Программа по краеведению «Мой Край и Я». Автор: Кудашева Анна Евгеньевна. Предмет преподавания: биология





Скачать 410.45 Kb.
НазваниеПрограмма по краеведению «Мой Край и Я». Автор: Кудашева Анна Евгеньевна. Предмет преподавания: биология
страница1/7
Дата публикации06.07.2013
Размер410.45 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Биология > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7






«Образовательная программа по краеведению «Мой Край и Я».


Автор: Кудашева Анна Евгеньевна.

Предмет преподавания: биология

Должность: учитель

Название учреждения образования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 108».

Адрес учреждения: 456080, г.Трехгорный, Челябинская область, ул.Космонавтов, д.20а.

Телефон учреждения образования: 8(35191)6-22-06.

Адрес автора: 456080, г.Трехгорный, Челябинская область, ул.Кирова, д.10, кв.15.

Е-mail автора: kudasheva_a@mail.ru

Домашний телефон: 8(35191)6-52-68

г.Трехгорный, Челябинская область, 2010г.

Оглавление


Пояснительная записка 3

Раздел №1. Учебно-тематический план. 1 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год. 9

Содержание программы. Раздел №1. 1 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год 9

Раздел №2. Учебно-тематический план. 2 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год. 10

Содержание программы. Раздел №2. 2 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год. 11

Раздел №3. Учебно-тематический план. 3 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год. 13

Содержание программы. Раздел №3. 3 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год. 14

Раздел № 4. Учебно-тематический план. 4 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год 16

Содержание программы. Раздел №4. 4 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год 17

Раздел № 5. Учебно-тематический план. 5 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год. 18

Содержание программы. Раздел №5. 5 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год. 19

Предполагаемые результаты: 20

Методическое обеспечение образовательной программы 22

Формы организации работы по программе: 22

Материально-техническое обеспечение: 23

Список литературы для педагогов: 24


Пояснительная записка


Программа “Мой края и Я” реализуется по эколого-биологической направленности дополнительного образования детей, конкретизирует, развивает содержание биологического образования, дает распределение учебных часов по темам, определяет последовательность изучения тем содержания программы с учетом межпредметных связей (Биология и экология и др.), учитывает логику учебного процесса и возрастные особенности обучающихся.

Актуальность создания программы вызвана тем, что биологические науки, изучающие жизнь планеты во всём многообразии её проявлений, в настоящее время достигли высочайшего уровня развития, и решение глобальных проблем человечества становится зависимым от уровня биологического образования каждого человека.

Цель данной программы заключается в воспитании гражданина России, патриота Малой Родины, знающего и любящего свой край, город и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи, стоящие при обучении программе:

  1. В обучении:

  1. Дать знания об экологическом многообразии растительного мира.

  2. Научить проводить наблюдения за экологическими объектами.

  3. Научить использовать информацию о современных достижениях в области экологии.

  4. Научить применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы.

  5. Научить работать с дополнительной литературой и специальным оборудованием.

  6. Познакомить с методами познания и исследования живой природы (наблюдение, анализ и т.д.)

  1. В развитии:

  1. Развивать художественно-эстетический вкус.

  2. Расширить пространство образного мышления.

  3. Развивать навыки художественно-эстетической обработки природного материала.

  4. Формировать умение работы с различными источниками информации.

  5. Развивать коммуникативные навыки детей.

  1. В воспитании:

  1. Воспитать нормы социальной жизни (патриотические, гражданские, нравственные, эстетические и др.).

  2. Приобщать к культуре родного края.

  3. Воспитать позитивное эмоционально-ценностное отношение к живой природе.

  4. Воспитать нравственную позицию ребёнка по отношению к родному краю.

  5. Воспитать чувство принадлежности к малой Родине, России, родным корням.

  1. В оздоровлении:

  1. Закрепить правила поведения в природе профилактики заболеваний, стрессов и вредных привычек.

  2. Укрепить психологическое и физическое здоровье детей.

  3. Обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка.

Новизна содержания программы обусловлена потребностью формирования экологического, ценностного мировоззрения через систему знаний о многообразии природного окружения, о социально-экологических явлениях, использовании краеведческого материала в обучении и воспитании.

Организационные условия работы по программе:

Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 7 до 12 лет. Срок реализации программы 5 лет. Учитывая возрастные особенности детей, в группе должно быть 10-12 человек.

Вариант программы рассчитан на изучение материала по 2 часа в неделю, по 72 часа в год. Данный вариант содержит учебное время на проведение практических работ, дидактических игр, экскурсий и других видов деятельности.

Этапы реализации программы соответствуют годам обучения освоению содержания программного материала:

1 этап—первый и второй год обучения—первоначальное овладение экологическими знаниями, умениями наблюдать, анализировать, проводить сравнения, формирование эмоционально-ценностного отношения к природе, развитие первичных навыков исследовательской деятельности, накопление информации о процессах и явлениях природы.

2 этап—третий год обучения—углубление полученных теоретических знаний, развитие навыков практико-ориентированной деятельности, обучение умениям использовать полученные знания в повседневной жизни.

3 этап—четвертый и пятый год обучения—формирование ключевых компетенций: учебно-организационных, учебно-информационных, учебно-логических, учебно-коммуникативных.

Основные направления и содержание деятельности при работе по программе:

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

  • Занятие-беседа.

  • Занятие-сказка.

  • Занятие-путешествие.

  • Занятие-рассказ.

  • Изобразительная деятельность.

  • Викторины.

  • Практические занятия.

  • Дидактические игры.

  • Сюжетные игры.

  • Экскурсии.

  • Презентации.

  • Защита проектов.

  • Праздники.

  • Тестирование. Анкетирование.

  • Проектная деятельность.

  • Упражнения по аналогу.

  • Походы.

  • Самостоятельные работы.



Методы работы по программе:



    1. Словесные.

    2. Наглядные.

    3. Практические.

    4. Иллюстративные.

    5. Создание ситуации успеха.

    6. Создание ситуации творческого поиска.

    7. Психологические упражнения.

    8. Рефлексия деятельности, самопроверка и самооценка.

    9. Методы взаимных заданий.

    10. Объяснительно-иллюстративный.

    11. Эвристический.

    12. Проблемный.

    13. Программированный.

    14. Репродуктивный.

    15. Поисковый или частично-поисковый.

    16. Метод проблемного изложения.



Предполагаемые результаты.

В результате освоения программы учащиеся получают комплекс знаний и приобретают определенные умения и навыки.

К концу первого года обучения учащиеся должны:

Знать:

  • Особенности живой и неживой природы

  • взаимосвязь организмов в природе

  • компоненты и особенности урбосистемы

  • историю создания города

  • особенности и типы городов Челябинской области

  • особенности выращивания и ухода за овощными культурами на собственных приусадебных участках

  • биологическое многообразие растительности в городе

  • причины негативного антропогенного воздействия на растения города

  • особенности национальных костюмов народов, проживающих на территории Челябинской области

  • Традиции и обычаи различных национальных культур.

Уметь:

  • объяснять роль человека в сохранении и поддержании биологического разнообразия флоры и фауны

  • распознавать по внешнему виду растения местных пород деревьев, их плоды и семена, листья

  • выявлять изменчивость растений под влиянием внешних факторов среды

  • анализировать и оценивать степень воздействия факторов окружающей среды

  • анализировать влияние собственных поступков на живые организмы и окружающую среду.

К концу второго года обучения учащиеся должны:

Знать:

  • характерные признаки растений

  • основные виды плодов растений

  • сорные растения, характерные для Челябинской области

  • дикорастущие и культурные растения, характерные для Челябинской области

  • основных представителей насекомых-вредителей, характерных для Челябинской области

  • основных представителей ядовитых насекомых

  • общие признаки позвоночных животных

  • правила оказания первой медицинской помощи при травмах, нанесенных насекомыми

  • основных представителей аквариумных рыб

  • основных представителей рыб, обитающих в реках и озерах Челябинской области

  • основных представителей птиц Челябинской области

  • роль животных в жизни человека

  • основных представителей животного мира, обитающих на территории Челябинской области

  • закон об охране природы России

Уметь:

  • наблюдать за фенологическими изменениями в природе

  • определять принадлежность различных видов к определенной систематической и экологической группам

  • объяснять необходимость защиты окружающей среды

  • находить в описании отличительные признаки основных систематических и экологических групп

  • объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды

  • делать выводы на основе сравнения

  • объяснять необходимость защиты окружающей среды

  • находить в биологических словарях значение экологических терминов

  • распознавать животных различных экологических групп

  • анализировать влияние собственных поступков на живые организмы и окружающую среду.

К концу третьего года обучения учащиеся должны:

Знать:

  • виды деревьев

  • отличие кустарников и деревьев

  • виды цветов

  • строение деревьев

  • строение и отличительные признаки цветов

  • полезную деятельность различных птиц

  • особо охраняемые территории Челябинской области

  • лекарственные растения

  • отличие культурных и естественных сообществ

  • правила ухода за комнатными растениями

  • экологические условия содержания комнатных растений

  • место и роль животных в природных сообществах

  • трофические связи

  • экологические ниши

  • биологические способы борьбы с вредителями

  • факторы среды

  • влияние факторов неживой природы на живые организмы

  • важнейшие экологические проблемы

Уметь:

  • определять приспособленность организмов к окружающей среде

  • описывать физиологические процессы, происходящие в растении

  • наблюдать за состоянием растительности города

  • наблюдать за фенологическими изменениями в природе

  • распознавать и описывать на таблицах, гербариях, схемах основные части растительного и животного организма

  • определять принадлежность различных видов к определенной систематической и экологической группам

  • находить в описании отличительные признаки основных систематических и экологических групп

  • объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды

  • делать выводы на основе сравнения

  • объяснять необходимость защиты окружающей среды

  • находить в биологических словарях значение экологических терминов

  • распознавать животных различных экологических групп

  • анализировать влияние собственных поступков на живые организмы и окружающую среду.

К концу четвертого года обучения учащиеся должны:

Знать:

  • Что такое семья?

  • Потребности людей

  • Что такое натуральное и товарное хозяйство?

  • Историю денежной единицы России

  • Бюджет семьи

  • Отношение «покупатель-продавец»

  • Примеры экономических отношений в школе

  • Формы заработной платы

  • Среды жизни

  • Экологические ниши

  • Виды борьбы за выживание

  • Жизненные силы биосферы

  • Что такое климат?

  • Стихийные явления природы

  • Виды техногенных аварий

Уметь:

  • Определять приспособленность организмов к окружающей среде

  • Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды

  • Наблюдать за состоянием растительности города

  • Составлять экологическую карту своего микрорайона

  • Оценивать экологическое состояние окружающей среды Челябинской области

  • находить в дополнительных информационных источниках необходимую информацию, в том числе с использованием информационных технологий

  • объяснять результаты экологических практикумов

  • анализировать влияние собственных поступков на живые организмы и окружающую среду.

К концу пятого года обучения учащиеся должны:

Знать:

  • историю заселения Челябинской области

  • географическое положение Челябинской области

  • традиции природопользования

  • природные зоны Земли

  • важнейшие природные экосистемы

  • основные направления промышленного сектора Челябинской области

  • основные направления в развитии сельского хозяйства Челябинской области

  • природные ресурсы Челябинской области

  • основные особенности растительного и животного мира Челябинской области

  • культурные центры Челябинской области

  • основные направления деятельности предприятий города и их влияние на окружающую среду

  • основные географические открытия Челябинской области

  • основные профессии

  • права потребителей

Уметь:

  • находить в дополнительных информационных источниках необходимую информацию, в том числе с использованием информационных технологий

  • изучать природные объекты и процессы

  • сравнивать представителей разных систематических и экологических групп

  • объяснять результаты экологических практикумов

  • распознавать по внешнему виду различных представителей флоры и фауны

  • оценивать природные условия и ресурсы

  • выявлять зависимость между компонентами природы

  • оценивать состояние окружающей среды своего города, области

  • анализировать влияние собственных поступков на живые организмы и окружающую среду.

Овладеть навыками:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями и животными

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде.


  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по краеведению «Мой Край и Я». Автор: Кудашева Анна Евгеньевна. Предмет преподавания: биология iconПоложение о региональном конкурсе рефератов среди учащихся образовательных...
Гбоу дод «Краевой центр развития творчества детей и юношества «Муравейник» проводит конкурс рефератов по краеведению и этнографии...
Программа по краеведению «Мой Край и Я». Автор: Кудашева Анна Евгеньевна. Предмет преподавания: биология iconПоложение о муниципальном конкурсе рефератов по краеведению и этнографии
Конкурс «Мой Пермский край» проводится в рамках районной этнокультурной акции «Национальные традиции преемственность поколений»
Программа по краеведению «Мой Край и Я». Автор: Кудашева Анна Евгеньевна. Предмет преподавания: биология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторская программа кружка дополнительного образования по краеведению «Мой край родной»
Программа по краеведению «Мой Край и Я». Автор: Кудашева Анна Евгеньевна. Предмет преподавания: биология iconЛюблю тебя, мой край родной
Любой человек любит то место, где он живет. Вот и я люблю мой край родной. На земле много очень красивых мест, но сердце прикипело...
Программа по краеведению «Мой Край и Я». Автор: Кудашева Анна Евгеньевна. Предмет преподавания: биология icon«Мой Красноярский край» с ярким и красочным рассказом о своей малой...
Результаты краевого конкурса сочинений «Мой Красноярский край», посвященного 80-летию Красноярского края
Программа по краеведению «Мой Край и Я». Автор: Кудашева Анна Евгеньевна. Предмет преподавания: биология iconРабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс
Гречухин Г. Б. // Сборник методических материалов по историческому краеведению в основной школе. 7-8 кл. – Н. Новгород: нгц, 2006....
Программа по краеведению «Мой Край и Я». Автор: Кудашева Анна Евгеньевна. Предмет преподавания: биология iconРабочая программа по историческому краеведению (наименование учебного...
Рабочая программа разработана на основе использования учебника Балдин К. Е., Барвенко В. Г., Иванов Г. В. Ивановский край в истории...
Программа по краеведению «Мой Край и Я». Автор: Кудашева Анна Евгеньевна. Предмет преподавания: биология iconИван III – государь всея Руси. Образование единого государства. Учебный предмет
Автор: Ашаткина Анна Ивановна – учитель истории и обществознания. Моу покровская оош, муниципального района Кинельский, Самарской...
Программа по краеведению «Мой Край и Я». Автор: Кудашева Анна Евгеньевна. Предмет преподавания: биология iconПлан-конспект урока биоценоз и биогеоценоз. Структура биогеоценоза....
Базовый учебник: Е. И. Тупикин. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности (профессиональное образование)
Программа по краеведению «Мой Край и Я». Автор: Кудашева Анна Евгеньевна. Предмет преподавания: биология iconМусафирова Рита Евгеньевна учитель начальных классов моу сош №8,...
Автор: Мусафирова Рита Евгеньевна – учитель начальных классов моу сош №8, г. Радужный, хмао – Югра
Программа по краеведению «Мой Край и Я». Автор: Кудашева Анна Евгеньевна. Предмет преподавания: биология iconНазвание Предмет Направление
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Программа по краеведению «Мой Край и Я». Автор: Кудашева Анна Евгеньевна. Предмет преподавания: биология iconПрил. 14 На школьном уровне
...
Программа по краеведению «Мой Край и Я». Автор: Кудашева Анна Евгеньевна. Предмет преподавания: биология iconПрограмма «Мой край родной»
Методические рекомендации к проведению занятий
Программа по краеведению «Мой Край и Я». Автор: Кудашева Анна Евгеньевна. Предмет преподавания: биология iconЛучшая просветительская программа Просветительская программа. Гтрк...
Просветительская программа. Гтрк «Пермь». «Оберегая традиции». Передача 1-ая и 2-ая. Автор Анна Шулюпина
Программа по краеведению «Мой Край и Я». Автор: Кудашева Анна Евгеньевна. Предмет преподавания: биология iconУрок: «иммунитет» Предмет: Биология Тема: Иммунитет
Автор: О. Г. Петрова, учитель биологии и географии, моу середкинская сош псковской обл
Программа по краеведению «Мой Край и Я». Автор: Кудашева Анна Евгеньевна. Предмет преподавания: биология iconАнна Евгеньевна Батурина 3000 практических советов для дома
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из 120 страниц текста, содержит введение, четыре главы, заключение, список литературы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск