1. Цели и задачи изучения дисциплины





Скачать 428.47 Kb.
Название1. Цели и задачи изучения дисциплины
страница1/5
Дата публикации04.07.2013
Размер428.47 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»
УТВЕРЖДАЮ
Директор института

Фундаментальной биологии и

биотехнологии

Сапожников В.А./____________/

«_____» _____________2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина М3.В.5. Избранные главы экологической физиологии растений
Укрупненная группа 020000 – Естественные науки
Направление 020400.68 – Биология (магистр)
Магистерская программа 020400.68.02 – Физиология растений
Институт фундаментальной биологии и биотехнологии
Кафедра Водных и наземных экосистем

Красноярск

2011

РАБОЧАЯ программа дисциплины
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 – Естественные науки

направления (специальности) 020400.68 – Биология (магистр)
Программу составили:

профессор, д.б.н. Гаевский Николай Александрович ______________

профессор, д.б.н. Голованова Тамар Ивановна ______________


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Водных и наземных экосистем
________________2011 г. протокол №_______
Заведующий кафедрой Колмаков В.И. __________________
1. Цели и задачи изучения дисциплины

Учебная программа по курсу «Избранные главы экологической физиологии растений» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 – Естественные науки направления 020400.68– Биология (магистр)

    1. Цель преподавания дисциплины

Цель дисциплины «Избранные главы экологической физиологии растений» - дать студентам современные знания и целостные представления о закономерностях формирования защитно-приспособительных механизмов и адаптивных реакций растений, направленных на адекватное изменение структуры и метаболизма организма к условиям внешней среды.

    1. Задачи изучения дисциплины

Задачей дисциплины «Избранные главы экологической физиологии растений» является научить студентов использовать фундаментальные и специальные теоретические и практические знания в области физиологии, биохимии и экологии растений для проведения научных и производственных исследований, включая биологический мониторинг.

В ходе изучения дисциплины студент должен развить следующие общекультурные (ОК) компетенции:

  • ОК-4: понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания;

  • и профессиональными компетенциями (ПК):

  • ПК-10: глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы.

  • ПК-11: умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы).

  • ПК-12: применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения.

  • ПК-13: самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- современные глобальные экологические проблемы;

- особенности влияния факторов среды на структурно-функциональную организацию растительного организма;

- общие и специфические физиологические адаптационные и акклиматизационные процессы у растений;

- основные методические подходы к изучению реакций растений на действие факторов внешней среды.

уметь:

- использовать полученные знания в профессиональной деятельности;

- систематизировать знания о взаимоотношениях растительного организма с факторами внешней среды;

- пользоваться современными методами исследования при изучении стрессовых реакций растений;

- грамотно излагать теоретический материал об устойчивости растительного организма, вести дискуссию по общим и частным вопросам физиологии растений;

владеть навыками:

- методологическими основами современной науки;

-управления информацией для решения исследовательских профессиональных задач;

- делового общения;

- работы с современной аппаратурой;

- работы в команде;

- работы с компьютером на уровне пользователя, использования информационных технологий для решения экспериментальных и практических задач в области профессиональной деятельности.

    1. Межпредметная связь

Предметом изучения дисциплины «Избранные главы экологической физиологии растений» являются влияние факторов среды на жизненные процессы растений, общие и частные адаптационные и акклиматизационные процессы, экологическая классификация растений, методы анализа и моделирования действия экологических факторов на организм растений.

«Избранные главы экологической физиологии растений» являются частью биологической науки, изучающей взаимоотношения организма с окружающей средой. Профессионально-ориентированная дисциплина «Избранные главы экологической физиологии растений» систематизирует и дополняет естественнонаучные знания, необходимые для изучения растительного организма. Дисциплина связана с такими биологическими дисциплинами как «Энергетика растений», «Избранные главы биохимии растений», «Функциональная анатомия древесных растений».
2. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1 - Виды учебной работы.

