Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев».(по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)





Скачать 83.92 Kb.
НазваниеКонспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев».(по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Дата публикации27.09.2013
Размер83.92 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Астрономия > Конспект
Дифференциация обучения на уроках литературы в основной школе
Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев».(по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»)


Тип урока урок –исследование эпического произведения
Цели:


  1. научить раскрывать характеры героев через их поступки, видеть отношение автора;

излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать;
2) воспитывать культуру речевого общения, любовь к родному слову, родной природе;
3) развивать умение анализировать текст, мотивировать свои суждения.

Оборудование: мультимедийная презентация;

текст сказки-были «Кладовая солнца»;

компьютер, проектор;

карточки с заданиями для групповой работы;

рисунки детей, выполненные ими дома;

таблицы с правилами ведения спора.
Ход урока

  1. Оргмомент




  1. Проверка домашнего задания

Ребята, мы продолжаем работать с текстом сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца». Сегодня в центре нашего внимания будут главные герои произведения – Настя и Митраша. Какие положительные и отрицательные черты характера вы отметили, составляя их сравнительную характеристику?

Учащиеся рассказывают по таблице, составленной дома о героях произведения. (На слайде – иллюстрации с изображениями героев)

Герой

Положительное в характере

Отрицательное в характере

Митраша







Настя










  1. Целеполагание.

Мы видим, какие они разные. Говоря об авторском отношении к героям, мы отмечали, с помощью каких средств оно передаётся. Но вот между героями возникает спор, конфликт. Кто прав в этом споре? На чьей стороне автор? Об этом мы сегодня будем говорить на уроке.


  1. Дискуссия.

1) Расскажите, почему возник конфликт между детьми? Обращаем внимание, что конфликт намечается ещё во время сборов детей за ягодами. Митраша вспоминает о палестинке и очень хочет попасть туда, где «ещё никто не бывал», а Настя боится угодить в Слепую елань, «страшное место».

2) Кто прав – Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик?

Давайте попробуем осмыслить поступки детей, попытаемся понять их, понять те чувства, которые они испытывали, понять, о чём переживали, думали, когда делали свой выбор. Я предоставляю слово вам, чтобы вы попытались объяснить, кто же прав – Настя или Митраша, на чьей вы стороне. Бернар Шоу говорил: «Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Но может быть, столкновение взглядов породит и нечто третье? Давайте обменяемся мнениями и посмотрим, к какому выводу мы придём.

3) Обмен мнениями. (Демонстрационная таблица поможет учащимся правильно сформулировать свои мысли См. Приложение 1)

Обращается внимание на таблицу с правилами ведения спора (см. Приложение 2)

4) Учащиеся высказывают свою точку зрения по данному вопросу, приводят доказательства из текста сказки-были, из своих личных наблюдений. В обсуждении затрагивают вопросы:

- Что заставило Митрашу пойти (Настю не пойти) по неизведанной тропе?

Лобастый» Митраша избирает дорогу «исследователя», о которой в своё время говорил отец, твёрдо веря в то, что человек должен «открыть» природу, а не бояться её. Горячность и опрометчивость мальчика, чуть было не стоившие ему жизни, в результате побеждаются его настойчивостью и выдержкой. В борьбе с трудностями мальчик не падает духом и не только находит себе друга и помощника, но и избавляет окрестности от злого разбойника – волка.

Благоразумная Настя идёт проторенной дорогой, проверенной многими. Путь «осваивателя» более спокойный и лёгкий. Но и здесь, по мысли Пришвина, победа возможна лишь тогда, когда человек не забывает о других. Настя сумела победить свою минутную слабость и была вознаграждена: её ждала радостная встреча с братом.

6) Учитель: Я не поддерживаю ни одну из сторон. Предлагаю вам разобраться в случившемся, внимательно проследив за мыслью рассказчика. Проследим за героями с самого начала их пути.

  1. Работа в группах.

1 группа (Уровень деятельности группы поисковый)

1)Проследить путь Насти и Митраши по Блудову болоту и составить карту. Как автор описывает Блудово болото? Какой смысл вкладывает он в слова «кладовая солнца»?
2 группа (Уровень деятельности группы репродуктивный)

1) Приготовиться к выразительному чтению отрывков «Ель и сосна» и «Тетерев-Косач».

Какое впечатление производят эти картины природы? Как ведут себя дети в лесу?
3 группа (Уровень деятельности группы частично-поисковый с обобщениями)

Перечитайте эпизод «Спор детей о дороге». Разыграть спор между Настей и Митрашей. Как ведёт себя каждый из них? Как природа помогает понять настроение спорящих?
4 группа (Уровень деятельности группы частично-поисковый с обобщениями)

Вслед за Митрашей. Как ведёт себя Митраша, оставшись один?

Объясните «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча («Ходите вы, ребята, одетые и обутые. Ходили бы голенькие и разутые» - гл.8)
5 группа (Уровень деятельности группы частично-поисковый с обобщениями)

Вслед за Настей. Почему Настя забыла о брате? Какая природа окружает её? Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая «путь» Насти?


  1. Отчёты о деятельности групп.

По ходу ответов идёт беседа, демонстрируются слайды с изображениями картин иллюстраций к произведению.
1 группа представляет карту Блудова болота.

Учащиеся говорят о том, что Блудово болото, с одной стороны, это сказочное место, где под ногами трясина, растут ёлочки-старушки, летает ворон, говорящий на своём языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото “со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца”. “Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство”. В словосочетание “кладовая солнца” автор вкладывает большое значение. Пришвин был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием современной ему науки. В простой и ясной форме автор рассказывает о серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы.
2 группа представляет выразительное чтение предложенных отрывков.

Учащиеся говорят о том, что в отрывке «Ель и сосна» всё вокруг очень мрачно. Деревья борются за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Страшная картина, но и жалко ель и сосну.

Вопрос: Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ. Как называется такое изображение в литературе? (Олицетворение).

Для чего автор использует этот приём? (С помощью олицетворений писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их как бы действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни детей. Злые силы природы стараются запугать, заставить уйти из леса. Добрая природа успокаивает детей, помогает им)

В отрывке «Тетерев-косач» Пришвин показывает удивительную красоту природы.
3 группа инсценирует спор между детьми, рассказывают о поведении детей в этой ситуации.

Говоря об изображении природы, отмечают, что картина прекрасного утра внезапно меняется, словно подготавливая читателей к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Учащиеся зачитывают отдельные фрагменты текста, показывающие реакцию природы на спор детей.
Учитель: Автор как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями. И стоит человеку хотя бы на миг забыть о своём высоком человеческом назначении, как он уподобляется стихийным силам природы, где зло рождает ещё большее зло.
4 группа

Учащиеся рассказывают о смеломМитраше, который уверенно шагает, не обращая внимания на предвестников беды; о старушках-ёлочках, мешающих продвижению Митраши, о воронах, которые только и ждут, «что, может быть, скоро будет пожива».

Вопрос: Почему Митраша всё же становится пленником болота?
«Загадочные» слова мудрого лесника Антипыча. Как понимаете эти слова?
Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими? (Предупреждение Насти и трава белоус). Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста. («…И маленький человек остановил в себе большое сердце.Он замер в точном расчёте движения…»)

5 группа

Учащиеся рассказывают о Насте. Она пошла по протоптанной тропе, по которой “все люди ходят”, но потом всё же незаметно для себя свернула с неё. Оставшись одна, она увлеклась сбором клюквы и забыла о Митраше.Пришвин, изображая путь Насти, подбирает «ласковые» слова, чтобы передать своё отношение не к Насте, а к природе. (Ребята доказывают это текстом) Говорят о том, что Настю охватывает азарт собирателя и жадность. Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника. «Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» - с упрёком спрашивает Пришвин. В этой жадности Настя перестала быть человеком и превратилась в обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества. Только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь. Девочка глубоко переживает случившееся.

  1. Вывод.

Так кто же прав – Настя или Митраша? Почему смогла произойти такая беда с детьми? На чьей стороне автор? Что осуждает он в поведении детей?

(Дети забыли о волшебных свойствах человеческой доброты, любви и ответственности. Каждый в минуту ссоры думал только о себе. Ранее терпеливая Настя рассердилась на брата, осталась на своей тропинке, забыла, что у Митраши нет с собой еды. А он не прислушался к словам сестры, что чуть не привело к трагедии. «Правду жизни» им помогает понять Травка, которая, «почуяв беду человеческую… подошла к рыдающей Насте и лизнула её солёную от слёз щеку». Травка спасла и Митрашу. Травка – напоминание о любви и верности, о необходимости быть терпеливым и заботиться о близких).

Учитель:

Сказкой-былью писатель выражает мечту о нравственном совершенствовании человека, о его душевной красоте, славит человека с большим сердцем, умного хозяина природы. Свою мысль Пришвин выражает во многих поэтических картинах, показывающих единство человека с природой.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Достигли ли мы своей цели? Какие вопросы остались для вас нераскрытыми? Выставление оценок в группах.

  1. Домашнее задание.

1) Написать сочинение-миниатюру на тему:

  • Что я узнал о жизни, прочитав «Кладовую солнца»?

  • Какие мысли навеяло мне произведение «Кладовая солнца» (Тему миниатюры ребята выбирают по желанию).

  1. Сказка и быль в произведении Пришвина (исследуя текст, выявить элементы сказки и были)


Приложение 1

 Вырази своё мнение.

- Мне кажется…

- На мой взгляд…

- Я думаю иначе…

- В отличие от…

- Я не согласен с мнением…

- Я соглашусь с тем, что…, но…

- Мне ближе позиция…

Приложение 2

Правила ведения спора.

1. Хорошо продумывай свою будущую речь.

«Сперва подумай, а потом скажи!» (В.Даль)

2. Высказывая своё мнение, строй ответ просто, чётко, ясно и доказательно. Помни, что лучшим доказательством или способом опровержения являются точные и бесспорные факты. Если доказана ошибочность вашего мнения, имейте мужество признать правоту своего «противника».

« Много говорить и много сказать не есть одно и то же». (Софокл)

3. Будьте тактичны в разговоре, следите за интонацией.

«Доказывая своё мнение и опровергая другие, если они ошибочны, будь

сдержан как в словах, так и в выражениях». (Ф.Честерфилд)

4. Умейте выслушать другого, уяснить его позицию, уважайте мнение товарищей, не прерывайте выступающего.

«Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать». (К.Морли)

5. Избегайте поспешных выводов, старайтесь понять точку зрения собеседника и ход его мыслей до конца.

«Сто человек – сто мнений». «Сколько людей, столько умов»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев».(по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») iconУрок-проект по сказке-были М. М. Пришвина Кладовая солнца в 6 классе
Оборудование: ноутбук, проектор, портрет М. М. Пришвина, выставка книг писателя, рисунки учащихся “Ель и сосна на Блудовом болоте”,...
Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев».(по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок», — говорит народная мудрость. «Кладовая солнца» М. М. Пришвина — это настоящая...
Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев».(по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проект предполагает попытку проследить проблему человеческих ценностей, проблему взаимоотношений между людьми, между мужчиной и женщиной...
Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев».(по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Итак, мы прочли произведение М. Пришвина «Кладовая солнца». И на сегодняшнем уроке мы завершим разговор о писателе, который ярко...
Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев».(по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») iconПлан-конспект урока система героев-двойников в романе Ф. М. Достоевского...
Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий
Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев».(по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») iconЗадачи: Познакомить учащихся с паспортом памятника природы «Комаровский...
Все в ней взаимосвязано, сплетено, подчинено единым законам. Отступление от этих законов является катастрофическим последствием....
Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев».(по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») iconТема урока: Истинная красота человека
Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по сказке О. Уайльда Мальчик-звезда
Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев».(по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев».(по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») iconКонспект урока в 5 классе по истории по теме «Древнее Двуречье» Цели урока: Образовательная
Образовательная: обеспечить усвоение учащимися географического положения, природы Древнего Двуречья, религиозных верований и культуры...
Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев».(по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») iconКонспект открытого урока математики во 2 классе
...
Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев».(по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») iconКонспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев».(по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») iconРазработка урока английского языка в 5 классе по теме present Simple
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other"
Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев».(по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») iconКонспект урока по физике в 10 классе по теме «Изопроцессы». Учитель...
...
Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев».(по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») iconПлан урока в 8 классе по теме: Озера, болота, подземные воды
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев».(по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») iconПлан-конспект урока по теме «Choosing a profession»
План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой...
Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев».(по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») iconКонспект урока по английскому языку в 5 «А» классе по теме " Каникулы...
План-конспект урока по английскому языку в 5 «А» классе по теме "Каникулы в городе"


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск