Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе на тему: «Мы в ответе за всех, кого приручили»





Скачать 64.57 Kb.
НазваниеРазработка урока внеклассного чтения в 5 классе на тему: «Мы в ответе за всех, кого приручили»
Дата публикации24.07.2014
Размер64.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Международный конкурс «Купель» 2012-2013 года

по произведениям А.В.Костюнина.

Номинация: «Методические материалы к уроку,

исследовательские работы».

Девятова Людмила Николаевна, учитель русского

языка и литературы МБОУ СОШ № 34 г. Владимира.

Разработка урока внеклассного чтения

в 5 классе на тему:

« Мы в ответе за всех, кого приручили».

(По рассказу А. В. Костюнина «Нытик».

ТЕМА УРОКА: «Мы в ответе за всех, кого приручили»

ЦЕЛИ УРОКА: пробудить интерес к творчеству писателя А.В.Костюнина;

воспитывать чувства гуманности, справедливости, сострадания.

ТИП УРОКА: урок-беседа.

ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:

- связь обучения с жизнью,

- доступность,

- наглядность, -активность,

-самостоятельность.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: художественное слово.

ЗАДАЧИ.

Образовательные:

содействовать развитию умения анализировать художественное произведение;

создать условия для осознания и осмысления идейного содержания произведения.

Развивающие:

содействовать развитию речевой деятельности;

развитие эмоционально-образного мышления;

содействовать обогащению словарного запаса.

Воспитательные:

воспитание доброты, внимательного отношения к животным;

развивать желание совершать добрые поступки;

бережное отношение к окружающему миру.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА. Мультимедийная установка, распечатка рассказа «Нытик», презентация «О писателе А.В.Костюнине», презентация «Памятники собакам».

ХОД УРОКА.

Вопросы для домашнего задания перед уроком.

Какие произведения о собаках читали?

Какие художественные фильмы рассказывают о собаках?

Как вы понимаете смысл слов: шлындают, ушничают, щемится в спальну, старбень, брюла набок, канючить, сюсюкались?

Понравился вам рассказ или нет? Почему?

Почему рассказ называется «Нытик»?

Как чаще всего называет автор собаку: Брайт, Нытик, Малыш? Почему?

Какой эпизод вас особенно тронул? Почему?

Есть ли вина человека в том, что случилось с собакой?

Подготовьте выразительное чтение понравившегося отрывка.
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. Наша задача на сегодняшнем уроке познакомиться с рассказом А.В.Костюхина, проанализировать его, отметить нравственные проблемы, выяснить, в чем своеобразие рассказа.


  1. Презентация «О писателе А.В.Костюнине»


2.Беседа по тексту рассказа А.В.Костюнина «Нытик».

Понравился вам рассказ или нет? Поделитесь своими впечатлениями.

Каково значение слова «нытик»?

- Нытик – ноющий, всегда чем-то недовольный человек.

Почему рассказ называется «Нытик»?

Почему люди заводят собак?

-В самом деле, для чего люди заводят собак? Делают они это из самых разных побуждений. Одни хотят иметь хорошего сторожа во дворе, другие – надёжного помощника на охоте, третьи хотят иметь рядом друга. Любовь к животным, стремление к общению с ними – естественная потребность каждого человека, свидетельство его доброты.

Тысячи лет собака заслуженно пользуется славой лучшего друга и помощника человека. Писатели, поэты и ученые во все времена и во всех странах воздавали хвалу собаке за ее понятливость, верность и преданность воспитавшему ее человеку.
Почему решили завести собаку?

- Дочка в семье была единственным ребенком. Собака должна была стать другом. «Срочно требовалась заботливая нянька плюс отважный охранник – в одном».
Как выглядел щенок? С каким чувством описывает его автор?

- « Узкомордый, узкогрудый, с длинной шерстью. Постав лап узкий. ( Балерина, шестая позиция). Зато какой славный, ласковый! Пушистый-пушистый! Медвежонок.» Автор с любовью говорит о щенке.
Как относились в семье к щенку?

Для чего писатель использует просторечные слова: шлындают, ушничают, щемится, старбень, брюла, канючить, сюсюкались? Как вы их понимаете?

Когда впервые появляется определение «нытик»?

- «Будет пищать, ныть, канючить: «Все плохо. Меня тут не любят. Бабушка на ручки не берет». Такой слюнтяй! Такой нытик!»
Физкультминутка.

Поднимает руки класс-это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперед смотри –это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к груди прижать-это пять,

Всем ребятам тихо сесть- это шесть.
С каким чувством описывает автор, как песик с мамкой блины пекли? Для чего дано это описание?

Что необычного было в поведении овчарки дома?

- «Считается, что свою еду овчарка никому не отдаст. ….В ладонь мне ее сует, дескать: «Бери, угощайся. Мир!»

- Охота на крысу.

Какой эпизод из жизни молодой собаки говорит о ее сметливости?

Как относились к пятилетней овчарке другие люди ( не члены семьи)?

- Существует мнение, что злого человека особенно чувствуют дети и собаки. Ребенок не подойдет к плохому человеку. Собака с недоверием относится к человеку с «червоточиной», с неприятным характером.

- Ленка боялась Малыша. Брайт это чувствовал и сам уходил, когда она приходила.

- В характере Яшки Макарова было что-то неприятное, злое. И это чувствовал Малыш. Особенно пес невзлюбил Яшку после того, как тот стал дразнить его. После этого случая пес не доверял Яшке: «Ты какой к нам сегодня пожаловал? Добрый или злой?» Трезвому Малыш дозволял перемещаться по квартире под конвоем. Макар- в туалет, пес – за ним, гость – в комнату, Малыш следом: «Я тут! Присматриваю за тобой».

Когда подтвердилось, что Яшка Макаров – плохой человек, и отношение Брайта к нему было обоснованным?

Как случай в лесу характеризует Яшку?

- Яшка недостойно ведет себя в лесу. Он злой человек, но он еще и вор. Причем ворует у человека, в дом которого вхож. Автор так строит эту сцену, что кажется воровство не является самоцелью. Яшка решил отомстить Малышу за его нелюбовь.

« Макар подошел к «Ниве», криво ухмыльнулся:

- Ну, что, тварь? Встретились на узкой дорожке?»
Физкультминутка.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.
Как случай в лесу характеризует Малыша? Найдите описание поведения собаки в машине.

- Поведение Малыша характеризует его как преданного друга и сторожа. Бессилие, невозможность дать отпор наглому человеку. «Он слабел на глазах. От унижения».

Есть вина хозяина собаки в том, что случилось с Малышом?

-Вина хозяина, конечно, есть. Не надо было оставлять собаку в закрытой машине. Хотя в рассказе есть такие слова: « Замки не запер. Зачем при такой охране?» Хозяин просто не подумал, что воры будут снимать колёса. Эта беспечность хозяина и погубила Брайта.

Что случилось с Брайтом?

Почему так сдал Брайт?

Как выразилась преданность пса?

- «Малыш был предан Толику навсегда» К больному хозяину пришел Малыш: « Внизу, вдоль больничных окон, по мерзлой земле, неуклюже расставляя лапы, ходил и поскуливал огромный старый пес».

Что вы думаете по поводу окончания рассказа?

Предположите дальнейшее в судьбе Малыша.
Как чаще всего называет автор собаку в рассказе: Брайт, Нытик, Малыш? Просмотрите текст, в каких случаях используется та или иная кличка. Почему?

Какой эпизод рассказа вас особенно тронул? Почему?

Прочитайте выразительно понравившийся отрывок.
Какие проблемы поднимает автор на страницах рассказа?

-Проблему «отцов» и «детей», взаимоотношения между людьми, отношение к « братьям нашим меньшим».
Рассказы каких писателей о собаке вы читали? Какие фильмы о собаке смотрели?

- Троепольский «Белый Бим, Черное ухо», Тургенев «Муму», Андреев «Кусака», Пришвин «Кладовая солнца»

Фильмы: «Ко мне Мухтар»,

В чем своеобразие рассказа А.В.Костюнина «Нытик»?

- Своеобразие рассказа в том, что о Малыше рассказано как о члене семьи. Автор пытается передать размышления собаки, свойственные человеку. Необычная композиция рассказа, с помощью которой усиливается призыв: быть ответственным «за тех, кого приручили». Использование разговорных и диалектных слов помогаю выразить огромную любовь хозяина к собаке.

Вывод. Чему учит рассказ? Над чем заставляет задуматься?
- Первый друг человека – так издавна называют собаку. Многие, очень многие знаменитые люди могли бы сказать про себя, что они с детства дружили с собаками, любили их. Чехов говорил: « Славный народ- собаки». Маяковский в шутку рисовал себя в виде большого нескладного щенка. «Исключительным животным» нарек собаку гениальный русский ученый-физиолог Иван Петрович Павлов. Он же сказал, что собака вывела человека в люди.

С глубокой древности у людей стало традицией увековечивать какие-либо события или заслуги отдельных лиц сооружением им памятников. Поставлены памятники и собакам. Такие памятники можно встретить в самых разных странах мира.
Просмотр презентации «Памятники собакам».
Вывод по уроку. Итак, мы познакомились с рассказом А.В.Костюнина, отметили нравственные проблемы, определили, в чем состоит своеобразие рассказа, а самое главное, услышали призыв автора: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Домашнее задание. Напишите сочинение о животном, которое есть в вашем доме или в доме родственников, знакомых.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе на тему: «Мы в ответе за всех, кого приручили» iconМетодическая разработка урока литературы в 5 классе. «Мы в ответе за всех, кого приручили»
Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять...
Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе на тему: «Мы в ответе за всех, кого приручили» iconМы в ответе за тех, кого приручили. (А. Экзюпери.)
Учитель русского языка и литературы высшей категории Алексеева Наталья Александровна
Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе на тему: «Мы в ответе за всех, кого приручили» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили». (По произведениям Л. Андреева «Кусака» и В. Юхнина «Лыско», отрывок из романа «Алая...
Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе на тему: «Мы в ответе за всех, кого приручили» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы в ответе за тех, кого приручили. Час доброты (сценарий)/ Сост. Н. М. Бондаренко/ Новокарасукский сельский филиал мбук «Крутинская...
Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе на тему: «Мы в ответе за всех, кого приручили» iconУрок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»
Урок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» ( по рассказу Леонида Андреева «Кусака»)
Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе на тему: «Мы в ответе за всех, кого приручили» iconУрок литературы в 7 классе по теме «Мы отвечаем за тех, кого приручили»
Моу полдневицкая средняя общеобразовательная школа Поназыревского района Костромской области
Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе на тему: «Мы в ответе за всех, кого приручили» iconДидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение
Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать...
Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе на тему: «Мы в ответе за всех, кого приручили» iconТема урока: Истинная красота человека
Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по сказке О. Уайльда Мальчик-звезда
Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе на тему: «Мы в ответе за всех, кого приручили» iconУрока по окружающему миру (А. А. Плешаков) 1 класс тема: «Почему мы любим кошек и собак»
Цель: способствовать формированию у ребенка ответственности за тех, кого мы приручили
Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе на тему: «Мы в ответе за всех, кого приручили» iconКонспект интегрированного уроак-тренинга внеклассного чтения и истории...
План-конспект интегрированного уроак-тренинга внеклассного чтения и истории в 4 классе
Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе на тему: «Мы в ответе за всех, кого приручили» iconКонспект урока внеклассного чтения в 4 классе
Задачи: побудить к самопознанию; способствовать осознанию обучающимся своих черт своего характера
Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе на тему: «Мы в ответе за всех, кого приручили» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок внеклассного чтения в 7 классе на тему: «И крестьянки любить умеют…» по рассказу И. С. Тургенева «Свидание»(«Записки...
Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе на тему: «Мы в ответе за всех, кого приручили» iconКонспект урока внеклассного чтения в 6 классе по рассказу
Цели урока: Ученик научится: Понимать и использовать знания о строении и функционировании организма человека в частности ( наличия...
Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе на тему: «Мы в ответе за всех, кого приручили» iconУрок внеклассного чтения в 3 классе Тема урока: Знакомство с книгой Ю. В. Линника «Лесной театр»
Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством карельского поэта и писателя и его книгой для детей
Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе на тему: «Мы в ответе за всех, кого приручили» iconКонспект урока внеклассного чтения в 8 классе Тема: «Береги честь смолоду»
Цель урока: изучить строение атома алюминия; свойства простого вещества и соединений алюминия, его получение и применение
Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе на тему: «Мы в ответе за всех, кого приручили» iconУрок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
Урок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» в 8 классе с использованием структурно-логической схемы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск