Учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию»





НазваниеУчебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию»
страница1/6
Дата публикации03.12.2014
Размер0.71 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Банк > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6

Министерство образования и науки Российской Федерации


федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»
Кафедра «Финансы и кредит»




СОГЛАСОВАНО

Проректор по УМР

Протокол УМС №____

«___»_____________2012 г.

____________С.П. Ермишин


УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по УРиКО

__________О.Н.Наумова

«___»___________2012 г.

СОГЛАСОВАНО


Проректор по ИиНИД

Протокол НТС №____

«___»_____________2012 г.

____________В.Н. Якунин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


дисциплины

«Введение в профессию»

для направления специальности

080110.51 «Банковское дело»

Составитель: асс. Вечканов А.С.

ТОЛЬЯТТИ, 2012


Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 080100.62 «Экономика» профиль «Финансы и кредит».



Автор (составитель) к.э.н., асс. Вечканов А.С.

Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Протокол № _____ от «____» _________2012 г.
Зав. кафедрой____________________ В.В. Янов



Учебно-методическое пособие одобрено на заседании НМС по кафедре «Финансы и кредит»

Протокол №_____ от «_____» ___________2012 г.



Председатель НМС О.А. Серебрякова




СОДЕРЖАНИЕ





1. Структура и объем дисциплины

4

2. Введение. Цели и задачи изучения дисциплины

5

3. Содержание дисциплины

6

Тема 1. Сущность финансов, их роль в процессе воспроизводства

7

Тема 2. Финансовая система РФ, ее структура и характеристика

8

Тема 3. Необходимость и функции денег. Виды денег

11

Тема 4. Необходимость и сущность кредита. Формы и виды

14

Тема 5. Возникновение и сущность банков, их функции и роль в развитии экономики

16

Тема 6. Центральные банки. Сущность, функции и роль в регулировании экономики

18

Тема 7. Коммерческий банк: принципы деятельности и порядок создания и функционирования

21

Тема 8. Экономический анализ деятельности коммерческого банка

24

Тема 9. Банковские системы зарубежных стран

25

Тема 10. Финансовый рынок

27

Тема 11. Страхование как финансовая категория. Виды страхования

30

4. Вопросы к зачету

33

5. Библиографический список

35


1. Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, __70___часа.
Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий


№ семестра

Число

недель


Количество часов по плану

Количество часов в неделю

Самостоятельная работа

Всего

Лек-

ции

Прак.

зан.

Всего

Лек-

ции

Прак.

зан.

Часов

всего

Часов

в нед.

1

14

70

28

-

2

2

-

42

3

Итого

72

28

-

2

2

-

42

3


2. Введение. Цели и задачи изучения дисциплины
Реформирование экономики и переход на рыночные отношения существенно изменили требования в подготовке специалистов экономического профиля, и, как следствие, привели к необходимости изменения учебных планов и программ высшей школы.

Дисциплина «Введение в профессию» дает комплекс знаний в области: государственных и муниципальных финансов, банковского и страхового дела, денежного обращения, финансового менеджмента. Курс предполагает изучение: теории финансов, рассмотрение элементов финансовой системы РФ, теорий денег, видов денежных систем, теории кредита, банковской системы, элементов страхования.

Целями освоения дисциплины «Введение в профессию» являются:

- получение навыков в области финансов и кредита;

- изучение студентами основного понятийного аппарата, а также овладение специальной терминологией, используемой при изучении многих специальных дисциплин;

- применение знаний в будущей практической деятельности.

Дисциплина «Введение в профессию» в структуре ОПОП находится в вариативной части - дисциплины профиля. Изучение данной дисциплины предполагает предварительное освоение следующих дисциплин: «Финансы» «Страхование».

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимые для освоения данной дисциплины:

Дисциплина «Введение в профессию» является предшествующей для освоения следующих дисциплин:

  • ориентироваться в начальных экономических знаний по наиболее общим вопросам экономики;

- знание основных функций и должностных обязанностей экономиста занятого в различных сферах предпринимательской деятельности;

  • понимание роли финансов в регулировании макроэко­номиче­ских и микроэкономических процессов;

- современное представление места и роли управленческих структур в финансовом регулировании современной рыночной экономики.

Дисциплина «Введение в профессию» является предшествующей для освоения следующих дисциплин: «Бюджетная система РФ», «Банковское дело».

3. Содержание дисциплины

Распределение фонда времени по темам и видам занятий



п/п

Раздел
дисциплины


Семестр


Неделя семестра


Виды учебной работы, включая самостоятельную работу и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1

Сущность финансов, их роль в процессе воспроизводства

3

1

2

-

3

реферат


2

Финансовая система РФ, ее структура и характеристика

3

2-3

4

-

7

тестирование

3

Необходимость и функции денег. Виды денег

3

4

2

-

3

реферат,


4

Необходимость и сущность кредита. Формы и виды

3

5

2

-

3

реферат

5

Возникновение и сущность банков, их функции и роль в развитии экономики

3

6

2

-

3

опрос


6

Центральные банки. Сущность, функции и роль в регулировании экономики

3

7

2

-

3

реферат

7

Коммерческий банк: принципы деятельности и порядок создания и функционирования

3

8

2

-

3

опрос


8

Экономический анализ деятельности коммерческого банка

3

9

2

-

3

реферат

9

Банковские системы зарубежных стран

3

10-11

4

-

7

реферат

10

Финансовый рынок

3

12-13

4

-

5

тестирование

11

Страхование как финансовая категория. Виды страхования

3

14

2

-

2

реферат













28

-

42




Тема 1. Сущность финансов, их роль в процессе воспроизводства
1.1 Сущность и функции финансов

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств, необходимых для выполнения функций государства и ре­шения экономических, социальных и политических задач.

Сущность финансов проявляется, прежде всего, с помощью распределительной функции. Через эту функцию реализуется назначение финансов – обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами. Следующая функция, характерная для финансов, это контрольная функция. Ее основу составляет движение финансовых ресурсов. Благодаря контрольной функции общество знает, как складываются пропорции в распределении денег, как своевременно финансы поступают в распоряжение предприятий, граждан и государства, эффективно ли они используются.
1.2. Причины возникновения и этапы развития финансов

Рассматривая понятие «финансы» в историческом аспекте, большинство теоретиков слипы во мнении, что финансы появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с развитием и совершенствованием государственного устройства и товарно-денежных отношений, а также задач и функций, возлагае­мых обществом на государство. Возникновение государства связано с установлением определенных взаимоотношений но распределе­нию и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в липе верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отношения и определялись понятием «финансы». Поэтому сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе об­щественного воспроизводства определяются природой и функция­ми государства. Будучи категорией исторической, финансы претер­певают определенные изменения по мере преобразования, развития экономики и общества.
1.3. Отличия финансов и денег

Понятие «финансы» зачастую отожествляют с понятием «деньги». В действительности это не так, хотя без денег не может быть и финансов. Деньги — это всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда ассоциированных производителей, материальная основа существо­вания и функционирования финансов. Финансы — это всегда денежные отношения, но не любые де­нежные отношения являются финансовыми.

В систему финансовых отношений не входят и к фи­нансам не относятся те денежные средства, которые обслуживают личное потребление и обмен (розничный товарооборот, оплата транспортных, коммунальных, зрелищных и других услуг, а также процессы купли-продажи между отдельными гражданами, акты дарения, наследования денег). Это общественные отношения, они регулируются другими отрас­лями права (административным, гражданским и т.д.).

Финансовые отношения отличаются от других денежных отно­шений следующими признаками:

- финансы всегда опосредованы правовыми актами, регули­рующими денежные отношения:

- пропорции обмена, его условия определяет государство, а не субъекты финансовых отношений.

Нефинансовые денежные отношения правовыми актами не ре­гулируются и субъекты таких отношений сами определяют пропор­ции обмена, его условия.

Вопросы, обсуждаемые на практическом занятии

  1. Происхождение финансов.

  2. Подходы к определению «финансов»

  3. Отличия финансов от денег

  4. Функции финансов

  5. Роль финансов в расширенном воспроизводстве.

Темы докладов (научных рефератов):

  1. Эволюция финансов.

  2. Отличительные особенности финансовых отношений в различных типах экономики

  3. Предпосылки возникновения финансов

Литература 1,6,8,10
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию» iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию»
Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию» iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Введение в профессию «Социальная работа»: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. М. Хохлова, А. Н. Гончарова. Красноярск:...
Учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию» iconРабочая программа дисциплины Введение в профессию
Целями освоения дисциплины «Введение в профессию» является формирование представлений об области, объектах, видах и задачах профессиональной...
Учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию» iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Управление взаимоотношениями с клиентами»
Учебно-методическое пособие разработано на основании гос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент» от 20. 05. 2010 №544
Учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию» iconМетодическое пособие к разделу «Историко-философское введение»
С 32 Сергеева Т. Б. Античная философия: методическое пособие для преподавателей по философии к разделу «Историко-философское введение»...
Учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию» iconУчебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика»....
Учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму
Учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «формирование здорового образа жизни у детей»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-3 курсов педиатрического факультета кгму
Учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму
Учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного факультета кгму
Учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию» iconУчебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения
Учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию» iconУчебно-методический комплекс по «экономической теории» Часть3 «макроэкономика»...
«Макроэкономика»: учебно методическое пособие. – Иркутск: Изд-во бгуэп, 2010. – с
Учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «финансовые рынки»
Учебно-методическое пособие содержит программу курса, методические указания по структуре и содержанию контрольной работы, список...
Учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию» iconВведение в социальную безопасность
Введение в социальную безопасность: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. М. Хохлова, Э. А. Бачурин. Красноярск: Сиб федер...
Учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию» iconУчебно-методическое пособие по Новой истории стран Азии и Африки Брянск, 2008
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения Исторического факультета, обучающихся по специальности...
Учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию» iconУчебно-методическое пособие для студентов всех специальностей технического вуза
Краткий курс лекций по философии: Учебно-методическое пособие / А. С. Балакшин, А. А. Владимиров. – Н. Новгород: Изд-во фгоу впо...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск