Учебно-методический комплекс по дисциплине Частная ихтиология Направление подготовки





Скачать 387.4 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Частная ихтиология Направление подготовки
страница1/4
Дата публикации05.07.2013
Размер387.4 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»
Кафедра «Биологии»


УТВЕРЖДЕНО

на заседании УМК

института естественных наук

«__7_» ____09____2011г.

Протокол №1

Председатель УМК

____________________________
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине Частная ихтиология
Направление подготовки 020400.68 «Биология»

профиль «Гидробиология и ихтиология»

Квалификация (степень) выпускника Магистр
Форма обучения очная

Сыктывкар 2011МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»
Кафедра «Биологии»


УТВЕРЖДЕНО

на заседании УМК

института естественных наук

«__7_» ____09____2011г.

Протокол №1

Председатель УМК

___________________________
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


Дисциплины «Частная ихтиология»

Блок дисциплин М3. ДВ1. Профессиональный цикл Дисциплины по выбору

Направление подготовки 020400.68 «Биология» профиль «Гидробиология и ихтиология»

Институт естественных наук
Форма обучения дневная
Семестр В

Всего учебных занятий – 72 часа

В том числе:

Аудиторных 28 часов, из них

Лекций - 14 часов

Лабораторных – 14 часов

КСР – 4 часа

Самостоятельных – 40 часов

Итоговый контроль – зачет
Сыктывкар 2011 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цель преподавания дисциплины

В рамках курса «Частная ихтиология» рассматривается широкий круг вопросов, касающихся систематики рыб, разнообразия их внешнего и внутреннего строения, особенностей их биологии и экологии.

Главная цель курса заключаемся в том, чтобы помочь студентам осмыслить этот разнообразный материал, имеющий как теоретическое, так и прикладное значение.

1.2. Задачи изучения дисциплины

В задачи курса «Частная ихтиология» входит: 1) рассмотрение применения современных принципов систематики рыб, 2) дать характеристику основным систематическим группам рыбообразных и рыб, 3) описать пути эволюции и направления филогенетических адаптации в пределах основных ветвей и отрядов рыб и рыбообразных, 4) рассмотреть основные зоогеографические закономерности распространения рыб.

Основное внимание в процессе изучения курса отводится группам рыбообразных и рыб, входящих в фауну России и европейского северо-востока страны. Изложение и интерпретация материала сопровождается показом необходимых иллюстраций и демонстрационных материалов.

Теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы с учебниками и методической литературой, закрепляются на лабораторных занятиях.

Место дисциплины в структуре ООП: Цикл М3. ДВ1 Профессиональный цикл, дисциплины по выбору (магистерская программа «Гидробиология и ихтиология»). Читается на 2 году магистратуры в семестре В обучения.

В начале курса студент должен иметь достаточные знания в области зоологии, физиологии, общей и частной экологии в объеме программы бакалавриата биологии, прослушав соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки. Желательно, чтобы студент, приступая к изучению данного курса, мог продемонстрировать следующие общие компетенции бакалавра биологии: ОК-1, ОК-3, ОК-10, ОК-12, ОК-14, ОК-15, ОК-16, ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-15, ПК-17.

Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  1. Знать: место рыбообразных и рыб в системе животного мира; современные взгляды на систематику рыб, особенности строения и биологии основных систематических групп рыбообразных и рыб, распространение основных систематических групп рыб

  2. Уметь: определять видовой состав рыб, охарактеризовать основные биологические особенности разных систематических групп рыб; подбирать необходимую литературу для определения рыб (определители).

  3. Владеть: практическими навыками определения видовой принадлежности рыб при помощи определителей (определение до вида); навыками определения систематической принадлежности рыб, обитающих в водоемах Республики Коми (до вида) и других водоемов (до семейств)

По завершении курса студент также должен демонстрировать следующие общие компетенции магистра биологии:

ПК-10: глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы.

ПК-11: умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы).

ПК-12: применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения.

ПК-13: самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации.

На материале курса студент должен проявлять способность к творчеству, системному мышлению, самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты научно-исследовательских работ.

Объем дисциплины и виды учебной работы:

Объем учебного времени, необходимого для освоения курса 72 учебных часа, в том числе самостоятельная работа в объеме 40 часов.

Виды занятий: лекционные, лабораторные, самостоятельные: изучение и реферирование литературы, подготовка к зачету.
1.3. Формы контроля

Усвоение пройденного материала и проверка самостоятельной работы студентов происходит в виде устного опроса на лабораторных занятиях, посвященной той или иной теме.

В итоговый устный зачет включены основные вопросы, рассмотренные в рамках данного курса.

Допуск к зачету осуществляется по результатам посещения лекции, после сдачи отчетов о лабораторных работах.
Структура обучения по дисциплине



п/п


Раздел

Дисциплины



Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам

Лекции

Лабораторные

КСР

Индивид. самост. раб.



Введение. Современные взгляды на систематику рыб.

В




2




2

2

Устный опрос



Систематика рыбообразных и рыб.

В




10

14

2

34

Устный опрос



Современные взгляды на филогению рыб.

В




2







4

Устный опрос

4

Промежуточная аттестация

В
















Зачет




Всего часов







14

14

4








2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Введение.

Тема 1. Предмет частной ихтиологии. Современные взгляды на систематику рыб.

Студент должен знать: Предмет частной ихтиологии, ее связь с другими зоологическими дисциплинами. Основные понятия систематики и филогении; основные современные концепции вида.

Студент должен уметь: охарактеризовать особенности и сферы применения разных концепций вида, применять правила номенклатуры; ориентироваться в современной системе рыб.

Студент должен владеть: основными понятиями систематики и филогении; представлениями о современных концепциях вида; правилами применения зоологической номенклатуры в ихтиологических исследованиях (элемент ПК-10).

Содержание темы.

Предмет частной ихтиологии, ее место в системе образования ихтиологов. Систематика и филогения. Основные этапы развития учения о виде. Понятие о виде в современной ихтиологии. Географическая и экологическая изменчивость в мире рыб. Принципы внутривидовой систематики. Правила номенклатуры. Современная система рыбообразных и рыб.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Никольский Г. В. Частная ихтиология. 3-е изд. М.: Высшая школа. 197I. 471 с.

Атлас пресноводных рыб России: В 2 т./Под ред. Ю.С. Решетникова. М.: Наука, 2003.

Дополнительная:

Аннотированный каталог круглоротых и рыб континентальных вод России. М. : Наука, 1998. 222с.

Расс Т.С., Линдберг Г.У. Современное представление о естественной системе ныне живущих рыб //Вопр. ихтиологии. 1971. Т.II. Вып.3 (68). С.380-407.

Майр Э. Принципы зоологической систематики. М.: Мир, 197I, 454 •.

Международный кодекс зоологической номенклатуры. 3-е изд. Л.: Наука, 1988. 202 с.
Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления материала темы. Проанализировать применение современных принципов систематики в ихтиологии. Рассмотреть применимость различных подходов к пониманию вида в систематике рыб.

Рекомендуемая литература по теме:
Основная:

Никольский Г. В. Частная ихтиология. 3-е изд. М.: Высшая школа. 197I. 471 с.

Северцов А.С. Теория эволюции. М., 2005. 325 с.

Атлас пресноводных рыб России: В 2 т./Под ред. Ю.С. Решетникова. М.: Наука, 2003.
Дополнительная:

Аннотированный каталог круглоротых и рыб континентальных вод России. М. : Наука, 1998. 222с.

Расс Т.С., Линдберг Г.У. Современное представление о естественной системе ныне живущих рыб //Вопр. ихтиологии. 1971. Т.II. Вып.3 (68). С.380-407.

Майр Э. Принципы зоологической систематики. М.: Мир, 197I, 454 •.

Международный кодекс зоологической номенклатуры. 3-е изд. Л.: Наука, 1988. 202 с.
Раздел 2. Систематика рыбообразных и рыб.

Тема 2. Надкласс бесчелюстные - Agnatha.

Студент должен знать: особенности строения и основные систематические группы ныне живущих и ископаемых бесчелюстных.

Студент должен уметь: охарактеризовать особенности строения основных групп круглоротых, описать место круглоротых в системе рыб.

Студент должен владеть: сведениями об особенностях строения и образа жизни ископаемых и ныне живущих круглоротых, методами определения видовой принадлежности круглоротых.

Содержание темы.

Надкласс бесчелюстные - Agnatha. Класс круглоротые. Ископаемые бесчелюстные, черты их сходства с современными круглоротыми. Основные пути эволюции бесчелюстных. Происхождение миксин и миног. Ныне живущие бесчелюстные: миноги, миксины. Отличительные черты строения, систематика, распространение, особенности жизненного цикла у различных форм. Признаки первичной примитивности и вторичные упрощения, связанные с особенностями жизненного цикла. Хозяйственное значение.
Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Никольский Г. В. Частная ихтиология. 3-е изд. М.: Высшая школа. 197I. 471 с.

Атлас пресноводных рыб России: В 2 т./Под ред. Ю.С. Решетникова. М.: Наука, 2003.

Аннотированный каталог круглоротых и рыб континентальных вод России. М. : Наука, 1998. 222с.
Дополнительная:

Расс Т.С., Линдберг Г.У. Современное представление о естественной системе ныне живущих рыб //Вопр. ихтиологии. 1971. Т.II. Вып.3 (68). С.380-407.

Рыбы // Жизнь животных. Т.4. 4.1. /Под ред.Т.С.Расса. М.: Просвещение, 1971. 655 с.
Лабораторная работа №1. Круглоротые Европейского Северо-востока России.

Внешнее строение. Внутренне строение круглоротых. Основные признаки строения круглоротых, используемые при определении видовой принадлежности. Круглоротые водоемов европейского Северо-востока России.

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить особенности строения круглоротых. Проанализировать основные особенности строения главных систематических групп круглоротых.
Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Гуртовой Н.Н., Матвеев Б.С., Дзержинский Ф.Я. Практическая зоотомия позвоночных

Никольский Г. В. Частная ихтиология. 3-е изд. М.: Высшая школа. 197I. 471 с.

Атлас пресноводных рыб России: В 2 т./Под ред. Ю.С. Решетникова. М.: Наука, 2003.

Аннотированный каталог круглоротых и рыб континентальных вод России. М. : Наука, 1998. 222с.
Дополнительная:

Расс Т.С., Линдберг Г.У. Современное представление о естественной системе ныне живущих рыб //Вопр. ихтиологии. 1971. Т.II. Вып.3 (68). С.380-407.

Рыбы // Жизнь животных. Т.4. 4.1. /Под ред.Т.С.Расса. М.: Просвещение, 1971. 655 с.
Тема 3. Рыбы как низшие челюстноротые. Класс хрящевых рыб

Студент должен знать: особенности строения рыб как низших челюстноротых, особенности строения основных систем органов хрящевых рыб, данные о происхождении и систематике хрящевых рыб.

Студент должен уметь: охарактеризовать особенности строения цельноголовых и пластиножаберных, перечислить основные семейства хрящевых рыб, описать основные направления филогенентических адаптаций акулообразных.

Студент должен владеть: современными представлениями о филогении и систематике хрящевых рыб; сведениями об особенностях строения и образа жизни основных систематических групп хрящевых рыб (элемент ПК-10); современными компьютерными технологиями для поиска и анализа информации об особенностях строения разных систематических групп хрящевых рыб (ПК-13).

Содержание темы.

Надкласс челюстноротые - Gnathostomata. Общая характеристика. Рыбы как низшие челюстноротые. Представления о путях эволюции и филогенетическом древе рыб.

Положение в системе класса Acanthodii, признаки, указывающие на происхождение более высокоорганизованных групп рыб от представителей этого класса.

Класс хрящевых рыб - Chondriohthyee . Данные о происхождении пластиножаберных, основные черты строения. Морфофизиологическая характеристика акулообразных, черты первичной примитивности и черты высокой специализации. Надотряд и основные семейства акулообразных: акулы и скаты - типичные представители, распространение, хозяйственное значение. Основные направления филогенетических адаптации акулообразных.

Подкласс цельноголовые рыбы - Holocephali . Особенности строения, характер распространения. Характеристика основных видов (химеры, ринохимеры, каллоринхи).

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Никольский Г. В. Частная ихтиология. 3-е изд. М.: Высшая школа. 197I. 471 с.

Наумов, Карташов

Дополнительная:

Расс Т.С., Линдберг Г.У. Современное представление о естественной системе ныне живущих рыб //Вопр. ихтиологии. 1971. Т.II. Вып.3 (68). С.380-407.

Рыбы // Жизнь животных. Т.4. 4.1. /Под ред.Т.С.Расса. М.: Просвещение, 1971. 655 с.
Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить особенности рыб как низших челюстноротых. Рассмотреть основные направления эволюции рыб. Повторить строение основных систем органов разных систематических групп хрящевых рыб.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Никольский Г. В. Частная ихтиология. 3-е изд. М.: Высшая школа. 197I. 471 с.
Дополнительная:

Расс Т.С., Линдберг Г.У. Современное представление о естественной системе ныне живущих рыб //Вопр. ихтиологии. 1971. Т.II. Вып.3 (68). С.380-407.

Рыбы // Жизнь животных. Т.4. 4.1. /Под ред.Т.С.Расса. М.: Просвещение, 1971. 655 с.
Лабораторная работа №2. Хрящевые рыбы.

Надкласс челюстноротые, класс хрящевые рыбы. Основные черты строения, черты примитивности и высокой специализации. Определение акул, скатов. Зарисовать внешний вид или характерные признаки (соотношение плавников, форм зубов, хвостового стебля и хвостового плавника) основных представителей.
Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить строение основных систем органов разных систематических групп хрящевых рыб.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Никольский Г. В. Частная ихтиология. 3-е изд. М.: Высшая школа. 197I. 471 с.

Гуртовой Н.Н., Матвеев Б.С., Дзержинский Ф.Я. Практическая зоотомия позвоночных

Дополнительная:

Расс Т.С., Линдберг Г.У. Современное представление о естественной системе ныне живущих рыб //Вопр. ихтиологии. 1971. Т.II. Вып.3 (68). С.380-407.

Рыбы // Жизнь животных. Т.4. 4.1. /Под ред.Т.С. Расса. М.: Просвещение, 1971. 655 с.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Частная ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Общая ихтиология Направление подготовки
Курс «Общая ихтиология» является комплексным курсом, в рамках которого рассматривается широкий круг вопросов, касающихся внешнего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Частная ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс направление подготовки 030900 «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета, обучающихся по направлению подготовки: 030900 «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Частная ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Социолингвистика» Направление подготовки
Оценочные и диагностические средства итоговой аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения
Учебно-методический комплекс по дисциплине Частная ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по опд. Ф. 15 «Конституционное право...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» составлен на основании «Положения об учебно-методическом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Частная ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психопатология»
Направление подготовки: Направление подготовки: 050716. 65 Специальная психология
Учебно-методический комплекс по дисциплине Частная ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Корпоративное управление...
Учебно-методический комплекс «Теория антикризисного управления предприятием» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Частная ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Бюджетное право и процесс»
Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)
Учебно-методический комплекс по дисциплине Частная ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Симбиогенез Направление подготовки
Блок дисциплин дв1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Дисциплины по выбору
Учебно-методический комплекс по дисциплине Частная ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Эволюционные теории Направление подготовки
Блок дисциплин дв1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Дисциплины по выбору
Учебно-методический комплекс по дисциплине Частная ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Проблемы теории государства и права»
Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)
Учебно-методический комплекс по дисциплине Частная ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине геоинформатика направление: 020400. 62 География
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Геоинформатика» составлен в соответствии с Основными образовательными программами по...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Частная ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Частная ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Частная ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы» разработан для студентов, обучающихся на очной и заочной формах обучения направления...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Частная ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы» разработан для студентов, обучающихся на очной и заочной формах обучения направления...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Частная ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины делопроизводство направление...
Туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 20. 01. 2006 г. №739гум/бак. Учебно-методический комплекс обсужден...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск