существенными факторами, влияющими на профессиональное самоопределение старших школьников, являются:
Ежегодно в нашей школе проводится мониторинг результативности информационного поля предпрофильной подготовки обучающихся, т.е. уровня готовности обучающихся 9-х классов к профессиональному самоопределению (приложение 1). Результаты 2010-2011 учебного года свидетельствуют о том, что: 40% обучающихся выбирают профиль, так он связан с их профессией; 39% могут сейчас определить свой будущий выбор; 34% хорошо знакомы с профессией, которую выбирают; 29% владеют информацией о конкретных профессиях; 24% владеют информацией о местном рынке труда; 31% владеют информацией о востребованных специальностях в регионе; 32% определились с выбором профессии после окончания школы; 40% работу на элективном курсе связывают с углублением своих знаний и уточнением профиля. Результаты мониторинга позволяют сделать вывод о том, что обучающиеся в целом информированы о целях и задачах предпрофильного и профильного обучения, мире профессий. Однако, решая проблему своего образовательного пути, большинство девятиклассников не ориентируются на взаимосвязь профиля обучения и будущей профессии, на информацию о востребованности профессий на региональном и местном рынке труда, на роль курсов по выбору в осознании профессии. Поэтому целостное представление о своём профессиональном будущем пока глубоко не сформировано: второстепенные мотивы, которыми руководствуется большая часть девятиклассников при выборе профессионального пути, говорят о социальной незрелости школьников. Это подтверждается следующими фактами: 61% обучающихся не могут определить свой будущий профиль; 49% не знают будет ли связана профессия с профилем обучения; 22% не знают почему выбирают профиль; 12% при выборе профиля ориентируются на советы родителей и друзей; 60% ставят перед собой цель работы на элективном курсе – подготовиться к экзаменам; 68% не определились с выбором профессии; 45% знакомы с выбранной профессией в общих чертах; 20% не знакомы с выбранной профессией; 76% не владеют информацией о местном рынке труда; 79% не владеют информацией о ВУЗах и ССУЗах в регионе; 69% не владеют информацией о востребованных специальностях в регионе. Таким образом, основная проблема заключается в том, что 60% обучающихся нашей школы к профессиональному самоопределению, к выбору своей образовательной траектории на начало учебного года были не готовы. Актуальность проблемы очевидна. Но что необходимо предпринять учителю для развития профессионального самоопределения обучающихся, чтобы выбор был сделан не случайно, а осознанно? Задача современной школы – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки. Школа может направить свои усилия на отбор, селекцию «перспективных» детей, зарабатывая «очки» на медалистах и стремясь к 100% поступлению выпускников в ВУЗы. Или – на развитие ключевых образовательных компетенций и формирование жизненных ценностей своих учеников. Первый вариант – это накатанная дорога, по которой отечественная школа ведет несколько поколений учеников. Чем-то этот подход сродни спартанскому отношению к слабым и увечным. Второй путь требует осознанной и слаженной работы всех участников образовательного процесса. Какой путь выбираю я? Задачу учителя и классного руководителя вижу в создании условий для развития у обучающихся жизненно важных компетенций и активизации процесса формирования готовности обучающихся к профильному самоопределению. Для того, чтобы создать соответствующие условия необходимы не только теоретические знания по предметам, необходима целостная система работы, способствующая развитию профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов в урочной и внеурочной деятельности. Отсюда возникла идея разработки проекта «Выбирая дорогу», который предполагает, с одной стороны – исследование по теме, с другой – создание системы работы, охватывающей всех участников образовательного процесса и направленной на формирование осознанного профессионального пути. Таким образом, проект способен удовлетворить интересы обучающихся, их родителей, педагогов в качестве учителей-предметников и классных руководителей. Идея проекта заключается в следующем:
Отличительной чертой данного проекта является системный подход в обучении биологии в урочной и внеурочной деятельности, результатом которого стал комплекс уроков биологии, занятий на курсах по выбору и родительских собраний, направленных на формирование у обучающихся 9-х классов осознанного профессионального самоопределения. Цель проекта: создание системы работы, способствующей развитию профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов в урочной и внеурочной деятельности по предмету биология. Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач:
На первом уроке биологии в 9-м классе по теме «Биология: задачи, методы исследования, связь с другими науками» через глубокий анализ содержания материала, работу со схемой происходит информирование обучающихся о методах биологии и профессиях в области биологической науки. При обобщении и систематизации знаний по теме «Основные закономерности наследственности» проводится урок с комплексным применением знаний в нестандартной ситуации и элементами ролевой игры «Экзамен студентов-генетиков». Обучающиеся не только знакомятся с особенностями профессии генетика, но пробуют себя в роли студента, генетика-консультанта, преподавателя ВУЗа. Изучая тему «Селекция», обучающимся предлагаются исследовательские работы по темам: «Биотехнология в растениеводстве», «Биотехнология в животноводстве», «Открытия в области медицины», «Генная инженерия», при выполнении которых происходит ознакомление с профессиями в области биотехнологии. В ходе подготовки и оформления мини-проектов в форме мультимедийной презентации у обучающихся происходит развитие оргдеятельностной, коммуникативной, информационной и других компетенций. В рамках изучения темы «Биосфера и человек» проводится урок-мастерская, где происходит информирование обучающихся об особенностях профессии эколога и формирование коммуникативных, оргдеятельностных, творческих компетенций.
На уроках и занятиях курсов по выбору происходит развитие:
Для развития жизненно важных ключевых образовательных компетенций обучающихся на уроках и занятиях курсов по выбору я активно использую технологию проектной деятельности, технологию мастерской, технологию группового обучения и коммуникационно-информационные технологии. 4. Способствовать повышению информирования родителей о способах формирования профессионального самоопределения их детей через:
В качестве прогнозируемых результатов проекта могут выступать: - создание системы работы по развитию профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов в урочной и внеурочной деятельности по предмету биология. Определяется качеством методических разработок проекта; - сформированность профессионального самоопределения у обучающихся 9-х классов. Определяется диагностикой в конце учебного года, и через количество обучающихся поступающих в 10 химико-биологический профильный класс; - сформированность оргдеятельностных, информационных, коммуникативных, творческих компетенций. Определяется через качество представления результатов проекта (приложение 6); - создание комфортных взаимоотношений внутри группы участников проекта (определяется через позитивное отношение участников проекта друг к другу, в ходе рефлексии на итоговых занятиях курсов по выбору). Для достижения прогнозируемого результата необходимо наличие условий:
Немаловажным фактором для успешной реализации данного проекта является его органичное сочетание с программой по предмету биология. Кроме того, знания и умения, полученные в ходе реализации проекта, могут быть использованы и в других образовательных областях. Так, работа с информационными источниками поможет при написании докладов и рефератов, навыки проектной деятельности помогут при дальнейшем обучении в профильной школе, а также при написании курсовых и дипломных работ в ВУЗах. Реализации данного проекта может помешать отсутствие у обучающихся персонального компьютера, возможности свободного доступа в Интернет. Преодолеть данные препятствия можно, используя технические ресурсы школы. И, наконец, почему именно «Выбирая дорогу»? Идея проекта, на мой взгляд, универсальна. Мы увидели совместную целенаправленную работу учителя, учеников, родителей по формированию профессионального самоопределения. А ведь это так важно – правильно выбрать дорогу. А что в перспективе? Работая над проектом, анализируя составные части своей системы работы по формированию профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов, появилась идея создания авторской программы курса по выбору «Узнай свои возможности». Курс будет направлен на раскрытие потенциальных возможностей обучающихся через изучение основ физиологии высшей нервной деятельности и психологии, расширение знаний обучающихся о физиологических основах психических функций, типологических особенностях личности. Так что работа продолжается… Содержание проекта Инновационный педагогический проект «Выбирая дорогу» создан на основе теоретических знаний и практического опыта работы с обучающимися 9-х классов. Проект долгосрочный, занимает весь учебный год. В проекте отражены три основные этапа работы. |
План график изучения курса «Управление проектами» по специальности пгс Основные понятия: проект, программа, цели и стратегии, структура проекта, управление проектом Критерии успехов и неудач проекта,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информационная карта проекта Социальный паспорт участников проекта Диагностическое обоснование проекта | ||
Пояснительная записка I 0 введение 0-1 0 описание проекта 0-1 1 История... Состояние окружающей среды и социально-экономические условия развития области 1-1 | И краткое описание проекта. Цели и задачи проекта Автор и руководитель проекта Вялков А. В., соавторы: Шипулина Анастасия, Щербинина Анастасия, ученицы 10 класса | ||
Тема проекта Создание мини-групп в классе, распределение тем проекта по группам, определение ответственных в каждой группе за выполнение каждой... | Тема проекта Возможное финансовое обеспечение проекта, необходимое ресурсное обеспечение реализации проекта | ||
Отчет 140 с., 5 ч., 1 прил. Часть 1 Наименование проекта Анализ потенциала... Цель данного проекта заключается в создании необходимой научной основы для производства биоэнергии и строительства биоэнергетических... | Проекта Описательное или творческое название проекта Хороша ли жизнь в тишине? Краткое Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик... | ||
Проекта Описательное или творческое название проекта Жизненно важные вещества Краткое Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик... | Краткое содержание проекта При реализации проекта Мост «Золотые Ворота» Результат полученных знаний закрепляется в виде презентаций и рефератов. Таким образом, решаются основные вопросы по теме данного... | ||
Темы вашего учебного проекта Завершится работа по проектированию защитой творческого проекта и демонстрацией готовых швейных изделий. Юбки, которые ученицы выполнили... | Темы вашего учебного проекта Завершится работа по проектированию защитой творческого проекта и демонстрацией готовых швейных изделий. Юбки, которые ученицы выполнили... | ||
План проекта Щелкните по тексту описания и внесите свой текст Автор проекта Зунов, что позволяет создавать комфортную творческую обстановку в процессе учебных коммуникаций на протяжении всего проекта. Проект... | Краткое содержание проекта Проект «Ярмарка туристических идей» Организация деятельности обучающихся в ходе проекта предполагает создание ими итогового проекта (презентация, буклет), в котором... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Поэтому педагогический процесс в группе построен с максимальной заинтересованностью семьи. В результате проекта проведено 19 мероприятий,... | Учебная программа Intel® Обучение для будущего Визитная карточка проекта Автор проекта «Традиции страны изучаемого языка», выявят причины мировой известности каменного сооружения. В ходе проекта формируются умения интерпретировать... |