Скачать 387.4 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Кафедра «Биологии» УТВЕРЖДЕНО на заседании УМК института естественных наук «__7_» ____09____2011г. Протокол №1 Председатель УМК ____________________________ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине Частная ихтиология Направление подготовки 020400.68 «Биология» профиль «Гидробиология и ихтиология» Квалификация (степень) выпускника Магистр Форма обучения очная Сыктывкар 2011МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Кафедра «Биологии» УТВЕРЖДЕНО на заседании УМК института естественных наук «__7_» ____09____2011г. Протокол №1 Председатель УМК ___________________________ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Дисциплины «Частная ихтиология» Блок дисциплин М3. ДВ1. Профессиональный цикл Дисциплины по выбору Направление подготовки 020400.68 «Биология» профиль «Гидробиология и ихтиология» Институт естественных наук Форма обучения дневная Семестр В Всего учебных занятий – 72 часа В том числе: Аудиторных 28 часов, из них Лекций - 14 часов Лабораторных – 14 часов КСР – 4 часа Самостоятельных – 40 часов Итоговый контроль – зачет Сыктывкар 2011 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Цель преподавания дисциплины В рамках курса «Частная ихтиология» рассматривается широкий круг вопросов, касающихся систематики рыб, разнообразия их внешнего и внутреннего строения, особенностей их биологии и экологии. Главная цель курса заключаемся в том, чтобы помочь студентам осмыслить этот разнообразный материал, имеющий как теоретическое, так и прикладное значение. 1.2. Задачи изучения дисциплины В задачи курса «Частная ихтиология» входит: 1) рассмотрение применения современных принципов систематики рыб, 2) дать характеристику основным систематическим группам рыбообразных и рыб, 3) описать пути эволюции и направления филогенетических адаптации в пределах основных ветвей и отрядов рыб и рыбообразных, 4) рассмотреть основные зоогеографические закономерности распространения рыб. Основное внимание в процессе изучения курса отводится группам рыбообразных и рыб, входящих в фауну России и европейского северо-востока страны. Изложение и интерпретация материала сопровождается показом необходимых иллюстраций и демонстрационных материалов. Теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы с учебниками и методической литературой, закрепляются на лабораторных занятиях. Место дисциплины в структуре ООП: Цикл М3. ДВ1 Профессиональный цикл, дисциплины по выбору (магистерская программа «Гидробиология и ихтиология»). Читается на 2 году магистратуры в семестре В обучения. В начале курса студент должен иметь достаточные знания в области зоологии, физиологии, общей и частной экологии в объеме программы бакалавриата биологии, прослушав соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки. Желательно, чтобы студент, приступая к изучению данного курса, мог продемонстрировать следующие общие компетенции бакалавра биологии: ОК-1, ОК-3, ОК-10, ОК-12, ОК-14, ОК-15, ОК-16, ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-15, ПК-17. Требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
По завершении курса студент также должен демонстрировать следующие общие компетенции магистра биологии: ПК-10: глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы. ПК-11: умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы). ПК-12: применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения. ПК-13: самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации. На материале курса студент должен проявлять способность к творчеству, системному мышлению, самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты научно-исследовательских работ. Объем дисциплины и виды учебной работы: Объем учебного времени, необходимого для освоения курса 72 учебных часа, в том числе самостоятельная работа в объеме 40 часов. Виды занятий: лекционные, лабораторные, самостоятельные: изучение и реферирование литературы, подготовка к зачету. 1.3. Формы контроля Усвоение пройденного материала и проверка самостоятельной работы студентов происходит в виде устного опроса на лабораторных занятиях, посвященной той или иной теме. В итоговый устный зачет включены основные вопросы, рассмотренные в рамках данного курса. Допуск к зачету осуществляется по результатам посещения лекции, после сдачи отчетов о лабораторных работах. Структура обучения по дисциплине
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. Введение. Тема 1. Предмет частной ихтиологии. Современные взгляды на систематику рыб. Студент должен знать: Предмет частной ихтиологии, ее связь с другими зоологическими дисциплинами. Основные понятия систематики и филогении; основные современные концепции вида. Студент должен уметь: охарактеризовать особенности и сферы применения разных концепций вида, применять правила номенклатуры; ориентироваться в современной системе рыб. Студент должен владеть: основными понятиями систематики и филогении; представлениями о современных концепциях вида; правилами применения зоологической номенклатуры в ихтиологических исследованиях (элемент ПК-10). Содержание темы. Предмет частной ихтиологии, ее место в системе образования ихтиологов. Систематика и филогения. Основные этапы развития учения о виде. Понятие о виде в современной ихтиологии. Географическая и экологическая изменчивость в мире рыб. Принципы внутривидовой систематики. Правила номенклатуры. Современная система рыбообразных и рыб. Рекомендуемая литература по теме: Основная: Никольский Г. В. Частная ихтиология. 3-е изд. М.: Высшая школа. 197I. 471 с. Атлас пресноводных рыб России: В 2 т./Под ред. Ю.С. Решетникова. М.: Наука, 2003. Дополнительная: Аннотированный каталог круглоротых и рыб континентальных вод России. М. : Наука, 1998. 222с. Расс Т.С., Линдберг Г.У. Современное представление о естественной системе ныне живущих рыб //Вопр. ихтиологии. 1971. Т.II. Вып.3 (68). С.380-407. Майр Э. Принципы зоологической систематики. М.: Мир, 197I, 454 •. Международный кодекс зоологической номенклатуры. 3-е изд. Л.: Наука, 1988. 202 с. Самостоятельная работа: Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления материала темы. Проанализировать применение современных принципов систематики в ихтиологии. Рассмотреть применимость различных подходов к пониманию вида в систематике рыб. Рекомендуемая литература по теме: Основная: Никольский Г. В. Частная ихтиология. 3-е изд. М.: Высшая школа. 197I. 471 с. Северцов А.С. Теория эволюции. М., 2005. 325 с. Атлас пресноводных рыб России: В 2 т./Под ред. Ю.С. Решетникова. М.: Наука, 2003. Дополнительная: Аннотированный каталог круглоротых и рыб континентальных вод России. М. : Наука, 1998. 222с. Расс Т.С., Линдберг Г.У. Современное представление о естественной системе ныне живущих рыб //Вопр. ихтиологии. 1971. Т.II. Вып.3 (68). С.380-407. Майр Э. Принципы зоологической систематики. М.: Мир, 197I, 454 •. Международный кодекс зоологической номенклатуры. 3-е изд. Л.: Наука, 1988. 202 с. Раздел 2. Систематика рыбообразных и рыб. Тема 2. Надкласс бесчелюстные - Agnatha. Студент должен знать: особенности строения и основные систематические группы ныне живущих и ископаемых бесчелюстных. Студент должен уметь: охарактеризовать особенности строения основных групп круглоротых, описать место круглоротых в системе рыб. Студент должен владеть: сведениями об особенностях строения и образа жизни ископаемых и ныне живущих круглоротых, методами определения видовой принадлежности круглоротых. Содержание темы. Надкласс бесчелюстные - Agnatha. Класс круглоротые. Ископаемые бесчелюстные, черты их сходства с современными круглоротыми. Основные пути эволюции бесчелюстных. Происхождение миксин и миног. Ныне живущие бесчелюстные: миноги, миксины. Отличительные черты строения, систематика, распространение, особенности жизненного цикла у различных форм. Признаки первичной примитивности и вторичные упрощения, связанные с особенностями жизненного цикла. Хозяйственное значение. Рекомендуемая литература по теме: Основная: Никольский Г. В. Частная ихтиология. 3-е изд. М.: Высшая школа. 197I. 471 с. Атлас пресноводных рыб России: В 2 т./Под ред. Ю.С. Решетникова. М.: Наука, 2003. Аннотированный каталог круглоротых и рыб континентальных вод России. М. : Наука, 1998. 222с. Дополнительная: Расс Т.С., Линдберг Г.У. Современное представление о естественной системе ныне живущих рыб //Вопр. ихтиологии. 1971. Т.II. Вып.3 (68). С.380-407. Рыбы // Жизнь животных. Т.4. 4.1. /Под ред.Т.С.Расса. М.: Просвещение, 1971. 655 с. Лабораторная работа №1. Круглоротые Европейского Северо-востока России. Внешнее строение. Внутренне строение круглоротых. Основные признаки строения круглоротых, используемые при определении видовой принадлежности. Круглоротые водоемов европейского Северо-востока России. Самостоятельная работа: Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить особенности строения круглоротых. Проанализировать основные особенности строения главных систематических групп круглоротых. Рекомендуемая литература по теме: Основная: Гуртовой Н.Н., Матвеев Б.С., Дзержинский Ф.Я. Практическая зоотомия позвоночных Никольский Г. В. Частная ихтиология. 3-е изд. М.: Высшая школа. 197I. 471 с. Атлас пресноводных рыб России: В 2 т./Под ред. Ю.С. Решетникова. М.: Наука, 2003. Аннотированный каталог круглоротых и рыб континентальных вод России. М. : Наука, 1998. 222с. Дополнительная: Расс Т.С., Линдберг Г.У. Современное представление о естественной системе ныне живущих рыб //Вопр. ихтиологии. 1971. Т.II. Вып.3 (68). С.380-407. Рыбы // Жизнь животных. Т.4. 4.1. /Под ред.Т.С.Расса. М.: Просвещение, 1971. 655 с. Тема 3. Рыбы как низшие челюстноротые. Класс хрящевых рыб Студент должен знать: особенности строения рыб как низших челюстноротых, особенности строения основных систем органов хрящевых рыб, данные о происхождении и систематике хрящевых рыб. Студент должен уметь: охарактеризовать особенности строения цельноголовых и пластиножаберных, перечислить основные семейства хрящевых рыб, описать основные направления филогенентических адаптаций акулообразных. Студент должен владеть: современными представлениями о филогении и систематике хрящевых рыб; сведениями об особенностях строения и образа жизни основных систематических групп хрящевых рыб (элемент ПК-10); современными компьютерными технологиями для поиска и анализа информации об особенностях строения разных систематических групп хрящевых рыб (ПК-13). Содержание темы. Надкласс челюстноротые - Gnathostomata. Общая характеристика. Рыбы как низшие челюстноротые. Представления о путях эволюции и филогенетическом древе рыб. Положение в системе класса Acanthodii, признаки, указывающие на происхождение более высокоорганизованных групп рыб от представителей этого класса. Класс хрящевых рыб - Chondriohthyee . Данные о происхождении пластиножаберных, основные черты строения. Морфофизиологическая характеристика акулообразных, черты первичной примитивности и черты высокой специализации. Надотряд и основные семейства акулообразных: акулы и скаты - типичные представители, распространение, хозяйственное значение. Основные направления филогенетических адаптации акулообразных. Подкласс цельноголовые рыбы - Holocephali . Особенности строения, характер распространения. Характеристика основных видов (химеры, ринохимеры, каллоринхи). Рекомендуемая литература по теме: Основная: Никольский Г. В. Частная ихтиология. 3-е изд. М.: Высшая школа. 197I. 471 с. Наумов, Карташов Дополнительная: Расс Т.С., Линдберг Г.У. Современное представление о естественной системе ныне живущих рыб //Вопр. ихтиологии. 1971. Т.II. Вып.3 (68). С.380-407. Рыбы // Жизнь животных. Т.4. 4.1. /Под ред.Т.С.Расса. М.: Просвещение, 1971. 655 с. Самостоятельная работа: Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить особенности рыб как низших челюстноротых. Рассмотреть основные направления эволюции рыб. Повторить строение основных систем органов разных систематических групп хрящевых рыб. Рекомендуемая литература по теме: Основная: Никольский Г. В. Частная ихтиология. 3-е изд. М.: Высшая школа. 197I. 471 с. Дополнительная: Расс Т.С., Линдберг Г.У. Современное представление о естественной системе ныне живущих рыб //Вопр. ихтиологии. 1971. Т.II. Вып.3 (68). С.380-407. Рыбы // Жизнь животных. Т.4. 4.1. /Под ред.Т.С.Расса. М.: Просвещение, 1971. 655 с. Лабораторная работа №2. Хрящевые рыбы. Надкласс челюстноротые, класс хрящевые рыбы. Основные черты строения, черты примитивности и высокой специализации. Определение акул, скатов. Зарисовать внешний вид или характерные признаки (соотношение плавников, форм зубов, хвостового стебля и хвостового плавника) основных представителей. Самостоятельная работа: Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить строение основных систем органов разных систематических групп хрящевых рыб. Рекомендуемая литература по теме: Основная: Никольский Г. В. Частная ихтиология. 3-е изд. М.: Высшая школа. 197I. 471 с. Гуртовой Н.Н., Матвеев Б.С., Дзержинский Ф.Я. Практическая зоотомия позвоночных Дополнительная: Расс Т.С., Линдберг Г.У. Современное представление о естественной системе ныне живущих рыб //Вопр. ихтиологии. 1971. Т.II. Вып.3 (68). С.380-407. Рыбы // Жизнь животных. Т.4. 4.1. /Под ред.Т.С. Расса. М.: Просвещение, 1971. 655 с. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая ихтиология Направление подготовки Курс «Общая ихтиология» является комплексным курсом, в рамках которого рассматривается широкий круг вопросов, касающихся внешнего... | Учебно-методический комплекс направление подготовки 030900 «Юриспруденция» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета, обучающихся по направлению подготовки: 030900 «Юриспруденция»... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социолингвистика» Направление подготовки Оценочные и диагностические средства итоговой аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения | Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 15 «Конституционное право... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» составлен на основании «Положения об учебно-методическом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «психопатология» Направление подготовки: Направление подготовки: 050716. 65 Специальная психология | Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Корпоративное управление... Учебно-методический комплекс «Теория антикризисного управления предприятием» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Бюджетное право и процесс» Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») | Учебно-методический комплекс по дисциплине Симбиогенез Направление подготовки Блок дисциплин дв1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Дисциплины по выбору | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Эволюционные теории Направление подготовки Блок дисциплин дв1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Дисциплины по выбору | Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Проблемы теории государства и права» Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине геоинформатика направление: 020400. 62 География Учебно-методический комплекс по дисциплине «Геоинформатика» составлен в соответствии с Основными образовательными программами по... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы» разработан для студентов, обучающихся на очной и заочной формах обучения направления... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы» разработан для студентов, обучающихся на очной и заочной формах обучения направления... | Учебно-методический комплекс дисциплины делопроизводство направление... Туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 20. 01. 2006 г. №739гум/бак. Учебно-методический комплекс обсужден... |