Скачать 85.3 Kb.
|
Учитель: Хутакова Любовь Баточировна, учитель начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 3» г. Кяхта, Заслуженный учитель РБ, стаж работы 30 лет, в том числе 10 лет по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, тема самообразования: «Развитие творческих способностей учащихся начальных классов в процессе личностно – ориентированного развивающего обучения» Дата проведения урока: 21.09.2009 Место проведения урока: МОУ «Кяхтинская» СОШ №4» Класс: 3 «а» Предмет: русский язык ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА (по системе развивающего обучения .Л.В.Занкова.) Тема: «Второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения» Цели урока: Обучающие: Формирование представлений о распространенных и нераспространенных предложениях; введение в активный словарь учащихся термина второстепенные члены предложения. Совершенствование орфографических навыков. Развивающие: Развитие мышления, умение рассуждать, умение анализировать слова, обогащение словаря. Воспитательные: Формирование внимательного отношения к природе, бережного отношения к ней, воспитание стремления к творчеству; Развитие умения быть внимательными, слушать мнения одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения. Оборудование: учебник - «Русский язык» 3класс. А.В. Полякова, компьютер, проектор, экран, карточки , тесты. Ход урока
- Добрый день. Добрый осенний день. Я рада вас видеть на уроке. Меня зовут Любовь Баточировна.
- Сегодня нам предстоит большая и серьезная работа: познакомиться с видами предложений и продолжить исследование главных и второстепенных членов предложения. Давайте постараемся получить от этой работы удовольствие.
- Начнём урок с работы над словарными словами. М…лина, м…чта, м…локо, мес…ц. ( слайд) -Запишите слова в тетрадь. Поставьте ударения и подчеркните непроверяемую безударную гласную. - Давайте проверим. (слайд) - Что общего в этих словах? - В чём различие? -Эти слова вы изучали во 2 классе. Познакомимся ещё с одним новым словом. Малина, мечта, молоко, месяц, кромовь.( слайд) -Составьте из данных сочетаний букв словарное слово, которое начинается тоже с буквы «м». (морковь) (слайд) -Кто знает загадки про морковь? Красна девица сидит в темнице, А коса на улице. (Морковь) Красная девица росла в темнице, люди в руки брали, косы срывали.(морковь) Какой род? Где «ошибкоопасное» место? Подберите однокоренные слова. - Запишите и запомните это словарное слово. Толкование (слайд) Морковь- 1)огородное растение, овощ 2) съедобные, утолщённые корни этого растения оранжевого цвета. Однокоренные слова: Морковь, морковка, морковник (кушанье из моркови, с морковью), морковный. Корнеплоды моркови богаты полезными для организма веществами: каротин и витамин «А». Морковный сок способствует росту и развитию детского организма, повышает его устойчивость к простудным заболеваниям. Ешьте свежую морковь, укрепляйте своё здоровье.
- Что такое предложение? -Назовите главные члены предложения? (подлежащее, сказуемое) -Чем в предложении может быть выражено подлежащее? (Существительным, местоимением и др.частями речи) - Чем может быть выражено сказуемое? ( глаголом, им.существительным и др.частями речи) 5.Изучение нового материала. 1). Анализ языкового материала. -Прочитайте текст.(слайд) Днём и ночью мчатся по дороге машины. Рядом с дорогой стоит школа. Ребята посадили вдоль дороги тополя. Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. Зимой тополя задерживают снег. А знойным летом деревья спасают от жары. - О чём текст? (О тополе) - Какую пользу приносит это дерево? ( Тополь очищает воздух, задерживает снег, спасает от жары) - А что ещё вам известно об этом дереве? ( Один тополь выделяет кислорода столько, сколько три липы, четыре сосны или семь елей. Тополя не прихотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок высотой 30 см, то уже к осени вырастет метровое дерево. Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождём мелкие частицы пыли. Он свисает на длинном черенке благодаря этому листья очень подвижны и хорошо улавливают пыль. Вот почему в больших городах высаживают очень много тополя.) - Назовите главные члены предложения. Подчеркните. - А теперь прочитайте текст используя только главные члены предложения.(слайд) Мчатся машины. Днём и ночью мчатся по дороге машины. Стоит школа. Рядом с дорогой стоит школа. Ребята посадили. Ребята посадили вдоль дороги тополя. Деревья охраняют. Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. Тополя задерживают. Зимой тополя задерживают снег. Деревья спасают. А знойным летом деревья спасают от жары. - Всё ли понятно? (нет) - А что помогает, уточняет прочитанное? (Другие слова, члены предложения.)( слайд) - Эти члены предложения называются второстепенными членами предложения. - Что общего в предложениях 1 и 2 столбиков? (основы) - Чем отличаются предложения первого столбика от предложении второго столбика? ( предложения 1 столбика состоят только из основ, предложения 2 столбика состоят из других членов) - С помощью каких членов предложений мы узнали о тополе? ( С помощью второстепенных членов) -Подумайте как можно назвать предложения из 1 столбика? (нераспространённые) -Подумайте как можно назвать предложения из 2 столбика? (распространённые) -Сделайте вывод. ( Предложения могут быть распространёнными , если в них есть второстепенные члены и нераспространёнными , если состоят только из главных членов) 2) Работа с учебником. Чтение правила с учебника. Стр. 21. 6. Первичное закрепление 1) -Придумайте нераспространённое предложение с новым словарным словом «морковь». ( Морковь растёт,) - Запишите это предложение. -Назовите главные члены предложения, подчеркните. -Всё ли понятно? Составьте распространенное предложение. О какой моркови идёт речь, где она росла? -Давайте добавим второстепенные члены к подлежащему. ( крупная, сочная, отборная) -Где растёт?( на грядке, в огороде) Крупная морковь растёт на грядке. - Запишите это предложение, сделаем разбор предложения. _Какие правила написания предложения мы должны помнить? (Начинаем писать с «красной» строки, с большой буквы. В конце предложения ставим точку. - Какое это предложение? (По цели высказывания повествовательное, по интонации – невосклицательное, распространённое) - О чём говорится в предложении? (Что?) морковь – это подлежащее, выражено сущ., женского рода, в ед.числе. Морковь (что делает?) растёт - это сказуемое, выражено глаголом в настоящем времени. Морковь растёт – основа предложения. Ставим вопрос от подлежащего: Морковь (какая?) крупная – это второстепенный член, который поясняет подлежащее, выражен прилагательным. Связываем стрелкой словосочетание морковь крупная. Ставим вопрос от сказуемого: растёт (где?) на грядке. Это второстепенный член, который поясняет сказуемое, выражен существительным с предлогом. Связываем стрелкой словосочетание растёт на грядке. Разобрать предложение по членам – значит найти его главные и второстепенные члены. 2) Работа по схеме.( слайд) - С какими видами предложений мы познакомились на уроке? - Какое предложение называется нераспространённое? - Какое предложение называется распространённое? Физминутка. -Руки к пяткам. -А теперь весёлый смех -И к носкам -А девчонки: хи-хи-хи. -И к ушам А мальчишки: ха-ха-ха. -В стороны -Ну а взрослые: хо-хо-хо. - Вверх . 7.Закрепление. 1)Творческая работа Послушайте отрывок из стихотворения А Плещеева. (слайд) Осень наступила. Высохли цветы. И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах Только зеленеет озимь на полях. -Встретили ли вы нераспространённое предложение? Какие? - Добавьте второстепенные члены предложения, составьте одно «красивое», распространённое предложение и запишите. Микровывод: Чем больше второстепенных членов, тем богаче и ярче звучит наша речь. 2) Речевая разминка. Фразеологизмы. Русский язык очень богат фразеологизмами « Нет слова, которое было бы так замашисто бойко, так вырвалось бы из- под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово»- писал Н.В.Гоголь. -Что такое фразеологизм? (это устойчивое сочетание слов) (слайд) Засучив рукава И след простыл Морочить голову Мастер на все руки Бабье лето Белые мухи -Определите фразеологизм по его значению? -Удрал, сбежал, скрылся ( и след простыл) -Умеет всё делать (мастер на все руки) - Усердно, старательно делать что либо. (Засучив рукава) - Дурачить (Морочить голову) -Как вы понимаете фразеологизм – Бабье лето.( Ясные, тёплые дни ранней осени) - Как вы понимаете фразеологизм – Белые мухи. ( Снег, снежинки (о падающем снеге) ) - Среди этих фразеологизмов были новые для вас? Вы пополнили свой словарь ещё двумя новыми фразеологизмами. 3) Тест Вариант I 1.Подлежащее и сказуемое – это … 1)Части речи. 2) Главные члены предложения. 3) Второстепенные члены предложения. 2.Укажи нераспространённые предложения: 1)Подул холодный ветер. 4)На небе сияла луна. 2)Наступила зима. 5) Кругом глубокая тишь. 3)Улетают птицы. 6) Сгущались сумерки. 3. Подлежащее в предложении: Поляну утром освещает яркое солнце. 1) солнце; 2) утром; 3) поляну; 4) освещает. 4. Второстепенные члены в предложении: На небе сияет яркое солнце. 1) на небе; 2) солнце; 3) сияет; 4) яркое. 5. Составь распространенное предложение: Идут дожди. ___________________________________________________________ Вариант II 1.Подлежащее и сказуемое – это … 1) Части речи. 2)Главные члены предложения. 3)Второстепенные члены предложения. 2.Укажи распространённые предложения: 1)Бегут ручьи. 4)Весело поют птицы. 2)На небе появились тучи. 5)Вечереет. 3)Олени живут на севере. 6) Бушуют метели. 3. Сказуемое в предложении: Поляну утром освещает яркое солнце. 1) солнце; 2) утром; 3) поляну; 4) освещает. 4. Второстепенные члены в предложении: На небе сияет яркое солнце. 1) на небе; 2) солнце; 3) сияет; 4) яркое. 5. Составь распространенное предложение : Лежат листья. __________________________________________________________________ Взаимопроверка. Домашнее задание : Упражнение 27. Творческая работа. 8. Итог урока: -Что нового каждый из вас добавил в свой сундучок знаний? - Дети, вы сегодня хорошо поработали, я очень рада, что с вами познакомилась. От общения с вами на душе у меня тепло, частичку этого тепла хочу подарить вам. Пусть это маленькое солнышко светит вам, дарит мир и покой. Теперь оцените свою работу на уроке и поставь себе отметку на своём солнышке. |