Скачать 128.45 Kb.
|
Конспект урокаучителя географии МОУ лицея № 120 Зенкиной Надежды Тимофеевны с применением ЦОР География 6-7 классы (Электронный ресурс): Библиотека электронных наглядных пособий.- М.: ГУРЦ ЭМТО; Республиканский мультимедийный центр,2003.- 1CD-ROM по теме: Урок 2 Литосфера - каменная оболочка Земли, её строение и состав. Земная кора. ТИП УРОКА: Изучение нового материала ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные: Познакомить учащихся с особенностями строения Земли, свойствами земной коры. Развивающие: Продолжить формирование умения работать с текстом и иллюстрациями учебника; способствовать развитию умения сравнивать оболочки Земли Воспитательные: Формирование бережного отношения к объектам природы. ОБОРУДОВАНИЕ: Физический глобус, физическая карта мира, карта строения земной коры, магнитофон, иллюстрации из журнала, записи классической музыки МЕТОДЫ: объяснительно- иллюстративный, практический, беседа, наглядный. ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: Литосфера, земная кора, мантия, ядро Земли, материковая земная кора, океаническая земная кора, сверхглубокие скважины, сейсмограф. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. ПЛАН УРОКА. Организационный момент; определение темы урока; формулировка целей урока; знакомство с планом проведения урока. I Активизация знаний за 5 класс. И. Изучение нового материала.
V. Домашнее задание. Здравствуйте , ребята! Прежде чем мы назовём тему сегодняшнего урока давайте найдём ответы на несколько очень простых вопросов.
Правильно, Земля. Итак, сегодня мы продолжим изучать особенности нашей планеты. Тема урока: СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ Итак, давайте вместе решим, какие познавательные задачи нам нужно решить. Задачи: 1. Мы должны вспомнить особенности внутреннего строения планеты и дополнить их новыми знаниями. 2. Выяснить особенность строения поверхностного, как наиболее важного для жизни людей, слоя Земли. А сейчас давайте представим себя в роли героев романа Ж.Верна «Путешествие к центру Земли» или в роли других фантастических существ, способных проникать сквозь любые преграды, и отправляемся внутрь Земли. Помнится , у вас уже была попытка такого путешествия в 5-м классе. Что же вам уже удалось выяснить о внутреннем строении Земли? Проводя процедуру исследования , какие простейшие операции делает исследователь со своим предметом исследования ?Сначала- берёт в руки, внимательно рассматривает, если нужно, то с помощью увеличителя и т.д. Скажите, наш предмет исследования, планету Земля, мы можем взять в руки? - Нет. А как в таком случае быть? - Для этого нужно использовать уменьшенное изображение планеты Земля, её модели. Представление о земном шаре нам дают фильмы и снимки из космоса. Нам остаётся включить только своё воображение и представить себя в роли астронавтов- исследователей, которые, путешествуя по космосу, изучают различные планеты. Итак « Все сели удобнее, прямо по курсу - какая- то необычная планета! Посмотрите и назовите, какие особенности выделяются в облике этой планеты? Перенестись в космическое пространство нам поможет наш атлас, в котором помещён космофотоснимок планеты. Что мы видим? Наша планета очень живописна. На ней есть белые, как будто, кружевные пятна, есть массивный голубой фон, и отдельные крупные участки, скрываемые белой дымкой, коричневатого цвета. Не сложно догадаться, что это различные вещества в трёх разных состояниях. Можно предположить, что «белые кружева»- это газообразное вещество- оно имеет малую плотность, подвижно и быстро меняет свои очертания; коричневатые -(тут помогли приборы, дающие более подробные снимки)- это твёрдые вещества, с высокой плотностью, участки из них держатся на планете прочно, а вот голубой фон-вещество со средней плотностью, это жидкость, которая покрывает часть твёрдых участков. Предварительно выяснив, состояние вещества на планете, экипаж принимает решение познакомиться с планетой поближе, подлетая к участку суши. Но при более близком контакте с планетой обнаружилось, до селе неведомое состояние вещества- ни жидкость, ни твёрдое тело, а так что-то среднее, и то, и другое, роскошной мягкой зелёной периной прикрывает поверхность. Ребята, кто догадался о, чём, о каком земном явлении идёт речь? Правильно, на Земле есть жизнь, здесь обитают живые организмы животные и растения. Какой вывод позволяют сделать наши наблюдения ? Какие оболочки мы уже можем выделить по состоянию вещества? (Записываем схематично на доске и в тетрадях)
Атмосфера-это воздушная самая лёгкая оболочка Земли. Гидросфера- это жидкая оболочка Земли, её моря и океаны, Литосфера - плотная, твёрдая оболочка Земли и Биосфера- это вся совокупность живого вещества на планете. Первый пункт плана мы выполнили. Наши представления об оболочках Земли были бы неполными, если бы не заглянули внутрь. Теперь мы превратимся в героев романа Ж.