Скачать 126.05 Kb.
|
Электронное научное издание «Труды МЭЛИ: электронный журнал» Ермолов В.В. − аспирант МЭЛИПрименение информационных систем управления эффективностью бизнеса (BPM – Business Performance Management), как фактор конкурентного преимущества современного многофилиального банкаИсследование организации обслуживания клиентов в кредитных организациях позволяет условно разделить все банки на банки ориентированные на продажу банковского продукта и на обслуживание клиента. Организационная структура банков, нацеленных на продажу банковских продуктов, функционирует по схеме, когда в Головной Организации (ГО) образуются продуктовые подразделения, отвечающие за централизованную разработку банковских продуктов с целью продажи их через подразделения ГО и сбытовую сеть территориально-обособленных подразделений – дополнительных офисов и филиалов. Таким образом, в финансовой структуре продуктовые подразделения ГО являются центрами затрат, а дополнительные офисы и филиалы – центрами прибыли 1. В отличие от ориентированных на продажу продуктов, банки, нацеленные на клиентов, стремятся обеспечить комплексное обслуживание последних. Организационная структура такого банка строится, исходя из групп обслуживаемых клиентов. В ГО, дополнительных офисах и филиалах банка формируются отдельные подразделения по работе с группами клиентов. С точки зрения финансовой структуры центрами прибыли являются клиентские центры банка. В современных условиях развития конкуренции на рынке банковских продуктов и услуг все больше российских банков стремятся перейти на принцип работы, основанный на ориентации на клиента при продаже банковских продуктов. Для поддержки управления банком ориентированного на обслуживание клиента система Финансового управления должна быть нацелена на планирование и учет состояния ресурсных позиций и финансовых результатов клиентов в точках продаж в разрезе банковских продуктов. В условиях активного развития рынка финансовых услуг, глобализации в банковском секторе и усиления надзора (в первую очередь со стороны Центрального Банка РФ) для кредитных учреждений становится необходимостью использование комплексных технологий управления на оперативном, тактическом и стратегическом уровне. Эти уровни должны быть максимально приближены друг к другу, чтобы в результате действия обратной связи максимально быстро реагировать и вносить соответствующие коррективы в стратегию поведения банка на современном рынке. Данный подход к управлению обеспечивают BPM-системы (Business Performance Management – управление эффективностью бизнеса) 2. Как система управления, BPM-решение представляет собой комбинацию пяти основных элементов:
BPM признает в комплексе в качестве участников банковского процесса управления всех лиц, причастных к деятельности банка: лица, принимающие решения, а также участвующие в подготовке и реализации этих решений, клиенты, сторонние организации, поставщики, обеспечивающие жизнедеятельность банка, представители органов государственного регулирования. Примерами управленческих бизнес-процессов могут служить стратегическое управление банком, управление долгосрочным финансированием, управление разработками новых банковских продуктов, управление наличностью и т.д. ВРМ-решение вовлекает управленческие теории и методы в практику управления банком и стремится увязать их в единый комплекс, основываясь на глубоком анализе задач банка и движущих сил бизнеса. Информационные системы дают возможность участникам процесса управления реализовать методики и бизнес-процессы управления на практике. Информационная система охватывает весь банк и предусматривать совместный доступ к данным всех заинтересованных лиц. Важным моментом является взаимодействие информационной BPM-системы с транзакционными системами 3. Главный принцип, закладываемый в современные банковские информационные системы, заключается в обработке и автоматизации бизнес-процессов, направленных на привлечение и удержание наиболее выгодных клиентов, персонализации взаимоотношений с клиентами, позволяющей минимизировать операционные, административные и другие расходы на работу с ними. В настоящее время крупные российские банки проводят активную политику в направлении развития информационных систем. По данным Центрального Банка РФ компанией «CNews Analytics» был составлен рейтинг передовых банков в 2006 году, который включает анализ следующих пунктов (см. табл. 1):
Таблица 1. Уровень информатизации крупнейших российских банков за 2006 год по отношению к 2005 году.
Основным элементом управленческой концепции, заложенным в BPM-системе, является цикл управления, включающий следующие позиции:
Сущность BPM-решения как системы управления, состоит в том, что она позволяет системно и комплексно подойти к задачам управления крупными многофилиальными банками. В рамках BPM-решений задачи стратегического и тактического уровней оказываются логически и технологически увязанными в единый комплекс. Возрастает «прозрачность» банка, руководители разных уровней начинают лучше осознавать ключевых факторы, обеспечивающие успех бизнеса. Это дает возможность более широко применять практику делегирования полномочий. Система управления становится более гибкой, в большей степени нацеленной на конечный результат, а, следовательно, – более эффективной, в современных условиях конкурентной борьбы на рынке предоставления банковских услуг. Комплекс BPM-решений соответствует как циклу управления банком, так и иерархии управления5. При этом BPM-приложения, непосредственно реализующие различные функции корпоративного управления, базируются на платформе Business Intelligence (Бизнес-Интеллект). Среди приложений следует выделить подсистему, реализующую методы целевого управления банком, поскольку именно эта подсистема обеспечивает нацеленность системы корпоративного управления на ключевые области, которые определяют общее состояние банка. Кроме того, к числу BPM-приложений относятся решения для планирования и бюджетирования, моделирования бизнеса с применением методов функционально-стоимостного управления, решения для формирования корпоративной отчетности, включая консолидированную отчетность и отчетность в соответствии с международными стандартами (см. рис. 1). Рис. 1. Комплекс BPM-решения Структурно BPM-решение можно рассмотреть на примере системы «Hyperion», которая представляет собой объединение пяти взаимосвязанных подсистем:
Performance Scorecard – решение для реализации элементов стратегического управления на основе сбалансированной системы показателей (BSC – Balanced Scorecard), которое позволяет описывать цели деятельности банка и контролировать их решение. Planning and Pillar – специализированная система для решений задач планирования и бюджетирования, позволяющая организовать формирование, контроль и анализ исполнения планов с охватом всех филиалов и дополнительных офисов крупного банка. Business Modeling – система бизнес-моделирования и реализации методов функционально-стоимостного анализа, с помощью которой можно формировать и анализировать возможные сценарии, оптимизировать использование ресурсов и прогнозировать возможные доходы банка. Financial Management and Enterprise – система для консолидации и трансформации финансовой отчетности, финансового анализа и поддержки принятии стратегических финансовых решений. Essbase and Analyzer – универсальный OLAP-сервер для сбора, обработки и представления информации в различных аналитических разрезах. Функциональная архитектура классической BPM-системы банка складывается из трех составных частей. Первая часть – Хранилище данных. В нем консолидируется оперативная финансовая информация из различных автоматизированных модулей ГО, филиалов и дополнительных офисов банка. Вторая составляющая – набор инструментов для поддержки технологий управления предприятием: финансового планирования, управленческого учета, прогнозирования и т.д. Третья компонента BPM-решения – средства OLAP для оперативной работы с деловыми данными, которые накапливаются в Хранилище данных. Таким образом, BPM-системы нельзя назвать чем-то принципиально новым. Они объединяют известные управленческие технологии и программные решения, которые прежде применялись локально и решали задачи отдельных подразделений и пользователей. Новизна же BPM-решений заключается в том, что они предназначены для поддержки полного цикла управления банком. Это значит, что инструменты BPM взаимосвязаны и обеспечивают исполнение основных этапов управления эффективностью бизнеса. На первом этапе определяются основные стратегические цели банковского бизнеса и их метрики, которые устанавливают плановые результаты для достижения. При стратегическом планировании используется сбалансированная система показателей. На втором этапе на основе намеченных в стратегических планах ключевых показателей разрабатываются тактические планы и распределяются ресурсы для их выполнения. Основным инструментом оперативного планирования является бюджет. На третьем этапе происходит сравнение плановых и фактических показателей. Результаты исполнения бюджетных планов вычисляются на основе собранных в Хранилище данных первичного учета с использованием инструментов «план-факт»-анализа. На заключительном этапе стратегические планы корректируются в соответствие с реальными условиями работы банка. Для решения этой задачи востребованы управленческие отчеты и специализированные инструменты прогнозирования и моделирования различных сценариев развития ситуации. Таким образом, цикл управления, между выбранной банком стратегией и ее практической реализацией, заканчивается, закрывая решенный вопросы и оставляя исходные данные для дальнейшей разработки на новом этапе цикла. Развитие BPM-платформ в банковском секторе происходит под влиянием тенденций, определяемых спецификой развития страны в мировом сообществе. На российские банки сегодня оказывают одновременное влияние следующие нормативные документы:
На фоне возрастающей интеграции российской финансовой системы в мировое экономическое пространство эти соглашения и законодательные акты направлены на повышение устойчивости банковского бизнеса, его прозрачности и прогнозируемости. Поддержка международных и национальных стандартов регулирования является неотъемлемой частью концепции BPM и тесно переплетается с реализацией традиционных инструментов финансового управления, управленческого учета и финансового планирования. Основные требования к BPM-системе российской кредитной организации, обеспечивающей автоматизацию технологий расчета и анализа рисков и подготовки отчетности в соответствии с международными соглашениями и национальной стратегией развития банковской системы РФ, можно условно разбить на несколько групп:
Преимущества BPM-системы с документооборотом заключаются в том, что появляется возможность осуществления естественной связи между стратегическими и оперативными бюджетными планами. Кроме этого, обеспечивается эффективное взаимодействие BPM-системы с АБС банка в плане подготовки и контроля хозяйственных затрат. В управленческой отчетности банка обеспечивается точный и своевременный учет хозяйственных затрат. Электронный документооборот позволяет сократить время прохождения заявки от подателя до оплаты. Анализируя все вышесказанное, можно сделать ряд выводов о сущности BPM-решений в разрезе использования в кредитной организации:
Исходя из функциональных возможностей BPM-решения, можно сделать вывод о том, что данная информационная система относится к системам нового класса и может служить эффективным инструментом повышения конкурентоспособности современного многофилиального банка. 1 «Автоматизация финансового управления в клиентоориентированном банке на примере проекта в ОАО АКБ «Еврофинанс Моснарбанк»: М. Хайретдинов, А. Ашкинадзе, журнал «Банковское дело в Москве», №8, 2005 г.2 «Повышение эффективности внедрения ВРМ-систем: командный подход»: Е. Королева, журнал «Банковские технологии», №2, 2005 г. 3 «My SAP Customer Relationship Management»: – Информационные материалы SAP, «SAP AG», 2001 г. 4 «Business Performance Management – новый подход к решению традиционных задач»: – Е.Ю. Духонин, В.В. Ларина, журнал «Банки и технологии», №5, 2003 г. 5 «Концепция Business Performance Management: начало пути»: – Е.Ю.Духонин, Д.В.Исаев, Е.Л.Мостовой, под ред. Г.В.Генса, 2004 г. 6 «Концепция Business Performance Management: начало пути»: – Е.Ю.Духонин, Д.В.Исаев, Е.Л.Мостовой, под ред. Г.В.Генса, 2004 г. 7 ФЗ – 218, «О кредитных историях» от 30.12.2004 г. ФЗ – 177, «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» от 03.11.2006 г. Указание ЦБ РФ № 1417-У от 01.04.2004 г. Указание ЦБ РФ № 1376-У от 16.01.2004 (в ред. Указания ЦБ РФ № 1481-У от 27.07.2004 г.) 8 «Поддержка банковского законодательства в BPM-платформах: риск-менеджмент, бюро кредитных историй и система страхования вкладов»: – А. Леонтович, публикация «InterSoft Lab», 2006 г.Ермолов В.В.Применение информационных систем управления эффективностью бизнеса (BPM – Business Performance Management), как фактор конкурентного преимущества современного многофилиального банка |
Методические указания к практическим занятиям по дисциплинам «Деньги, кредит, банки» «Деньги, кредит, банки», «Основы банковского кредитования», «Основы банковской деятельности» | Дипломная работа гражданско-правовая специализация Тема: Правовое... ... | ||
Дипломныйпроек т на тему: «Разработка проекта санации банка» В современном мире показателем развитости экономики страны является банковская сфера и, прежде всего, ее главные элементы – коммерческие... | Деньги. Кредит. Банки «Деньги. Кредит. Банки». Учебное пособие для студентов специальностей «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» и «Финансы и кредит».... | ||
Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «разработка и реализация... Банковская система белгородской области, коммерческие банки, корпоративное обслуживание клиентов, новые продукты и услуги представителям... | Дисциплина «Деньги, кредит, банки» Методические указания по изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Максим Витвицкий Технологии обслуживания состоятельных клиентов:... Среди основных причин, которые могут повлиять на решение того или иного финансового учреждения выйти на рынок элитного частного банковского... | Учебное пособие по дисциплине «Деньги. Кредит. Банки» Дисциплина «Деньги, кредит, банки» является теоретическим курсом, продолжающим анализ экономических отношений общества в процессе... | ||
Примерная программа дисциплины «Деньги. Кредит. Банки» Дисциплина “Деньги. Кредит. Банки” является теоретическим курсом, продолжающим анализ экономических отношений общества в процессе... | Учебно-методический комплекс наименование дисциплины Деньги, кредит,... Деньги, кредит, банки: умк для заочной формы обучения в филиале в г. Калининграде / авт сост. Дроковский Н. Б. – Ивэсэп, 2012 | ||
Информационные технологии в банковской деятельности Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки служат главным звеном в связи между промышленностью... | Темы для эссе и рефератов по курсу "Международные финансовые рынки" Банки, банковские системы. Развитие кредитных систем в различных странах и регионах мира. Институты. Инструменты. Регулирование | ||
Тематический план по курсу «Банковское обслуживание внешнеэкономической... Павлов В. В., доктор экономических наук, профессор кафедры банковского и страхового дела | Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Деньги, кредит, банки» Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Деньги, кредит, банки» / Уфимск гос авиац техн ун-т; сост.: Л.... | ||
Международная «Лига развития науки и образования» (Россия) Международная... Изучение банковского дела является неотъемлемой частью подготовки экономистов по специальности «Финансы и кредит». Это объяснятся... | Методические рекомендации для преподавателя. Виды учебной деятельности в Интернете Все виды деятельности обучаемых, являющихся пользователями Интернета, можно условно разделить на три группы |