Вид учебной работы

Всего зач. единиц (часов)

Семестр

9

Общая трудоемкость дисциплины


4,0 (144)

4,0 (144)

Аудиторные занятия:

1,1(40)

1,1(40)

Лекции

0,33(12)

0,33(12)

Семинарские занятия

0,38(14)

0,38(14)

Лабораторные занятия

0,39(14)

0,39(14)

Самостоятельная работа:

1,9 (68)

1,9 (68)

изучение теоретического курса (ТО)

1,3 (48)

1,3 (48)

Реферат

0,6 (20)

0,6 (20)

Вид итогового контроля

1 (36) экзамен

1 (36) экзамен


3 Содержание дисциплины

3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)

Таблица 2 - Разделы дисциплины «Избранные главы экологической физиологии растений».

Раздел дисциплины

Зачетные единицы (часы)

Формируемые компетенции

Лекции

Практические (семинарские) занятия

лабораторные занятия

самостоятельная работа

Раздел 1.

Введение.

0,06 (2)

нет




0,06 (2)

ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13; ОК-4

Раздел 2.

Растительный организм и среда.

0,05 (2)

0,06 (2)




0,17 (6)

ПК-10, ПК-11,ПК-12, ПК-13; ОК-4

Раздел 3.

Общие характеристики действия экологических факторов на растения.

0,06 (2)

0,05 (2)




0,28 (10)

ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13; ОК-4

Раздел 4.

Частные проявления адаптационных механизмов к неблагоприятным факторам среды.

0,11 (4)

0,16 (6)

0,39(14)

0,99 (36)

ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13; ОК-4

Раздел 5.

Методы изучения и моделирования ответных реакций растений на факторы среды.

0,05 (2)

0,11 (4)




0,40 (14)

ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13; ОК-4

3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса

Раздел 1.Введение

Лекция 1. Предмет, цели и основные задачи курса. Место экологической физиологии растений в системе специальных биологических дисциплин.

Раздел 2. Растительный организм и среда

Лекция 2. Характеристики основных факторов среды.

Физические: недостаточная или избыточная влажность, освещенность, повышенная или пониженная температура, радиоактивное излучение, механические воздействия и т. д.

Химические: соли, газы, ксенобиотики - гербициды, фунгициды, промышленные отходы и т. д.

Биологические: конкуренция с другими растениями, влияние животных, цветение, созревание плодов, взаимоотношения с патогенами, фитофагами и ассоциативными микроорганизмами и т.д.

Экологическая классификация растений в зависимости от их отношения к температуре, водному дефициту, засолению, газоустойчивости и др.

Раздел 3. Общие характеристики действия экологических факторов на растения

Лекция 3. Диапазон действия экологических факторов (температура, засуха, засоление, свет и др. Порог устойчивости растений к тяжелым металлам и др. Общие механизмы ответных реакций растений. На клеточном уровне: повышение проницаемости мембран, деполяризация мембранного потенциала плазмалеммы; вход ионов кальция в цитоплазму; сдвиг рН цитоплазмы в кислую сторону; активация сборки актиновых микрофиламентов и сетей цитоскелета; усиление поглощения кислорода, ускоренная трата АТФ, развитие свободнорадикальных реакций; возрастание гидролитических процессов; активация и синтез стрессовых белков; усиление активности водородной помпы в плазмалемме; усиление синтеза этилена и абсцизовой кислоты и т.д.

Общие механизмы ответных реакций растений на организменном уровне: дополняются новыми механизмами, отражающими взаимоотношения органов в целом растении: конкурентные отношения между органами за физиологически активные вещества и трофические факторы. На популяционном уровне: в стрессовую реакцию включается отбор.

Раздел 4. Частные проявления адаптационных механизмов к неблагоприятным факторам среды

Лекция 4. Действие температурного фактора. Высокие температуры. Влияние высокой температуры на физиологические процессы (прямое влияние и косвенное влияние). Адаптация растений к высоким температурам. Белки теплового шока (БТШ): их синтез; механизмы, обеспечивающие максимальную скорость БТШ; их функции.

Действие температурного фактора. Низкие положительные температуры. Влияние их на физиологические процессы растений. Холодоустойчивость. Роль десатураз в устойчивости.

Влияние отрицательных температур на физиологические процессы. Адаптация растений к отрицательным температурам. Физиологические и молекулярные механизмы адаптации. Морозоустойчивость.

Зимостойкость. Выпревание. Вымокание. Ледяная корка. Выпирание. Зимняя засуха. Зимне-весенние «ожоги».

Водный стресс. Влияние недостатка воды на физиологические процессы. Засухоустойчивость. Адаптация ксерофитов к засухе. Механизмы адаптации мезофитов к засухе.

Солевой стресс. Повреждающее действие солей: эффекты, проявляющиеся на клеточном уровне и на уровне целого растения. Солеустойчивость. Галофиты и их адаптация к засолению. Влияние засоления на физиологические процессы. Клеточные и молекулярные механизмы адаптации. Гликофиты и их способность переносить избыток солей.

Кислотоустойчивость.

Лекция5. Ультрафиолетовое излучение. Влияние ультрафиолетовой радиации на физиологические и молекулярные процессы. Механизмы устойчивости к ультрафиолетовой радиации.

Радиоустойчивость. Механизмы действия ионизирующего излучения на организм. Прямое и косвенное действие радиации на растения. «Кислородный эффект». Теория «мишений или попаданий». Вероятностная гипотеза. Механизмы радиоустойчивости.

Действие тяжелых металлов на растения. Их влияние на физиологические процессы. Клеточные и молекулярные механизмы устойчивости растений к тяжелым металлам.

Действие газов на растения. Эксгалаты. Газочувствительность и газоустойчивость. Влияние газов на физиологические процессы растений. Механизмы устойчивости растений к газам.

Гипоксия и аноксия. Влияние недостатка кислорода на физиологические процессы. Приспособления растений к недостатку кислорода. Анатомо-морфологические особенности растений. Активирование анаэробного метаболизма. Акклиматизация растений к аноксии. Изменения в экспрессии генов при переходе от аэробного метаболизма к гликолизу. Роль этилена.

Раздел 5. Методы изучения и моделирования ответных реакций растений на факторы среды

Лекция 6. Биолюминесцентные методы.

Флуоресцентные методы.

Вегетационные методы. Вегетационные камеры. Шкафы. Фитотроны. Физико-химические методы. Культура тканей.

3.3 Практические (семинарские) занятия

Таблица 3 - Темы семинарских занятий

№ раздела

дисциплины

Темы занятий, трудоемкость, ч

2

Энергетические затраты процессов акклиматизации растений к стрессу, 2 ч.

3

Системная устойчивость растений к факторам среды, 2 ч.

4

Роль митохондрий в реализации ответных реакций на биотический стресс, 2 ч.

4

Связь устойчивости растений к факторам среды с состоянием органического и вынужденного покоя, 2 ч.

4

Метаболомика – новое направление в изучении стресса у растений, приспособленных к гипоксии и аноксии, 2 ч.

5

Термофлуоресценция и термолюминесценция в изучении теплового стресса растений, 2 ч.

5

Современные технологии селекции растений, устойчивых к стрессовым факторам, 2 ч.

3.4 Лабораторные занятия

№ раздела

дисциплины

Темы занятий, трудоемкость 0,39 з.е. (14 ч)

5

Изучение влияния тяжелых металлов на фотосинтетический аппарат растений 0,17 з.е. (6 ч)

5

Влияние микроорганизмов антагонистов на физиолого-биохимические показатели растений 0,22 з.е. (8 ч)

3.5 Самостоятельная работа

В дисциплине «Избранные главы экологической физиологии растений» реализуются следующие виды самостоятельной работы студентов: самостоятельное изучение теоретического материала (1,3 з.е.), подготовка реферата (0,6 з.е.). Организация самостоятельной работы производится в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы (приложение А).

На самостоятельное изучение выносятся вопросы в соответствии с тематикой лекций и семинарских занятий (см. разделы 3.2. и 3.3.)

3.5.1. Самостоятельное изучение теоретического материала предполагает работу с учебной литературой, научными монографиями, оригинальными научными статьями, диссертациями. Итогом работы является конспект, схема, таблица, реферат.

Вопросы, выносимые на самостоятельную работу:

  • Молекулярный контроль устойчивости древесных растений в зимнее время.

  • Факторы среды, отражающиеся в динамике роста древесных и кустарниковых растений.

  • Сигнальные системы в реакциях растений на биотический и абиотический стресс.

  • Особенности растительного организма в связи с наземным, водным образом жизни.

  • Принципы выделения экологических групп растений.

  • Рецепция изменений условий среды.

  • Структурные адаптации растений к действию факторов среды.

  • Донорно-акцепторные отношения и энергетическая цена адаптаций.

  • Адаптивные стратегии растений.

  • Факторы внешней среды и их взаимосвязь с внутренними процессами, обеспечивающими формирование урожая в агроценозах.

  • Повышение устойчивости растений к фитопатогенам.

  • Современные методы диагностики состояния растений.

  • Норма и патология в реакциях растений на экологический стресс.

  • Сравнительный анализ механизмов адаптации к низким и отрицательным температурам.

  • Методология закаливания растений.

  • Адаптация растений к гипо- и аноксии.

  • Сравнительный анализ физиологии жаростойкости и засухоустойчивости.

  • Адаптация растений к избытку влаги.

  • Антагонизм ионов и его роль в солеустойчивости растений.

  • Аллелопатия как абиотический и биотический фактор для появления адаптаций.

3.5.2. Темы рефератов

Реферат – краткое описание реферируемого текста с набором ключевых слов и основных положений.

Тема реферата выбирается из рекомендованного списка вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение, или формулируется студентом после согласования с преподавателем. Реферирование может быть посвящено частной проблеме или содержать обобщение различных точек зрения по определенной теме. От обычного конспектирования научной литературы реферат отличается тем, что в нем излагаются (сопоставляются, оцениваются) различные точки зрения на анализируемую проблему и при этом составитель реферата определяет свое отношение к рассматриваемым научным позициям, взглядам или определениям, принадлежащим различным авторам. Исследовательский характер реферата представляет его основную научную ценность.

Реферат может быть выполнен в форме краткого изложения обзорной научной статьи или монографии. В этом случае реферат включает основное содержание первоисточника с обязательным указанием точки зрения составителя, позиции, с которой он рассматривает проблему.

В основе написания реферата лежат оригинальные научные работы, опубликованные в реферируемых научных журналах. Обзорные работы должны быть опубликованы в последние 10 лет, научные работы- 3 лет.

Реферат оформляется в соответствии с методическими рекомендациями для самостоятельной работы. Защита рефератов осуществляется во время семинарских занятий в форме презентации по теме реферата, подготовленной в Power Point.

3.5.3.Самоконтроль

Самоконтроль – это один из важнейших элементов при проверке усвоения пройденной темы по изучаемой дисциплине.

Промежуточный контроль (ПК) проводится в соответствии с графиком самостоятельной работы.

К итоговой аттестации допускаются студенты, набравшие не менее 40% от объема текущей аттестации и полностью выполнившие следующий объем работ:

- выполнение и сдача реферата;

- успешная сдача промежуточного контроля.

По основным разделам изучаемой дисциплины каждый обучающийся имеет индивидуальный доступ к электронно-библиотечной системе (ЭБС) в любом месте СФУ, где имеется доступ к сети Интернет.

Имеется возможность доступа студентов к электронным фондам учебно-методической документации по изучаемому курсу (приложение Е). В электронных читальных залах Электронной библиотеки СФУ обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к электронным ресурсам не менее чем для 25 процентов обучающихся.

Студентам обеспечена возможность свободного доступа к фондам учебно-методической документации и интернет ресурсам. Все обучающиеся имеют открытый доступ к базе Электронного каталога и полнотекстовой базе данных внутривузовских изданий (http://lib.sfu-kras.ru/); ресурсам Виртуальных читальных залов (http://lib.sfu-kras.ru/eresources/virtual.php); к УМКД (http://lib.sfu-kras.ru/ecollections/umkd.php); к видеолекциям и учебным фильмам университета (http://tube.sfu-kras.ru/); к учебно-методическим материалам институтов (сайт Института фундаментальной биологии и биотехнологии (ИФБиБТ) - http://bio.sfu-kras.ru/).

К учебно-методическим материалам Института фундаментальной биологии и биотехнологии (ИФБиБТ) студенты имеют доступ через сайт официальный сайт института - http://bio.sfu-kras.ru/, раздел «Образование», учебно-методические материалы в электронном виде – http://bio.sfu-kras.ru/?page=482.

Студентам обеспечен свободный доступ к личным кабинетам преподавателей на сайте Института фундаментальной биологии и биотехнологии (http://bio.sfu-kras.ru/?page=498 ). В личном кабинете преподавателя размещаются презентации, учебно-методические материалы, промежуточные задания и вопросы к экзамену. Так же в личном кабинете организуется обмен материалами и консультации при самостоятельной работе студентов, и выполнении практических заданий и подготовке презентаций.

Студентам предоставлены условия и возможности работы в режиме on-line с зарубежными и отечественными лицензионными информационными базами данных, перечисленными в п.5, раздел «Информационные ресурсы», настоящей программы.

3.6 Структура и содержание модулей дисциплины.

Структура и содержание модулей дисциплины отражены в приложении В.

4. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Это дискуссии, развернутые беседы, семинары-диспуты и другие формы, которые в сочетании с внеаудиторной работой способствуют формированию и развитию профессиональных навыков обучающихся. На семинарских занятиях используются методы интерактивного обучения, основанных на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В деятельности преподавателя главное место занимает группа взаимодействующих обучающихся, которые, обсуждая вопросы, спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Действует и такой психологический феномен, как заражение, и высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную аналогичную или близкую к высказанной или, наоборот, вовсе противоположную. Формы участия преподавателя в дискуссии могут быть самыми разнообразными, но ни в коем случае не навязыванием своего мнения. Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. Семинар – это групповая форма теоретического обучения, применяемая для обсуждения наиболее сложных тем учебной программы. Семинарское занятие – это одна из форм обучения студентов, позволяющее «включить студентов в активный мыслительный процесс, заинтересовать их обсуждаемой проблемой и вовлечь в дискуссию».

Развернутая беседа - это наиболее распространенная форма семинарских занятий. Предполагает подготовку всех студентов по каждому вопросу плана занятий с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы, выступления студентов и их обсуждение, вступление и заключение преподавателя. Развернутая беседа позволяет вовлечь наибольшее число студентов. Развернутая беседа предполагает запланированные выступления отдельных студентов по некоторым дополнительным вопросам. Эти сообщения являются дополнениями к состоявшимся выступлениям. Данный метод путем искусно сформулированных наводящих вопросов и примеров побуждает студентов прийти к самостоятельному правильному ответу. Беседа - это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему. В беседе мыслительный поиск превращается в поиск коллективный, где происходит обмен мнениями, предположениями, догадками, различными вариантами промежуточных решений, когда студенты ищут истину во взаимодействии и во взаимопомощи, активизируя мышление друг друга. Этот метод предполагает наличие у студентов определенного запаса знаний, представлений, понятий.

Беседа – сложный метод, так как требует определенного напряжения сил, соответствующих условий, мастерства преподавателя, который внимательно слушает ответы, правильные одобряет, ошибочные комментирует, уточняет и вовлекает в процесс работы всю группу.

Доклады готовят студенты по заранее предложенной тематике. Задача данной формы семинарских занятий – привить студентам навыки научной, творческой работы, воспитать у них самостоятельность мышления, стремление к поиску источников для раскрытия данной темы. На обсуждение выносятся 2 – 3 доклада, продолжительностью 15 – 20 минут. Назначаются содокладчики, которые дополняют основного докладчика, но не повторяют текст его доклада. Далее проводится обсуждение содержания доклада. Тематика докладов самая разнообразная: она может совпадать с формулировкой вопроса в плане семинара или отражать лишь одну его сторону.

Основная задача семинара-диспута – это выработка у студентов навыков полемиста. Студенты делятся на группы. С докладами выступают студенты одной группы, а оппонентами другой. В ходе полемике студенты формируют у себя находчивость, способность отстаивать свои позиции.

Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. Это активный метод, позволяющий научиться отстаивать свое мнение и слушать других.

Спор, дискуссия рождает мысль, активизирует мышление, а в учебной дискуссии к тому же обеспечивает сознательное усвоение учебного материала как продукта мыслительной его проработки.

Дискуссия на семинарском (практическом) занятии требует продуманности и основательной предварительной подготовки обучаемых. Нужны не только хорошие знания (без них дискуссия беспредметна), но также наличие у студентов умения выражать свои мысли, четко формулировать вопросы, приводить аргументы и т. д. Учебные дискуссии обогащают представления учащихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания.

Удельный вес интерактивных форм обучения по дисциплине составляет 75 % аудиторных занятий, лекции составляют 30 % аудиторных занятий.

5 Учебно-методические материалы по дисциплине

5.1 Основная

  1. Алехина Н.Д., Балнокин Ю.В., Гавриленко В.Ф. и др. Физиология растений/ Н.Д.Алехина, Ю.В. Балнокин, В.Ф. Гавриленко и др. Под ред. И.П.Ермакова. – М.: Академия, 2007. – 635 с.

  2. Кузнецов В.В., Дмитриева Г.А. Физиология растений: учебник для студентов. Изд-во 2-е пер. и доп. М.: Высшая школа, 2. – 742 с. 2007

5.2 Дополнительная

  1. Биофизические методы исследований в экофизиологии древесных растений. – Л., Наука, 1979 – 112 с.

  2. Воскресенская О.Л. Большой практикум по биоэкологии. Ч.1: учебн. пособие. Йошкар – Ола, 2006. – 107 с.

  3. Головко Т.К. Дыхание растений (физиологические аспекты). СПб.: Наука, 1999. - 204 с.

  4. Дубров А.П. Генетические и физиологические эффекты действия ультрафиолетовой радиации на высшие растения. М.: Наука, 1968. – 250 с.

  5. Даддингтон К. Эволюционная ботаника. М.: Мир, 1972. – 307 с.

  6. Кондратьев К.Я., Крапивин В.Ф. Моделирование глобального круговорота углерода – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004. -336 с.

  7. Кочубей С.М. Организация фотосинтетического аппарата высших растений.-Киев: Альтерпрес, 2001.

  8. Куперман Ф.М. Морфофизиология растений. Морфофизиологический анализ этапов органогенеза различных жизненных форм покрытосеменных растений. М.: Высшая школа, 1973. – 255 с.

  9. Лархер В. Экология растений. М.: Мир, 1978. – 321 с.

  10. Медведев С.С. Электрофизиология растений: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1998. – 184 с.

  11. Плешиков Ф.И. и др. Лесные экосистемы Енисейского Меридиана. – Новосибирск: Издательство СО РАН. 2002.- 356 с.

  12. Пиневич А.В., Аверина С.Г. Оксигенная фототрофия: Рукводство по эволюционной клеточной биологии. – СПБ.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. - 236 с.

  13. Рубин А.Б. иофизика. В 2-х томах. Том 1. Теоретическая биофизика. Том 2. Биофизика клеточных процессов (3-е издание), Издательство: МГУ, 2004. – 448-469 с.

  14. Семихатова О.В., Чиркова Т.В. Физиология дыхания растений: Учеб. Пособие. – СПб.: Изд-во С-Петерб.ун-та, 2001. - 224 с.

  15. Силаева А.М. Структура хлоропластов и факторы среды. Киев. : Наук. Думка, 1978. – 204 с.

  16. Усманов И.Ю., Рахманкулова З.Ф., Кулагин А.Ю. Экологическая физиология растений: Учебник. – М.: Логос, 2001. – 224 с.: ил.

  17. Флуоресцентные методы в анализе экологического стресса растений / Н.А. Гаевский //Экологическая биофизика. Учебное пособие в 3 томах. Под ред .И.И. Гительзона, Н.С. Печуркина. М.: Логос, 2002 г. – Т.1. – С.238- 284.

  18. Флуоресцентные методы при оценке состояния биосистем при антропогенной нагрузке / Н.А. Гаевский //Экологическая биофизика. Учебное пособие в 3 томах. Под ред. И.И. Гительзона, Н.С. Печуркина. М.: Логос, 2002 г. – Т.2. – С.224- 243.

  19. СТО 4.2-07-2008. Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной и научной деятельности [текст]/ разраб. Т.В. Сильченко, Л.В. Белошапко и др. – Введ. Впервые 09.12.2008. – Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 47 с.

  20. ГОСТ Р 7.0.5 – 2008. Библиографическая ссылка.

  21. Каталог лицензионных программных продуктов, используемых в СФУ. / А. В. Сарафанов, М. М. Торопов. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2008. – Вып. 1–3.

  22. Sharma1 S. S., Dietz K.-J. The significance of amino acids and amino acid-derived molecules in plant responses and adaptation to heavy metal stress // Journal of Experimental Botany, Vol. 57, No. 4, pp. 711–726, 2006.

5.3. Информационные ресурсы
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является...
Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является...
Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1 Цели и задачи изучения дисциплины
...
1. Цели и задачи изучения дисциплины iconУчебно-методический комплекс опд. Ф. 12 Социальная педагогика (указывается...
Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие основные учебные задачи
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1 Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины является усвоение студентами системы теоретических знаний, научных рекомендаций и приобретение на их основе...
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1 Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины является подготовка специалиста в области таможенного дела, который способен решать профессиональные задачи...
1. Цели и задачи изучения дисциплины iconЗадачами изучения дисциплины являются
Цели и задачи дисциплины
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1. Цели и задачи изучения дисциплины
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
1. Цели и задачи изучения дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины технология кадастровых работ...
...
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1. Цели и задачи изучения дисциплины 1 Цель преподавания дисциплины
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1 Цели и задачи изучения дисциплины 1 Цель преподавания дисциплины
По проведению внеклассного мероприятия с применением инновационных моделей обучения
1. Цели и задачи изучения дисциплины iconРабочая программа по дисциплине
Цели и задачи изучения дисциплины. Целью дисциплины является приобретение студентами знаний в области химии
1. Цели и задачи изучения дисциплины iconРабочая программа по дисциплине химия
Цели и задачи изучения дисциплины. Целью дисциплины является приобретение студентами знаний в области химии
1. Цели и задачи изучения дисциплины iconРабочая программа по дисциплине ен. Ф. 04 Химия
Цели и задачи изучения дисциплины. Целью дисциплины является приобретение студентами знаний в области химии
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1 Цели и задачи изучения дисциплины
Цель преподавания дисциплины формирование у студентов представлений о типах и видах молодежных субкультур их специфических особенностях...
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1 Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины «Технологии обеспечения здорового образа жизни» является подготовка будущих социальных работников по направлению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск