Скачать 198.38 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Санкт-Петербургское училище олимпийского резерва №2 (техникум)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Биология. 10 класс. 2013 – 2014 учебный год. Составитель: учитель биологии Кондратьева З.В. Санкт – Петербург 2013 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях и призвана не только систематизировать и обобщить биологические знания учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, но и показать прикладное и практическое значение биологии. Программа рассчитана на 2 часа занятий в неделю в 10 классе Программа «Общая биология» обеспечивает усвоение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В программе нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед современной биологической наукой. Цели изучения биологии ориентированы не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей. Цели и задачи курса: Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения.Независимо оттого, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет непрерывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии. Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени среднего (полного)образования. Предметно-информационная составляющая образованности: *знание (понимание) основных положений биологических теорий; строения биологических объектов клеток, генов и хромосом, видов и экосистем; сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и энергии в экосистемах; вклада выдающихся ученых в развитие биологии и экологии; биологической терминологии и символики; *умение объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов, описывать особей видов по морфологическому критерию; *наличие представлений о нормативных актах законодательной и исполнительной власти Томской области по дальнейшему укреплению экологической безопасности; *знание основных проблем экологии человека и направление их решения в регионе, стране, мире; Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности: *умение решать элементарные биологические задачи; составлять схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах(цепи питания); *умение выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, анропогенные изменения в экосистемах своей местности; *умение сравнивать биологические объекты и делать выводы; *умение осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, анализировать и оценивать получаемую информацию и собственные действия; *владение навыками самообразования и саморазвития; использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; "представление о возможности личного участия в решении экологических проблем; ^владение практическими навыками получения и умелого использования информации о конкретных экологических ситуациях в области, муниципальном образовании и своем населенном пункте; *отрабатывание навыков постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной среды в месте своего проживания. Ценностно-ориентационная составляющая образованности: ^соблюдение основных нравственных норм и правил, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья (своего и окружающих); ""проявление активной позиции в решении вопросов экологической безопасности. В результате изучения биологии обучающиеся должны знать и понимать: ■ основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
В результате изучения биологии ученик должен уметь: • объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений,наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов; • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и тем новых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
• описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты; • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
^ Содержание курса 10 класс Введение.( 4 часа) Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. ^ 1. Основы цитологии.(32ч) В разделе «Основы цитологии» подробно рассматриваются вопросы методов цитологических исследований, клеточного строения, связи строения и функций отдельных органоидов. Более подробно изучаются современные представления о природе гена и его функционировании. Методы цитологии. Клеточная теория Химический состав клетки. Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. Углеводы. Липиды. Белки. Нуклеиновые кислоты. АТФ. Сходство и различия в строении прокариотической и эукариотической клетки. Сходство и различие в строении растительной и животной клетки, клеток грибов. Неклеточные формы жизни. Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. Генетический код. Транскрипция. Синтез белка в клетке. ^ 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов.(10часов) В разделе программы "Размножение и индивидуальное развитие организмов" значительной место отведено цитологическим основам размножения. Процессы размножения у разных групп организмов изучаются с позиций теории эволюции. Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. Мейоз. Бесполое размножение. Половое размножение. Оплодотворение. Онтогенез. Эмбриональный период. Постэмбриональный период ^ 3. Основы генетики.( 18 часов ) Раздел "Основы генетики" включает исторические данные о развитии науки, больше внимания уделено влияния загрязнения окружающей среды на наследственность организмов. Особое внимание уделено решению генетических задач. История развития генетики. Гибридологический метод. Закономерности наследования Моногибридное скрещивание. Множественные аллели. Анализирующие скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования. Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола. Генетическое определение пола. Решение задач. Изменчивость. Виды и причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. ^ 4. Генетика человека.(2 часа) Материал, касающийся наследственности и изменчивости человека, вынесен в отдельный раздел «Генетика человека». Особое внимание уделено влиянию различных факторов на генетическое здоровье нации. Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности. 5. Повторение (2часа) Тематический план Общая биология 10 класс
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения биологии учащиеся должны знать: основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория антропогенеза); теория эволюции; Н. Н. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства; Хайди-Вайнберга); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); принципов репликации, транскрипции и трансляции; гипотез (чистых гамет, сущности происхождения жизни, происхождения человека); имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно - научной картины мира; строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение)» генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем; сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирование приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах в биосфере; эволюции биосферы; использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаления гибридизации, трансгенез); современную биологическую терминологию и символику; уметь: объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез и формирования современной естественно - научной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний , генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; решать биологические задачи разной сложности; составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети); описывать микропрепараты клеток растений и животных; представителей разных видов по морфологическому критерию; экосистемы и агроэкосистемы своей местности; выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде; антропогенные изменения в экосистемах своего региона; сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы возникновения жизни человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере; этические аспекты современных исследований биологической науке; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках ( учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, интернет - ресурсах) и применять ее в собственных исследованиях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для профилактики различных заболеваний (инфекционных, врожденных, наследственных), а также никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости; для оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды; для осуществления личных действий по защите окружающей среды; для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). Список рекомендуемой литературы 10 классе
Литература для учащихся.
Каменский, А.Е. Крискунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005. – 367 с.
Лицей, 2005. - 128 с.
самообразования). – М.; Просвещение, 1992
Multimedia – поддержка курса «общая биология»
Интернет-ресурсы
Ресурсы дистанционного обучения
Оборудование
Список литературы для учащихся: 1. В.З. Резникова, Т.А. Козлова Биология в таблицах. 6-11 классы. Справочное пособие -М.: Дрофа, 2002 2. А.П. Пуговкин Практикум по общей биологии.10-11 класс – М.: Просвещение,2002 3. Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии – М.: Просвещение, 2002 4. Н.И. Галушкова, Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии - М.: Просвещение,2002 5. Мейтленд ИДИ Возникновение человека. Недостающее звено - М.: «Мир», 1997 6. П.ВУД Возникновение человека. Жизнь до человека - М.: «Мир», 1997 7. ДЖОРДЖ Констэбл Возникновение человека. Неандертальцы - М.: «Мир», 1997 8. Э.А. Киселева Книга для чтения по дарвинизму - М.: Просвещение, 1970 9. В.М. Корсунская Карл Линней- М.: Просвещение, 1984 10. С.Н. Зигуненко Н.И. Вавилов - М.: Просвещение, 1987 11. М.Ф. Ивахненко Живое прошлое Земли. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1987 12. Н.А. Богданов Биология. Единый государственный экзамен. Практикум - М.: «Экзамен», 2010 |
Рабочая программа Элективные курсы «Здоровье человека и окружающая... Биология сборник программ элективных курсов. Санкт- петербург смио пресс 2005 год | Рабочая программа по биологии 10 класс Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А. А. Каменский,... | ||
Рабочая программа учебного курса биологии 8 класс Учитель: Краюхина... Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»... | Рабочая программа по биологии 7 класс Учитель: Михайлова Е. В. 2012... В соответствии с учебным планом школы в 2012-2013 учебном году на изучение биологии в 7 классе выделено 2 часа в неделю (68 часов... | ||
Рабочая программа по биологии 7 класс «Биология. Многообразие живых организмов» авторов Н. И. Сонина, В. Б захарова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.... | Рабочая программа основного общего образования по биологии для 7... Программа курса «Биология. Животные.» предназначена для работы с учащимися 7-х классов | ||
Рабочая программа По предмету «Общая биология» 10 класс Базовый уровень 2012- 2013 учебный год Программа предназначена на изучение предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях | Рабочая программа основного общего образования по географии для 9... Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего... | ||
Рабочая программа По химии Год составления: 2013 – 2014 учебный год Класс 10 11 Составитель: Чурикова Н. А. – учитель биологии и химии I квалификационная категория | Пояснительная записка к учебному плану начальной школы №453 2013-2014 учебный год Российской Федерации от 06. 10. 2009 №373 (фгос ноо) для I-III классов и распоряжения Комитета по образованию №907-р от 12. 04. 2013г... | ||
Учитель биологии Кенчешаова Н. Д. 2013 – 2014 учебный год Пояснительная записка «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост.... | Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2013 2014 учебный год Рабочая программа по курсу «Биология» 7 класс составлена на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования... | ||
Рабочая программа по биологии на 2013-2014 учебный год Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) автора В. Б. Захарова (Программы... | Рабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель:... Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года, примерной программы по биологии для основного общего образования и авторской программы авторов... | ||
Пояснительная записка к учебному плану среднего (полного) общего... «Лицей №31» на 2013-2014 учебный год сформирован в соответствии с нормативными документами, с учетом образовательной программы, обеспечивающей... | Рабочая программа по биологии 10 класса Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А. А. Каменский,... |