Проекта





НазваниеПроекта
страница1/7
Дата публикации21.02.2015
Размер1.07 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Методический паспорт проекта


№ п/п

Структура

Содержание проекта



Тема проекта

«Выбирая дорогу»

Формирование профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов в урочной и внеурочной деятельности по предмету биология.



Адресация проекта

Проект адресован учителям, классным руководителям основной школы. Может быть реализован в других школах города.



Руководитель проекта

Игнатович Светлана Александровна.



Участники проекта

Активные участники проекта:

  • учитель – осуществляет координационную работу по взаимодействию всех участников проекта, проводит уроки и занятия курсов по выбору, организует творческую и исследовательскую деятельность обучающихся, консультирует учеников, родителей, учителей, классных руководителей, организует дальнейшее взаимодействие заинтересованных участников проекта;

  • обучающиеся – активно участвуют в творческой, исследовательской деятельности на уроках и занятиях курсов по выбору;

  • родители обучающихся – посещают родительские собрания и лектории, помогают обучающимся при работе с различными информационными источниками, оказывают моральную поддержку в процессе формирования профессионального самоопределения.

Пассивные участники проекта:

  • методист, психолог, педагоги – наблюдают за реализацией проекта, способствуют обобщению и распространению опыта.



Возраст обучающихся

Обучающиеся 9-х классов (15 – 16 лет).



Особенности типа проекта

По характеру создаваемого продукта – информационно-творческий;

По количеству участников – групповой, индивидуальный;

По продолжительности – долгосрочный;

По содержанию – обучающийся и его интересы;

По профилю знаний – межпредметный;

По характеру координации – с открытой координацией;

По уровню контактов – на уровне образовательного учреждения.



Цель проекта

Создание системы работы, способствующей развитию профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов в урочной и внеурочной деятельности по предмету биология.



Задачи проекта

  1. Совершенствовать собственную методику преподавания предмета биологии через углубление знаний по профориентации, педагогике и психологии личности, методах её изучения.

  2. Проанализировать программное содержание биологии в 9 классе и определить темы, в изучении которых целесообразно использовать профориентационный материал.

  3. Составить рабочие программы и внедрить во внеурочную деятельность курсы по выбору, способствующие профессиональному просвещению и профессиональному самоопределению обучающихся.

  4. Способствовать повышению информирования родителей о способах формирования профессионального самоопределения их детей.



Ресурсы проекта

Информационные (сеть Интернет, учебная и справочная литература).

Материальные (персональный компьютер, приборы для исследований, мультимедийный комплекс).

Методические (консультации методиста, психолога, педагогов-коллег).

Человеческие (обучающиеся, родители, педагоги).



Предполагаемые результаты проекта

  1. Продукты деятельности педагога:

  • методические разработки уроков биологии;

  • методические разработки занятий курсов по выбору;

  • методические разработки родительских собраний.

  1. Продукты деятельности обучающихся:

  • творческие работы, созданные на уроках и занятиях курсов по выбору.

  1. Продукты деятельности других участников:

  • диагностики уровня сформированности профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов.


Пояснительная записка
«В эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Старшие школьники, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны» – это выдержки из Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» президента РФ Д.А.Медведева [5].

Таким образом, необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего профильному самоопределению школьников, является введение предпрофильной подготовки на второй ступени общего образования. В качестве нормативно-правовой основы предпрофильной подготовки выступают «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» и «Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях». Эти документы определяют предпрофильную подготовку как систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки обучающихся, содействующую их профильному самоопределению по завершении основного общего образования [2], [8].

В условиях профильного обучения старшекласснику предстоит сделать жизненно важный выбор, который, как правило, определяет дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру и, соответственно, связан с выбором образа жизни. В то же время известно, что обучающиеся выпускных классов основной школы испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило, они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов. Например, за компанию с товарищами, по совету взрослых и т.д. Часто школьники попадают под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. При этом они считают, что располагают достаточной информацией, и именно этот фактор указывают в качестве основного, обосновывая свой выбор профиля дальнейшего обучения.

Существенными факторами, влияющими на профессиональное самоопределение старших школьников, являются:

  • информированность о мире профессии;

  • представление о самих себе;

  • профессиональное просвещение школьников;

  • взаимосвязь с родителями.

Ежегодно в нашей школе проводится мониторинг результативности информационного поля предпрофильной подготовки обучающихся, т.е. уровня готовности обучающихся 9-х классов к профессиональному самоопределению (приложение 1).

Результаты 2010-2011 учебного года свидетельствуют о том, что:

40% обучающихся выбирают профиль, так он связан с их профессией;

39% могут сейчас определить свой будущий выбор;

34% хорошо знакомы с профессией, которую выбирают;

29% владеют информацией о конкретных профессиях;

24% владеют информацией о местном рынке труда;

31% владеют информацией о востребованных специальностях в регионе;

32% определились с выбором профессии после окончания школы;

40% работу на элективном курсе связывают с углублением своих знаний и уточнением профиля.

Результаты мониторинга позволяют сделать вывод о том, что обучающиеся в целом информированы о целях и задачах предпрофильного и профильного обучения, мире профессий.

Однако, решая проблему своего образовательного пути, большинство девятиклассников не ориентируются на взаимосвязь профиля обучения и будущей профессии, на информацию о востребованности профессий на региональном и местном рынке труда, на роль курсов по выбору в осознании профессии.

Поэтому целостное представление о своём профессиональном будущем пока глубоко не сформировано: второстепенные мотивы, которыми руководствуется большая часть девятиклассников при выборе профессионального пути, говорят о социальной незрелости школьников. Это подтверждается следующими фактами:

61% обучающихся не могут определить свой будущий профиль;

49% не знают будет ли связана профессия с профилем обучения;

22% не знают почему выбирают профиль;

12% при выборе профиля ориентируются на советы родителей и друзей;

60% ставят перед собой цель работы на элективном курсе – подготовиться к экзаменам;

68% не определились с выбором профессии;

45% знакомы с выбранной профессией в общих чертах;

20% не знакомы с выбранной профессией;

76% не владеют информацией о местном рынке труда;

79% не владеют информацией о ВУЗах и ССУЗах в регионе;

69% не владеют информацией о востребованных специальностях в регионе.

Таким образом, основная проблема заключается в том, что 60% обучающихся нашей школы к профессиональному самоопределению, к выбору своей образовательной траектории на начало учебного года были не готовы.

Актуальность проблемы очевидна.

Но что необходимо предпринять учителю для развития профессионального самоопределения обучающихся, чтобы выбор был сделан не случайно, а осознанно?

Задача современной школы – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.
Школа может направить свои усилия на отбор, селекцию «перспективных» детей, зарабатывая «очки» на медалистах и стремясь к 100% поступлению выпускников в ВУЗы. Или – на развитие ключевых образовательных компетенций и формирование жизненных ценностей своих учеников. Первый вариант – это накатанная дорога, по которой отечественная школа ведет несколько поколений учеников. Чем-то этот подход сродни спартанскому отношению к слабым и увечным.

Второй путь требует осознанной и слаженной работы всех участников образовательного процесса.

Какой путь выбираю я?

Задачу учителя и классного руководителя вижу в создании условий для развития у обучающихся жизненно важных компетенций и активизации процесса формирования готовности обучающихся к профильному самоопределению.

Для того, чтобы создать соответствующие условия необходимы не только теоретические знания по предметам, необходима целостная система работы, способствующая развитию профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов в урочной и внеурочной деятельности.

Отсюда возникла идея разработки проекта «Выбирая дорогу», который предполагает, с одной стороны – исследование по теме, с другой – создание системы работы, охватывающей всех участников образовательного процесса и направленной на формирование осознанного профессионального пути.

Таким образом, проект способен удовлетворить интересы обучающихся, их родителей, педагогов в качестве учителей-предметников и классных руководителей.

Идея проекта заключается в следующем:

  • расширить границы знаний обучающихся по биологии через творческую, исследовательскую деятельность на уроках и курсах по выбору;

  • способствовать росту информированности обучающихся о профессиях в рамках предмета биология;

  • добиться увеличения количества обучающихся с развитым профессиональным самоопределением, готовыми выбрать свою образовательную траекторию;

  • добиться положительной динамики качества обучения по биологии;

  • содействовать формированию профессионального самоопределения обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;

  • показать пути формирования у обучающихся когнитивных, оргдеятельностных, информационных, коммуникативных, творческих компетенций, способствующих их готовности к профильному самоопределению;

  • способствовать усилению информирования родителей обучающихся о способах формирования профессионального самоопределения их детей;

  • создать систему работы, способствующую формированию профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов;

  • передать и распространить собственный педагогический опыт в рамках профессиональных сообществ на уровне города, округа, страны.

Отличительной чертой данного проекта является системный подход в обучении биологии в урочной и внеурочной деятельности, результатом которого стал комплекс уроков биологии, занятий на курсах по выбору и родительских собраний, направленных на формирование у обучающихся 9-х классов осознанного профессионального самоопределения.

Цель проекта: создание системы работы, способствующей развитию профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов в урочной и внеурочной деятельности по предмету биология.

Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач:

    1. Совершенствовать собственную методику преподавания предмета биологии через углубление знаний по профориентации, педагогике и психологии личности, методах её изучения. Для этого необходимо исследовать теоретический материал по проблеме формирования профессионального самоопределения обучающихся, а именно:

  • Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования [2],

  • Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях [8],

  • Проблемы педагогической поддержки при выборе профиля обучения выпускников основной школы [1],

  • Методику выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения [3],

  • Модели профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов [4].

  1. Проанализировать программное содержание биологии в 9 классе и определить темы, в изучении которых целесообразно использовать профориентационный материал.

На первом уроке биологии в 9-м классе по теме «Биология: задачи, методы исследования, связь с другими науками» через глубокий анализ содержания материала, работу со схемой происходит информирование обучающихся о методах биологии и профессиях в области биологической науки.

При обобщении и систематизации знаний по теме «Основные закономерности наследственности» проводится урок с комплексным применением знаний в нестандартной ситуации и элементами ролевой игры «Экзамен студентов-генетиков». Обучающиеся не только знакомятся с особенностями профессии генетика, но пробуют себя в роли студента, генетика-консультанта, преподавателя ВУЗа.

Изучая тему «Селекция», обучающимся предлагаются исследовательские работы по темам: «Биотехнология в растениеводстве», «Биотехнология в животноводстве», «Открытия в области медицины», «Генная инженерия», при выполнении которых происходит ознакомление с профессиями в области биотехнологии. В ходе подготовки и оформления мини-проектов в форме мультимедийной презентации у обучающихся происходит развитие оргдеятельностной, коммуникативной, информационной и других компетенций.

В рамках изучения темы «Биосфера и человек» проводится урок-мастерская, где происходит информирование обучающихся об особенностях профессии эколога и формирование коммуникативных, оргдеятельностных, творческих компетенций.

  1. Составить рабочие программы и внедрить во внеурочную деятельность курсы по выбору, способствующие профессиональному просвещению и профессиональному самоопределению обучающихся:

  • Курс «Тайны живой природы» предназначен для того, чтобы учащиеся 9-х классов смогли определиться в выборе профессии, связанной с какой либо отраслью биологической науки (медициной, агрономией, экологией и др.), и соответствующего профиля обучения. Для этого провожу глубокую мотивацию обучающихся на каждом занятии, что вызывает у них интерес, желание и стремление изучать биологию в старших классах (приложение 3).

  • Курс «Исследовательские задачи на стыке наук». Цель данного курса – создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достигаю этого путём знакомства девятиклассников с особенностями естественнонаучной исследовательской деятельности на материале достаточно простых и увлекательных задач междисциплинарного содержания (приложение 3).

