Ход урока
Этап урока
(время)
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1. Орг. момент.
(1,5 мин)
| - Добрый день, уважаемые дамы и господа! Мы с вами отправимся в путешествие на мыслелете и будем останавливаться на разных станциях. Все готовы? Тогда – в путь! Командиром корабля буду я, а пассажирами – все вы. Наш полет будет проходить на высоте фантазии со скоростью полета мысли. На борту запрещается шуметь, но разрешается принимать активное участие в программе полета. Для этого вам понадобится карточка-путеводитель. (Приложение1) На каждой остановке есть книга жалоб и предложений, где вы должны поставить специальные пометки:
v – это я знаю
+ - новая информация
? – информация требует пояснения
! – это интересно
|
| 2. Ориентировочно-мотивационный.
( 4,5 мин)
| - Чтобы узнать маршрут путешествия, вам надо отгадать загадку. (слайд 1) Живет без забот
Населенье лесное.
Живет под березой,
Живет под сосною.
У каждого жителя
Нрав свой особый,
Их много в лесу,
А найди-ка, попробуй. - Правильно, это грибы!
- Назовите виды грибов нашей местности. (слайд 2)
- Назовите 5 царств живой природы. - Правильно, молодцы!
- Итак, грибы относят к царству Грибы.
- Тогда назовите наше путешествие – тему урока. (слайд 3)
- В карточке-путеводитель допишите: «Царство Грибы» (слайд 4) Здесь же давайте посмотрим на каких остановках мы побываем.
- Определите цели урока.
- Предлагаю в течение 1 мин записать вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ в ходе урока.
- Назовите эти вопросы.
|
- это грибы
- называют виды грибов родного края
- царства: Грибы, Растения, Животные, Прокариоты, Вирусы.
- путешествие в грибное царство - запись, ответы
- раскрыть особенности строения и жизнедеятельности грибов. - записывают вопросы - называют вопросы
| 3. Изучение нового материала
(27 мин)
| - Наш мыслелет совершает посадку. Первая мыслеостановка – «Летописная». (слайд 5)
Свое латинское имя «микота» грибы получили от греческого названия шампиньона – «микос». Этот термин упоминался еще в трудах «отца ботаники», греческого ученого Теофраста, жившего в 4-3 вв. до н.э.
В конце 19 в. от слова «микос» получает свое название наука о грибах.
- Как она называется?
- Правильно, наука о грибах называется – микология.
- Запишите название науки о грибах в карточке-путеводителя. Основателем этой науки считается русский ученый Ф.М.Каменский.
В настоящее время описано около 100 тыс. видов грибов.
- Запишите число видов грибов в карточке-путеводителя. - Мы покидаем «Летописную» и продолжаем наше путешествие. - Следующая мыслеостановка - «Происхождение». (слайд 6)
Возможно, они произошли от бесцветных жгутиковых простейших, обитающих в воде. Грибы возникли в ордовикском периоде палеозойской эры (450-500 млн лет назад).
- Запишите в карточке-путеводителя недостающее. - Мы покидаем мыслеостановку «Происхождение» и продолжаем наше путешествие. - Как вы думаете, почему грибы выделили в отдельное царство?
- Мы совершает посадку. Мыслеостановка - «Особенная». (слайд 7, 8)
- На слайде изображены признаки сходства растений и грибов. Назовите их.
- Правильно, молодцы! (неограниченный рост – если не назовут) - На слайде изображены признаки сходства животных и грибов. (слайд 9, 10) - Гетеротрофы – организмы, потребляющие готовые органические вещества и не способные к синтезу из неорганических.
- Правильно, молодцы! (запасное вещество – гликоген; продукт обмена - мочевина – если не назовут) - Запишите в карточке-путеводителя недостающие признаки растений и животных. (слайд 11) - Мы покидаем мыслеостановку «Особенная» и продолжаем наше путешествие. Следующая мыслеостановка – «Шляпочные грибы». (слайд 12)
- Прежде всего рассмотрим внешнее строение шляпочного гриба.
- Из каких частей состоит шляпочный гриб?
- Правильно, молодцы! Ножка и шляпка составляют плодовое тело.
- Как они прикрепляются к почве?
- Правильно, молодцы! Грибница, или мицелий – это совокупность длинных ветвящихся нитей – гиф, средняя толщина которых составляет 5 мкм. Плодовое тело тоже состоит из гиф, но очень плотно переплетенных.
- На рисунке в карточке-путеводителя подпишите части шляпочного гриба. - В шляпке можно различить 2 слоя гиф: верхний – плотный, часто окрашенный, покрытый кожицей; нижний – у одних состоит из радиально расположенных пластинок (это пластинчатые грибы), у других состоит из многочисленных трубочек (это трубчатые грибы). На пластинках и трубочках образуются десятки миллионов спор.
- По материалам слайда перечислите пластинчатые и трубчатые грибы. (слайд 13)
- Запишите в карточке-путеводителя по 3 вида грибов пластинчатых и трубчатых. - Из чего состоит грибница и плодовое тело?
- А гифы из чего состоят?
- Давайте рассмотрим клетку гриба. (слайд 14)
- Назовите органоиды клетки и их функции.
- Итак, мы видим, что в грибной клетке есть ядро.
- Как называются организмы, в клетках которых присутствует оформленное ядро?
- Правильно, молодцы! Значит, грибы – эукариоты.
- Мы покидаем мыслеостановку «Шляпочные грибы» и продолжаем наше путешествие. Следующая мыслеостановка – «Размножение». (слайд 15)
- На слайде изображены способы размножения грибов. Назовите их. - Правильно, молодцы! (половое размножение – если не назовут) - Запишите в карточке-путеводителя недостающие способы размножения грибов. (слайд 16) - Мы покидаем мыслеостановку «Размножение» и продолжаем наше путешествие. Следующая мыслеостановка – «Физкультминутка». (звучит музыка) (слайд 17)
- Наша задача – изобразить развитие гриба. Для этого встаем, выходим из-за парт. Все приготовились? Сначала был гриб маленький – присели; начал расти – медленно поднимаемся; он рос, рос и наконец вырос – встаем на носочки, руки вверх; в нем образовались споры, подул сильный ветер и разбросал их – руки опускаем вниз.
- Молодцы, все хорошо выполнили задание, садимся на место.
- Мы покидаем мыслеостановку «Физкультминутка» и продолжаем наше путешествие.
Следующая мыслеостановка – «Выбери меня». (слайд 18)
- У вас на столах лежат изображения грибов. Ваша задача в течение 1 минуты выбрать на слайде то, что связано с грибом, т.е. определить роль грибов.
- Остались картинки – что они обозначают? Назовите роль грибов. - Правильно, молодцы!
- Из перечисленных в задании видов грибов, какие можно выделить группы?
- Запишите в карточке-путеводителя по 3 вида грибов съедобных и ядовитых. (слайд 19) - Назовите способы питания грибов. (слайд 20)
- Что такое паразиты?
- Что такое сапрофиты?
- В карточке-путеводителя допишите недостающую фразу. - Мы покидаем мыслеостановку «Выбери меня» и продолжаем наше путешествие. Следующая мыслеостановка – «Экологическая». (слайд 21)
- Представьте, что вы идете по лесу и вдруг – стоит знак. Что означает этот знак?
- Правильно, молодцы!
- На слайде изображены редкие виды грибов. (слайд 22) Также демонстрируется самостоятельно составленная Красная книга грибов Вологодской области и России.
- Запишите в карточке-путеводителя 2-3 примера редких видов грибов.
- Что означает охранять? Их можно собирать и как?
|
- микология
- запись
- запись
- запись
- т.к. у них присутствуют признаки растений и животных.
- на слайде изображены признаки: 1 – неподвижность, поглощение пищи путем всасывания; 2 – размножение спорами; 3 – наличие клеточной стенки.
- на слайде изображены признаки: 1 – гетеротрофны; 2 – наличие в клеточной стенке хитина; 3 – нет хлоропластов.
- запись
- шляпочный гриб состоит из ножки и шляпки
- с помощью особой структуры – грибницей - запись
- называют - запись
- из гиф
- из клеток
- ядро – передача и хранение наследственной информации;
Клеточная стенка – защитная;
Митохондрии – синтез АТФ (энергатическая);
ЭПС – синтез липидов и ферментов - эукариоты
- 1 – спорами; 2 – частями мицелия; 3 - почкование
- запись
- делают упражнения все вместе
- выполняют задание и отвечают:
Боровик – банка
Подберезовик – кастрюля
Белый гриб – сковородка
Дрожжи – тесто
Трутовик – дерево
Пеницилл – таблетки
Спорынья – колос
Фитофтора – помидоры
Мукор – хлеб
Бледная поганка – машина скорой помощи - сыр – производство сыра; ноги человека – грибковые заболевания кожи и ногтей; чашка – чай (чага) - съедобные и ядовитые, паразиты - запись
- паразиты и сапрофиты
- Паразиты – организмы, живущие за счет питательных веществ других организмов, в теле которых они обитают.
- Сапрофиты – организмы, которые используют для питания готовые органические вещества (мертвых тел или выделений других организмов).
- запись
- грибы надо охранять
- запись
- ответы
| 4. Закрепление нового материала
(5 мин)
| - Дорогие пассажиры! Наш полет завершается. Осталась последняя станция – «Биологический тренажер» (слайд 23)
- Задание: На пересечении ответа и номера вопроса поставить знак «+», если утверждение верно, знак «-«, если утверждение неверно. (время 2 мин)
- Поменяйтесь тетрадями друг с другом, проверьте и оцените своего товарища – поставьте баллы в кружочек.. (слайд 24)
- Поднимите руки те, у которых «5», «4», «3», «2».
- Назовите вопросы, в которых у вас были ошибки. Резерв.
Задание 1: Найдите ошибку и поясните.
«Гриб (губа, блица) – растение более или менее мясистое, без веток, без листьев, без цвета…»
Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия. Задание 2: отгадайте загадки. 1) Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (опята) 2) Стоят под березкой
Березкины тезки. (подберезовик) 3) Под елкою,
Под осинкою
Стоит мальчик с пальчик,
На нем сер кафтанчик,
Шапка красненька. (боровик) 4) Стоит на полянке
В красном платье Татьянка,
Вся в белых крапинках. (мухомор) 5) Называют меня люди
Часто – боровик.
Потому что знают люди –
К бору я привык.
Нравятся мне сосны,
Ели я люблю,
Со многими деревьями
Я еще дружу. (белый гриб) 6) Я старушка вредная,
На мне шляпа бледная,
А нога в ботинке,
На чулке пестринки,
Вокруг ворота
Пораспорото.
Коль меня коснуться,
Можно не проснуться. (бледная поганка) 7) Рядышком с иголками
Мы растем под елками.
Любим сосны мы и ели,
Шляпку плоскую имеем.
А по ней идут круги.
Срежь-ка нас и не беги,
Когда увидишь на руке
Сок, оранжевый на вид,
Не бойся – он не ядовит! (рыжик)
|
- отвечают, проверят друг у друга и оценивают - поднимают руки
- сами исправляют ошибки
| 5. Подведение итогов урока (1,5 мин)
| - Любое путешествие заканчивается обсуждением. Поставьте пометки в книге жалоб и предложений по каждой станции. (1 мин) Их может быть не одна, а несколько.
- Назовите каких пометок у вас больше.
- Давайте еще раз посмотрим какие станции мы посетили. (слайд 25)
- Остались ли вопросы без ответов, поставленные в начале урока?
- Из любого путешествия мы привозим сувениры. И наше путешествие не исключение. Царство грибов дарит нам корзинку с сувенирами.
|
- запись
- называют - называют
- отвечают
| 6. Информация о д/з.
(0,5 мин)
| (слайд 26)
творческие задания по выбору
|
- запись в дневниках
| |