



«Образовательная программа по краеведению «Мой Край и Я».
Автор: Кудашева Анна Евгеньевна.
Предмет преподавания: биология
Должность: учитель
Название учреждения образования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 108».
Адрес учреждения: 456080, г.Трехгорный, Челябинская область, ул.Космонавтов, д.20а.
Телефон учреждения образования: 8(35191)6-22-06.
Адрес автора: 456080, г.Трехгорный, Челябинская область, ул.Кирова, д.10, кв.15.
Е-mail автора: kudasheva_a@mail.ru
Домашний телефон: 8(35191)6-52-68
г.Трехгорный, Челябинская область, 2010г.
Оглавление Пояснительная записка 3
Раздел №1. Учебно-тематический план. 1 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год. 9
Содержание программы. Раздел №1. 1 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год 9
Раздел №2. Учебно-тематический план. 2 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год. 10
Содержание программы. Раздел №2. 2 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год. 11
Раздел №3. Учебно-тематический план. 3 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год. 13
Содержание программы. Раздел №3. 3 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год. 14
Раздел № 4. Учебно-тематический план. 4 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год 16
Содержание программы. Раздел №4. 4 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год 17
Раздел № 5. Учебно-тематический план. 5 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год. 18
Содержание программы. Раздел №5. 5 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год. 19
Предполагаемые результаты: 20
Методическое обеспечение образовательной программы 22
Формы организации работы по программе: 22
Материально-техническое обеспечение: 23
Список литературы для педагогов: 24
Пояснительная записка Программа “Мой края и Я” реализуется по эколого-биологической направленности дополнительного образования детей, конкретизирует, развивает содержание биологического образования, дает распределение учебных часов по темам, определяет последовательность изучения тем содержания программы с учетом межпредметных связей (Биология и экология и др.), учитывает логику учебного процесса и возрастные особенности обучающихся.
Актуальность создания программы вызвана тем, что биологические науки, изучающие жизнь планеты во всём многообразии её проявлений, в настоящее время достигли высочайшего уровня развития, и решение глобальных проблем человечества становится зависимым от уровня биологического образования каждого человека.
Цель данной программы заключается в воспитании гражданина России, патриота Малой Родины, знающего и любящего свой край, город и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи, стоящие при обучении программе:
В обучении:
Дать знания об экологическом многообразии растительного мира.
Научить проводить наблюдения за экологическими объектами.
Научить использовать информацию о современных достижениях в области экологии.
Научить применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы.
Научить работать с дополнительной литературой и специальным оборудованием.
Познакомить с методами познания и исследования живой природы (наблюдение, анализ и т.д.)
В развитии:
Развивать художественно-эстетический вкус.
Расширить пространство образного мышления.
Развивать навыки художественно-эстетической обработки природного материала.
Формировать умение работы с различными источниками информации.
Развивать коммуникативные навыки детей.
В воспитании:
Воспитать нормы социальной жизни (патриотические, гражданские, нравственные, эстетические и др.).
Приобщать к культуре родного края.
Воспитать позитивное эмоционально-ценностное отношение к живой природе.
Воспитать нравственную позицию ребёнка по отношению к родному краю.
Воспитать чувство принадлежности к малой Родине, России, родным корням.
В оздоровлении:
Закрепить правила поведения в природе профилактики заболеваний, стрессов и вредных привычек.
Укрепить психологическое и физическое здоровье детей.
Обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка.
Новизна содержания программы обусловлена потребностью формирования экологического, ценностного мировоззрения через систему знаний о многообразии природного окружения, о социально-экологических явлениях, использовании краеведческого материала в обучении и воспитании.
Организационные условия работы по программе:
Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 7 до 12 лет. Срок реализации программы 5 лет. Учитывая возрастные особенности детей, в группе должно быть 10-12 человек.
Вариант программы рассчитан на изучение материала по 2 часа в неделю, по 72 часа в год. Данный вариант содержит учебное время на проведение практических работ, дидактических игр, экскурсий и других видов деятельности.
Этапы реализации программы соответствуют годам обучения освоению содержания программного материала:
1 этап—первый и второй год обучения—первоначальное овладение экологическими знаниями, умениями наблюдать, анализировать, проводить сравнения, формирование эмоционально-ценностного отношения к природе, развитие первичных навыков исследовательской деятельности, накопление информации о процессах и явлениях природы.
2 этап—третий год обучения—углубление полученных теоретических знаний, развитие навыков практико-ориентированной деятельности, обучение умениям использовать полученные знания в повседневной жизни.
3 этап—четвертый и пятый год обучения—формирование ключевых компетенций: учебно-организационных, учебно-информационных, учебно-логических, учебно-коммуникативных.
Основные направления и содержание деятельности при работе по программе:
Формы организации учебно-познавательной деятельности: Занятие-беседа.
Занятие-сказка.
Занятие-путешествие.
Занятие-рассказ.
Изобразительная деятельность.
Викторины.
Практические занятия.
Дидактические игры.
Сюжетные игры.
Экскурсии.
Презентации.
Защита проектов.
Праздники.
Тестирование. Анкетирование.
Проектная деятельность.
Упражнения по аналогу.
Походы.
Самостоятельные работы.
Методы работы по программе: Словесные.
Наглядные.
Практические.
Иллюстративные.
Создание ситуации успеха.
Создание ситуации творческого поиска.
Психологические упражнения.
Рефлексия деятельности, самопроверка и самооценка.
Методы взаимных заданий.
Объяснительно-иллюстративный.
Эвристический.
Проблемный.
Программированный.
Репродуктивный.
Поисковый или частично-поисковый.
Метод проблемного изложения.
Предполагаемые результаты. В результате освоения программы учащиеся получают комплекс знаний и приобретают определенные умения и навыки. К концу первого года обучения учащиеся должны:Знать: Особенности живой и неживой природы
взаимосвязь организмов в природе
компоненты и особенности урбосистемы
историю создания города
особенности и типы городов Челябинской области
особенности выращивания и ухода за овощными культурами на собственных приусадебных участках
биологическое многообразие растительности в городе
причины негативного антропогенного воздействия на растения города
особенности национальных костюмов народов, проживающих на территории Челябинской области
Традиции и обычаи различных национальных культур.
Уметь: объяснять роль человека в сохранении и поддержании биологического разнообразия флоры и фауны
распознавать по внешнему виду растения местных пород деревьев, их плоды и семена, листья
выявлять изменчивость растений под влиянием внешних факторов среды
анализировать и оценивать степень воздействия факторов окружающей среды
анализировать влияние собственных поступков на живые организмы и окружающую среду.
К концу второго года обучения учащиеся должны:Знать: характерные признаки растений
основные виды плодов растений
сорные растения, характерные для Челябинской области
дикорастущие и культурные растения, характерные для Челябинской области
основных представителей насекомых-вредителей, характерных для Челябинской области
основных представителей ядовитых насекомых
общие признаки позвоночных животных
правила оказания первой медицинской помощи при травмах, нанесенных насекомыми
основных представителей аквариумных рыб
основных представителей рыб, обитающих в реках и озерах Челябинской области
основных представителей птиц Челябинской области
роль животных в жизни человека
основных представителей животного мира, обитающих на территории Челябинской области
закон об охране природы России
Уметь: наблюдать за фенологическими изменениями в природе
определять принадлежность различных видов к определенной систематической и экологической группам
объяснять необходимость защиты окружающей среды
находить в описании отличительные признаки основных систематических и экологических групп
объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды
делать выводы на основе сравнения
объяснять необходимость защиты окружающей среды
находить в биологических словарях значение экологических терминов
распознавать животных различных экологических групп
анализировать влияние собственных поступков на живые организмы и окружающую среду.
К концу третьего года обучения учащиеся должны:Знать: виды деревьев
отличие кустарников и деревьев
виды цветов
строение деревьев
строение и отличительные признаки цветов
полезную деятельность различных птиц
особо охраняемые территории Челябинской области
лекарственные растения
отличие культурных и естественных сообществ
правила ухода за комнатными растениями
экологические условия содержания комнатных растений
место и роль животных в природных сообществах
трофические связи
экологические ниши
биологические способы борьбы с вредителями
факторы среды
влияние факторов неживой природы на живые организмы
важнейшие экологические проблемы
Уметь: определять приспособленность организмов к окружающей среде
описывать физиологические процессы, происходящие в растении
наблюдать за состоянием растительности города
наблюдать за фенологическими изменениями в природе
распознавать и описывать на таблицах, гербариях, схемах основные части растительного и животного организма
определять принадлежность различных видов к определенной систематической и экологической группам
находить в описании отличительные признаки основных систематических и экологических групп
объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды
делать выводы на основе сравнения
объяснять необходимость защиты окружающей среды
находить в биологических словарях значение экологических терминов
распознавать животных различных экологических групп
анализировать влияние собственных поступков на живые организмы и окружающую среду.
К концу четвертого года обучения учащиеся должны:Знать: Что такое семья?
Потребности людей
Что такое натуральное и товарное хозяйство?
Историю денежной единицы России
Бюджет семьи
Отношение «покупатель-продавец»
Примеры экономических отношений в школе
Формы заработной платы
Среды жизни
Экологические ниши
Виды борьбы за выживание
Жизненные силы биосферы
Что такое климат?
Стихийные явления природы
Виды техногенных аварий
Уметь: Определять приспособленность организмов к окружающей среде
Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды
Наблюдать за состоянием растительности города
Составлять экологическую карту своего микрорайона
Оценивать экологическое состояние окружающей среды Челябинской области
находить в дополнительных информационных источниках необходимую информацию, в том числе с использованием информационных технологий
объяснять результаты экологических практикумов
анализировать влияние собственных поступков на живые организмы и окружающую среду.
К концу пятого года обучения учащиеся должны:Знать: историю заселения Челябинской области
географическое положение Челябинской области
традиции природопользования
природные зоны Земли
важнейшие природные экосистемы
основные направления промышленного сектора Челябинской области
основные направления в развитии сельского хозяйства Челябинской области
природные ресурсы Челябинской области
основные особенности растительного и животного мира Челябинской области
культурные центры Челябинской области
основные направления деятельности предприятий города и их влияние на окружающую среду
основные географические открытия Челябинской области
основные профессии
права потребителей
Уметь: находить в дополнительных информационных источниках необходимую информацию, в том числе с использованием информационных технологий
изучать природные объекты и процессы
сравнивать представителей разных систематических и экологических групп
объяснять результаты экологических практикумов
распознавать по внешнему виду различных представителей флоры и фауны
оценивать природные условия и ресурсы
выявлять зависимость между компонентами природы
оценивать состояние окружающей среды своего города, области
анализировать влияние собственных поступков на живые организмы и окружающую среду.
Овладеть навыками: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями и животными
соблюдения правил поведения в окружающей среде.
|