  • Курс «Экология города» предполагает изучение города в различных аспектах: биологических, географических, гигиенических, эстетических, инженерно- технологических. Работа с обучающимися основывается на самостоятельной поисково-исследовательской деятельности школьника (проектной деятельности) (приложение 3).

  • Курс «Основы гигиены и санитарии» предоставляет учащимся сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, не рассматриваемые в школьной программе по биологии. Получение ими знаний в этой области способствуют укреплению их здоровья, предупреждению развития вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возрождению спортивных и оздоровительных традиций как условия укрепления нравственных устоев семьи. Этот курс носит обучающий, ориентационный, развивающий и социальный характер, является необходимым для учащихся, так как позволяет школьникам понять причину многих заболеваний, заставляет их задуматься о своем здоровье и его сохранении. И самое главное, девятиклассник учится ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма (приложение 3).

На уроках и занятиях курсов по выбору происходит развитие:

  • всех общеучебных навыков, умение чувствовать окружающий мир, умение высказывать своё мнение (когнитивная компетенция),

  • навыков деятельности обучающихся с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире (информационная компетенция),

  • способности осознавать цели своей деятельности, умения давать самоанализ и самооценку своим действиям, способности рефлексировать (организационно-деятельностная компетентность),

  • умений взаимодействовать с другими объектами мира и его информационным потоком, общаться со сверстниками и взрослыми, выполнять различные социальные роли в группе, в коллективе (коммуникативная компетенция),

  • умения фантазировать, проявлять гибкость ума, вдохновлять себя, проявлять раскованность мыслей (креативная компетенция).

Для развития жизненно важных ключевых образовательных компетенций обучающихся на уроках и занятиях курсов по выбору я активно использую технологию проектной деятельности, технологию мастерской, технологию группового обучения и коммуникационно-информационные технологии.

4. Способствовать повышению информирования родителей о способах формирования профессионального самоопределения их детей через:

  • общешкольные родительские собрания, где происходит презентация курсов по выбору, предлагаемых ученикам 9-х классов (приложение 4);

  • классные родительские собрания, на которых учителями-предметниками родителям доступно представляется информация о способах формирования профессионального самоопределения их детей (приложение 5);

  • индивидуальные консультации родителей по вопросам ликвидации затруднений при оказании помощи детям по формированию осознанного профессионального пути;

  • посещение родителями уроков и занятий курсов по выбору;

  • активное участие родителей в выполнении учебных проектов.

В качестве прогнозируемых результатов проекта могут выступать:

- создание системы работы по развитию профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов в урочной и внеурочной деятельности по предмету биология. Определяется качеством методических разработок проекта;

- сформированность профессионального самоопределения у обучающихся 9-х классов. Определяется диагностикой в конце учебного года, и через количество обучающихся поступающих в 10 химико-биологический профильный класс;

- сформированность оргдеятельностных, информационных, коммуникативных, творческих компетенций. Определяется через качество представления результатов проекта (приложение 6);

- создание комфортных взаимоотношений внутри группы участников проекта (определяется через позитивное отношение участников проекта друг к другу, в ходе рефлексии на итоговых занятиях курсов по выбору).

Для достижения прогнозируемого результата необходимо наличие условий:

  • свободный доступ к компьютеру и сети Интернет всех участников проекта;

  • наличие в школе приборов для исследований;

  • наличие в учебном кабинете мультимедийного комплекса (для демонстрации электронных презентаций), учебной литературы (используемой в качестве справочного материала для оказания консультативной помощи обучающимся во время творческой деятельности);

  • использование справочной литературы и Интернет-ресурсов для проведения учебного творческого исследования обучающимися;

  • привлечение родителей в качестве участников проекта для оказания поддержки обучающимся в сборе информации, её обработке и презентации исследований;

  • консультационная методическая и психологическая поддержка всех участников проекта.

Немаловажным фактором для успешной реализации данного проекта является его органичное сочетание с программой по предмету биология.

Кроме того, знания и умения, полученные в ходе реализации проекта, могут быть использованы и в других образовательных областях. Так, работа с информационными источниками поможет при написании докладов и рефератов, навыки проектной деятельности помогут при дальнейшем обучении в профильной школе, а также при написании курсовых и дипломных работ в ВУЗах.

Реализации данного проекта может помешать отсутствие у обучающихся персонального компьютера, возможности свободного доступа в Интернет. Преодолеть данные препятствия можно, используя технические ресурсы школы.

И, наконец, почему именно «Выбирая дорогу»? Идея проекта, на мой взгляд, универсальна. Мы увидели совместную целенаправленную работу учителя, учеников, родителей по формированию профессионального самоопределения. А ведь это так важно – правильно выбрать дорогу.

А что в перспективе?

Работая над проектом, анализируя составные части своей системы работы по формированию профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов, появилась идея создания авторской программы курса по выбору «Узнай свои возможности». Курс будет направлен на раскрытие потенциальных возможностей обучающихся через изучение основ физиологии высшей нервной деятельности и психологии, расширение знаний обучающихся о физиологических основах психических функций, типологических особенностях личности.

Так что работа продолжается…

Содержание проекта
Инновационный педагогический проект «Выбирая дорогу» создан на основе теоретических знаний и практического опыта работы с обучающимися 9-х классов.

Проект долгосрочный, занимает весь учебный год.

В проекте отражены три основные этапа работы.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проекта iconПлан график изучения курса «Управление проектами» по специальности пгс
Основные понятия: проект, программа, цели и стратегии, структура проекта, управление проектом Критерии успехов и неудач проекта,...
Проекта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Информационная карта проекта Социальный паспорт участников проекта Диагностическое обоснование проекта
Проекта iconПояснительная записка I 0 введение 0-1 0 описание проекта 0-1 1 История...
Состояние окружающей среды и социально-экономические условия развития области 1-1
Проекта iconИ краткое описание проекта. Цели и задачи проекта
Автор и руководитель проекта Вялков А. В., соавторы: Шипулина Анастасия, Щербинина Анастасия, ученицы 10 класса
Проекта iconТема проекта
Создание мини-групп в классе, распределение тем проекта по группам, определение ответственных в каждой группе за выполнение каждой...
Проекта iconТема проекта
Возможное финансовое обеспечение проекта, необходимое ресурсное обеспечение реализации проекта
Проекта iconОтчет 140 с., 5 ч., 1 прил. Часть 1 Наименование проекта Анализ потенциала...
Цель данного проекта заключается в создании необходимой научной основы для производства биоэнергии и строительства биоэнергетических...
Проекта iconПроекта Описательное или творческое название проекта Хороша ли жизнь в тишине? Краткое
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...
Проекта iconПроекта Описательное или творческое название проекта Жизненно важные вещества Краткое
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...
Проекта iconКраткое содержание проекта При реализации проекта Мост «Золотые Ворота»
Результат полученных знаний закрепляется в виде презентаций и рефератов. Таким образом, решаются основные вопросы по теме данного...
Проекта iconТемы вашего учебного проекта
Завершится работа по проектированию защитой творческого проекта и демонстрацией готовых швейных изделий. Юбки, которые ученицы выполнили...
Проекта iconТемы вашего учебного проекта
Завершится работа по проектированию защитой творческого проекта и демонстрацией готовых швейных изделий. Юбки, которые ученицы выполнили...
Проекта iconПлан проекта Щелкните по тексту описания и внесите свой текст Автор проекта
Зунов, что позволяет создавать комфортную творческую обстановку в процессе учебных коммуникаций на протяжении всего проекта. Проект...
Проекта iconКраткое содержание проекта Проект «Ярмарка туристических идей»
Организация деятельности обучающихся в ходе проекта предполагает создание ими итогового проекта (презентация, буклет), в котором...
Проекта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому педагогический процесс в группе построен с максимальной заинтересованностью семьи. В результате проекта проведено 19 мероприятий,...
Проекта iconУчебная программа Intel® Обучение для будущего Визитная карточка проекта Автор проекта
«Традиции страны изучаемого языка», выявят причины мировой известности каменного сооружения. В ходе проекта формируются умения интерпретировать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск