Скачать 166.34 Kb.
|
Интегрированный урок физики и астрономии ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ФИЗИКИ И АСТРОНОМИИ В 11 КЛАССЕ Урок семинар по теме: «Солнце и законы физики» Цель: изучить материал по теме «Солнце, его строение, эволюция и влияние на жизнь на Земле» (астрономия). Познакомить учащихся понятием солнечная активность и её влиянием на жизнь людей. Повторить физические законы, применяемые для изучения Солнца, разделы и законы оптики. Задачи: Образовательные. Повторить и обобщить знания о магнитном поле Земли, познакомить учащихся со строением атмосферы Солнца и солнечной активностью. Решить задачи, устанавливающие интересные характеристики Солнца как ближайшей звезды. Развивающие. Продолжать формировать навыки работы со справочной литературой и умение использовать ИКТ для подбора и анализа нужной информации. Способствовать развитию ораторских качеств у учащихся. Продолжать формировать умение оценивать свою деятельность и умение решать задачи по физике, а также способствовать развитию аналитической памяти и творческого мышления. Воспитательные. Воспитывать настойчивость в достижении намеченной цели, умения слушать других, чувство ответственности и взаимоуважения. Оборудование: Видеоряд. 1)Презентация (слайд-шоу) «Звезда по имени Солнце», учебно-познавательный фильм «Строение Солнца». 2) Презентации учащихся: а) Строение атмосферы Солнца. б) Излучение Солнца и Солнечная активность. в) Эволюция Солнца. Тип урока: Комбинированный урок: изучение нового материала (астрономия) и повторительно-обобщающий (физика) Методы: словесные, наглядные, использование ИКТ План урока: I. Организационный момент. II. Постановка цели урока, мотивация. III Показ фильма и проверка домашнего задания. IV. Выступления учащихся с презентациями ( учащиеся готовятся по опережающим заданиям) и проверка домашних задач на использование физических законов для установления характеристик Солнца. V. Итог урока. VI. Домашнее задание. Ход урока: I. Организационный момент: приветствие, учебные принадлежности. II. Постановка цели урока, мотивация. (слайд-шоу «Звезда по имени Солнце») III. Проверка домашних задач. IV.Выступления учащихся с докладами- презентациями ( 4 человек ) 1) Строение атмосферы Солнца а) Фотосфера б) Хромосфера в) Солнечная корона 2) Солнечная активность 3) Магнитное поле Земли 4) Влияние солнечной активности на жизнь и здоровье людей. V. Закрепление материала по астрономии и повторение материала по оптике (работа в группах) Итог урока. При подведении итога урока учащимся предлагается оценить выступления своих одноклассников и заполнить зачетные листы по усвоению нового материала. VI. Домашнее задание: подготовиться к зачету по теме. Развернутый план-конспект интегрированного урока физика и астрономия в 11 классе.
Ты теплом нас согреваешь, Ты всю Землю освещаешь Смотришь весело в оконце. А зовут тебя все ….. Учащиеся: «Солнце»
II. Проверка домашних задач (фронтально-индивидуальная). Задача №1: Известно, что Солнце выглядит как ярко светящийся диск с угловым диаметром α =32 ΄ (минуты), зная расстояние от Земли до Солнца 1а.е.=1,5*10м, вычислить диаметр и радиус Солнца. Вывод после анализа решения задачи (радиус Солнца больше радиуса Земли в 109 раз) . Задача №2: По известному расстоянию между Землей и Солнцем R=1,5*10м, и периодом обращения Земли вокруг Солнца Т=1г=365,25сут=3,16* 10 с. Рассчитать массу Солнца Задача №3 :Рассчитать среднюю плотность вещества Солнца в точке равноудаленной от центра на половине радиуса Солнца, зная массу и радиус Солнца. ( М=2*10кг) ; (R=1,5*10м ).Вывод: ( ρ=1400 кг/м) больше плотности воды. Задача №4: Определить давление солнечного вещества, в точке равной половине радиуса Солнца. Предполагая, что давление Солнца много выше давления атмосферы на Земле и сравнимо с давлением жидкости, для расчета используем формулу давления столба жидкости. Массу и радиус Солнца берем из предыдущей задачи. Вывод: средне давление на Солнце равно 6,6*10 Па ,что в 660 млн раз больше атмосферного. Задача №5: Рассчитать температуру на половине радиуса от центра Солнца, если известна средняя плотность (1400 кг/м); масса (( М=2*10кг) ;давление (6,6*10 Па), состав газа атомарный водород и гелий (молярная масса 5*10 кг/моль. Задача №6:Рассматривая Солнце как абсолютно черное тело можно рассчитать температуру на поверхности Солнца. Максимальная энергия в спектре излучения приходится на длину волны λ =470 нм, b=2,898*10 ( закон смещения Вина). Задача №7: Найти мощность(R) излучения Солнца (интегральную светимость) с 1 мповерхности, если температура на поверхности Т=6.16 *10°К, а постоянная Стефана-Больцмана б =5,67*10Вт/ мК. Задача №8 : Рассчитать энергию, выделяемую Солнцем за год (t=1год=3,16* 10 с), если известна интегральная светимость Солнца R=8,17*10Вт/м Задача №9: Какова потеря массы Солнца за 1год , если энергия, выделяемая Солнцем за год равна 16*10Дж. На сколько лет хватит Солнца , если потеря массы не будет меняться. Задача №10:Записать уравнения термоядерных реакций внутри Солнца. H+ H = H+ е +ע H+ H = He+ He+He =He +2H В недрах Солнца за 1с синтезируется 600млн тонн Не из Н, за 1 год 4,6 млрд тонн Не. III. Физические законы и формулы, используемые при решении домашних задач
В процессе проверки заполняем таблицу физические свойства Солнца. IV .Распределение по времени частей урока
А) Солнечная активность. (3 мин.) Б) излучение Солнца и жизнь на Земле.(3 мин.) В) Эволюция Солнца (3 мин.)
V. задание для групп « теоретиков» и «практиков» Закончить определение или ответить на вопросы: 1. Зависимость показателя преломления вещества от частоты, это-…………… 2. Свободная электромагнитная волна является (какой)………………………………. 3. Отклонение от прямолинейности световых волн, это…………………….. ……….. 4. Если свет идет из среды с меньшим показателем преломления в среду с большим показателем преломления (n< n), то угол падения α и угол преломления β: (α < β ; α = β; α > β ). Запиши правильное соотношение. 5. Перераспределение энергии волн в пространстве при наложении волн друг на друга, это………………………….. 6. Назовите в порядке увеличения длины волны цвета видимой части спектра, проставить порядковые номера цвета (зеленый, желтый, красный, синий, фиолетовый, оранжевый, голубой). 7. Дальнозоркость корректируется: а)собирающей линзой;б) рассеивающей линзой)………………………….. 8. Свет падает на плоское зеркало под углом 25°, чему равен угол между падающим и отраженным лучами?....................................... 9. С помощью какого оптического прибора можно разложить белый свет в спектр? ( а) линзы, б) зеркала, в) дифракционной решетки, г) фотоэлемента ). 10. Какое из перечисленных излучений имеет наибольшую частоту ? ( а) видимый свет; б) инфракрасное излучение, в) рентгеновское излучение, г) ультрафиолетовое) Задание для самостоятельной работы по новому материалу 1. Солнце-- звезда ; 2. Радиус Солнца м; Радиус Солнца больше радиуса Земли в раз. 3. Масса Солнца кг. 4. Средняя плотность Солнца кг/м. 5. Среднее давление Солнца Па. 6. Температура внутри Солнца °К. 7. Температура на поверхности Солнца °К. 8. Мощность излучения с 1 м поверхности Солнца. 9.. Энергия, выделяемая Солнцем за 1 год Дж. 10. На сколько лет хватит Солнца ? Б) Строение Солнца Эволюция Солнца Солнцу около 5 миллиардов лет, и оно прошло половину своего жизненного цикла; звезды средней массы (как наше Солнце) живут около 10 миллиардов лет. В следующие миллиарды лет жизни Солнце будет светить намного ярче и увеличиваться в размерах, пока не станет вдвое больше на 50%. Солнце закончит свою эволюцию как белый карлик. Через 5 миллиардов лет на Солнце выгорит весь водород, и ядро его начнет сжиматься. После сжимания ядра Солнце будет окружено большой газовой оболочкой, а его поверхность охладеет и покраснеет; Солнце превратится в красного гиганта. Земля сгорит вдребезги задолго до того, как Солнце увеличится и поглотит ее. Светлость Солнца почти не изменяется, но в его жизни был необычный период между 1645 и 1715 году, когда на нем не было пятен — так называемый минимум Маундера. В эти годы Земля пережила малый ледниковый период. Значительная часть углерода с атомной массой 14 образовалась на Земле тогда, когда на Солнце были многочисленные пятна. Тогда возник углерод-14, который входит к составу древесины, и это дает возможность ученым определить уровень солнечной активности в прошлом за измерениями количества углерода-14 в старых деревьях. Европейская солнечная обсерватория (S0Н0), выведенная на гелиоцентрическую орбиту, постоянно наблюдает по солнцу и определяет его активность. Кажется, что Солнце светит — неизменно и мы всегда будем получать от него светло и тепло. Однако, незначительные изменения происходят постоянно, и в следующие 5 млрд. лет Солнце будет греть сильнее. |
Конспект урока физики в 10 классе По теме: «Тепловые двигатели и... Тип урока: урок – обобщения и систематизация знаний (урок проводится в виде конференции) | Урок физики в 7 классе по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» Разработал учитель физики мбоу «Ладомировская сош» Ломакин Александр Владимирович | ||
Урок физики в 5 классе. Тема: «Поведение световых лучей в различных веществах» Ребята! Мы продолжаем с вами принимать участие в проекте «Успешное чтение», поэтому сегодня у нас необычный урок физики, к нам снова... | Урок по теме “Путешествие по шкале электромагнитных волн” Проведен студенткой 5 курса фмф анушиной М. в 11-ом классе лицея №40 (учитель физики Морозова Н. В.), Сош №2 (учитель физики Митроченкова... | ||
Тезисы к уроку физики в 9 классе по теме: «Искусственные спутники Земли» Место урока: Тема Законы Ньютона. Урок проводится после темы «Закон всемирного тяготения» | Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли (урок физики... «Недели физики и астрономии». Лекционный характер материала отражает исторический ход развития взглядов видения Вселенной от учения... | ||
Программа элективного курса «Законы физики вокруг нас» Элективный курс создан с целью развития познавательного интереса и творческих способностей, учащихся 9 класса по теме «Законы физики... | Методическая разработка урока физики, 8 класс 2009 г. Автор: Платонова... Урок «Кристаллические тела и особенности их строения» первый урок в теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | ||
Урок физики. 10 класс. Тема: закон ома для полной цепи Урок физики с использованием электронно-образовательных ресурсов (эор) в образовательном процессе | «Работа с личной видеотекой на уроках физики» (2011г.), семинар-практикум... Максимец Татьяна Сергеевна – учитель физики мбоу сош №30 ст. Кущевской Кущевского района Краснодарского края | ||
Урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» Открытый урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» на заседании методического объединения учителей... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Более подробное рассмотрение законов физики помогает насытить школьный курс физики яркими историческими фактами, представить основные... | ||
Урок физики в 8 классе по теме: «Работа и мощность электрического тока» Муниципальное общеобразовательное учреждение Константиновская средняя общеобразовательная школа | Урок в 5 классе по теме: «Площади и объемы» Жарова Оксана Александровна учитель физики, математики, информатики моу «Середейская средняя школа» | ||
Урок физики в 8 классе по теме: «Лабораторная работа по теме: «Исследование... Перестроение из шеренг в колонны (поворотом на право), с построением на лицевой линии | Урок физики в 8 классе по теме «Тепловые явления» Каким способом больше всего происходит теплопередача от костра висящему над ним чайнику с водой? |