Скачать 159.37 Kb.
|
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БАНКОВСКОМ БИЗНЕСЕ Введение Сегодня повсеместное использование информационных технологий стало объективной необходимостью. Одной из сфер, где их значение было традиционно велико с момента их развития, является финансовая сфера. Сейчас обязательными атрибутами любого банка стали компьютеры, электронные терминалы, средства связи и коммуникации и т.д. Можно с уверенностью утверждать, что процесс информатизации банковской деятельности продолжится. Основными тенденциями станут повышение качества и надежности предлагаемых продуктов и услуг, увеличение скорости осуществления расчетных операций, организация электронного доступа клиентов к банковским продуктам. Эти факторы связаны прежде всего со стремлением банков к достижению конкурентных преимуществ на финансовом рынке. Вследствие применения банковских информационных технологий стали возможны качественное расширение рынка продуктов и услуг, охват большей доли рынка посредством использования банкоматов, электронных расчетных систем, интернет-технологий, оперативный доступ клиентов к информации. Системы управления деятельностью кредитных и финансовых организаций сегодня представляют собой самостоятельное направление в сфере информационного бизнеса. Информационные системы для кредитных организаций прошли достаточно долгий путь развития, в настоящее время они позволяют автоматизировать любые банковские бизнес-процессы: управление ликвидностью, кадрами, банковскими рисками и т.д. Рынок программных продуктов для кредитных организаций представлен широким спектром систем, различающихся как в функциональной части, так и в технической реализации. Сегодня практически обязательными требованиями к любой банковской информационной системе стали возможность сетевой работы многих пользователей, реализация всего комплекса банковских операций по расчетно-кассовому обслуживанию, кредитно-депозитной деятельности, валютным операциям, гибкая настройка прав доступа конечных пользователей, поддержка нескольких аппаратных платформ, автоматизированное формирование большинства отчетных форм и возможность их гибкой перенастройки. Помимо программного обеспечения банковские информационные технологии включают еще целый комплекс вопросов, касающихся информационного, аппаратно-технического обеспечения банковских операций и телекоммуникаций. В реферате рассмотрены вопросы управления экономическими аспектами ИТ в банках, функциональные направления применения информационных технологий в банках. Общая характеристика работы Цель: Разработка рекомендаций для ИТ-менеджмента и высшего руководства банка по управлению экономическими аспектами информационных технологий в банках. Задачи:
Объект исследования: Экономические аспекты информационных технологий в банковском бизнесе. Предмет исследования: Экономические механизмы регулирования ИТ в банках, функциональные направления применения информационных технологий в банках. Положения, выносимые на защиту: Экономика ИТ направлена на обеспечение функционирования экономических механизмов регулирования ИТ-процессами. Ее основные задачи являются оптимизация издержек и помощь высшему руководству в принятии решений в области развития ИТ. Структура и объем реферата: Реферат состоит из введения, 3 глав, заключения и библиографического списка, включающего 5 источников. Объем работы 20 страниц. Глава 1 Обзор литературы Для написания реферата автор воспользовался статьями и книгами российских и американских ученых и специалистов-практиков в области банковских информационных технологий. Необходимо отметить, что большая часть статей, посвященных информационным технологиям в банковском бизнесе, адресована прежде всего специалистам по разработке программ и приложений для обеспечения функционирования бизнес-технологий, а также ИТ-менеджерам, так как в этих работах речь идет о технических аспектах использования информационных технологий. Поэтому автор столкнулся с трудностями поиска данных для описания экономических аспектов информационных технологий в банках, а также анализа функционального направления применения информационных технологий в банковском бизнесе. В работе российских специалистов-практиков в области банковских и информационных технологий А. Шевелева и А. Тютюнника «Информационные технологии в банках» рассмотрены теоретические и практические вопросы организации и развития ИТ-менеджмента, операционного управления информационными технологиями, управления проектами в области информационных технологий, а также разработаны практические решения и инструментарий для ИТ-менеджмента и высшего руководства банков. Важно отметить, что данная работа имеет высокую практическую значимость для высшего руководства коммерческих банков, так как в ней освящается новая прикладная отрасль знания – экономика ИТ. В статье Пашкуса В.Ю., Пашкус Н.А., Хоменковой С.А. «Банковское совершенство: проблемы, критерии, подходы» рассмотрены вопросы функционального направления применения информационных технологий в банковском бизнесе, описаны требования, предъявляемые к современным банковским информационным системам, рассмотрены вопросы влияния информационных технологий на бизнес-технологию банков, а также проблемы реинжиниринга бизнес-процессов. В статье Мсхалой В.А. «Программное обеспечение информационных технологий в банках» проводится анализ требований непосредственно к АБС, а также требований к базовым программным средствам. Раскрывается проблема обеспечения безопасности данных. Говорится об основных свойствах АБС и результатах автоматизации банков, дается оценка банковских систем и как следствие их сравнительный анализ. В статье Титоренко В.Д. «Проблемы создания автоматизированных банковских систем» основное внимание уделяется принципам создания автоматизированных банковских систем, говорится о том, как при их создании учитываются особенности структуры, специфики и объемов банковской деятельности. Книга Аллен П. «Реинжиниринг банка: программа выживания и успеха» посвящена теоретическим и практическим аспектам реинжиниринга банка, приводятся примеры того, как информационные технологии могут повлиять на изменение технологии обслуживания клиентов и организационной структуры банка. Глава 2 Методология и методика исследования Для сбора информации были использованы следующие методы:
Из содержательно – аналитических методов использовались методы анализа и синтеза, а также каузальный метод. Они были необходимы при работе с литературными источниками и для выявления причинно-следственных связей. Такой формально – статистический метод как статистическое описание применялся при анализе данных о ценности ИТ и их влиянии на капитализацию компаний. А методы математической статистики доминировали при количественном анализе полученных данных. Опрос мы использовали в нашем исследовании для выяснения субъективного мнения сотрудников ИТ-управления одного из белорусских коммерческих банков. Он был выборочным, проводился однократно и по характеру взаимодействия исследователя и респондента проходил в очной форме (интервью). Документальный метод являлся преобладающим при анализе состояния изучаемого объекта. Глава 3 Анализ применения информационных технологий в банковском бизнесе 3.1 Функциональные направления применения информационных технологий в банковском бизнесе В настоящее время рынок программных продуктов для кредитных организаций представлен широким спектром систем управления деятельностью, различающихся как функциональной частью, так и технической реализацией, аппаратной платформой, уровнем системного сервиса, методами защиты информации и т.д. Основными функциональными направлениями применения банковских информационных технологий являются:
Под реинжинирингом бизнес-процессов понимают фундаментальное переосмысление и радикальное перепланирование бизес-процессов, когда целью является существенное улучшение показателей деятельности, таких как: 1) резкое сокращение затрат; 2) рост качества сервиса; 3) рост скорости обслуживания клиентов и др. Средства защиты информации многие разработчики информационных систем включают в собственные программные продукты. Помимо этого существуют различные средства независимых разработчиков, осуществляющие защиту передаваемой информации от несанкционированного просмотра и изменения. 3.2. Управление экономическими аспектами информационных технологий в банках К основным экономическим механизмам регулирования ИТ в банках (элементам системы управления экономическими аспектами деятельности ИТ) можно отнести следующие: 1) управление инвестициями в ИТ; 2) бюджетное планирование; 3) распределение издержек по подразделениям; 4) сравнительный анализ издержек; 5) структурный анализ издержек; 6) трендовый анализ издержек; 7) управление ценностью ИТ. Грамотная система управления экономикой ИТ имеет следующие преимущества:
Управление инвестициями в ИТ состоит в приравнивании ИТ-проектов к прочим инвестиционным проектам организации. Расходы на ИТ должны рассматриваться как внутренние инвестиции с обязательной подготовкой необходимых документов, расчетов и обоснований. Для ИТ-проектов необходимо определение сроков окупаемости, жизненного цикла решения (программы, оборудования). Практическими шагами в направлении развития управления инвестициями в ИТ могут быть следующие:
Бюджетное планирование или бюджетирование – процесс формирования и контроля исполнения детализированного бюджета расходов по отдельным отраслям деятельности. Эффективный процесс бюджетирования предполагает этапы планирования, оценки выполнения плана и контроля над расходами. Для каждого срока существует 2 типа бюджетов. Первый бюджет – прогнозируемый. Второй – реальный бюджет, который строится по результатам деятельности по завершения определенного временного периода. Задача управления - максимально сблизить оба типа бюджетов. Необходимым требованием к структуре бюджетов является их постатейная детализация. Это может быть индивидуально разработанная в целях бюджетного планирования система признаков поступлений и расходов или статей. Система признаков должна быть наглядна и понятна, поэтому она не должна строиться с применением стандартных признаков бухгалтерского учета. Количество признаков строго ограничено, так как излишняя детализация усложняет понимание и мешает наглядному оформлению бюджета. Деление на конкретные статьи расходов и поступлений зависит от выбранной модели и утвержденных принципов бюджетирования ИТ. Важным экономическим механизмом регулирования ИТ-процессов является распределение издержек, связанных с ИТ по бизнес-подразделениям. Все издержки ИТ, которые являются обслуживающей структурой, должны распределяться по бизнес-подразделениям, включая:
Этот механизм позволяет существенно повысить контролируемость расходов со стороны бизнес-подразделений. Важным в управлении финансовыми аспектами деятельности ИТ является анализ расходов, к основным составляющим которого относят:
Анализ может производиться на основе внутренних данных, а также на основе общепризнанных международных источников (например, computereconomics). Данные информационные ресурсы содержат огромное количество статистической и аналитической информации по затратам на информационные технологии, персонал. Все это позволяет сравнить практически любой аспект деятельности ИТ с организациями данного сектора экономики и приблизительно такого же размера, прогнозировать затраты и быть готовым к изменяющимся условиям и экономическим тенденциям в области ИТ. Управление ценностью ИТ состоит в оценке привлекательности ИТ-решений с точки зрения их влияния на бизнес, с учетом их влияния на капитализацию, прозрачность организации, и активном использовании этой привлекательности ля улучшения экономических показателей деятельности. Использование этого экономического механизма уникально тем, что позволяет по-другому взглянуть на природу ИТ-затрат. Например, одним из основных стимулов внедрения крупной информационной системы ведущего разработчика может быть желание поднять стоимость акций при успешном завершении проекта. Рассмотрим основные механизмы повышения акционерной стоимости банка с помощью информационных технологий. Маркетинговый эффект состоит в том, что информация о начале и тем более успешном завершении ИТ-проекта, являясь положительной новостью на рынке, существенно повышает привлекательность организации и создает ее позитивный образ. Связано это с тем, что новые технологии и прогресс воспринимаются большинством как синонимичные понятия. Стратегические преимущества – использование банками современных информационных технологий может давать им стратегические преимущества перед недостаточно развитыми с технологической точки зрения банками. Сокращение издержек – традиционно считается, что внедрение ИТ несет сокращение операционных расходов и расходов на персонал, а это положительно сказывается на прочих финансовых показателях. Повышение прозрачности (транспарентности) и конролируемости в последнее время приобретает все большее значение, так как такие негативные явления в деятельности кредитных организаций, как ошибки, несанкционированные действия сотрудников в информационных системах, злоупотребления, приносят ощутимые потери. Поэтому повышению прозрачности и контролируемости, что может достигаться с помощью современных информационных систем и специальных технологий, уделяется повышенное внимание. Операционная эффективность – повышение общей операционной эффективности, включая скорость обработки операций, возможность наращивания объема операций, удобство технологий работы, низкую зависимость от персонала, проработанность нестандартных ситуаций. Повышение качества обслуживания клиентов – за счет удобного доступа к необходимой информации, эффективным коммуникациям возможно повышение качества обслуживания клиентов. Расширение ассортимента продуктов – новые информационные технологии не только поддерживают бизнес, но зачастую могут рассматриваться как элемент развития бизнеса. Например, для недостаточно развитых банков внедрение современной международной автоматизированной системы дает возможность улучшить технологию работы и расширить продуктовый ряд. Повышение уровня информационной безопасности – компьютерные преступления несут большой риск для организаций, поэтому эффективная система их выявления предотвращения, функционирующая в банке, повышает его привлекательность. Необходимо отметить, что помимо необходимости уделять большое внимание экономике ИТ через описанные механизмы очень важно доведение результатов анализа экономических аспектов деятельности ИТ до высшего и среднего руководства, так именно они вместе с ИТ-директором должны являться потребителями этой информации. Заключение Основными функциональными направлениями применения банковских информационных технологий являются:
Средства защиты информации многие разработчики информационных систем включают в собственные программные продукты. Помимо этого существуют различные средства независимых разработчиков, осуществляющие защиту передаваемой информации от несанкционированного просмотра и изменения. К основным экономическим механизмам регулирования ИТ в банках (элементам системы управления экономическими аспектами деятельности ИТ) можно отнести следующие: 1) управление инвестициями в ИТ; 2) бюджетное планирование; 3) распределение издержек по подразделениям; 4) сравнительный анализ издержек; 5) структурный анализ издержек; 6) трендовый анализ издержек; 7) управление ценностью ИТ. Грамотная система управления экономикой ИТ имеет следующие преимущества:
Необходимо отметить, что помимо необходимости уделять большое внимание экономике ИТ через описанные механизмы очень важно доведение результатов анализа экономических аспектов деятельности ИТ до высшего и среднего руководства, так именно они вместе с ИТ-директором должны являться потребителями этой информации. Граф научных интересовмагистранта Невмержицкого Е.Р. факультета международных отношений Специальность «Мировая экономика»
Список литературы
|
Применение информационных технологий в банковском бизнесе Одной из сфер, где их значение было традиционно велико с момента их развития, является финансовая сфера. Сейчас обязательными атрибутами... | Применение информационных технологий в системе образования Понятие информационных технологий. Роль средств новых информационных технологий в образовании 10 | ||
Применение информационных технологий в исследованиях поэтических... Применение информационных технологий в исследованиях поэтических особенностей стиля Ю. Левитанского 12 | Применение информационных технологий в изучении истории древнего... Применение информационных технологий в изучении истории древнего мира в 5-ых классах | ||
Применение информационных технологий на уроках английского языка... Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку 17 | Программа профессионального модуля пм. 07 «Применение информационных... ПМ. 07 "Применение информационных технологий в профессиональной деятельности" разработана на основе Федерального государственного... | ||
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Реферат: «Применение информационных технологий в исследовании и описании безэквивалентной лексики» 6 | Выпускная работа по «Основам информационных технологий» «Применение информационных технологий в географии на примере оценки недвижимости» 5 | ||
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Реферат по ит в предметной области: «Применение информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку» 4 | Выпускная работа по «Основам информационных технологий» на тему «Применение... Реферат «Применение информационных технологий в решении нелинейных уравнений методом последовательных приближений.» 3 | ||
Применение информационных технологий на уроках истории и обществоведения... Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории 17 | Курсовая работа на тему: Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя Тема курсовой работы: «Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя» | ||
Применение информационных технологий для эконометрического анализа... Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан» | Кгбоу “Алтайский промышленно-экономический колледж” «информационные системы в банковском деле» Имея в виду такую перспективу, нельзя переоценивать роль компьютерных информационных систем и компьютерных телекоммуникаций в банковском... | ||
Применение информационных технологий в производственной деятельности Реферат на тему «применение информационных технологий в производственной деятельности» Введение 4 | Применение информационных технологий в банковской сфере Банки стараются извлекать информацию о своих клиентах, предоставлять им банковские услуги наиболее приемлемым способом, в связи с... |