Применение информационных технологий в банковском бизнесе





Скачать 159.37 Kb.
НазваниеПрименение информационных технологий в банковском бизнесе
Дата публикации21.12.2014
Размер159.37 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Банк > Документы
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БАНКОВСКОМ БИЗНЕСЕ

Введение

Сегодня повсеместное использование информационных технологий стало объективной необходимостью. Одной из сфер, где их значение было традиционно велико с момента их развития, является финансовая сфера. Сейчас обязательными атрибутами любого банка стали компьютеры, электронные терминалы, средства связи и коммуникации и т.д.

Можно с уверенностью утверждать, что процесс информатизации банковской деятельности продолжится. Основными тенденциями станут повышение качества и надежности предлагаемых продуктов и услуг, увеличение скорости осуществления расчетных операций, организация электронного доступа клиентов к банковским продуктам. Эти факторы связаны прежде всего со стремлением банков к достижению конкурентных преимуществ на финансовом рынке. Вследствие применения банковских информационных технологий стали возможны качественное расширение рынка продуктов и услуг, охват большей доли рынка посредством использования банкоматов, электронных расчетных систем, интернет-технологий, оперативный доступ клиентов к информации. Системы управления деятельностью кредитных и финансовых организаций сегодня представляют собой самостоятельное направление в сфере информационного бизнеса. Информационные системы для кредитных организаций прошли достаточно долгий путь развития, в настоящее время они позволяют автоматизировать любые банковские бизнес-процессы: управление ликвидностью, кадрами, банковскими рисками и т.д. Рынок программных продуктов для кредитных организаций представлен широким спектром систем, различающихся как в функциональной части, так и в технической реализации. Сегодня практически обязательными требованиями к любой банковской информационной системе стали возможность сетевой работы многих пользователей, реализация всего комплекса банковских операций по расчетно-кассовому обслуживанию, кредитно-депозитной деятельности, валютным операциям, гибкая настройка прав доступа конечных пользователей, поддержка нескольких аппаратных платформ, автоматизированное формирование большинства отчетных форм и возможность их гибкой перенастройки.

Помимо программного обеспечения банковские информационные технологии включают еще целый комплекс вопросов, касающихся информационного, аппаратно-технического обеспечения банковских операций и телекоммуникаций.

В реферате рассмотрены вопросы управления экономическими аспектами ИТ в банках, функциональные направления применения информационных технологий в банках.

Общая характеристика работы
Цель:

Разработка рекомендаций для ИТ-менеджмента и высшего руководства банка по управлению экономическими аспектами информационных технологий в банках.

Задачи:

  1. Изучение экономических механизмов регулирования ИТ в банках;

  2. Изучение функциональные направления применения информационных технологий в банках.

Объект исследования:

Экономические аспекты информационных технологий в банковском бизнесе.

Предмет исследования:

Экономические механизмы регулирования ИТ в банках, функциональные направления применения информационных технологий в банках.

Положения, выносимые на защиту:

Экономика ИТ направлена на обеспечение функционирования экономических механизмов регулирования ИТ-процессами. Ее основные задачи являются оптимизация издержек и помощь высшему руководству в принятии решений в области развития ИТ.

Структура и объем реферата:

Реферат состоит из введения, 3 глав, заключения и библиографического списка, включающего 5 источников. Объем работы 20 страниц.

Глава 1

Обзор литературы
Для написания реферата автор воспользовался статьями и книгами российских и американских ученых и специалистов-практиков в области банковских информационных технологий. Необходимо отметить, что большая часть статей, посвященных информационным технологиям в банковском бизнесе, адресована прежде всего специалистам по разработке программ и приложений для обеспечения функционирования бизнес-технологий, а также ИТ-менеджерам, так как в этих работах речь идет о технических аспектах использования информационных технологий. Поэтому автор столкнулся с трудностями поиска данных для описания экономических аспектов информационных технологий в банках, а также анализа функционального направления применения информационных технологий в банковском бизнесе.

В работе российских специалистов-практиков в области банковских и информационных технологий А. Шевелева и А. Тютюнника «Информационные технологии в банках» рассмотрены теоретические и практические вопросы организации и развития ИТ-менеджмента, операционного управления информационными технологиями, управления проектами в области информационных технологий, а также разработаны практические решения и инструментарий для ИТ-менеджмента и высшего руководства банков. Важно отметить, что данная работа имеет высокую практическую значимость для высшего руководства коммерческих банков, так как в ней освящается новая прикладная отрасль знания – экономика ИТ.

В статье Пашкуса В.Ю., Пашкус Н.А., Хоменковой С.А. «Банковское совершенство: проблемы, критерии, подходы» рассмотрены вопросы функционального направления применения информационных технологий в банковском бизнесе, описаны требования, предъявляемые к современным банковским информационным системам, рассмотрены вопросы влияния информационных технологий на бизнес-технологию банков, а также проблемы реинжиниринга бизнес-процессов.

В статье Мсхалой В.А. «Программное обеспечение информационных технологий в банках» проводится анализ требований непосредственно к АБС, а также требований к базовым программным средствам. Раскрывается проблема обеспечения безопасности данных. Говорится об основных свойствах АБС и результатах автоматизации банков, дается оценка банковских систем и как следствие их сравнительный анализ.

В статье Титоренко В.Д. «Проблемы создания автоматизированных банковских систем» основное внимание уделяется принципам создания автоматизированных банковских систем, говорится о том, как при их создании учитываются особенности структуры, специфики и объемов банковской деятельности.

Книга Аллен П. «Реинжиниринг банка: программа выживания и успеха» посвящена теоретическим и практическим аспектам реинжиниринга банка, приводятся примеры того, как информационные технологии могут повлиять на изменение технологии обслуживания клиентов и организационной структуры банка.

Глава 2

Методология и методика исследования
Для сбора информации были использованы следующие методы:

  • общенаучные:

  • содержательно – аналитические;

  • формально – статистические.

  • метод опроса;

  • документальный метод.

Из содержательно – аналитических методов использовались методы анализа и синтеза, а также каузальный метод. Они были необходимы при работе с литературными источниками и для выявления причинно-следственных связей.

Такой формально – статистический метод как статистическое описание применялся при анализе данных о ценности ИТ и их влиянии на капитализацию компаний. А методы математической статистики доминировали при количественном анализе полученных данных.

Опрос мы использовали в нашем исследовании для выяснения субъективного мнения сотрудников ИТ-управления одного из белорусских коммерческих банков. Он был выборочным, проводился однократно и по характеру взаимодействия исследователя и респондента проходил в очной форме (интервью).

Документальный метод являлся преобладающим при анализе состояния изучаемого объекта.
Глава 3

Анализ применения информационных технологий в банковском бизнесе
3.1 Функциональные направления применения информационных технологий в банковском бизнесе
В настоящее время рынок програм­мных продуктов для кредитных органи­заций представлен широким спектром си­стем управления деятельностью, различающихся как функциональ­ной частью, так и технической реализа­цией, аппаратной платформой, уровнем системного сервиса, методами защиты информации и т.д.

Основными функциональ­ными направлениями применения банковских ин­формационных технологий являются:

  • информационные технологии для ведения бухгалтерского учета, которые дол­жны дать возможность обрабатывать все операции, проводимые банком, с приемлемой степенью скорости и надежности, а также осуществлять всю бухгалтерскую и финансовую отчетность. Они должны автомати­зировать реальный банковский до­кументооборот, т.е. быть построены «не от проводок, а от операций»;

  • информационные технологии для управленческого учета и стратеги­ческого планирования, которые должны пре­доставлять широкие возможности для контроля и анализа управлен­ческой и учетной информации. По­мимо этого, система должна обес­печивать обмен данными с про­граммными продуктами и инстру­ментальными средствами для финансового и статистического ана­лиза;

  • информационные технологии для передачи информации - это различные электронные расчетные межбанковские системы, системы электронной связи отделений и филиалов банка с головным офисом. За последнее время значитель­но возросло значение новых бан­ковских услуг, предоставляемых клиентам посредством Internet -тех­нологий. Данная проблема также актуальна для банков с развитой сетью филиалов, работающих с ними в режиме On-line .

  • важную роль бан­ковские информационные техноло­гии играют в процессах реинжини­ринга и совершенствования кредит­ных организаций, в организацион­но-технологической перестройке работы банка.

Под реинжинирингом бизнес-процессов понимают фундаменталь­ное переосмысление и радикаль­ное перепланирование бизес-процессов, когда целью является существенное улучше­ние показателей деятельности, таких как: 1) рез­кое сокращение затрат; 2) рост каче­ства сервиса; 3) рост скорости обслужи­вания клиентов и др.

Средства защиты информации многие разработчики информаци­онных систем включают в собствен­ные программные продукты. Поми­мо этого существуют различные средства независимых разработчи­ков, осуществляющие защиту пере­даваемой информации от несанк­ционированного просмотра и из­менения.
3.2. Управление экономическими аспектами информационных технологий в банках
К основным экономическим механизмам регулирования ИТ в банках (элементам системы управления экономическими аспектами деятельности ИТ) можно отнести следующие:

1) управление инвестициями в ИТ;

2) бюджетное планирование;

3) распределение издержек по подразделениям;

4) сравнительный анализ издержек;

5) структурный анализ издержек;

6) трендовый анализ издержек;

7) управление ценностью ИТ.

Грамотная система управления экономикой ИТ имеет следующие преимущества:

  1. снижение затрат;

  2. повышение эффективности и управляемости;

  3. достижение прозрачности;

  4. улучшение взаимодействия с бизнес-подразделениями;

  5. обеспечение сбалансированного развития и достижение конкурентных преимуществ.

Управление инвестициями в ИТ состоит в приравнивании ИТ-проектов к прочим инвестиционным проектам организации. Расходы на ИТ должны рассматриваться как внутренние инвестиции с обязательной подготовкой необходимых документов, расчетов и обоснований. Для ИТ-проектов необходимо определение сроков окупаемости, жизненного цикла решения (программы, оборудования).

Практическими шагами в направлении развития управления инвестициями в ИТ могут быть следующие:

  1. определение ответственных за этот процесс сотрудников и руководителя;

  2. разработка и внедрение методики расчета окупаемости ИТ- инвестиций с финансовой и нефинансовой точек зрения;

  3. внедрение системы показателей в области ИТ и алгоритм их расчета – общая стоимость владения, период самоокупаемости, чистая приведенная стоимость, внутренняя норма рентабельности, доход на инвестицию и т.д.

  4. обязательная оценка возможных альтернативных вариантов инвестиций в ИТ;

  5. периодический анализ передового опыта отрасли при выборе инвестиций в ИТ;

  6. постоянный процесс совершенствования инвестиционной политики в области ИТ.

Бюджетное планирование или бюджетирование – процесс формирования и контроля исполнения детализированного бюджета расходов по отдельным отраслям деятельности. Эффективный процесс бюджетирования предполагает этапы планирования, оценки выполнения плана и контроля над расходами. Для каждого срока существует 2 типа бюджетов. Первый бюджет – прогнозируемый. Второй – реальный бюджет, который строится по результатам деятельности по завершения определенного временного периода. Задача управления - максимально сблизить оба типа бюджетов.

Необходимым требованием к структуре бюджетов является их постатейная детализация. Это может быть индивидуально разработанная в целях бюджетного планирования система признаков поступлений и расходов или статей. Система признаков должна быть наглядна и понятна, поэтому она не должна строиться с применением стандартных признаков бухгалтерского учета. Количество признаков строго ограничено, так как излишняя детализация усложняет понимание и мешает наглядному оформлению бюджета. Деление на конкретные статьи расходов и поступлений зависит от выбранной модели и утвержденных принципов бюджетирования ИТ.

Важным экономическим механизмом регулирования ИТ-процессов является распределение издержек, связанных с ИТ по бизнес-подразделениям. Все издержки ИТ, которые являются обслуживающей структурой, должны распределяться по бизнес-подразделениям, включая:

  1. оборудование;

  2. программное обеспечение;

  3. телекоммуникации;

  4. зарплата ИТ-специалистов;

  5. административные и прочие расходы.

Этот механизм позволяет существенно повысить контролируемость расходов со стороны бизнес-подразделений.

Важным в управлении финансовыми аспектами деятельности ИТ является анализ расходов, к основным составляющим которого относят:

  1. сравнительный анализ издержек – сравнение ИТ-издержек и агрегированных показателей с другими организациями;

  2. структурный анализ издержек – анализ и контроль за соотношением между основными блоками расходов;

  3. трендовый анализ издержек – изменение расходов во времени и в сравнении с ростом общих доходов или объема операций банка.

Анализ может производиться на основе внутренних данных, а также на основе общепризнанных международных источников (например, computereconomics). Данные информационные ресурсы содержат огромное количество статистической и аналитической информации по затратам на информационные технологии, персонал. Все это позволяет сравнить практически любой аспект деятельности ИТ с организациями данного сектора экономики и приблизительно такого же размера, прогнозировать затраты и быть готовым к изменяющимся условиям и экономическим тенденциям в области ИТ.

Управление ценностью ИТ состоит в оценке привлекательности ИТ-решений с точки зрения их влияния на бизнес, с учетом их влияния на капитализацию, прозрачность организации, и активном использовании этой привлекательности ля улучшения экономических показателей деятельности. Использование этого экономического механизма уникально тем, что позволяет по-другому взглянуть на природу ИТ-затрат. Например, одним из основных стимулов внедрения крупной информационной системы ведущего разработчика может быть желание поднять стоимость акций при успешном завершении проекта. Рассмотрим основные механизмы повышения акционерной стоимости банка с помощью информационных технологий.

Маркетинговый эффект состоит в том, что информация о начале и тем более успешном завершении ИТ-проекта, являясь положительной новостью на рынке, существенно повышает привлекательность организации и создает ее позитивный образ. Связано это с тем, что новые технологии и прогресс воспринимаются большинством как синонимичные понятия.

Стратегические преимущества – использование банками современных информационных технологий может давать им стратегические преимущества перед недостаточно развитыми с технологической точки зрения банками.

Сокращение издержек – традиционно считается, что внедрение ИТ несет сокращение операционных расходов и расходов на персонал, а это положительно сказывается на прочих финансовых показателях.

Повышение прозрачности (транспарентности) и конролируемости в последнее время приобретает все большее значение, так как такие негативные явления в деятельности кредитных организаций, как ошибки, несанкционированные действия сотрудников в информационных системах, злоупотребления, приносят ощутимые потери. Поэтому повышению прозрачности и контролируемости, что может достигаться с помощью современных информационных систем и специальных технологий, уделяется повышенное внимание.

Операционная эффективность – повышение общей операционной эффективности, включая скорость обработки операций, возможность наращивания объема операций, удобство технологий работы, низкую зависимость от персонала, проработанность нестандартных ситуаций.

Повышение качества обслуживания клиентов – за счет удобного доступа к необходимой информации, эффективным коммуникациям возможно повышение качества обслуживания клиентов.

Расширение ассортимента продуктов – новые информационные технологии не только поддерживают бизнес, но зачастую могут рассматриваться как элемент развития бизнеса. Например, для недостаточно развитых банков внедрение современной международной автоматизированной системы дает возможность улучшить технологию работы и расширить продуктовый ряд.

Повышение уровня информационной безопасности – компьютерные преступления несут большой риск для организаций, поэтому эффективная система их выявления предотвращения, функционирующая в банке, повышает его привлекательность.

Необходимо отметить, что помимо необходимости уделять большое внимание экономике ИТ через описанные механизмы очень важно доведение результатов анализа экономических аспектов деятельности ИТ до высшего и среднего руководства, так именно они вместе с ИТ-директором должны являться потребителями этой информации.

Заключение
Основными функциональ­ными направлениями применения банковских ин­формационных технологий являются:

  1. информационные технологии для ведения бухгалтерского учета;

  2. информационные технологии для управленческого учета и стратеги­ческого планирования;

  3. информационные технологии для передачи информации;

  4. реинжини­ринг и совершенствование кредит­ных организаций.

Средства защиты информации многие разработчики информаци­онных систем включают в собствен­ные программные продукты. Поми­мо этого существуют различные средства независимых разработчи­ков, осуществляющие защиту пере­даваемой информации от несанк­ционированного просмотра и из­менения.

К основным экономическим механизмам регулирования ИТ в банках (элементам системы управления экономическими аспектами деятельности ИТ) можно отнести следующие:

1) управление инвестициями в ИТ;

2) бюджетное планирование;

3) распределение издержек по подразделениям;

4) сравнительный анализ издержек;

5) структурный анализ издержек;

6) трендовый анализ издержек;

7) управление ценностью ИТ.

Грамотная система управления экономикой ИТ имеет следующие преимущества:

  1. снижение затрат;

  2. повышение эффективности и управляемости;

  3. достижение прозрачности;

  4. улучшение взаимодействия с бизнес-подразделениями;

  5. обеспечение сбалансированного развития и достижение конкурентных преимуществ.

Необходимо отметить, что помимо необходимости уделять большое внимание экономике ИТ через описанные механизмы очень важно доведение результатов анализа экономических аспектов деятельности ИТ до высшего и среднего руководства, так именно они вместе с ИТ-директором должны являться потребителями этой информации.

Граф научных интересов


магистранта Невмержицкого Е.Р. факультета международных отношений

Специальность «Мировая экономика»

Смежные специальности



08.00.01 –

Экономическая теория

  1. Финансово-кредитные отношения.

  2. Кредитно-денежная и налоговая политика.



08.00.10 –

Финансы, денежное обращение, кредит

  1. Банки и их операции.

  2. Инвестиции.

  3. Деньги и денежные системы.



Основная специальность



08.00.14 –

Мировая экономика

  1. Мировые валютно-финансовые рынки.

  2. Инвестиционные процессы.

  3. Мировые рынки и международные экономические отношения.

  4. Мирохозяйственные связи и международная торговля.







Сопутствующие специальности



01.01.05 –

Теория вероятностей и математическая статистика


  1. Вероятностные пространства и случайные элементы.

  2. Последовательный анализ.

  3. Статистические выводы и анализ данных





12.00.14 –

Административное право, финансовое право

1. Содержание и организационно-правовое регулирование межгосударственной инвестиционной деятельности.

2. Международно-правовое регулирование инвестиционной и банковской деятельности, деятельности по денежно-валютному обращению.



Список литературы


  1. Новиков Ф.А. Microsoft Office XP в целом: Наиболее полн.рук.в подлиннике / Ф.А.Новиков, А.Д. Яценко. – Санкт-Петербур: BHV-Петербург, 2002. – 928 с.

  2. Стоцкий, Ю. С. Office XP: Самоучитель / Ю.С. Стоцкий. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 570 с.

  3. Чекотовский, Э.В. Графический анализ статистических данных в Microsoft Excel 2000 / Э.В.Чекотовский. – Москва: Диалектика, 2002. – 464 с.

  4. Ботт, Э. Использование Microsoft Office XP. Специальное издание: Пер.с англ. / Э.Ботт, В.Леонард. – Москва: Изд.дом "Вильямс", 2002. – 912с.

  5. Анисимова, Ж.М. Создание баз данных в СУБД MS ACCESS 2000: Учеб.-метод. пособие/ Междунар. гуманитар.-экон. ин-т; сост.: Ж.М. Анисимова, Н.Н. Дорожкина. – Минск: МГЭИ, 2004. – 86 с.

  6. Лабоцкий, В.В. Работа в СУБД Microsoft Access 2000: новые технологии организации, хранения, обработки и анализа данных: Учеб.-метод. пособие / В.В.Лабоцкий, В.Д.Узунов. – Минск: БГЭУ, 2002. – 83с.

  7. Глушаков, С.В. Работа в сети Internet: Учеб. курс / С.В. Глушаков, Д.В. Ломотько, И.В. Мельников. – Харьков: Фолио, 2002. – 346 с.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Применение информационных технологий в банковском бизнесе iconПрименение информационных технологий в банковском бизнесе
Одной из сфер, где их значение было традиционно велико с момента их развития, является финансовая сфера. Сейчас обязательными атрибутами...
Применение информационных технологий в банковском бизнесе iconПрименение информационных технологий в системе образования
Понятие информационных технологий. Роль средств новых информационных технологий в образовании 10
Применение информационных технологий в банковском бизнесе iconПрименение информационных технологий в исследованиях поэтических...
Применение информационных технологий в исследованиях поэтических особенностей стиля Ю. Левитанского 12
Применение информационных технологий в банковском бизнесе iconПрименение информационных технологий в изучении истории древнего...
Применение информационных технологий в изучении истории древнего мира в 5-ых классах
Применение информационных технологий в банковском бизнесе iconПрименение информационных технологий на уроках английского языка...
Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку 17
Применение информационных технологий в банковском бизнесе iconПрограмма профессионального модуля пм. 07 «Применение информационных...
ПМ. 07 "Применение информационных технологий в профессиональной деятельности" разработана на основе Федерального государственного...
Применение информационных технологий в банковском бизнесе iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Реферат: «Применение информационных технологий в исследовании и описании безэквивалентной лексики» 6
Применение информационных технологий в банковском бизнесе iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
«Применение информационных технологий в географии на примере оценки недвижимости» 5
Применение информационных технологий в банковском бизнесе iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Реферат по ит в предметной области: «Применение информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку» 4
Применение информационных технологий в банковском бизнесе iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий» на тему «Применение...
Реферат «Применение информационных технологий в решении нелинейных уравнений методом последовательных приближений.» 3
Применение информационных технологий в банковском бизнесе iconПрименение информационных технологий на уроках истории и обществоведения...
Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории 17
Применение информационных технологий в банковском бизнесе iconКурсовая работа на тему: Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя
Тема курсовой работы: «Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя»
Применение информационных технологий в банковском бизнесе iconПрименение информационных технологий для эконометрического анализа...
Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан»
Применение информационных технологий в банковском бизнесе iconКгбоу “Алтайский промышленно-экономический колледж” «информационные системы в банковском деле»
Имея в виду такую перспективу, нельзя переоценивать роль компьютерных информационных систем и компьютерных телекоммуникаций в банковском...
Применение информационных технологий в банковском бизнесе iconПрименение информационных технологий в производственной деятельности
Реферат на тему «применение информационных технологий в производственной деятельности» Введение 4
Применение информационных технологий в банковском бизнесе iconПрименение информационных технологий в банковской сфере
Банки стараются извлекать информацию о своих клиентах, предоставлять им банковские услуги наиболее приемлемым способом, в связи с...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск