Конспект занятия
Занятие № 1 Тема: Подготовительный этап
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Активизация и актуализация словаря по изучаемой лексической теме, совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование единственного и множественного числа существительных и т.д.).
Коррекционно-развивающие:
Развитие и совершенствование артикуляционной моторики, выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке нарушенных звуков.
Развитие графических навыков, зрительного внимания, ориентировки в пространстве, сенсорных и моторных функций.
Коррекционно-воспитательные:
Коррекция нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.
Оборудование: Пособие «Логопедическая тетрадь № 1 по коррекции и формированию лексики, грамматики, связной речи у детей с нарушением речи» автор Кантур Т.Г., Сидорова Т.С.; «Логопедическая тетрадь № 2 для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»; картинки-упражнения.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Основная часть
Логопедическая сказка «Как белка Зина научилась правильно произносить звук Зь».
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука (Зь).
Жила-была маленькая белочка, а звали ее Зина. Каждый день у нее не было настроения. А злилась она, потому что не умела произносить звук (Зь).
Целыми днями она сидела и ела семечки шишек, ягоды и многое другое. Никто с ней не дружил. Она сидела и мечтала научиться произносить звук (Зь), но что для этого сделать не знала. Вот однажды у нее заболели зубы. Да так сильно, что всем лесным жителям пришлось даже разыскивать доктора.
К счастью, доктор который был зеброй, жил по соседству с пчелами. Он осмотрел зубы белочки и сказал, что они вполне здоровые, не нуждаются в основательной чистке с помощью щетки и зубной пасты.
«Я никогда раньше не чистила зубы, - возмутилась белочка Зина. – И не собиралась этого делать теперь».
«Хорошо, - спокойно сказал доктор-зебра. – Тогда мы вылечим зубы другим способом». И он включил свою бор-машинку: зь-зь-зь – противно задребезжало сверло. Белочка Зина от этого звука даже подскочила на месте.
«Как вы собираетесь чистить мои зубки?! – испуганно спросила она.
«Очень просто. Сейчас я вот это машинкой начну их сверлить» - объяснил доктор.
«Только не сверлите, я вас очень прошу! – взмолилась белочка Зина. – Уж лучше я почищу зубы и буду это делать каждый день». Как только она это сказала, доктор-зебра сразу же выключил свою бор-машинку.
«Уж если ты мне дала слово, так иди, выполняй свое обещание» - сказал доктор, протягивая Белочке зубную щетку. Пройдя поле, Белочка вышла к широкой и бурной реке. Ее синие воды блестели под лучами яркого солнца, а высокие волны догоняя друг друга, с шумом опускались на прибрежный песок. «Какая могучая и красивая! – подумала белка Зина.
Поживу я, пожалуй, на этом красивом берегу. Каждое утро белочка Зина делала зарядку и чистила зубки (упр. № 8 «Почистим зубки»). А еще белочка Зина познакомилась с птенчиками и подражала им (упр. № 3 «Птенчик»).
| А еще белочка сделала себе качели и каталась каждый день (упр. № 11 «Качели»). Однажды на берег реки она нашла часики, каждый день она подражала тиканью часиков (упр. № 9 «Часики»).
На берегу реки белочка нашла стаканчик, сорвала камыш и сделал трубочку, каждый день белка бурлила как река (упр. «Шторм в стакане» - цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю посередине языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны).
Однажды на берегу реки белочка нашла маленький мяч. Построила из палок ворота и стала играть (упр. «Загнать мяч в ворота» - цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались: для этого их можно слегка прижать ладонями). На берегу она играла с пальчиками и радовалась.
| Каждый день белка наблюдала за резвыми волками в реке. И придумала очень интересное упражнение «Язык перешагивает через зубы». Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: а) широким языком дотронуться до верхних резцов с наружной стороны, затем с внутренней; б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
Так прошло много времени, белка вылечила зубы,
| научилась их чистить и решила зайти к доктору Зебре сказать спасибо!
Белка: Здравствуйте доктор, спасибо вам за нужный совет.
Вдруг Белка услышала песню бор-машины: зь-зь-зь. И решила повторить. И получилось.
Белка: Теперь белка не только вылечила зубы, но и научилась произносить звук зь-зь-зь.
| Массаж пальцев, пальчиковая гимнастика, динамическая пауза.
стр. упр.
Лексико-грамматические упражнения
Ирг. Упр. «Назови ласково» стр. упр.
Ирг. Упр. «Подбери к каждой предметной картинке три признака. Какой? Какая? Какие?» стр. упр.
Игр. Упр. «Назови к предмету три действия» стр. упр.
Ирг. Упр. «Еще» стр. упр.
Игр. Упр. «Скажи наоборот» стр. упр.
Работа над звуко-слоговой стороной слова. Игра «Прошагай», игра «Прохлопай», игра «Скажи медленно».
Связная речь. Пересказ « » стр. упр.
Составление рассказа по картинкам.
« »
Игры и игровые упражнения на развитие ВПФ и мелкой моторики.
Игра «Соедини по точкам» стр. упр.
Игра «Четвертый лишний» стр. упр.
Игра «Лабиринт» стр. упр.
Игра «Заштрихуй», « ». стр. упр.
Игра « », « » стр. упр.
Итог занятия
Повторение звука, который отрабатывался на занятии;
Анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;
Заключительное проговаривание.
Закрепление слов по теме « ».
9. Оценка работы ребенка проводится с положительной психологической направленностью |