Верна «Путешествие к центру Земли» или в фантастических существ, проникающих сквозь любые среды и неуязвимых при любых даже самых жутких условиях. (Активизация знаний 5-го класса. Школьники говорят, что в центре земного шара есть ядро, а твёрдая поверхность называется земной корой, между ядром и корой находится мантия) Молодцы! Главное вы знаете. А теперь нам предстоит уточнить некоторые особенности и свойства внутренних оболочек. Прошу зарисовать в тетради модель внутреннего строения с главными, составляющими его слоями. А сейчас внимательно посмотрите на рисунок на доске и найдите новые сведения о слоях. Правильно, появились данные о глубинах, температуре и давлении. Внутреннее ядро твёрдое, состоит из никеля и железа, 6000°, давление 3 млн. атм., 5100км Внешнее ядро Мантия нижняя- твёрдая, 4000º верхняя-расплав 1000° состоит из расплавленных металлов, магнит Земли, 2900км Добавьте в свои рисунки новые сведения. Земная кора твёрдая, состоит из горных пород, толщина 5-70 км. А теперь предлагаю внимательнее рассмотреть устройство самого верхнего твёрдого слоя Земли- ЛИТОСФЕРЫ (от греческого слова «литос»- камень). Ребята, давайте составим определение новому понятию, что мы назовём ЛИТОСФЕРОЙ? (после вариантов детей. На доске учитель предлагает свой) Предлагаю записать в тетрадь, это понятие очень важное. . ЛИТОСФЕРА- это верхний слой Земли, состоящий из верхнего слоя мантии и земной коры. Давайте посмотрим строение литосферы. На рисунке в учебнике мы видим изображение участка литосферы. Назовите составляющие её части. Прочитайте и выполните задание к рисунку. Вы совершенно верно подметили разницу в толщине коры под материками и океаном. Как вы считаете, в чём причина этого различия? Мы попробуем с вами вместе найти ответ, посмотрев внимательно на схему, находящуюся на вашей парте. (См. схему «Строение земной коры») Посмотрите сколько слоев слагает каждый тип земной коры. В материковой - 3 слоя, назовите их - осадочный, гранитный, базальтовый; В океанической- только2 : базальтовый и осадочный. Материковая кора значительно толще за счёт наличия гранитного слоя, которого нет в океанической. Слои имеют своё название по преобладающему типу горных пород, из которых они сложены. О составе и свойствах земных глубин люди узнают по данным науки геофизики с помощью специальных приборов- сейсмографов. В последнее время стало возможно проникать на большую глубину с помощью скважин сверхглубокого бурения. Такая скважина есть у нас в России, на Кольском полуострове. Учёным стало возможным изучать горные породы, поднятые с глубины более 15 км. Дома прочитайте параграф, подготовьте ответы на вопросы в конце текста. Ребята, посмотрите внимательно изученный нами сегодня материал. У кого есть вопросы ? А теперь вам предлагается закрепить свои знания, выполняя задание карточки. Включается тихая музыка и школьники выполняют предложенные задания. В конце возможна проверка некоторых работ у доски. Схема «Строение земной коры» МАТЕРИК ОКЕАН ОСАДОЧНЫЙ СЛОЙ ГРАНИТНЫЙ БАЗАЛЬТОВЫЙ ВЕРХНЯЯ МАНТИЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ГОРНЫХ ПОРОД Магматические Осадочные
обломочные I органические I химические песок песчаник (из кварца) глина глинистый сланец ( из полевых шпатов и слюды) гранит( вулканический туф (из кварца, пемза полевого шпата вулканическое слюды) стекло рыхлые известняк плотные известковый туф соли Метаморфические кварцит (из кварцевого песка) яшма змеевик слюдистый сланец (из глины и глинистого сланца) мрамор ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГОРН ЫХ ПОР
План описания
5. Текстура (строение породы):
9. Сверив с определителем результаты описания, определите, к какой генетической группе относится ваша горная порода ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ 2. Модель строения Земли, созданная учёными на основе изучения земных глубин методом СЕЙСМИЧЕСКОГО ЗОНДИРОВАНИЯ , состоит из нескольких концентрических оболочек- ГЕОСФЕР. Начертите схему внутреннего строения земного шара и подпишите названия внутренних оболочек Земли, укажите их размеры. 3. Закончите предложение: Внешняя оболочка земного шара - часть литосферы, лежащая над мантией- называется
|
Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка» Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | Конспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу... Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | ||
Конспект урока Тема урока: «Чтение слов с буквой ш. Сочетание ши.» Методика преподавания интегрированных уроков осуществляется путем межпредметных связей с созданием реальных жизненных ситуаций. Конспект... | Конспект урока. Организационная информация План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему | ||
Конспект урока математики 2, 3 классы План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | Конспект открытого урока по окружающему миру План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект урока математики в начальной школе План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект урока по русскому языку План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» | ||
Конспект урока по английскому языку в 10 классе «Социальные сети» Английский язык, 10класс, (Абрамова В. С.) 15. 11. 2012 План-конспект открытого урока | Конспект урока окружающего мира 3 класс Тема: Животноводство План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания" | ||
План-конспект урока система героев-двойников в романе Ф. М. Достоевского... Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий | Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа) | ||
Конспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства» План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория | Конспект урока Жданова Валентина Николаевна, учитель начальных классов,... Конспект урока по геометрии в 7 классе с использованием электронного учебника бином | ||
План-конспект урока знаки: (меньше), =(равно) План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» |