Методические указания по изучению модуля «Деньги» курса «Деньги, кредит» банки» студентами очной формы обучения





Скачать 240.75 Kb.
НазваниеМетодические указания по изучению модуля «Деньги» курса «Деньги, кредит» банки» студентами очной формы обучения
Дата публикации08.12.2014
Размер240.75 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Банк > Методические указания


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

Кафедра «Банковское дело»
Дисциплина «Деньги, кредит, банки»

Методические указания

по изучению модуля «Деньги» курса «Деньги, кредит» банки»

студентами очной формы обучения

финансового факультета

Автор-составитель: д.э.н., проф. Добролежа Е.В.


Ростов-на-Дону

2013


Курс «Деньги, кредит и банки» относится к теоретическим специальным дисциплинам и создает основы изучения специальности и базу для ряда специальных курсов по профилю «Финансы и кредит».

Задача курса – дать студентам глубокое и всестороннее освоение теории, необходимой для дальнейшего изучения дисциплин специальности.




Темы модуля 1 «Деньги»



Cущность, формы и функции денег



Денежный оборот, его структура



Денежные системы, их типы и элементы



Валютные отношения и валютная система



Основная литература:

Законодательные и нормативные акты

Законодательные и нормативные акты

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2. //Правовая система «Консультант+»

  2. Закон РФ от 29.05.1992 г. №2872-1 «О залоге» (с изм. и доп.). //Правовая система «Консультант+»

  3. Федеральный закон от 22.04.1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп.) //Правовая система «Консультант+»

  4. Федеральный закон от 11.03.1997 г. № 48-ФЗ «О простом и переводном векселе» (с изм. и доп.) //Правовая система «Консультант+»

  5. Федеральный закон от 10.07.2002 г. № № 86 – ФЗ «О Центральном банке РФ» (с изм. и доп.) //Правовая система «Консультант+»

  6. Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп.) //Правовая система «Консультант+»

  7. Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп.) //Правовая система «Консультант+»

  8. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2008 № 2043-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» //Правовая система «Консультант+»

  9. Концепция развития платежной системы Банка России на период до 2015 года (одобрена решением Совета директоров ЦБ РФ от 16.07.2010, протокол № 16) //Правовая система «Консультант+»

  10. Инструкция Банка России от 03.12.2012 № 139-И "Об обязательных нормативах банков" с изм. и доп.) (Правовая система «Консультант+»)

  11. Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П) (с изм. и доп.) (Правовая система «Консультант+»)

  12. Положение ЦБ РФ о правилах осуществления перевода денежных средств" (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П) (с изм. и доп.). (Правовая система «Консультант+»)

  13. Положение ЦБ РФ от 24.12.2004 №266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (с изм. и доп.) //Правовая система «Консультант+»

  14. Положение ЦБ РФ от 24.04.2008 №318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» (с изм. и доп.) //Правовая система «Консультант+»

  15. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 года (утв. ЦБ РФ) // http://www.cbr.ru/today/publications_reports/

  16. О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года //http://www.minfin.ru/ru/

  17. О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года //Правовая система «Консультант+»


Учебники и учебные пособия:

  1. Деньги, кредит, банки // под ред. Проф. О.И. Лаврушина, М. финансы и статистика, 2006 г. (Библиотека)

  2. Деньги, кредит, банки// под ред. Проф. Е.Ф. Жукова, М. ЮНИТИ, 2007. (Библиотека)

  3. Банковское дело // под ред. Проф. О.И Лаврушина, М. КНОРУС, 2007. (Библиотека)

  4. Банковское дело // под ред. Г.Н. Белоглазовой, М: Финансы и статистика, 2007. (Библиотека)

  5. Основы банковского дела в Российской Федерации: Учеб. пособие /Под ред. О. Г. Семенюты – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001(Библиотека)


Рекомендуемые периодические издания

  1. Деньги и кредит. (Библиотека)

  2. Финансы и кредит. (Библиотека)

  3. Бизнес и банки (Библиотека)


Сайты Интернета

http://www.cbr.ru/ -Центральный банк Российской Федерации

http://cbr.ru/publ/main.asp?Prtid=contents - содержание и актуальные темы журнала «Деньги и кредит»

http://www.fin-izdat.ru/journal/fc/arch.php - содержание журнала «Финансы и кредит»

ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарские занятия имеют своей целью контроль за процессом усвоения знаний полученных в ходе в том числе самостоятельной работы Ответы на семинарах излагаются самостоятельно, а не зачитываются из источников. Кроме того, к семинарскому занятию студенты могут или выполнить одно поисково-аналитическое задание, или в соответствии предложенной тематикой подготовить доклад или реферат по интересующей проблеме объемом не более 10 страниц. По всем видам заданий студенту необходимо представить преподавателю свою работу в день проведения семинарского занятия с обязательным указанием на титульном листе своей фамилии, номера группы, наименование работы (тема №, доклад/реферат №, задание №), списка использованной литературы на листах формата А4, скрепленные скрепкой, не степлером!!).

При подготовке к семинару и докладу используются различные литературные источники (монографии, журналы, газеты, Интернет и т. д.), обобщается изученный материал и излагается собственное мнение. Подбор литературы к каждой теме и проблеме является одной из важнейших частей самостоятельной работы студента. В процессе подготовки к семинарским занятиям, написания докладов (рефератов) студенты имеют право получать на кафедре консультации преподавателя-лектора по данному курсу или руководителя семинарских занятий.

При подготовке к семинарским занятиям студентам следует руководствоваться текстами лекций по курсу, основной и дополнительной литературой, приведенной к каждой теме, списком основной литературы, предложенным к данной программе. Кроме того, следует регулярно читать периодические издания и сообщения средств массовой информации по вопросам курса.
Модуль 1

Тема 1. «Сущность формы и функции денег»

Необходимость и предпосылки возникновения денег. Раскрытие товарообменных связей и места денег в них. Сущность денег. Определение денег как экономической категории. Роль и развитие денег в условиях рыночной экономики. Функции денег как выражение их внутреннего содержания. Определение функций денег как меры стоимости, средства обращения, средства сохранения и накопления богатства, средства платежа, мировых денег.

Виды денег в зависимости от развития денежного обращения. Полноценные деньги, золотой стандарт и демонетизация золота. Основные виды неполноценных денег – бумажные, биллонные монеты, кредитные деньги. Разновидности кредитных денег (вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки), направления их развития.
Вопросы к занятию

  1. Какие существуют взгляды на причины появления денег?

  2. В чем суть рационалистической концепции денег?

  3. Какие существуют концепции происхождения денег и в чем заключаются их отличия?

  4. Чем характеризуется сущность денег и каковы ее особенности?

  5. Сущность денег как всеобщего эквивалента стоимости товаров.

  6. Как развитие разделения труда сказывается на эволюции денег?

  7. Какие свойства золота привели к закреплению за ним роли денег?

  8. Какими свойствами обладают деньги?

  9. В чем преимущества денежной экономики по сравнению с бартерной?

  10. Чем отличается функция денег как средство обращения от функции денег как средства платежа?

  11. Функция денег как мера стоимости. Масштаб цен, стоимость и цена.

  12. Деньги как средство обращения.

  13. Деньги как средство платежа. Виды платежей.

  14. Функция накопления и сбережения. Инфляция и проблемы накопления.

  15. В чем заключается особенности и значение выполнения функции средства накопления?

  16. Функция денег – мировые деньги.

  17. Какими функциями обладают современные деньги?

  18. Почему, на Ваш взгляд, доллар и евро являются мировыми валютами?

  19. Какова роль денег в современном мире и для нужно изучать проблемы денег?

  20. В чем проявляется повышение роли денег в рыночной экономике?

  21. Какова роль денег в развитии и повышении эффективности производства, активизации деятельности граждан, выполнение государственных функций?

  22. Могут ли бартерные отношения развиваться в условиях рыночной экономики?

  23. Есть ли преимущества у денежной экономики перед безденежной?

  24. Основные виды денег, их основное социально-экономическое отличие.

  25. Какие можно выделить исторические формы денег? Как их эволюция связана с эволюцией типов хозяйства?

  26. Какими основными преимуществами обладали полноценные металлические деньги?

  27. Каковы предпосылки и особенности перехода к применению неполноценных денежных знаков?

  28. Что такое «порча монет» и кому она выгодна?

  29. Какими фактами доказывается действие «Закон Коперника-Грешема», в т.ч. в современной России?

  30. Как рассчитывается эмиссионный доход?

  31. Назовите основные особенности неполноценные денег.

  32. В чем состоят основные причины появления в обращении денежных суррогатов?

  33. Дайте определение электронных денег.

  34. Какие основные типы электронных денег Вы знаете и в чем их особенности?

  35. Какие основные риски возникают в системах электронных денег и в чем состоят основные методы их минимизации?.

  36. Охарактеризуйте основные проблемы развития электронных денег.

  37. Каковы основные виды пластиковых карт и каковы перспективы их использования?

  38. Каков перечень платежных систем, лидеров на рынке пластиковых карт в настоящее время. С какими платежными системами работают российские банки?

  39. Охарактеризуйте отличия классического и современного понимания банкноты. Кто в настоящее время имеет исключительное право на выпуск банкнот в обращение?


Темы для докладов и рефератов:

  1. Золото и его роль в экономике.

  2. Информационная функция денег: аргументы «за» и «против».

  3. История появления первых денег.

  4. История денег нашей страны.

  5. Современные деньги и их особенности.

  6. Цена товара и факторы, ее определяющие.

  7. Роль денег в стабилизации экономического роста в России.

  8. Роль денег в интеграции России в мировую экономику.

  9. Деньги как основа современной экономики.

  10. Роль денег в инвестиционном процессе.

  11. Социальная роль денег.

  12. Бумажные деньги, порядок их эмиссии и обращения.

  13. Кредитные деньги, прялок их эмиссии и обращения.

  14. Банкнота – основной вид современного денежного знака.

  15. Современные формы денег и их роль.

  16. Вексельное обращение и его роль

  17. Денежные суррогаты в современных условиях и их роль.

  18. Пути избавления России от денежных суррогатов.


Поисково-аналитическое задание:

1. Найдите не менее 5 определений понятия «деньги» разных авторов.

2. Составьте библиографический обзор статей, в которых затрагиваются вопросы необходимости, сущности, функций и роли денег в рыночной экономике. Напишите аннотацию к одной из них.

3. Сравните роль денег в условиях плановой и рыночной экономики.

4. Пользуясь учебной и периодической литературой, составьте свое мнение и обоснуйте его по вопросу о том, являются ли деньги необходимым атрибутом рыночной экономики.

5. Напишите аннотацию к одной из статей, затрагивающих проблемы использования электронных денег.

6. Заполните таблицу


Бумажные деньги

Преимущества

Недостатки



















7. Заполните таблицу

Кредитные деньги:

(перечислить виды)

Преимущества

Недостатки


8. Составьте библиографический обзор статей, посвященных изучению темы, затронув проблему использования денежных суррогатов в России в ХХ веке. Напишите аннотацию к одной из них.

9. Составьте глоссарий на тему «Виды и формы денег».
Тема 2. «Денежный оборот, его структура»

Понятие денежного оборота. Структура и принципы организации денежного оборота. Движение товаров как основа денежного оборота. Платежная система и ее элементы. Требования, предъявляемые к платежным системам. Безналичный денежный оборот и безналичные расчеты, их организация. Формы безналичных расчетов, их классификация. Расчеты по инкассо, платежными поручениями, чеками, аккредитивами. Особенности безналичных расчетов с юридическими и физическими лицами. Экономическое содержание налично-денежного оборота. Налично-денежные потоки. Скорость оборота денег и ее детерминанты. Денежная масса. Денежные агрегаты, особенности их расчета в различных странах и РФ. Номинальная и реальная денежная масса. Денежная база, ее связь с денежной массой. Связь и различие безналичного и наличного денежного оборота.

Вопросы к занятию

  1. Что такое денежный оборот и какова его структура?

  2. Чем отличается понятие «денежный оборот» от понятия «денежное обращение»? Как они взаимосвязаны друг с другом?

  3. Что такое денежная масса и какие элементы выделяются в ее структуре?

  4. Дайте определение «денежный агрегат». В каких практических целях разрабатываются и рассчитываются денежные агрегаты?

  5. Как можно охарактеризовать денежную массу с помощью денежных агрегатов?

  6. Что такое денежная база и каковы ее источники?

  7. В чем различия величин денежной массы и денежной базы?

  8. На чем основан механизм регулирования объема денежной массы? Кто и каким образом им управляет?

  9. Почему в последние годы не выполнялись установленные ориентиры роста денежной массы?

  10. Каналы движения денег в рыночной экономике.

  11. Принципы управления денежным оборотом страны.

  12. Нарушение товарно-денежной сбалансированности как фактор развития инфляционных процессов.

  13. Взаимосвязь безналичного, налично-денежного и платежного оборота.

  14. Причины и последствия кризисов неплатежей.

  15. Что собой представляет скорость обращения денег? Какими факторами она определяется?

  16. Как происходит выпуск в обращение наличных денег и как регулируется налично-денежный оборот?

  17. В чем заключается отличие понятий «выпуск денег» и «эмиссия денег»?

  18. Кто и с какой целью составляет баланс денежных доходов и расходов населения и прогноз кассовых оборотов?

  19. Охарактеризуйте процесс кредитной (депозитной) мультипликации и какие факторы на него влияют?

  20. Чем отличается банковский мультипликатор от понятия «кредитный мультипликатор» и «кредитный мультипликатор»?

  21. Где меньше издержки обращения – в наличном или безналичном денежных оборотах?

  22. Что такое платежная система и из каких элементов она состоит?

  23. Какие функции выполняет платежная система в экономике и на каких принципах она должна основываться?

  24. Какие существуют виды платежных систем?

  25. Каковы основные проблемы денежного обращения в России. Какие меры необходимо предпринять для стабилизации денежного обращения в РФ?

  26. Организация налично-денежного оборота.

  27. Роль и место ЦБ РФ в управлении наличным денежным оборотом. Эмиссионно-кассовое регулирование денежной массы в обращении.

  28. Порядок ведения кассовых операций на предприятии. Банковский контроль.

  29. Что следует считать началом налично-денежного оборота?

  30. Может ли прерваться процесс налично-денежного оборота?

  31. Чековая форма расчетов: способы, источники и очередность.

  32. Расчеты аккредитивами. Виды аккредитивов. Преимущества и недостатки аккредитивной формы расчетов.

  33. Вексель как инструмент расчетов: его сущность и виды, обязательные реквизиты, порядок выпуска, обращения и погашения.

  34. Содержание и механизм межбанковских расчетов.

  35. Что такое межбанковские корреспондентские отношения?

  36. Как осуществляются расчеты между банками в России?

  37. В каких формах могут проводиться расчеты между предприятиями и организациями в РФ?

  38. Каковы перспективы развития безналичных расчетов в России?

  39. Дайте определение следующим понятиям: тратта, соло-вексель, акцепт, аллонж, индоссамент, аваль, домициляция.


Темы для докладов и рефератов:

  1. Субъекты и объекты расчетов в рыночной экономике.

  2. Правовая база денежных расчетов и ее значение.

  3. Современные электронные системы перевода денег.

  4. Платежные инструменты современной России.

  5. Риски в расчетах и их оптимизация.

  6. Причины неплатежей в современной экономике и пути их преодоления.

  7. Проблемы денежного обращения современной России и необходимые меры для их преодоления.

  8. «Прогноз кассовых оборотов» и «Баланс денежных доходов и расходов населения»: содержание и назначение.

  9. Причины и последствия расширения налично-денежного оборота в России.

  10. Нормативные основы ведения кассовых операций на предприятии.


Поисково-аналитические задания:

  1. Найдите в сети Internet на сайте Центрального банка РФ (www.cbr.ru) сведения о структуре денежной массы, купюрности наличных денег, находящихся в обращении. Сделайте выводы. На основе полученных сведений рассчитайте показатели денежного оборота. Какова доля безналичных расчетов в общей структуре платежей? Сравните данные за предыдущий и текущий годы. Отразите графически динамику изменения денежных агрегатов М0, М1 за последний год.

  2. Используя данные периодической печати и сети Интернет, сравните структуру денежного оборота в России и в стране с развитой рыночной экономикой (США, ФРГ, ЯПОНИЯ и др.).

  3. Используя периодическую литературу, отразите мероприятия Банка России по совершенствованию платежной системы.

  4. Составьте библиографический обзор статей, посвященных изучению темы, затронув проблему возникновения платежных кризисов и их влияния на экономику. Напишите аннотацию одной из них.

  5. Изобразите на схеме денежные потоки между субъектами хозяйствования. Опишите, как могут двигаться денежные потоки?

  6. Раскройте преимущества и недостатки наличных и безналичных расчетов.

  7. Составьте глоссарий на тему «Денежный оборот и его структура».

  8. Рассмотрите Основные направления денежно-кредитной политики на текущий год. Какие меры предпринимают Банк России и Правительство РФ для стабилизации денежного обращения?

  9. Используя периодическую литературу, отразите мероприятия Банка России по совершенствованию платежной системы.

  10. Используя Стратегию развития банковского сектора до 2015 года, рассмотрите меры, принимаемые ЦБ РФ, для стабилизации функционирования платежной системы России.

  11. На основании статей, опубликованных в периодических изданиях, раскройте значение наличных денег в современной экономике.

  12. Составьте глоссарий на тему «Налично-денежный оборот, его организация и управление»

  13. Составьте библиографический обзор статей, посвященных изучению темы. Напишите аннотацию к одной из них.

  14. Изучив Положение ЦБ РФ №14-п «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» от 05.01.1998 г., опишите особенности организации обращения наличных денег в нашей стране.

  15. Изучив Положение ЦБ РФ от 24.04.2008 №318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации», расскажите о порядке совершения операций с наличными деньгами.

  16. Составьте библиографический обзор статей, посвященных изучению темы, затронув проблему сущности безналичных денег. Напишите аннотацию к одной из них.

  17. Используя периодическую литературу, подготовьте обзор основных проблем осуществления безналичных расчетов в России. Каковы перспективы развития безналичных расчетов в РФ?

  18. Раскройте правовую базу безналичного денежного оборота на территории РФ. Какая форма безналичных расчетов используется в нашей стране наиболее часто?

  19. Напишите аннотацию к одной из статей по проблемам межбанковских расчетов в РФ.

  20. Опишите международную систему межбанковских расчетов SWIFT.

  21. Рассмотрите особенности межбанковских расчетов через РКЦ. Опишите особенности, преимущества и недостатки данного способа расчетов.

  22. Рассмотрите особенности межбанковских расчетов с помощью клиринговых палат. Опишите особенности, преимущества и недостатки данного способа расчетов.

  23. Составьте глоссарий по теме «Безналичный денежный оборот и его организация».

  24. Рассмотрите один из способов межбанковских расчетов. Опишите его особенности, преимущества и недостатки.

  25. Используя учебную литературу и Положение ЦБ РФ о правилах осуществления перевода денежных средств" (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П), опишите документооборот при использовании чеков в качестве формы безналичных расчетов.

  26. Используя учебную литературу и Положение ЦБ РФ о правилах осуществления перевода денежных средств" (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П), опишите документооборот при использовании платежных поручений в качестве формы безналичных расчетов. Каковы преимущества и недостатки данной формы расчетов?

  27. Используя учебную литературу и Положение ЦБ РФ о правилах осуществления перевода денежных средств" (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П), опишите документооборот при использовании чеков в качестве формы безналичных расчетов. Каковы преимущества и недостатки данной формы расчетов?

  28. Используя учебную литературу и Положение ЦБ РФ о правилах осуществления перевода денежных средств" (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П), опишите документооборот при использовании платежных требований в качестве формы безналичных расчетов. Каковы преимущества и недостатки данной формы расчетов?

  29. Изучив Положение ЦБ РФ от 24.12.2004 №266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт», охарактеризуйте основных участников карточных расчетов.

  30. Используя Гражданский Кодекс РФ (статья 855), рассмотрите очередность платежей, установленную для безналичных расчетов.

  31. Рассмотрите особенности межбанковских расчетов через РКЦ. Опишите особенности, преимущества и недостатки данного способа расчетов.

  32. Рассмотрите особенности межбанковских расчетов с помощью клиринговых палат. Опишите особенности, преимущества и недостатки данного способа расчетов.



Тема 3. «Денежные системы, их типы и элементы»


Понятие денежной системы, ее элементы. Влияние национальных особенностей и исторических традиций на денежную систему. Типы денежных систем. Рыночные и нерыночные денежные системы. Денежная система РФ, ее развитие в современных условиях. Инфляция, ее виды и способы измерения. Причины, механизм и социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.
Вопросы к занятию:

  1. Как происходила смена типов денежных систем?

  2. Что такое монометаллизм и биметаллизм?

  3. Каковы предпосылки и последствия введения золотого стандарта?

  4. Возможно ли восстановление золотого стандарта?

  5. Чем характеризуется современная денежная система?

  6. В чем состоят отличия денежных систем при административно-распределительной и рыночной моделях экономики?

  7. Что понимается под принципами организации денежной системы? Какие принципы свойственны денежной системе любого типа?

  8. Когда и по какой причине произошел «медный бунт?

  9. Когда была проведена денежная реформа Петра 1 и какие недостатки имела денежная система, созданная в результате ее осуществления?

  10. Когда и с какой целью в России были выпущены бумажные деньги?

  11. В чем заключалось содержание и какие были основные этапы денежной реформы Е.Ф. Канкрина?

  12. Как была проведена денежная реформа С.Ю. Витте? Какими были ее последствия для развитой экономики России?

  13. Какие денежные знаки обращались на территории России в период Гражданской войны? В чем причины расстройства денежного обращения в этот период?

  14. В чем состояли особенности денежного обращения в условиях военного коммунизма?

  15. Какие задачи были решены на первом этапе денежной реформы 1922-1924 гг.? Как завершилась реформа 1922-1924 гг и каковы ее результаты?

  16. Каковы элементы современной денежной системы России?

  17. Существует ли в настоящее время Закон «О денежной системе России». Какие законодательные и нормативные акты регулируют денежное обращение в РФ?

  18. Понятие инфляции, ее виды и формы проявления.

  19. Всем ли общественно-экономическим формациям свойственная инфляция?

  20. Каковы характеристики гиперинфляции?

  21. Предложите логические схемы развертывания инфляции спроса, инфляции издержек, инфляции предложения.

  22. Теории возникновения инфляции, ее социально-экономические последствия.

  23. Всякое ли повышение цен является инфляцией?

  24. Как измеряется уровень (темпы) инфляции?

  25. Антиинфляционная политика. Денежные реформы.

  26. Основные направления антиинфляционной политики Правительства России.

  27. Обоснуйте, в силу каких обстоятельств отрасли топливно-энергетического и материально-сырьевого комплексов стали «локомотивами» российской инфляции?

  28. Как инфляция влияет на состояние денежного обращения. Может ли инфляция положительно воздействовать на экономическое развитие страны?

  29. Раскройте инфляционную спираль: зарплата – цены.

  30. Дайте характеристику инфляционного процесса в РФ и методам его регулирования.


Темы для докладов и рефератов:

  1. Золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный стандарт в историческом развитии.

  2. Денежные реформы в России в 90-е гг. XX века.

  3. Сущность ревалоризации (ревальвации) и ее роль в современных условиях.

  4. Денежные реформы в СССР и современной России и их последствия.

  5. Способы поддержания стабильности национальной валюты.


Поисково-аналитические задания:

1. Заполните следующую таблицу




Биметаллизм

Монометаллизм

Время возникновения







Особенности







Причины отмены








2. Заполните таблицу




Особенности

Причины отмены

Золотомонетный стандарт







Золотослитковый стандарт







Золотодевизный стандарт










  1. Составьте глоссарий на тему «Денежные системы, их типы и элементы»

  2. Составьте библиографический обзор статей, посвященных изучению темы.

5. Представьте в форме таблицы предпосылки, особенности и результаты денежных реформ в России до 1900 гг.

Период денежной реформы

Предпосылки реформы

Особенности реформы

Результат

реформы






































6. Представьте в форме таблицы предпосылки, особенности и результаты денежных реформ в России в период с 1900 г. по 20013 г.

Период денежной реформы

Предпосылки реформы

Особенности реформы

Результат

Реформы

























7. Найдите в сети Internet на сайте Центрального банка РФ (www.cbr.ru) сведения об уровне и темпах инфляции в динамике за три последние года и в 2009 году. Сделайте выводы. Определите тенденцию изменения темпов инфляционного процесса.

8. Дайте библиографический обзор статей, посвященных изучению темы, затронув проблему антиинфляционной политики.

9. Представьте схематично основные формы проявления и типы инфляции.

10. Заполните таблицу




Как проявляется

Для каких стран характерна

Темпы роста цен

Ползучая инфляция










Галопирующая инфляция










Гиперинфляция











11. Выпишите денежные и неденежные факторы инфляции.

12. Дайте характеристику денежных систем США, Германии, Японии и их сравнительный анализ.
Тема 4. «Валютные отношения и валютная система»

Понятия валютных отношений и валютной системы, категории, элементы и эволюция. Национальная валютная система и мировая валютная система, ее основные этапы развития.

Ямайское соглашение стран-членов МВФ (1976 г.) как основа формирования современной мировой валютной системы. Основные элементы и принципы современной мировой валютной системы и их характеристика.

Создание и функционирование Европейской валютной системы. Маастрихтский договор (ноябрь 1994 г.) о поэтапном формировании политического, экономического и валютного союза (Европейского Союза – ЕС).

Особенности валютной системы России. Платежный баланс страны в системе валютной, торговой и фискальной политики государства. Структура платежного баланса и содержание его статей. Особенности платежного баланса России. Валютный курс и валютный рынок. Факторы формирования валютного курса.

Вопросы к занятию:

  1. Что такое валютная система и каковы цели и основания ее появления?

  2. Что такое валютный курс и каковы его курсообразующие факторы?

  3. Каковы основные направления валютной политики, проводимой в нашей стране?

  4. Каковы основные факторы, влияющие на валютный курс в нашей стране?

  5. Сколько этапов прошла в своем развитии МВС? Каковы критерии выделения этих этапов?

  6. Каковы различия в структурных принципах Ямайской и Европейской валютных систем?

  7. Каковы основные задачи создания Европейской валютной системы?

  8. Какие функции выполняет евро?

  9. Каковы основные разделы и статьи платежного баланса?

  10. В чем отличия международных валютных отношений от валютной системы?

  11. В чем отличие международных расчетов от внутренних?

  12. Каковы основные формы международных расчетов?

  13. Что такое мировые финансовые центры?

  14. В чем различия Международного валютного фонда и группы Международного банка реконструкции и развития (МБРР)?

  15. В чем особенности Европейского банка реконструкции и развития?


Поисково-аналитическое задание:

1. Составьте библиографический обзор статей, посвященных изучению темы, затронув рассмотрения проблемы конвертируемости рубля.

2. Напишите аннотацию к одной из статей, посвященных раскрытию международной роли евро.

3. Используя данные официального сайта ЦБ РФ (www.cbr.ru), рассмотрите динамику обменного курса рубля за предыдущий и текущий год. Сделайте выводы.

4. Рассмотрите влияние изменений валютного курса на экономику (при повышении и при понижении).

5. Составьте глоссарий на тему «Валютные отношения и валютная система»

6. Заполните таблицу, выбрав любые 3 международные валютно-кредитные организации




1.

2.

3.

Дата организации










Цели и задачи деятельности










Особенности деятельности











Темы для докладов и рефератов:

  1. Перспективы укрепления валютных курсов мировых резервных валют.

  2. Конвертируемость рубля: достижения, проблемы, перспективы.

  3. Проблемы функционирования мировой валютной системы.


ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

Финансовый факультет
Кафедра «Банковское дело»

Дисциплина «Деньги, кредит, банки»

(часть 1)


Доклад

(реферат, поисково-аналитическое задание указать нужное)

_________
по теме «___________________________________________________»
Выполнил: студент гр.ФК-52____

Ф.И.О.


Ростов-на-Дону


2013 год



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по изучению модуля «Деньги» курса «Деньги, кредит» банки» студентами очной формы обучения iconДисциплина «Деньги, кредит, банки» Методические указания по изучению...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания по изучению модуля «Деньги» курса «Деньги, кредит» банки» студентами очной формы обучения iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплинам «Деньги, кредит, банки»
«Деньги, кредит, банки», «Основы банковского кредитования», «Основы банковской деятельности»
Методические указания по изучению модуля «Деньги» курса «Деньги, кредит» банки» студентами очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс наименование дисциплины Деньги, кредит,...
Деньги, кредит, банки: умк для заочной формы обучения в филиале в г. Калининграде / авт сост. Дроковский Н. Б. – Ивэсэп, 2012
Методические указания по изучению модуля «Деньги» курса «Деньги, кредит» банки» студентами очной формы обучения iconМетодические указания по изучению части 1 «Деньги» студентами дневной...
...
Методические указания по изучению модуля «Деньги» курса «Деньги, кредит» банки» студентами очной формы обучения iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Деньги, кредит, банки» / Уфимск гос авиац техн ун-т; сост.: Л....
Методические указания по изучению модуля «Деньги» курса «Деньги, кредит» банки» студентами очной формы обучения iconУчебное пособие по дисциплине «Деньги. Кредит. Банки»
Дисциплина «Деньги, кредит, банки» является теоретическим курсом, продолжающим анализ экономических отношений общества в процессе...
Методические указания по изучению модуля «Деньги» курса «Деньги, кредит» банки» студентами очной формы обучения iconПримерная программа дисциплины «Деньги. Кредит. Банки»
Дисциплина “Деньги. Кредит. Банки” является теоретическим курсом, продолжающим анализ экономических отношений общества в процессе...
Методические указания по изучению модуля «Деньги» курса «Деньги, кредит» банки» студентами очной формы обучения iconДеньги. Кредит. Банки
«Деньги. Кредит. Банки». Учебное пособие для студентов специальностей «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» и «Финансы и кредит»....
Методические указания по изучению модуля «Деньги» курса «Деньги, кредит» банки» студентами очной формы обучения iconУчебной дисциплины «Деньги, кредит, банки» для студентов специальностей...
Деньги и кредит как элементы товарно-денежных отношений и предмет изучения. Взаимодействие денег и кредита с процессом воспроизводства....
Методические указания по изучению модуля «Деньги» курса «Деньги, кредит» банки» студентами очной формы обучения iconРабочая программа учебной дисциплины «деньги. Кредит. Банки»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной формы обучения...
Методические указания по изучению модуля «Деньги» курса «Деньги, кредит» банки» студентами очной формы обучения iconКонтрольная работа по дисциплине: «Деньги, кредит, банки»
Математика. Пособие к изучению дисциплины и варианты заданий для контрольных работ. – М.: Мгту га, 2008. 48 с
Методические указания по изучению модуля «Деньги» курса «Деньги, кредит» банки» студентами очной формы обучения icon«Деньги, кредит, банки»
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», могут...
Методические указания по изучению модуля «Деньги» курса «Деньги, кредит» банки» студентами очной формы обучения icon«Деньги. Кредит. Банки»
Составитель Хамзин Кумарбек Ерсултанович, старший преподаватель кафедры «финансы и кредит»
Методические указания по изучению модуля «Деньги» курса «Деньги, кредит» банки» студентами очной формы обучения iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «деньги, кредит, банки»
Фгбоу впо «ульяновская государственная сельскохозяйственная академия им. П. А. Столыпина»
Методические указания по изучению модуля «Деньги» курса «Деньги, кредит» банки» студентами очной формы обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тематика курсовых работ по дисциплине «Деньги, кредит и банки» для бакалавров направления 080100. 62 «Экономика» заочной формы обучения...
Методические указания по изучению модуля «Деньги» курса «Деньги, кредит» банки» студентами очной формы обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тематика курсовых работ по дисциплине «Деньги, кредит и банки» для бакалавров направления 080100. 62 «Экономика» заочной формы обучения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск