Конспект урока в 7 классе Учитель В. И. Лунькова Тема урока «Отряды млекопитающих. Китообразные. Ластоногие. Хищные. Хоботные.»





Скачать 109.71 Kb.
НазваниеКонспект урока в 7 классе Учитель В. И. Лунькова Тема урока «Отряды млекопитающих. Китообразные. Ластоногие. Хищные. Хоботные.»
Дата публикации28.07.2014
Размер109.71 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Филиал МБОУ Сосновская СОШ № 1 в с. Отъяссы

Отряды млекопитающих. «Китообразные. Ластоногие.

Хищные. Хоботные.»
(конспект урока в 7 классе)

Учитель В. И. Лунькова
Тема урока «Отряды млекопитающих. Китообразные. Ластоногие. Хищные. Хоботные.»


Цель: расширить представления учащихся о

млекопитающих как высокоорганизованных

позвоночных;
совершенствовать умения анализировать,

сравнивать, классифицировать, обосновывать

особенности строения организма в связи со средой

обитания;
обеспечить качество подготовки учащихся к сдаче

ЕГЭ по биологии


Оборудование: мультимедийная презентация «Все такие разные»
Ход урока.
Ι Оргмомент

Сегодня на уроке мы учимся читать учебник на высшем уровне –читать и понимать даже то, что не написано.

ΙΙ Активизация познавательной деятельности.

2.1.(Показ слайдов и работа с ними)

1.Назвать изображенных животных на слайде №1

К каким отрядам они относятся?

2.С детства знакомая картина: еж, несущий на своих иголках яблоко. Слайд № 2 Верно ли, что из множества яблок еж выбирает наиболее кислые дички?

- Зачем они ему?

- Куда он их несет?

- Чем же он питается?

-Как зимует еж?

3. Самое маленькое млекопитающее- землеройка (слайд № 3) съедает за день пищу, превосходящую по массе в 2-4 раза ее собственную массу. А тигр, имеющий массу 250-300 кг, довольствуется 10-12 кг мяса в сутки. Объясните такое несоответствие.

2.2.Работа в тетрадях.

Составить кластер «Систематическое положение ехидны обыкновенной.»

Один из учащихся заполняет кластер на слайде. Слайд №4
2.3.Блицопрос. По желанию учащиеся приглашаются к доске и используя песочные часы, задаю вопросы. По истечению времени учащийся подсчитывает свои очки.

4.1.Известно, что млекопитающие имеют волосяной покров, а у каких животных класса млекопитающих он отсутствует.

4.2. Почему сумчатые млекопитающие рождаются недоразвитыми, слепыми, беспомощными?

4.3. Верно ли, что в классе млекопитающие различают два подкласса?

4.4. Верно ли, что яйцекладущие гомойтермные животные?

4.5. Верно ли, что первозвери, откладывают и насиживают яйца.

4.6. Верно ли, что млечные железы первозверей не имеют сосков, открываются на

небольших участках тела, млечных полях.

    1. 3.7.К первозверям относятся ехидна и утконос?

    2. 3.8. Сколько зубов у ехидны?

    3. 3.9 Млекопитающие высшие теплокровные животные?

4.10. Верно ли, что млечные железы представляют собой видоизменения потовых желез

    1. От чего зависит длина шеи млекопитающих.

    2. Кто был предками млекопитающих.



2.5.Криптограмма «Грызуны»
Впишите ключевые слова в клеточки около рисунков, а потом расставьте буквы из них в соответствии с цифрами в клетки криптограммы – и вы отгадаете, что здесь зашифровано



3.Формирование новых знаний.
Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие по разным природным зонам: от арктических пустынь и тундры до африканских саванн и прерий.   Продолжим увлекательное знакомство с многообразием класса млекопитающих, познакомимся с отрядами: Ластоногие, Китообразные, Хоботные, Хищные. Дадим общую характеристику этим отрядам, узнаем их значение в природе и жизни человека, а также докажем необходимость охраны этих животных Начинаем наше виртуальное путешествие с царства Нептуна. Более 2/3 поверхности Земли покрыто морями и океанами. В них встречаются микроскопические организмы -  …, а также самые крупные млекопитающие …

Он плывет во мгле туманной,

Вдалеке от жарких стран,

И ему домашней ванной

Служит Тихий океан.

Кит

          За миллионы лет эволюции их тело приспособилось к условиям существования в водной среде. Слайд

Какие особенности строения тела помогают этим животным плавать в воде?

Правильно, обтекаемая форма тела, видоизмененные конечности в форме плоских ласт, а также отсутствие шерстного покрова и кожных желез. Только примерно 350 лет назад ученые установили, что киты принадлежат к млекопитающим, до этого их относили к рыбам.

Отряд Китообразные

Представители этого отряда- самые крупные в мире водные млекопитающие .

Слайд . Форма их тела обтекаемая, кожа не имеет шерстяного покрова, кожные железы отсутствуют, передние конечности видоизменены в ласты. Задние конечности отсутствуют. Передвигаются китообразные при помощи мощного хвоста с крупным хвостовым плавником.

Дышат , как все звери, с помощью легких. , поэтому периодически они должны всплывать на поверхность, чтобы вдохнуть новую порцию воздуха

Слайд. За один вдох легкие китов наполняются воздухом в объеме до 14 тыс. что позволяет животным находиться под водой от 15-до 90 мин.
Китообразные обладают способностью к эхолокации и легко ориентируются даже на большой глубине. Под кожей китообразные накапливают слой жира толщиной 18-50 см, обеспечивающий постоянство температуры тела и уменьшающий удельную плотность. Киты размножаются 1 раз в 2 года.Длина родившегося детеныша составляет почти 1/3, а порой до половины длины матери, которая выкармливает детенка молоком. Половозрелыми киты становятся в 4-6 лет.Отряд Китообразные подразделяется на 2 подотряда: Зубатые и Беззубые, или Усатые киты.

Подотряд Зубатые включает семейства :Речные дельфины, Кашалотовые, Дельфиновые.

Семейство Кашалотовые. Слайд Самый крупный представитель Кашалот. Длина тела -20м.Его голова составляет 1/3 длины тела В голове кашалота располагается крупная жировая подушка с воскоподобным веществом –спермацетом, которое широко используется в парфюмерии. Из этого ценного продукта кашалотов добывают в большом количестве. Питаются кашалоты головоногими моллюсками. За которыми ныряет на большую глубину. Под водой может находиться до 90 минут. Живут кашалоты до 50 лет.
Семейство Дельфиновые. Слайд. В семейство дельфиновые входят обычно некрупные особи длиной от 1 –до 10м. Все дельфиновые прекрасно плавают, легко ориентируются даже в мутной воде. Между собой общаются с помощью звуковых сигналов. Наиболее широко распространены дельфины –афалина, белобабочка, касатка. Все дельфиновые хищники. Касатки могут нападать на других китов, ластоногих, пингвинов. Зубатые киты обладают очень сложной звуковой сигнализацией. Они издают и воспринимают ультразвуки. Благодаря этому, дельфины находят пищу и избегают столкновений с препятствиями даже в мутной воде. Они легко приручаются благодаря тому, что обладают исключительными способностями к обучению. Дельфины очень дружелюбны. Известны случаи, когда дельфины спасали тонущих в море людей, защищали от нападавших акул.

Эти уникальные животные готовы служить людям не менее усердно, чем  наземные четвероногие друзья – собаки. Кстати «дельфин» производное от греческого слова «дельфос», что в переводе значит «брат».
Продолжим наше знакомство с под/отрядом Беззубых (Усатых) китов, семейством полосатиков.

В ротовой полости беззубых китов имеются пластины с волосатой бахромой – усы, длиной 1,3 м. Сквозь эти пластины кит процеживает, прижимая язык к нёбу, несколько т воды, а оставшуюся густую кашицу из мелких рачков проглатывает.

На время короткого лета киты мигрируют в арктические моря, а зимой устремляются к югу для выведения потомства.

Записать на доске слово – миграции (перемещения животных на большие расстояния).

Китенок рождается очень крупным, длиной до 8 м, массой до 3 т. Сразу после рождения мать подталкивает детеныша к поверхности, чтобы он сделал первый вдох. За одну кормежку китенок получает 15-20 ведер жирного как сметана молока (жирность – 57%, у коровы -4%). На такой пище китенок растет ни по дням, а по часам. Потомство у китов рождается один раз в два года.
Слайд Подотряд Беззубых китов включает в основном крупных китов из семейства гладких- гренландского, южного, карликового;

Слайд из семейства серых-серого;

Слайд из семейства полосатиков –кита синего

Самый крупный представитель отряда –синий кит. Длина тела 33м, масса около 150т . В 1947 году была поймана самка синего кита массой 190 т. У синего кита в желудке помещается до 1,5 т планктона – микроскопических организмов. Чтобы переварить такую массу пищи, нужен соответствующий мощный «аппарат». У синего кита: желудок длиной 3,5 м, кишечник – 200 м, язык – 1,5-2 т. Огромная печень – от 500 до 1000 кг.
Промысел китообразных по международному соглашению был прекращен в 1985 -86гг, а некоторые виды гладких китов (гренладский, японский, серый, синий, касатка черная, нарвал занесены в Красную книгу)
Отряд Ластоногие На холодных и бесконечных льдинах, дрейфующих в Арктике, живут различные виды ластоногих. К ним относятся: котики, тюлени, моржи.

Задание (работа с текстом учебника).

 Внимательно прочитайте статью «Ластоногие» в учебнике, используя рисунки, а также слайды «Тюлень», «Морж» ответьте на вопросы:

а) Чем ластоногие отличаются от китообразных?

По происхождению это наземные животные, которые освоились в морской среде. В ходе эволюции их тело приспособилось к жизни в воде; конечности превратились в ласты, хвост короткий. Могут передвигаться по суше, ползая на брюхе. Имеют огромные ноздри, с помощью которых могут вдохнуть столько воздуха, что способны оставаться под водой около 10 минут. Выпуклые глаза видят в темноте морских глубин.

Слайд Морж – это млекопитающее с длинными клыками (демонстрация клыка моржа). Обитает в арктических морях, совершая короткие сезонные миграции. Морж – самец огромен (масса до 1,5 т, а самка до 1 т). Длинные клыки незаменимы в жизни этого животного.

б) Как вы думаете, для чего моржу нужны клыки?

Предполагаемые ответы учащихся.

(защищаться от врагов, с их помощью взбираться на берег, передвигаться по льдине или земле) Клыки моржа были предметом добычи охотников: из них делали сувениры, поделки.

в) Какие Ластоногие занесены в Красную книгу? (тюлени, моржи, нерпы)

Для размножения эти животные собираются на отдаленных островах. На протяжении многих лет они приплывают на одно и тоже место. Плавая в воде, северный морской котик издает предупреждающие звуки, а выйдя на берег оглушительно ревет.

Вам известно, что существует наука – этология, которая изучает поведение животных. Её основоположником является австрийский ученый Конрад Лоренц. Он написал книгу «Кольцо царя Соломона». Названием этой книги послужила легенда, которая гласит, кто наденет это волшебное кольцо, тот сможет понимать язык всех животных.

А сейчас из Арктики мы с вами перенесемся в африканские саванны. Речь пойдет о животных, которым грозило полное вымирание, потому что человек охотился на них. Это - … (слоны). Всегда ценились изделия из слоновой кости, то есть из их бивней. Сейчас африканские слоны встречаются в гигантских национальных парках (например, Селенгети).

3. Отряд Хоботные слайд

Известно всего 2 вида: африканский и индийский слоны. Индийский слон никогда не был в опасности, так как человек веками использовал его на различных работах. Для этих животных характерна особенность – наличие бивней, которые являются удлиненными резцами верхних челюстей. У индийских слонов бивни до 1,5 м имеют только самцы. А у африканских слонов и самки и самцы. В длину бивни достигают у них до 3 м. У слонов есть еще один чудодейственный орган, который помогает им выжить.

Вопрос:

Что это за орган, и какие функции он выполняет? Правильно, хобот.

Хобот -  это мышечный орган, который образовался в результате срастания носа и верхней губы. С помощью него слоны дышат, пьют воду, купаются, достают съедобные части растений.  

Кожа у слонов с виду грубая, но распространенная поговорка «толстокожий как слон» не верна (самая толстая кожа у бегемота – 2,5 см). На самом деле его кожа очень чувствительна, благодаря коротким и гибким щетинкам, реагирующим на самое легкое прикосновение. Потомство у слонов появляется довольно редко, один раз в четыре года. Охота на слонов повсеместно запрещена.

Вопросы:

  1. Какой слон (индийский или африканский) изображен на слайде?

     Объясните, почему вы так считаете?

  1. Назовите вымершее млекопитающее из отряда Хоботные? (мамонт)

В России мамонтов начали изучать со времен Петра I, который издал указ о доставке находимых в Сибири костей и бивней в Петербургскую кунсткамеру.

Представители следующего отряда обитают в разных природных зонах.

4. Отряд Хищные (известно 240 видов).

Отряд подразделяется на 7 семейств, в зависимости от строения животных и способа добывания пищи.

Мы с вами будем изучать семейства: Собачьи, Куньи, Медвежьи, Кошачьи.

Все эти разнообразные животные объединяются в один отряд на основании общих признаков.

а) они хищники (есть отдельные исключения, об этом будет сказано позже).

б) детёныши рождаются слепыми и беспомощными.

в) играют определенную роль в природе, регулируют численность копытных, грызунов и других животных.

Семейство Собачьи (волки, песцы, шакалы, лисицы)

К этому семейству относятся животные средней величины, имеющие вытянутую морду, длинные ноги, когти не втяжные.

Вопрос: какое животное первым одомашнил человек?

Человек приручил собаку в глубокой древности. Собака помогала и сейчас продолжает помогать человеку. В благодарность за это люди поставили собакам памятники.

  1. в  Париже – сен-бернару, спасшему в Альпах сорок человек, во время снежных заносов;

  2. в Берлине – собаке проводнику слепых;

  3. в Нью-Йорке – вожаку собачьей упряжке, доставившему в занесенный поселок на Аляске, противодифтерийную сыворотку;

  4. в Санкт-Петербурге – собаке, служащей науке;

  5. в Италии – собаке (по кличке Верный), которая четырнадцать лет ходила встречать своего хозяина, убитого во время войны.

  6. в Париже в память о погибшей Лайке (первое животное, побывавшее в космосе) воздвигли гранитную колонну. Ее вершину венчал устремленный ввысь спутник, из которого выглядывала Лайка.

Можно приводить много примеров собачьей преданности.

Семейство Медвежьи (насчитывает 7 видов)

Панда - бамбуковый медведь  встречается в горах Тибета и Китая. Питается листьями и молодыми побегами бамбука. В мире несколько сотен особей большой панды.  В Китае смертная казнь – за убийство панды. Панда – символ Всемирного фонда дикой природы.

Даже в самых холодных местах Земли, где температура не поднимается выше минус десяти градусов, встречаются представители семейства Медвежьи. О каком животном идет речь? (белый медведь) Демонстрация фрагмента фильма «Большая охота».

Семейство Кошачьи (36 видов, в России 11 видов).

Украшением отечественной фауны по праву считается уссурийский (амурский) тигр. Это самый большой представитель семейства. Длина – 4 м, хвост – 1 м, масса до 400 кг. Взрослый тигр олицетворяет могущество, величину, огромную физическую силу. Говорят, что даже «царь зверей» уступает тигру дорогу. Мощные клыки длиной до 6 см, втяжные когти 10 см. Это настоящие кривые кинжалы. Тигр легко справляется с антилопой, оленем, кабаном. Нападает на бурых медведей, волка, рысь. Голос у тигра громоподобный, но, если он в хорошем настроении, то может даже ласково мурлыкать. Записать его голос в природе возможно только в случае удачи. (видеофрагмент фильма «Большая охота»)

В природе тигры живут 25-30 лет, а в неволе 40 лет и больше. Все виды и подвиды тигров занесены в Красную книгу. В настоящее время судьба владыки джунглей находится в руках человека.

IV. Рефлексия

  1. В сказке «Конек-горбунок» есть фраза «чудо-юдо рыба-кит». Что неверно в этой фразе?

  2. Какие преимущества дают слонам большие размеры тела?

  3. Для чего слону большие уши? А кто из животных использует уши для этой же цели.

V. Д/задание: §56. Составить синквейн по группам:

1-группа –на тему «Китообразные»,

2-группа –на тему «Ластоногие»,

3-группа –на тему «Хоботные»,

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока в 7 классе Учитель В. И. Лунькова Тема урока «Отряды млекопитающих. Китообразные. Ластоногие. Хищные. Хоботные.» iconТема урока «отряды млекопитающих: ластоногие и китообразные, парнокопытные...
Готовясь к уроку, следует, прежде всего, определить его место в системе других учебных занятий
Конспект урока в 7 классе Учитель В. И. Лунькова Тема урока «Отряды млекопитающих. Китообразные. Ластоногие. Хищные. Хоботные.» iconТема урока: Отряды Млекопитающих
На уроке использована групповая форма работы, игровые технологии, индивидуальная работа с тестами, используются информационные технологии,...
Конспект урока в 7 классе Учитель В. И. Лунькова Тема урока «Отряды млекопитающих. Китообразные. Ластоногие. Хищные. Хоботные.» iconКонспект урока с элементами информационной технологии Тема: «Отряды...
Обучающие: Углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов
Конспект урока в 7 классе Учитель В. И. Лунькова Тема урока «Отряды млекопитающих. Китообразные. Ластоногие. Хищные. Хоботные.» iconКонспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу...
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект урока в 7 классе Учитель В. И. Лунькова Тема урока «Отряды млекопитающих. Китообразные. Ластоногие. Хищные. Хоботные.» iconУрока Окружающего мира в 1 классе. Тема урока: Чем питаются звери ?
Задачи урока: Сформировать понятия: насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные звери. 2 Развивать умение выделять существенные...
Конспект урока в 7 классе Учитель В. И. Лунькова Тема урока «Отряды млекопитающих. Китообразные. Ластоногие. Хищные. Хоботные.» iconКонспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка»
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект урока в 7 классе Учитель В. И. Лунькова Тема урока «Отряды млекопитающих. Китообразные. Ластоногие. Хищные. Хоботные.» iconКонспект урока по английскому языку во 2 классе. Предмет: Английский...
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук
Конспект урока в 7 классе Учитель В. И. Лунькова Тема урока «Отряды млекопитающих. Китообразные. Ластоногие. Хищные. Хоботные.» iconТема урока: «Трапеция и её свойства»
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Конспект урока в 7 классе Учитель В. И. Лунькова Тема урока «Отряды млекопитающих. Китообразные. Ластоногие. Хищные. Хоботные.» iconКонспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко...
Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем
Конспект урока в 7 классе Учитель В. И. Лунькова Тема урока «Отряды млекопитающих. Китообразные. Ластоногие. Хищные. Хоботные.» iconКонспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
Конспект урока в 7 классе Учитель В. И. Лунькова Тема урока «Отряды млекопитающих. Китообразные. Ластоногие. Хищные. Хоботные.» iconКонспект урока по английскому языку (учитель Протасова Т. Г.). Тема урока: «Школьная жизнь»
Тема урока: «Мы собираемся путешествовать». Отработка грамматических конструкций (разделительные вопросы, окончание –s у глаголов...
Конспект урока в 7 классе Учитель В. И. Лунькова Тема урока «Отряды млекопитающих. Китообразные. Ластоногие. Хищные. Хоботные.» iconКонспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая...
План-конспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая Ольга Николаевна, первая квалификационная категория
Конспект урока в 7 классе Учитель В. И. Лунькова Тема урока «Отряды млекопитающих. Китообразные. Ластоногие. Хищные. Хоботные.» iconКонспект урока по русскому языку в 6 классе. Учитель: Ребята, тема...
Учитель: Ребята, тема сегодняшнего урока «Обобщение по теме «Имя прилагательное». ( Слайд №1)
Конспект урока в 7 классе Учитель В. И. Лунькова Тема урока «Отряды млекопитающих. Китообразные. Ластоногие. Хищные. Хоботные.» iconКонспект урока по физкультуре, в 6 «В» классе Тема урока: легкая...

Конспект урока в 7 классе Учитель В. И. Лунькова Тема урока «Отряды млекопитающих. Китообразные. Ластоногие. Хищные. Хоботные.» iconКонспект урока музыки в 5-м классе учителя музыки Троицкой Елены...
Учитель культуры Башкортостана высшей категории мбоу «сош №22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Конспект урока в 7 классе Учитель В. И. Лунькова Тема урока «Отряды млекопитающих. Китообразные. Ластоногие. Хищные. Хоботные.» iconПлан-конспект открытого урока по химии в 8 классе Тема: Кислоты,...
Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск