Скачать 120.23 Kb.
|
Цель урока: формирование представления у учащихся о моральном долге (гражданский, родительский, профессиональный, патриотический). Задачи:
- развитие самостоятельности и личной отвественности за свои поступки на основе представлений о моральном долге; -воспитание отвественности за свои поступки по отношению к себе и окружающим, уважения к правам других людей, бескорыстности и благодарности. 2. Задачи, направленные на достижения метапредметных результатов: - совершенствование способностей работы с понятиями, текстом, словарем, - развитие умений рефлексировать, классифицировать и обобщать изученный материал. 3. Задачи, направленные на достижения предметных результатов: - осознание ценности выполнения морального долга в жизни человека и страны. Оборудование для детей: учебник «Основы светской этики», рабочая тетрадь «Книга мудрых мыслей», раздаточный материал (тексты художественных произведений), смайлики, заготовки для цветика-семицветика, цветные карандаши. Оборудование для учителя: интерактивная доска, мультмедийная презентация, толковый словарь, учебник «Основы светской этики». Тип урока: комбинированный Методы: словесные: слово учителя, беседа; демонстрационные: презентация, видеофрагмент. Виды деятельности: групповая, фронтальная, творческая, словарная работа. Исполнить свой долг бывает иногда мучительно, но еще мучительнее – не исполнять его. Александр Дюма-сын. Ход урока.
Эмоциональный настрой учащихся на урок. У всех учащихся на парте лежат смайлики. -Добрый день, ребята! По традиции я прошу вас рассказать о вашем настроении с помощью наших друзей – смайликов. -Настроение каково? -Во! (показывают смайлики) -У всех такое мнение? -Да! (показывают смайлики) -У всех без исключения? -Ребята, если у вас хорошее настроение, поделитесь им с другими: посмотрите друг на друга, улыбнитесь. II. Проверка д/з. -С какими понятиями мы с вами познакомились на прошлом уроке? (Свобода и ответственность). -Посмотрите на иллюстрации и определите, кто из героев поступает ответственно, а кто – нет? -Приведите примеры из литературных произведений, в которых герои поступаю ответственно. (Е. Благинина «Тишина», Л. Кассиль «У классной доски», К. Паустовский «Заячьи лапы») III. Подготовка к изучению новой темы. 1. Просмотр видеоролика. -Примеры ответветственного поведения можно встретить не только в литературе, но и в жизни. (видеролик «Оренбургская пятиклассница спасла тонущего мальчика из воды»)http://video.yandex.ru/#search?text=%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B0%20%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B&where=all&filmId=63810-10-12 -Что вы можете сказать о поступке Алены? (Алена поступила ответственно) -А вот еще один пример из жизни. 2. Слово учителя (рассказ). 8-летняя Саша Ершова из Твери, оказавшаяся в тот роковой вечер 14 февраля в детском бассейне аквапарка "Трансвааль» спасла трехлетнюю москвичку Машу Гаврилову, удерживая сломанной рукой малышку над водой в течение часа. Положение было тем ужаснее, что над головами девочек нависали бетонные плиты, грозившие обвалиться в любой момент. Несмотря на то, что Саша могла бы выплыть на поверхность, если бы отпустила Машу, она держала девочку на руках до того самого момента, пока спасатели не забрали у нее малышку. 3. Беседа. -Почему Саша не выплыла на поверхность? (Потому что погибла бы Маша). -Но ведь и Саша могла погибнуть. Почему она рисковала собственной жизнью? (Потому что она добрая, чувствовала ответственность за того, кто был рядом с ней, смелая; она не могла допустить гибели ребенка; потому что она должна была это сделать). -Вы сказали должна. От какого слова произошло слово «должна»? (Долг) -Именно понятие «Долг», а точнее «Моральный долг» станет темой нашего урока. IV. Изучение новой темы. 1. Работа с эпиграфом. -Ребята, обратите внимание на эпиграф нашего урока. Исполнить свой долг бывает иногда мучительно, но еще мучительнее – не исполнять его. Александр Дюма-сын. -Почему именно эти слова стали эпиграфом урока, мы выясним в конце урока. -Запишите тему нашего урока и эпиграф в «Книгу мудрых мыслей». 2. Словарная работа. -Что такое долг? Посмотрим значение этого слова в толковом словаре. I. ДОЛГ То же, что обязанность. II. ДОЛГ Взятое взаймы (преимущ. деньги). -Что можно взять взаймы? (деньги, вещь и др.) -Какое значение слова мы запишем в наш мудрый словарик? (учащиеся записывают значение слова долг). 3. Работа с учебником. -Что такое долг в значении «обязанность» мы с вами узнаем, прочитав статью учебника. Страницы 26-27. - Прочитайте из учебника понятие слова долг. (Долг – это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм). -Что такое моральные нормы? (Нормы поведения, принятые в обществе). -Но есть еще моральный долг, который иногда называют моральными обязанностями. (учащиеся в тетрадь записывают определение «моральный долг») -Какой моральный долг исполнила героиня сказки Катаева. 4. Инсценирование подготовленными детьми отрывка из сказки «Цветик – семицветик». Остался у Жени только один лепесток, столько потратила и никакого удовольствия. Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам. - Мальчик, мальчик, как тебя зовут? - Витя. А тебя как? - Женя. Давай играть в салки? - Не могу. Я хромой. И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве. - Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой. - Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь. - Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди! С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - Быть по-моему вели. Вели, чтобы Витя был здоров! И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась. -Девочка Женя исполнила гражданский долг – бескорыстная помощь. -Давайте представим себя цветиками-семицветиками. 5. Физминутка. Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее) И вдруг проснулся, (Поморгат ь глазами) Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки) Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох) Взвился вверх и полетел. V. Закрепление. 1. Самостоятельная работа - Ребята, вы обратили внимание, что у вас на столах лежат цеветики-семицветики? Этот волшебный цветок поможет нам определить виды морального долга. (самостоятельная работа с учебником: дети читают текст учебника и записывают виды долга на лепестках). Коллективная проверка с помощью интерактивной доски Электронное пособие «Основы Светской этики». Урок 11. -Что самое главное в моральном долге? (сознательное и добровольное выполнение моральных норм). -А теперь этот цветик-семицветик поможет вам определить виды морального долга в литературных произведениях. 2. Работа в группах с текстами. Л.Толстой «Два товарища» - исполнение установленных в обществе норм; Л.Толстой «Хозяин и собака» - благодарность; Л. Толстой «Солдат» - гражданский долг Ю.Коринец «Неизвестный солдат» - патриотический долг; С.Баруздин «Каменщик», «Маляр» - профессиональный долг. Л. Толстой «Старый дед и внучек» - забота о пожилых людях. 3. Беседа. -Какие моральные обязанности ещё существуют? (бескорыстная помощь другим, родительский долг, уважение прав человека и др.) -Как вы поняли, что самое главное в исполнении морального долга? (Не слепое следование нормам, а сознательное выполнение своих обязанностей и ответственностей). -Итак, ребята, обратимся к словам А. Дюма, которые были взяты эпиграфом к нашему уроку. Исполнить свой долг бывает иногда мучительно, но еще мучительнее – не исполнять его. Александр Дюма-сын. -Как вы их теперь понимаете? (Каждый человек должен исполнять моральный долг, как бы трудно это не было.) VI. Подведение итога урока. 1. Беседа -Важно ли для вас то, о чем мы сегодня говорили на уроке? -Какой моральный долг вы выполняете ежедневно? (учиться, заботиться о родителях, о младших, с уважением относиться к окружающим, помогать товарищам, говорить правду). 2. Тестирование Электронное пособие «Основы Светской этики». Урок 11. VII. Рефлексия. -Оцените свою работу на уроке, нарисовав смайлик в тетради: все понял, работал активно, урок понравился - Понял не все, были трудности на уроке, не был активным – Урок не понравился - Дети рисуются смайлики, в это время звучит песня Ю.Энтина «Дорога добра» Спроси у жизни строгой Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра. Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. VIII. Задание на дом: Чтение статьи из пособия для учащихся. Подбери две-три пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. Объясни, как ты понимаешь значение этих пословиц. Приложение №1 Два товарища Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется. - Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил? - А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают. Хозяин и собака Состарилась охотничья собака. И случилось охотнику травить волка. Собака ухватила волка, да зубов уж мало у ней во рту было, она упустила волка. Хозяин рассердился и замахнулся на нее. - Не бей меня, - сказала собака, - если теперь я тебе не угодила, попомни прежнюю службу. Солдат Горел дом. А в доме остался ребеночек. Никто не мог войти в дом. Солдат подошел и сказал: - Я войду. Ему сказали. - Сгоришь. Солдат сказал: - Два раза не умирать, а раз не миновать. Вбежал в дом и вынес ребеночка. НЕИЗВЕСТНЫЙ СОЛДАТ Ю. Коринец Ярко звезды горят, И в кремлевском саду Неизвестный солдат Спит у всех на виду. Над гранитной плитой Вечный свет негасим. Вся страна сиротой Наклонилась над ним. Он не сдал автомат И пилотку свою. Неизвестный солдат Пал в жестоком бою. Неизвестный солдат - Чей-то сын или брат, Он с войны никогда Не вернется назад. Ярко звезды горят, И в кремлевском саду Неизвестный солдат Спит у всех на виду. Свет зажгли мы ему Под стеною Кремля, А могила ему – Вся земля, вся земля. Спасатели Они придут на помощь нам, Когда бушует океан, Когда землетрясение, Тайфун иль наводнение. Рискуя жизнью, нас спасут – Такой у них опасный труд! Маляр Красить комнату пора, Пригласили маляра. Но не с кистью и ведром Наш маляр приходит в дом. Вместо кисти он принёс Металлический насос. Брызжет краска по стене, Солнце светится в окне. Стали стены голубыми, Словно небо в вышине. Новый дом почти готов, Примет к празднику жильцов. Вот, кто строит этот дом – Дом, в котором мы живём. СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК |