Пояснительная записка рабочая программа предназначена





НазваниеПояснительная записка рабочая программа предназначена
страница1/16
Дата публикации18.07.2014
Размер3.17 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 3 имени А.И.Томилина

Советско-Гаванского муниципального района

Утверждаю

Зам.директора по УВР

________ Е.Г.Чердынцева

«02» сентября 2013

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя

первой квалификационной категории

Проскуриной Светланы Александровны
по биологии

10 «а,б»,11»а,б» классов

( профильный уровень)



2013 - 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Рабочая программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в профильных 10-11 классах средней общеобразовательной школы и составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и программы раздела «Биология» 10-11 классы (профильный уровень),авторов Л.Н.Сухоруковой, В.С.Кучменко, Т.Ф.Черняковской , являющейся составной частью учебно-методического комплекта «Сферы». УМК подготовлен в рамках широкомасштабного инновационного проекта «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение»- российской школе. Программа рассчитана на 3 часа в неделю-105 часов. Учебный год учащихся 10-11 класса средней школы составляет 33 недели, поэтому появилась необходимость скорректировать указанную программу на 99 часов.

  2. Общие концептуальные принципы

-обеспечение преемственности школьных биологических разделов

-единые методологический, методический, информационный, подходы к организации учебного материала

-наличие унифицированной навигационной системы, позволяющей осуществлять единую технологию обучения и способствующей овладению обучающимися навыками отбора, анализа и преобразования информации.

- использование современных педагогических технологий

3.Главные психолого- педагогические принципы

  • ориентация на развитие культуры личности

  • формирование ценностных экологических ориентаций, ключевых компетенций, обеспечивающих мобильность знаний и опыта деятельности в конкретных ситуациях

4.Методические подходы к отбору и построению содержания

  • обеспечение целостности школьного биологического образования, последовательного развития понятий цитологии, генетики, экологии, эволюционного учения в течение изучения всех разделов.

  • обеспечивает необходимую подготовку к ЕГЭ

  • усиление практической направленности содержания и формирование на этой основе способности эффективно применять знания и опыт деятельности в конкретных ситуациях, самостоятельно решать проблемы познавательные, бытовые, социально- этические, жизненного самоопределения.

  • проектирование содержания раздела как модели науки в системе культуры на основе:

  • рассмотрения современных теоретических обобщений генетики, экологии, эволюционного учения на историко- культурном фоне через персонификацию идей, описание выдающихся открытий, обращение к социально- этическим проблемам развития биотехнологии

  • включения в содержание образования не только законов и теории науки, способов деятельности, но и опыта творческого поиска, эмоционально- ценностного отношения к живой природе

  • построения содержания на исторической основе- путем движения от абстрактных идей через классические теории к современным, например от учения Менделя к хромосомной теории наследственности и от нее к молекулярной теории гена

  • диалогического построения содержания о происхождении жизни на Земле, направленного на предъявление собственного мнения в отношении предмета обсуждения, терпимости к инакомыслию

Роль и место курса в обучении

Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях и призвана не только систематизировать и обобщить биологические знания учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, но и показать прикладное и практическое значение биологии.

Программа «Общая биология» профильного обучения обеспечивает усвоение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В программе нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед современной биологической наукой. Большое внимание уделено проведению биологических исследований и освоению учащимися методологии научного познания.

Цели изучения биологии на профильном уровне

обучения ориентированы не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей, как это определено Федеральным образовательным стандартом, сформулированным в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.

Особое место в программе отведено вопросам, направленным на формирование у школьников научного мировоззрения, целостной научной картины мира, экологической культуры и экологического мышления, решению вопросов по сохранению окружающей природы и здоровья человека.

Для повышения образовательного уровня учащихся и развитию навыков проведения исследований и экспериментов программа включает в себя разнообразные практические и лабораторные работы. Выполнение исследовательских работ направлено на формирование навыков планирования и проведения самостоятельных исследований, что способствует развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей школьников. В выполнении этих заданий сетевые преподаватели призваны оказать учащимся помощь в организации и проведении работ, обеспечить консультативную помощь и контроль над выполнением заданий.

Для углубления знаний и расширения кругозора школьников рекомендуются экскурсии по основным разделам программы. В программе предусмотрены различные демонстрации, в том числе и компьютерные, способствующие повышению качества преподавания и его эффективности.

В данной программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся частью современной ЕНКМ, о биологических системах (клетка, организм, популяция, вид, биоценоз, биосфера), об истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке, о методах научного познания;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии, устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; самостоятельно проводить наблюдения и исследования, находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру, сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации, проведения экспериментальных исследований, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к своему здоровью, уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью, выработка навыков экологической культуры, правил поведения в природе.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне лежит знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. Программа включает основные разделы и темы, изучаемые в средней (основной) общеобразовательной школе.

Методы достижения целей

Данная программа реализуется при сочетании разнообразных форм и методов обучения:

  • Виды обучения: объяснительно-репродуктивный, проблемный, развивающий, алгоритмизированный.

  • Формы обучения: групповые, фронтальные, индивидуальные.

  • Методы обучения: словесные, наглядные, практические и специальные.

  • Программа предусматривает большой цикл обзорных лекций, которые позволяют учащимся более глубоко осмыслить эволюцию живой природы на Земле, необходимости гуманного и рационального отношения к нашим богатствам

  • Рабочей программой предусмотрены уроки обобщающего повторения, которые проводятся с целью систематизации знаний по темам, для достижения результатов уровня обученности, для осуществления тематического контроля.

Данные формы, методы, виды обучения используются согласно индивидуальной технологии учителя и направленности класса. Все это позволяет учителю варьировать типы уроков, методические приёмы.

  • Для проверки знаний, умений и навыков учитель использует разные формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый; репродуктивный и продуктивный.

  • Использование ИКТ .

Система оценки достижений обучающихся

  • Регулярный тематический контроль с помощью разноуровневых тестов, биологических задач, творческих заданий позволяет закреплять теоретические знания на высоком уровне, а лабораторные и практические работы формируют основные биологические умения и навыки, а также метапредметные компетенции, необходимые при подготовке к ЕГЭ

  • в конце изучения каждой темы предусмотрены контрольные работы

  • Зачёты за первое полугодие в 10-11 классах и переводной экзамен в 10 классе позволяют учащимся лучше подготовиться к выпускному экзамену в форме ЕГЭ.

Тематический и итоговый контроль проводится с использованием мониторингового инструментария (тестов), заложенного в содержание УМК.

В программе представлены темы возможных рефератов, творческих и исследовательских работ, которые могут использоваться для углубления и обобщения знаний

В качестве демонстраций, лабораторных работ, контрольных тестов могут использоваться компьютерные модели, компьютерные тесты и лабораторные работы, как при самостоятельном изучении материала учащимися, так и при дистанционном общении с преподавателем.

В программе приведён список основной, дополнительной и специальной литературы для учителя и учащихся, методической литературы для преподавателей.

. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации, творческая деятельность.

Результаты обучения

приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и соответствуют стандарту. Требования на профильном уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение биологическими методами исследования. Приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, самостоятельный поиск информации в различных источниках.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

по программе профильного обучения среднего (полного) общего образования

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

знать /понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

  • современную биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

  • решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;

  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).ПРОГРАММА «БИОЛОГИЯ. 10–11 КЛАССЫ. ПРОФИЛЬНЫЙ

УРОВЕНЬ» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

(Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С.)

Во введении в раздел рассматривается методология биологи!

ческого познания, предмет исследования биологической науки,

ее краткая история, связь с культурой. Дается ценностная

установка о важности изучения законов и теорий биологии для

дальнейшей профессиональной деятельности.

Методологическое введение способствует более глубокому

пониманию изучаемого теоретического материала, развитию

способности к осознанию собственной познавательной деятель!

ности. При изложении истории науки рассматривается развитие

эволюционных представлений, теория Ч. Дарвина, что позволя!

ет провести эволюционную идею через все содержание курса,

обеспечить его целостность.

Раздел «Биологические системы: клетка, организм» призван

заложить фундамент для последующего изучения теоретических

положений генетики, экологии, эволюции. Особенностями

содержания этого раздела являются:

обращение к истории развития клеточной теории, ее социо!

культурным истокам, основным открытиям в области биологии

клетки с целью усиления познавательной мотивации;

формулирование положений современной клеточной теории

с позиций системного подхода с целью систематизации

изучаемого эмпирического материала;

обобщение знаний об организме, полученных в основной

школе; особенностях полового и бесполого размножения, чере!

довании поколений в жизненных циклах растений;

ориентация на применение знаний в ситуациях, прибли!

женных к повседневной жизни при изучении процессов фото!

синтеза, хемосинтеза, дыхания, брожения;

обучение правилам поведения в период распространения

эпидемий, вакцинации, применения антибиотиков и интер!

феронов, здорового питания при рассмотрении особенностей

строения, размножения, обмена веществ прокариот и вирусов.

Структура и содержание следующего раздела «Основные

закономерности наследственности и изменчивости» существен!

но обновлены и направлены на прослеживание преемственности

в развитии основных идей, понятий и теорий генетики. Наиболее

ярко эта преемственность проявляется в развитии понятия «ген»,

его содержание последовательно обогащается при переходе от уче!

ния Г. Менделя к хромосомной теории наследственности и от

нее — к молекулярной теории гена. Именно развитием централь!

ного понятия генетики, а также необходимостью ознакомления

старших школьников с понятием «геном» и проектом «Геном

человека», широко транслированным в современную культуру,

продиктовано усиление внимания к вопросам молекулярной

КОНЦЕПЦИЯ И ЛОГИКА ПОСТРОЕНИЯ КУРСА 7

генетики. В связи с этим материал об этапах реализации гене!

тической информации в процессе биосинтеза белков в клетке

рассматривается в генетическом разделе (а не при изучении

обмена веществ, как это было принято), так как представляет

собой фрагмент молекулярной теории гена. Особенностью

генетического раздела является также усиление внимания:

к важнейшему теоретическому обобщению биологии —

закону гомологических рядов в наследственной изменчивости,

имеющему большое практическое значение и связывающему

генетику с селекцией и теорией эволюции;

к реальным проблемам генетики развития, онкогенетики и

иммуногенетики;

к социально!этическим проблемам познания жизни и чело!

века (при изучении генной инженерии и технологии клони!

рования млекопитающих), что согласуется с современной куль!

турно!исторической ситуацией.

Генетический раздел завершает курс биологии 10 класса.

Курс 11 класса начинается с раздела «Среды жизни.

Надорганизменные системы. Экосистемы» — логического

продолжения ранее изученного содержания. Многие понятия

генетики (аллель, генотип, фенотип, множественный аллелизм

или генетическое разнообразие, генофонд) являются основой

для изучения понятий экологии.

Центральное положение экологических концепций в системе

курса биологии профильного уровня продиктовано также их цен!

ностно!нормативной функцией. Ценностные экологические ориен!

тации придают смысл всему изучаемому материалу, позволяют

понять важность сохранения устойчивости живых систем, т. е.

служат основой формирования экологической компетентности.

Особенностью данного раздела является:

основательное ознакомление с различными средами жизни

и адаптациями к ним организмов;

рассмотрение проблем динамики и саморегуляции числен!

ности популяций, видов, биоценозов и экосистем, разнообразия,

устойчивости и ценности природных экосистем с целью само!

реализации личности в экологической деятельности, развития

субъектного опыта практического участия в улучшении состоя!

ния окружающей среды.

значительное внимание к учению о биосфере, биогеохими!

ческим циклам элементов, что позволяет интегрировать и при!

менять знания по основам цитологии, микробиологии, эколо!

гии, физике, астрономии, химии для объяснения происходящих

в природе изменений и их последствий.

Знания по генетике и экологии — фундамент для усвоения

раздела «Микро_ и макроэволюция. Разнообразие органического

мира». Известно, что синтетическая теория эволюции (СТЭ)

представляет собой синтез классического дарвинизма, генетики

и экологии. Поэтому данную теорию следует изучать после кон!

8 КОНЦЕПЦИЯ И ЛОГИКА ПОСТРОЕНИЯ КУРСА

цепций экологии. Содержание раздела построено с учетом рас!

крытия социокультурных истоков и практической направлен!

ности эволюционной теории, реализации ее возможностей в

развитии учащихся. С этой целью четко определена логическая

структура СТЭ. Показано, что она математизирована, имеет

дедуктивный характер, ее основные положения выводятся из

математической модели закона Харди–Вайнберга. Важно, что

раскрывается практическое значение этого закона для изучения

генофонда природных популяций, т. е. протекания микроэволю!

ционных процессов. При рассмотрении проблемы факторов

эволюции, изучении закономерностей видообразования широко

используются положения генетики. Существенно, что значи!

тельное место при рассмотрении эволюционной теории отво!

дится закономерностям макроэволюции. Эмоционально!ценност!

ному восприятию материала способствует отказ от изучения

эволюционной теории как научной догмы и обращение к

некоторым современным антидарвиновским концепциям, что

важно для формирования умения вести научную дискуссию,

овладения коммуникативной компетентностью.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа предназначена iconПояснительная записка рабочая программа предназначена
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в профильных 10-11 классах средней общеобразовательной школы...
Пояснительная записка рабочая программа предназначена iconПояснительная записка рабочая программа предназначена
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в профильных 10-11 классах средней общеобразовательной школы...
Пояснительная записка рабочая программа предназначена iconАнглийский язык пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для учащихся мбоу сош№1 и рассчитана на 2012/2013 учебный год
Пояснительная записка рабочая программа предназначена iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка рабочая программа предназначена iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Пояснительная записка рабочая программа предназначена iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка рабочая программа предназначена iconПояснительная записка по биологиии для 6-9 кл
...
Пояснительная записка рабочая программа предназначена iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Пояснительная записка рабочая программа предназначена iconПояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 8 класса английскому языку в общеобразовательных учреждениях, является продолжением...
Пояснительная записка рабочая программа предназначена iconПояснительная записка
Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих...
Пояснительная записка рабочая программа предназначена iconРабочая программа по биологии 6-9 классы пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах основной общеобразовательной школы и является продолжением...
Пояснительная записка рабочая программа предназначена iconРабочая программа по технологии пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы, соответствует...
Пояснительная записка рабочая программа предназначена iconМетодические указания (пояснительная записка) Рабочая программа дисциплины...
Принята на заседании кафедры государственные и муниципальные финансы от 2012г
Пояснительная записка рабочая программа предназначена iconРабочая программа подготовки аспирантов по специальности научных...
Примерная программа предназначена для учащихся старшей школы социально-экономического профиля
Пояснительная записка рабочая программа предназначена iconПояснительная записка Рабочая тетрадь по дисциплине «Информатика»
Рабочая тетрадь по дисциплине «Информатика» предназначена для студентов специальности 060501. 51 Сестринское дело и разработана на...
Пояснительная записка рабочая программа предназначена iconРабочая программа по истории России 5-9 классы пояснительная записка
Рабочая программа по истории России предназначена для 6—9 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе Федерального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск