Скачать 89.12 Kb.
|
Блочно-модульное обучение Современные педагогические технологии подразделяются на проблемные, дидактивно-игровые, совместного обучения и модульные технологии. Применение модульной технологии позволяет развивать самостоятельность, планировать и контролировать освоение предмета и произвести самооценку. В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, учителя понимают, что обучение подрастающего поколения должно быть личностноориентированным. А это значит, необходимо учитывать способности, потребности, особенности учащихся. Обучение должно быть развивающим, мотивационным, дифференцированным и т.д. Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучение, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий. Ведь для сегодняшних юношей и девушек это особенно важно, ибо их ждёт не простая жизнь, где всё надо уметь делать самому. Поэтому возможности модульной технологии огромны, так как благодаря ей здесь центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением — мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует. Модуль — целевой функциональный узел, в котором объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. При этом необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащегося. При такой организации он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных. Особенность еще и в том, что в ходе урока учащиеся получают много оценок (баллов), которые выставляются только в тетради. При этом получается, что даже двойка становится баллом. В журнал выставляются оценки только «выходного контроля», который проводится в конце изучения темы. Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся. Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии служат: Почему модульное обучение называют технологией? Педагогическая технология появляется там и тогда, когда в образовательной системе чётко выделяется учебная деятельность ребёнка как системное свойство.
Проектирование учебной деятельностью характерной признак педагогической технологии. Это и отличает технологию от методики. В зависимости от объема учебного материала в модульном обучении выделяют: Модульный урок имеет свои особенности:
Готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа:
Алгоритм составления модульного урока:
Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7), но обязательно следующие: УЭ-0 — определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения. УЭ-1 — включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалам. УЭ-n — включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих). 1. Составление модуля данного урока. 2. Подготовка необходимого количества копий текста урока для каждого учащегося. Модульные программы — это программа деятельности ребёнка по изучению какой-либо темы. Алгоритм действий учителя по составлению модульной программы:
Распечатка модульных программ для каждого ученика. Технологическая карта — особая форма планирования учебного материала. Технологическую карту составляет учитель. Она имеет много общего с обычным планированием. В ней указывается тема, количество часов на её обучения, цель обучения, тип урока, форма контроля за качеством усвоения учебного материала и освоение способов учебной деятельности. Выделяются основные знания, общеучебные и специальные умения и навыки, формируемые при изучении темы. Раздел: Животные Тема: «Одноклеточные животные» Количество часов: 4
Лист учета контроля Ф.И. учащегося ______________________ ______ баллов
Критерии оценки
Деятельность учителя при использовании модульной технологии Деятельность учителя в модульном обучении связана с организацией и управлением деятельностью учащихся по овладению учебным содержанием, что возможно только в том случае, если учащиеся вооружены способами этой учебной деятельности: выделение объекта и предмета обучения, описания, объяснения, классификация и т.д. Т.е., прежде чем учить ребёнка биологии на основе модульной технологии, необходимо сначала научить его учиться, научить познавать (давать описание объектов, сравнивать их, объяснять явления и процессы с помощью теорий, классифицировать и т.д.), а далее в процессе обучения использовать эти процессы для овладения новым содержанием. Для работы с напечатанным модулем учащиеся должны, прежде всего, уметь хорошо читать, поэтому в начальной школе нет смысла использовать эту форму работы. Кроме этого, важно чтобы учитель хорошо изучил теорию вопроса. Ведь для эффективного использования этой технологии необходимо внести изменения во всю систему обучения: в содержание, преподавание, учение. Значение модульной технологии
Проблемы, связанные с внедрением модульной технологии
Литература 1. Шамова Т.И. «Модульное обучение: сущность, технология». Ж.«Биология в школе», 1994 №5 2. Тихонова А.Е., Диденко Т.И., Нащечина М.М. «Обучающие модули: способ построения». Ж.«Биология в школе», 1995 №6 3. Берсенева Л.А. «Два модульных урока по естествознанию» (VI класс), 1996 №1 4. Бурцева О.Ю. «Модульная технология обучения», 1999 №5 |
И. Галковская Модульное обучение достаточно популярная сегодня технология,... В этой статье представлен опыт Псковской лингвистической гимназии, где модульное обучение используется уже в течение 13 лет | Уроках математики Для решения этой задачи требуется такая педагогическая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его самостоятельности,... | ||
Интерактивное обучение с элементами case study или кейс – технологией... Интерактивное обучение с элементами case study или кейс – технологией и технологией сотрудничества на уроках истории и обществознания... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Синонимы понятия «дистанционное обучение»: «дистантное обучение», «дистанционное образование», e-learning, «дистанционно-модульное... | ||
Интернета. Есть ли ему альтернативы, почему Интернет называют уникальным изобретением? «Мир без Интернета». В рамках данного проекта необходимо проанализировать тот вклад, который внесла Глобальная Паутина в нашу жизнь,... | Рабочая программа по технологии. 5-9-е классы Зеленов Виктор Алексеевич Технологией называют определенную последовательность производственных операций, действий, обеспечивающих изготовление какой-либо... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сми, их роль и влияние в политической жизни общества; определить, почему сми называют «четвертой властью», почему телевидение является... | Учебный план Mini-mba продажи и дистрибуция Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации | ||
Модульное обучение как один из методов эффективной системы развития... | Как вы думаете, почему христиане называют Бога «Отче», то есть «Отец»? | ||
Обучение аспектам языка обучение грамматике ... | Почему это право называют административным? Примеры контролирующих материалов, алгоритм самостоятельной работы, темы творческих работ | ||
Курсы повышения квалификации: Модульное обучение по программе «Инновационные... «Формирование общероссийской системы оценки качества образования и вопросы совершенствования контрольных измерительных материалов... | Урок по данной теме. Игра «Вспомни и назови». Учитель читает отрывки... В нашей школе все учителя прошли курсовую подготовку по литературному чтению (авт. Л. А. Ефросинина) в системе учебников «Начальная... | ||
И. А. Ишутина Русский язык и культура речи Почему язык называют знаковой системой? Какие единицы языка являются основными знаками? | Реферат По дисциплине Охватывает целое семейство протоколов, прикладные программы, и даже саму сеть. Tcp/ip это технология межсетевого взаимодействия,... |