Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся





Скачать 65.63 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся
Дата публикации07.05.2015
Размер65.63 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Астрономия > Методические рекомендации
Методические рекомендации по критериям оценивания

исследовательских работ учащихся.

Современный мир характеризуется быстрыми и резкими изменениями в общественной жизни. В этих условиях очень важно формировать у подрастающего поколения способность к творческому поведению. Именно поэтому значимой задачей общего образования в таком мире становится его направленность на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта, а основным путем при этом выступает творческая созидающая деятельность учащихся в разнообразных видах школьной жизни, организуемой педагогом.

Реализовать творческий потенциал школьников можно с помощью проектной технологии. Применение проектной деятельности позволяет решить несколько задач: развитие навыков исследовательской деятельности учащихся, их творчества, стимулирование познавательной активности, углубленное изучение определенных разделов предмета, по которому выполняется проект. Причем участие школьников в проектной деятельности стимулирует развитие их взаимодействие сразу в нескольких направлениях (или на нескольких уровнях развития): информационном (обмен информацией), практическом (совместная исследовательская деятельность), эмоциональном (совместные переживания и впечатления) и этическом (нормы взаимодействия).

Основная сложность в отборе на конкурсы проектно-исследовательских работ школьников заключается в том, что все многообразие работ участников проектной деятельности оцениваются по разным критериям. В настоящее время очень явно прослеживается необходимость унифицирования критериев оценивания проектных работ, т.к. конкурсы проектной деятельности проводятся на школьном, районном, региональном, международном уровнях. И один и то же проект оценивается на всех перечисленных уровнях по разным критериальным показателям. Необходимо признать, что бессистемность оценивания проектно-исследовательских работ учащихся снижает эффективность данной деятельности, т.к. один и тот же проект может получить как высокие баллы, так и достаточно низкие.

Исходя из основных требований к использованию проектного метода и этапов работы над проектами, предлагаются следующие критерии оценивания проектно-исследовательских работ учащихся.

Критерии оценивания проектно-исследовательских работ школьников. Таблица 1.

Этап работы над проектом

Критерии, соответствующие этапам

Характеристика критерия

Подготовительный этап

  • Актуальность

  • Обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий




Планирование работы

  • Осведомленность

  • Комплексное использование имеющихся источников по данной тематике и свободное владение материалом




Исследовательская деятельность

  • Научность



  • Самостоятельность

  • Соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими

  • Выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемая действиями координатора проекта без его непосредственного участия




Результаты или выводы

  • Значимость

  • Системность



  • Структурированность



  • Интегративность



  • Креативность (творчество)

  • Признание выполненного авторами проекта для теоретического и (или) практического применения

  • Способность школьников выделять обобщенный способ действия и применять его при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения проектно-исследовательской работы

  • Степень теоретического осмысления авторами проекта и наличие в нем системообразующих связей, характерных для данной предметной области, а также упорядоченность и целесообразность действий, при выполнении и оформлении проекта

  • Связь различных источников информации и областей знаний и ее систематизация в единой концепции проектной работы

  • Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст современной действительности




Представление готового продукта

  • Презентабельность (публичное представление)



  • Коммуникативность



  • Апробация

  • Формы представления результата проектной работы (доклад, презентация, постер, фильм, макет, реферат и др.), которые имеют общую цель, согласованные методы и способы деятельности, достигающие единого результата. Наглядное представление хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта

  • Способность авторов проекта четко, стилистически грамотно и в тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности

  • Распространение результатов и продуктов проектной деятельности или рождение нового проектного замысла, связанного с результатами предыдущего проекта




Оценка процесса и результатов работы

  • Рефлексивность

  • Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности. Характеризуется ответами на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем?




Десять из данных критериев предлагается оценивать по десятибалльной шкале. Ее использование позволяет более четко судить о многообразии возможных суждений по качеству проектно-исследовательской работы учащихся; выработать единый уровень требований при критериальном оценивании проектов; уйти от «синдрома боязни» получить низкий балл участниками проектной деятельности. Самое важное, что данная десятибалльная шкала позволит легко ранжировать не только проекты с разной проблематикой в несмежных областях научного знания, но и одной области со сходными объектами и методами исследования. Кроме основных баллов за проектно-исследовательские работы, предлагается выставлять дополнительные баллы за определенные виды проектов и с учетом мнения эксперта.

Выставление дополнительных баллов с учетом вида проектно-исследовательской работы школьников. Таблица 2.

Классификация проекта

Вид проекта

Количество дополнительных баллов

По продолжительности


Среднесрочный

Долгосрочный

1

2

По способу преобладающей деятельности

Исследовательский

Практико-ориентированный

Реферативный

Описательный

3

2

1

1

По количеству участников

Индивидуальный

Парный

Групповой


1

1

2


По предметносодержательной области

Монопроект

Межпредметный в смежных областях

Межпредметный в разных областях

1

2

3

По характеру контактов

Внутришкольный

Межшкольный

Международный

1

2

4

С учетом координации

С открытой координацией

1

Апробация

Продолжение исследований по данной тематике

Возможность практического применения

Уже применяется

1

1

3

Особое мнение эксперта

(с учетом системности)




1-2

Максимальное количество дополнительных баллов




20

Общее максимальное количество баллов за все критерии и с учетом дополнительных баллов – 120. Ранжировать проекты по количеству набранных баллов можно следующим образом (таблица 3).

Ранжирование проектно-исследовательских работ школьников по количеству набранных баллов. Таблица 3.

Количество набранных баллов

Уровень проекта


до 60 баллов

Низкий уровень


61-80

Средний уровень


81-100

Выше среднего уровня


101-120

Высокий уровень




Разумеется, предложенная система оценивания проектно-исследовательских работ учащихся не лишена недостатков. Рискнем предположить, что одним из ее неудобств будет являться непривычность для экспертов. Данная система сможет работать только при специальной подготовке экспертов и ознакомлении с ней руководителя проектной деятельности.

Конечно, могут возникнуть трудности с некоторыми критериями оценки проектно-исследовательских работ учащихся, которые, с одной стороны, нельзя не учитывать, а, с другой, невозможно измерить количественно. Эту проблема решается за счет оценивания некоторых критериев из расчета дополнительных баллов.

Таким образом, предложенная система оценивания проекта позволяет установить степень подготовленности учащихся, достигнутую в процессе проектно-исследовательской деятельности, а также отдельные качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся iconКритерии оценивания проектно-исследовательских работ учащихся конкурса «Умники и умницы»
Исходя из основных требований фгос к использованию проектного метода и этапов работы над проектами, введены следующие критерии оценивания...
Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся iconМетодические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых,...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические...
Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся iconПоложение о районном конкурсе исследовательских и проектно – исследовательских работ
Рядок организации и проведения районного конкурса исследовательских работ и творческих проектов учащихся, посвященного памятной дате...
Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся iconМетодические рекомендации к выполнению курсовых работ (для студентов...
Даны рекомендации по методике работы над материалом и научной литературой, приведены требования к курсовой работе по содержанию и...
Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся iconМетодические рекомендации по оформлению и критерям оценивания работ...
И критерям оценивания работ по всероссийской акции "я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам"
Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся iconМетодические рекомендации по вопросам дошкольного образования Осуществлять...
Карта оценивания профессиональной подготовленности педагогического работ-ника (воститателя) доу
Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию контрольных работ,...
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов всех специальностей и форм обучения
Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся iconВиды научно-исследовательских работ
Спектр научно-исследовательских работ достаточно широк. К ним относятся рефераты, доклады, контрольные работы, курсовые, итоговые,...
Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся iconПрограмма весенней сессии гимназистов смотра учебно-исследовательских...
Программы развития учебно-исследовательских навыков учащихся на разных ступенях гимназического образования
Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся iconПрограмма весенней сессии гимназистов смотра учебно-исследовательских...
Программы развития учебно-исследовательских навыков учащихся на разных ступенях гимназического образования
Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов по искусству (мхк) для специальности
Методические рекомендации предназначены для подготовки и выполнения самостоятельных научно-исследовательских работ в форме докладов,...
Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся iconМетодические рекомендации по проведению научно-практических исследований...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы
Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся icon«колледж гуманитарных и социально-педагогических дисциплин имени...
Методические рекомендации предназначены для подготовки и выполнения самостоятельных научно-исследовательских работ в форме рефератов...
Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы: Курсовая...
Примерная тематика и методические рекомендации для подготовки курсовых работ и рефератов
Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся iconМетодические рекомендации по использованию оценочных шкал как способа...
Министерство науки и образования Красноярского края кгбоу спо «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся iconМетодическое руководство для учащихся и педагогов по подготовке к...
От реферата к научно-исследовательской работе. Методическое руко­водство для учащихся и педагогов по подготовке и написанию рефера­тивных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск