Учебно-методический комплекс дисциплина «Эмбриология рыб»





Скачать 299.07 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплина «Эмбриология рыб»
страница1/3
Дата публикации05.07.2013
Размер299.07 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук
Кафедра биологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дисциплина «Эмбриология рыб»

Блок дисциплин М3.ДВ3 – Дисциплины по выбору

Направление подготовки 020400.68 - «Биология»

Профиль «Гидробиология и ихтиология»

Квалификация выпускника - Магистр

Форма обучения - очная

Сыктывкар 2011
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук
Кафедра биологии






УТВЕРЖДено:




На заседании учебно-методической комиссии института




«_____»__________2011 г.




Протокол № _______




Председатель УМК

_____________________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины «Эмбриология рыб»

Блок дисциплин М3.ДВ3 – Дисциплины по выбору

Направление подготовки 020400.68 - «Биология»

Профиль «Гидробиология и ихтиология»

Квалификация выпускника - Магистр

Форма обучения - очная


Семестр

В

Всего учебных занятий

72 часа

В том числе:




Аудиторных

28 часов, из них

Лекций

14 часов

Лабораторных

14 часов

Самостоятельных

40 часов

Контроль самостоятельной работы

4 часа

Форма итогового контроля

зачет семестр В


Сыктывкар 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Цели и задачи освоения дисциплины:

1.1. Цель освоения дисциплины

Целью преподавания дисциплины «Эмбриология рыб» является ознаком­ление студентов с индивидуальным развитием онтогенезом рыб. Курс знакомит студентов с различными изменениями в процессе развития рыб, изучается влияние на этот процесс как внешней среды, так и внутренней. Особое внимание обращается на различия онтогенеза рыб разных таксономических групп.
1.2. Задачи освоения дисциплины

Задачи курса «Эмбриология рыб» заключаются в том, чтобы дать представление студентам о различных этапах онтогенеза рыб.

Основными задачами курса «Эмбриология рыб» являются:- ознакомление с основными понятиями, терминами и определениями в «Эмбриологии рыб»;

- проэмбриональный этап развития рыб;

- эмбриональный этап развития рыб

- постэмбриональный этап развития рыб

2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Место в учебном плане – цикл М3. ДВ3 дисциплины по выбору.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

ПК-10: глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы.

ПК-11: умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы).

ПК-12: применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения.

ПК-13: самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные понятия, термины и определения Эмбриологии рыб;

Уметь: характеризовать особенности онтогенеза рыб разных таксонов, оперировать понятиями и аргументировать выводы.

Владеть: базовыми представлениями об основных закономерностях онтогенеза рыб, современными достижениями Эмбриологии рыб.
4. Структура и содержание дисциплины «Эмбриологии рыб»

Объем дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в том числе самостоятельная работа в объеме 40 часов.

Виды учебной работы:

Лекционные, лабораторные занятия, самостоятельная работа.

При освоении дисциплины «Эмбриологии рыб» занятия проводятся в интерактивной форме с использованием мультимедийной системы для показа презентаций и других фото- и видеоматериалов.
4.1. Тематический план



п/п



Раздел

дисциплины



Семестр


Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам

Лекции

Лабораторные работы

Контроль самостоятельной работы

Самостоятельн. работа

1.

Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса. Гаметогенез рыб. Строение и свойства зрелых половых клеток рыб.

В

1

2

4




5

Устный опрос

2.

Тема 2. Оплодотворение у рыб. Дробление яиц рыб.

В

2

2

4




6

Устный опрос

3.

Тема 3. Гаструляция у рыб

В

3

2

2




5

Устный опрос

4.

Тема 4. Формирование зародышевых пластов и осевых органов у рыб.

В

4

2




2

6

Контрольная работа

5.

Тема 5. Формирование кишечной трубки у рыб. Формирование заднего отдела тела рыб. Внезародышевые ткани рыб.

В

5

2

2

2

6

Контрольная работа

6.

Тема 6. Органогенез. Производные эктодермы, энтодермы и меэодермы у рыбообразных и рыб.

В

6

2

2




6

Устный опрос

7.

Тема 7. Постэмбриональное развитие рыб. Влияние внешних и внутренних факторов на развитие организма рыб. Чувствительные и критические периоды в развитии рыб.

В

7

2







6

Устный опрос




Промежуточная аттестация

В

8













зачет




Всего часов:

72




14

14

4

40






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса. Гаметогенез.

Студент должен знать: строение и свойства половых клеток рыб.

Студент должен уметь: характеризовать особенности гаметогенеза у рыб разных таксонов.

Студент должен владеть: представлениями об основных закономерностях оогенеза и сперматогенеза.

Содержание темы.

Введение. Предмет и задачи курса. История и значение исследований по эмбриологии рыб для сравнительной эмбриология и эволюционной теории. Значение изучения закономерностей развития рыб разных систематических и экологических групп для разработки теоретических и практических проблем ихтиологии. Связь теоретических иссле­дований в области эмбриологии рыб с практическими задачами и проб­лемами рыбоводства.

Строение и свойства зрелых половых клеток рыб. Размеры и форма зрелых яйцеклеток. Строение яйце­вых оболочек. Строение микропиле. Строение желточных гранул. Количество желтка и его распределение в яйце. Химический состав желтка. Различия в содер­жании воды, жиров, белков и углеводов в яйцах рыб в зависимости от таксономии и экологии. Строение и функции фолликула.

Строение сперматозоидов, их особенности у рыб разных систе­матических групп. Размеры сперматозоидов. Скорость и характер их движения.

Лабораторная работа № 1. Сперматогенез. Строение сперматозиодов рыб.

Контрольные вопросы:

  1. Мофология и физиология сперматозоида в связи с функциональным назначением.

  2. Сперматогенез и его периодизация, характеристика событий каждого периода.

Лабораторная работа № 2. Оогенез. Строение яйцеклеток рыб.

Контрольные вопросы:

  1. Отличительные морфологические и физиологические особенности яйцеклеток (по сравнению со сперматозоидами) в связи с функциональным назначением женских половых клеток.

  2. Оогенез и его отличия от сперматогенеза в хронологии и конечном результате.


Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Связь теоретических иссле­дований в области эмбриологии рыб с практическими задачами и проб­лемами рыбоводства.

2. Различия в содер­жании воды, жиров, белков и углеводов в яйцах рыб в зависимости от таксономии и экологии.

Рекомендуемая литература по теме:

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Дондуа А.К. Биология развития. Начала сравнительной эмбриологии. Т. 1. СПб., 2005. 295 с.

2. Дондуа А.К. Биология развития. Клеточные и молекулярные аспекты индивидуального развития. Т. 2. СПб., 2005. 239 с.

3. Голиченков В.А., Иванов Е.А., Никрясова Е.Н. Эмбриология. М., 2004. 244 с.

4. Голиченков В.А. Практикум по эмбриологии. М., 2004 г.
Дополнительная:

1. Газарян К.Г., Белоусов Л.В. Биология индивидуального развития животных. М., 1983. 287 с.

2. Токин Б.П. Общая эмбриология. М., 1987. 480 с.
Тема 2. Оплодотворение у рыб.

Студент должен знать: периодизацию процесса оплодотворения рыб.

Студент должен уметь: характеризовать особенности процесса оплодотворения у рыб разных таксонов.

Студент должен владеть: представлениями об основных закономерностях оплодотворения у рыб разных таксонов.

Содержание темы.
Оплодотворение у рыб. Приспособления, обеспечивающие контакт спермия и яйца. Функция микропиле, их количество в яйцах костистых и осетровых рыб. Акросомная реакция. Роль гино- и аедрогамонов. Мейотические процессы в яйце до и после оплодотворения. Кариогамия. Образование перивителлинового пространства и механизм этого процесса у костистых и осетровых рыб. Изменение свойств яйцевых оболочек на разных стадиях образования перивителлинового пространства.

Моноспермия у костистых рыб и механизмы, обеспечивающие ее. Возможность полиспермии и ее последствия у осетровых рыб. Полиспермия у пластиножаберных.

Сохранение половыми клетками рыб способности к оплодотворению. Влияние внешних факторов на процесс оплодотворения и на способность к оплодотворению. Гиногенез у рыб. Возможность партеногенетического развития яиц.

Дробление яиц. Характер и особенности дробления яиц у рыб разных систематических групп: пластиножаберныг, хрящевых и костных ганоидов, двоякодышащих, костистых. Зависимость характера дробления от количества желтка- в яйце и распределения его в нем после оплодотворения. Образование бластулы. Перибласт у костистых и хрящевых рыб, его формирование и функции, функции перидермы у костистых рыб.

Лабораторная работа № 3. Оплодотворение у рыб.

Контрольныевопросы:

  1. Биологическое значение оплодотворения и его сущность.

  2. Периодизвция процессаоплодотворения, характеристика каждого периода.

  3. Понятие о зиготе. Ооплазматическая сегрегеция яйца.

Лабораторная работа № 4. Дробление у рыб.

Контрольные вопросы:

  1. Биологический смысл стадии дробления, ее место в эмбриогенезе и конечный результат.

  2. Морфология дробления, правила Секса-Гертвига. Особенности клеточного цикла ипри дроблении.


Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Образование перивителлинового пространства и механизм этого процесса у костистых и осетровых рыб.

2. Изменение свойств яйцевых оболочек на разных стадиях образования перивителлинового пространства.

Рекомендуемая литература по теме:

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Дондуа А.К. Биология развития. Начала сравнительной эмбриологии. Т. 1. СПб., 2005. 295 с.

2. Дондуа А.К. Биология развития. Клеточные и молекулярные аспекты индивидуального развития. Т. 2. СПб., 2005. 239 с.

3. Голиченков В.А., Иванов Е.А., Никрясова Е.Н. Эмбриология. М., 2004. 244 с.

4. Голиченков В.А. Практикум по эмбриологии. М., 2004 г.
Дополнительная:

1. Газарян К.Г., Белоусов Л.В. Биология индивидуального развития животных. М., 1983. 287 с.

2. Токин Б.П. Общая эмбриология. М., 1987. 480 с.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплина «Эмбриология рыб» iconУчебно-методический комплекс правоведение
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Эмбриология рыб» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Физика»
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является обязательной...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Эмбриология рыб» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Эмбриология рыб» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дисциплина «всеобщее управление качеством»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Эмбриология рыб» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история...
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Эмбриология рыб» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дисциплина «иностранный язык»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Эмбриология рыб» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины /Сост.: И. И. Иванов; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск:...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Эмбриология рыб» icon«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных...
Дисциплина входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является дисциплиной по выбору студента....
Учебно-методический комплекс дисциплина «Эмбриология рыб» iconУчебно-методический комплекс Специальность: 080502 Экономика и управление...
Дисциплина входит в цикл дисциплин специализации, устанавливаемых вузом, и является обязательной для изучения
Учебно-методический комплекс дисциплина «Эмбриология рыб» iconУчебной дисциплины «гистология, эмбриология, цитология» Специальность...
Дисциплина «Гистология, эмбриология, цитология», относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин. Основные знания,...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Эмбриология рыб» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины: методические рекомендации для студентов / Сост.: Н. А. Кочергина,...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Эмбриология рыб» iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина Лыжная подготовка [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В. С. Баклыкова; Бийский пед гос ун-т им....
Учебно-методический комплекс дисциплина «Эмбриология рыб» iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Новые физкультурно-спортивные виды» / Сост.: А. Ю. Лахтин; Бийский...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Эмбриология рыб» iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «История физической культуры и спорта» / Сост.: А. Ю. Лахтин; Бийский...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Эмбриология рыб» iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» / Сост.: А. Ю. Лахтин;...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Эмбриология рыб» iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «История физической культуры и спорта» / Сост.: А. Ю. Лахтин; Бийский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск