Скачать 0.71 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерациифедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА» Кафедра «Финансы и кредит»
СОГЛАСОВАНОПроректор по ИиНИД Протокол НТС №____ «___»_____________2012 г. ____________В.Н. Якунин УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕдисциплины «Введение в профессию» для направления специальности 080110.51 «Банковское дело» Составитель: асс. Вечканов А.С. ТОЛЬЯТТИ, 2012 Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 080100.62 «Экономика» профиль «Финансы и кредит».Автор (составитель) к.э.н., асс. Вечканов А.С. Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит» Протокол № _____ от «____» _________2012 г. Зав. кафедрой____________________ В.В. Янов Учебно-методическое пособие одобрено на заседании НМС по кафедре «Финансы и кредит» Протокол №_____ от «_____» ___________2012 г.Председатель НМС О.А. Серебрякова
1. Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, __70___часа. Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий
2. Введение. Цели и задачи изучения дисциплины Реформирование экономики и переход на рыночные отношения существенно изменили требования в подготовке специалистов экономического профиля, и, как следствие, привели к необходимости изменения учебных планов и программ высшей школы. Дисциплина «Введение в профессию» дает комплекс знаний в области: государственных и муниципальных финансов, банковского и страхового дела, денежного обращения, финансового менеджмента. Курс предполагает изучение: теории финансов, рассмотрение элементов финансовой системы РФ, теорий денег, видов денежных систем, теории кредита, банковской системы, элементов страхования. Целями освоения дисциплины «Введение в профессию» являются: - получение навыков в области финансов и кредита; - изучение студентами основного понятийного аппарата, а также овладение специальной терминологией, используемой при изучении многих специальных дисциплин; - применение знаний в будущей практической деятельности. Дисциплина «Введение в профессию» в структуре ОПОП находится в вариативной части - дисциплины профиля. Изучение данной дисциплины предполагает предварительное освоение следующих дисциплин: «Финансы» «Страхование». Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимые для освоения данной дисциплины: Дисциплина «Введение в профессию» является предшествующей для освоения следующих дисциплин:
- знание основных функций и должностных обязанностей экономиста занятого в различных сферах предпринимательской деятельности;
- современное представление места и роли управленческих структур в финансовом регулировании современной рыночной экономики. Дисциплина «Введение в профессию» является предшествующей для освоения следующих дисциплин: «Бюджетная система РФ», «Банковское дело». 3. Содержание дисциплины Распределение фонда времени по темам и видам занятий
Тема 1. Сущность финансов, их роль в процессе воспроизводства 1.1 Сущность и функции финансов Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств, необходимых для выполнения функций государства и решения экономических, социальных и политических задач. Сущность финансов проявляется, прежде всего, с помощью распределительной функции. Через эту функцию реализуется назначение финансов – обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами. Следующая функция, характерная для финансов, это контрольная функция. Ее основу составляет движение финансовых ресурсов. Благодаря контрольной функции общество знает, как складываются пропорции в распределении денег, как своевременно финансы поступают в распоряжение предприятий, граждан и государства, эффективно ли они используются. 1.2. Причины возникновения и этапы развития финансов Рассматривая понятие «финансы» в историческом аспекте, большинство теоретиков слипы во мнении, что финансы появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с развитием и совершенствованием государственного устройства и товарно-денежных отношений, а также задач и функций, возлагаемых обществом на государство. Возникновение государства связано с установлением определенных взаимоотношений но распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в липе верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отношения и определялись понятием «финансы». Поэтому сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой и функциями государства. Будучи категорией исторической, финансы претерпевают определенные изменения по мере преобразования, развития экономики и общества. 1.3. Отличия финансов и денег Понятие «финансы» зачастую отожествляют с понятием «деньги». В действительности это не так, хотя без денег не может быть и финансов. Деньги — это всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда ассоциированных производителей, материальная основа существования и функционирования финансов. Финансы — это всегда денежные отношения, но не любые денежные отношения являются финансовыми. В систему финансовых отношений не входят и к финансам не относятся те денежные средства, которые обслуживают личное потребление и обмен (розничный товарооборот, оплата транспортных, коммунальных, зрелищных и других услуг, а также процессы купли-продажи между отдельными гражданами, акты дарения, наследования денег). Это общественные отношения, они регулируются другими отраслями права (административным, гражданским и т.д.). Финансовые отношения отличаются от других денежных отношений следующими признаками: - финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения: - пропорции обмена, его условия определяет государство, а не субъекты финансовых отношений. Нефинансовые денежные отношения правовыми актами не регулируются и субъекты таких отношений сами определяют пропорции обмена, его условия. Вопросы, обсуждаемые на практическом занятии
Темы докладов (научных рефератов):
Литература 1,6,8,10 |
Учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию» Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит» | Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... Введение в профессию «Социальная работа»: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. М. Хохлова, А. Н. Гончарова. Красноярск:... | ||
Рабочая программа дисциплины Введение в профессию Целями освоения дисциплины «Введение в профессию» является формирование представлений об области, объектах, видах и задачах профессиональной... | Учебно-методическое пособие дисциплины «Управление взаимоотношениями с клиентами» Учебно-методическое пособие разработано на основании гос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент» от 20. 05. 2010 №544 | ||
Методическое пособие к разделу «Историко-философское введение» С 32 Сергеева Т. Б. Античная философия: методическое пособие для преподавателей по философии к разделу «Историко-философское введение»... | Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г.... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика».... | ||
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму | Учебно-методическое пособие по дисциплине «формирование здорового образа жизни у детей» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-3 курсов педиатрического факультета кгму | ||
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму | Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного факультета кгму | ||
Учебно-методическое пособие Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения | Учебно-методический комплекс по «экономической теории» Часть3 «макроэкономика»... «Макроэкономика»: учебно методическое пособие. – Иркутск: Изд-во бгуэп, 2010. – с | ||
Учебно-методическое пособие по дисциплине «финансовые рынки» Учебно-методическое пособие содержит программу курса, методические указания по структуре и содержанию контрольной работы, список... | Введение в социальную безопасность Введение в социальную безопасность: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. М. Хохлова, Э. А. Бачурин. Красноярск: Сиб федер... | ||
Учебно-методическое пособие по Новой истории стран Азии и Африки Брянск, 2008 Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения Исторического факультета, обучающихся по специальности... | Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей технического вуза Краткий курс лекций по философии: Учебно-методическое пособие / А. С. Балакшин, А. А. Владимиров. – Н. Новгород: Изд-во фгоу впо... |