Международный конкурс «Купель» 2012-2013 года
по произведениям А.В.Костюнина.
Номинация: «Методические материалы к уроку,
исследовательские работы».
Девятова Людмила Николаевна, учитель русского
языка и литературы МБОУ СОШ № 34 г. Владимира.
Разработка урока внеклассного чтения
в 5 классе на тему:
« Мы в ответе за всех, кого приручили».
(По рассказу А. В. Костюнина «Нытик».
ТЕМА УРОКА: «Мы в ответе за всех, кого приручили»
ЦЕЛИ УРОКА: пробудить интерес к творчеству писателя А.В.Костюнина;
воспитывать чувства гуманности, справедливости, сострадания.
ТИП УРОКА: урок-беседа.
ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:
- связь обучения с жизнью,
- доступность,
- наглядность, -активность,
-самостоятельность.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: художественное слово.
ЗАДАЧИ.
Образовательные:
содействовать развитию умения анализировать художественное произведение;
создать условия для осознания и осмысления идейного содержания произведения.
Развивающие:
содействовать развитию речевой деятельности;
развитие эмоционально-образного мышления;
содействовать обогащению словарного запаса.
Воспитательные:
воспитание доброты, внимательного отношения к животным;
развивать желание совершать добрые поступки;
бережное отношение к окружающему миру.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА. Мультимедийная установка, распечатка рассказа «Нытик», презентация «О писателе А.В.Костюнине», презентация «Памятники собакам».
ХОД УРОКА.
Вопросы для домашнего задания перед уроком.
Какие произведения о собаках читали?
Какие художественные фильмы рассказывают о собаках?
Как вы понимаете смысл слов: шлындают, ушничают, щемится в спальну, старбень, брюла набок, канючить, сюсюкались?
Понравился вам рассказ или нет? Почему?
Почему рассказ называется «Нытик»?
Как чаще всего называет автор собаку: Брайт, Нытик, Малыш? Почему?
Какой эпизод вас особенно тронул? Почему?
Есть ли вина человека в том, что случилось с собакой?
Подготовьте выразительное чтение понравившегося отрывка. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. Наша задача на сегодняшнем уроке познакомиться с рассказом А.В.Костюхина, проанализировать его, отметить нравственные проблемы, выяснить, в чем своеобразие рассказа.
Презентация «О писателе А.В.Костюнине»
2.Беседа по тексту рассказа А.В.Костюнина «Нытик».
Понравился вам рассказ или нет? Поделитесь своими впечатлениями.
Каково значение слова «нытик»?
- Нытик – ноющий, всегда чем-то недовольный человек.
Почему рассказ называется «Нытик»?
Почему люди заводят собак?
-В самом деле, для чего люди заводят собак? Делают они это из самых разных побуждений. Одни хотят иметь хорошего сторожа во дворе, другие – надёжного помощника на охоте, третьи хотят иметь рядом друга. Любовь к животным, стремление к общению с ними – естественная потребность каждого человека, свидетельство его доброты.
Тысячи лет собака заслуженно пользуется славой лучшего друга и помощника человека. Писатели, поэты и ученые во все времена и во всех странах воздавали хвалу собаке за ее понятливость, верность и преданность воспитавшему ее человеку. Почему решили завести собаку?
- Дочка в семье была единственным ребенком. Собака должна была стать другом. «Срочно требовалась заботливая нянька плюс отважный охранник – в одном». Как выглядел щенок? С каким чувством описывает его автор?
- « Узкомордый, узкогрудый, с длинной шерстью. Постав лап узкий. ( Балерина, шестая позиция). Зато какой славный, ласковый! Пушистый-пушистый! Медвежонок.» Автор с любовью говорит о щенке. Как относились в семье к щенку?
Для чего писатель использует просторечные слова: шлындают, ушничают, щемится, старбень, брюла, канючить, сюсюкались? Как вы их понимаете?
Когда впервые появляется определение «нытик»?
- «Будет пищать, ныть, канючить: «Все плохо. Меня тут не любят. Бабушка на ручки не берет». Такой слюнтяй! Такой нытик!» Физкультминутка.
Поднимает руки класс-это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри –это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к груди прижать-это пять,
Всем ребятам тихо сесть- это шесть. С каким чувством описывает автор, как песик с мамкой блины пекли? Для чего дано это описание?
Что необычного было в поведении овчарки дома?
- «Считается, что свою еду овчарка никому не отдаст. ….В ладонь мне ее сует, дескать: «Бери, угощайся. Мир!»
- Охота на крысу.
Какой эпизод из жизни молодой собаки говорит о ее сметливости?
Как относились к пятилетней овчарке другие люди ( не члены семьи)?
- Существует мнение, что злого человека особенно чувствуют дети и собаки. Ребенок не подойдет к плохому человеку. Собака с недоверием относится к человеку с «червоточиной», с неприятным характером.
- Ленка боялась Малыша. Брайт это чувствовал и сам уходил, когда она приходила.
- В характере Яшки Макарова было что-то неприятное, злое. И это чувствовал Малыш. Особенно пес невзлюбил Яшку после того, как тот стал дразнить его. После этого случая пес не доверял Яшке: «Ты какой к нам сегодня пожаловал? Добрый или злой?» Трезвому Малыш дозволял перемещаться по квартире под конвоем. Макар- в туалет, пес – за ним, гость – в комнату, Малыш следом: «Я тут! Присматриваю за тобой».
Когда подтвердилось, что Яшка Макаров – плохой человек, и отношение Брайта к нему было обоснованным?
Как случай в лесу характеризует Яшку?
- Яшка недостойно ведет себя в лесу. Он злой человек, но он еще и вор. Причем ворует у человека, в дом которого вхож. Автор так строит эту сцену, что кажется воровство не является самоцелью. Яшка решил отомстить Малышу за его нелюбовь.
« Макар подошел к «Ниве», криво ухмыльнулся:
- Ну, что, тварь? Встретились на узкой дорожке?» Физкультминутка.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг. Как случай в лесу характеризует Малыша? Найдите описание поведения собаки в машине.
- Поведение Малыша характеризует его как преданного друга и сторожа. Бессилие, невозможность дать отпор наглому человеку. «Он слабел на глазах. От унижения».
Есть вина хозяина собаки в том, что случилось с Малышом?
-Вина хозяина, конечно, есть. Не надо было оставлять собаку в закрытой машине. Хотя в рассказе есть такие слова: « Замки не запер. Зачем при такой охране?» Хозяин просто не подумал, что воры будут снимать колёса. Эта беспечность хозяина и погубила Брайта.
Что случилось с Брайтом?
Почему так сдал Брайт?
Как выразилась преданность пса?
- «Малыш был предан Толику навсегда» К больному хозяину пришел Малыш: « Внизу, вдоль больничных окон, по мерзлой земле, неуклюже расставляя лапы, ходил и поскуливал огромный старый пес».
Что вы думаете по поводу окончания рассказа?
Предположите дальнейшее в судьбе Малыша. Как чаще всего называет автор собаку в рассказе: Брайт, Нытик, Малыш? Просмотрите текст, в каких случаях используется та или иная кличка. Почему?
Какой эпизод рассказа вас особенно тронул? Почему?
Прочитайте выразительно понравившийся отрывок. Какие проблемы поднимает автор на страницах рассказа?
-Проблему «отцов» и «детей», взаимоотношения между людьми, отношение к « братьям нашим меньшим». Рассказы каких писателей о собаке вы читали? Какие фильмы о собаке смотрели?
- Троепольский «Белый Бим, Черное ухо», Тургенев «Муму», Андреев «Кусака», Пришвин «Кладовая солнца»
Фильмы: «Ко мне Мухтар»,
В чем своеобразие рассказа А.В.Костюнина «Нытик»?
- Своеобразие рассказа в том, что о Малыше рассказано как о члене семьи. Автор пытается передать размышления собаки, свойственные человеку. Необычная композиция рассказа, с помощью которой усиливается призыв: быть ответственным «за тех, кого приручили». Использование разговорных и диалектных слов помогаю выразить огромную любовь хозяина к собаке.
Вывод. Чему учит рассказ? Над чем заставляет задуматься? - Первый друг человека – так издавна называют собаку. Многие, очень многие знаменитые люди могли бы сказать про себя, что они с детства дружили с собаками, любили их. Чехов говорил: « Славный народ- собаки». Маяковский в шутку рисовал себя в виде большого нескладного щенка. «Исключительным животным» нарек собаку гениальный русский ученый-физиолог Иван Петрович Павлов. Он же сказал, что собака вывела человека в люди.
С глубокой древности у людей стало традицией увековечивать какие-либо события или заслуги отдельных лиц сооружением им памятников. Поставлены памятники и собакам. Такие памятники можно встретить в самых разных странах мира. Просмотр презентации «Памятники собакам». Вывод по уроку. Итак, мы познакомились с рассказом А.В.Костюнина, отметили нравственные проблемы, определили, в чем состоит своеобразие рассказа, а самое главное, услышали призыв автора: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Домашнее задание. Напишите сочинение о животном, которое есть в вашем доме или в доме родственников, знакомых.
|