Почему модульное обучение называют технологией?





Скачать 89.12 Kb.
НазваниеПочему модульное обучение называют технологией?
Дата публикации31.07.2014
Размер89.12 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Блочно-модульное обучение
Современные педагогические технологии подразделяются на проблемные, дидактивно-игровые, совместного обучения и модульные технологии. Применение модульной технологии позволяет развивать самостоятельность, планировать и контролировать освоение предмета и произвести самооценку.

В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, учителя понимают, что обучение подрастающего поколения должно быть личностноориентированным. А это значит, необходимо учитывать способности, потребности, особенности учащихся. Обучение должно быть развивающим, мотивационным, дифференцированным и т.д. Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучение, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий. Ведь для сегодняшних юношей и девушек это особенно важно, ибо их ждёт не простая жизнь, где всё надо уметь делать самому.

Поэтому возможности модульной технологии огромны, так как благодаря ей здесь центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением — мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.

Модуль — целевой функциональный узел, в котором объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. При этом необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащегося. При такой организации он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных. Особенность еще и в том, что в ходе урока учащиеся получают много оценок (баллов), которые выставляются только в тетради. При этом получается, что даже двойка становится баллом. В журнал выставляются оценки только «выходного контроля», который проводится в конце изучения темы.

Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся.

Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии служат:

Почему модульное обучение называют технологией?

Педагогическая технология появляется там и тогда, когда в образовательной системе чётко выделяется учебная деятельность ребёнка как системное свойство.

  • гарантированное достижения результатов обучения;

  • паритетное отношение учителя и учеников;

  • возможность работы в парах, в группах;

  • возможность общения с товарищами;

  • возможность выбора уровня обучения;

  • возможность работы в индивидуальном темпе;

  • раннее предъявление конечных результатов обучения;

  • «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.

Проектирование учебной деятельностью характерной признак педагогической технологии. Это и отличает технологию от методики. В зависимости от объема учебного материала в модульном обучении выделяют:

модульное обучение

Модульный урок имеет свои особенности:

  • каждый урок целесообразно начинать с процедуры мотивации — это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т.п.;

  • целенаправленное формирование и развитие приёмов учебной деятельности. Учебное содержание здесь — средство для достижения целей этого важного процесса.

Готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа:

  • Тщательно проработать весь учебный материал и каждого урока в отдельности.

  • Выделить главные основополагающие идеи.

  • Сформулировать для учащихся интегрирующую цель (ЭУ-0), где указывается что к концу занятия ученик должен изучить, знать, понять, определить...

  • Определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указать время, отводимое на каждое из них, и вид работы учащихся.

  • Подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты, графические диктанты...

  • Приступить к написанию методического пособия для учащихся (технологическая карта).

  • Копирование (через принтер, ксерокопии) технологических карт по числу учащихся в классе.

Алгоритм составления модульного урока:

  • Определение места модульного урока в теме.

  • Формулировка темы урока.

  • Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.

  • Подбор необходимого фактического материала.

  • Отбор методов и форм преподавания и контроля.

  • Определение способов учебной деятельности учащихся.

  • Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них.

Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7), но обязательно следующие: УЭ-0 — определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения. УЭ-1 — включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалам. УЭ-n — включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих).

1. Составление модуля данного урока.

2. Подготовка необходимого количества копий текста урока для каждого учащегося.

Модульные программы — это программа деятельности ребёнка по изучению какой-либо темы. Алгоритм действий учителя по составлению модульной программы:

  • Определение целей обучения для учащихся и их формулирование.

  • Отбор содержания.

  • Распределение содержания по урокам с учётом принципов модульного обучения:
    1. определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль);
    2. блок информации (теоретический материал темы);
    отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные, практические и творческие работы);
    3. контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.

  • Подбор литературы для учащихся (желательно указать перечень обязательной и дополнительной литературы).

  • Написание модульной программы (желательно печатный материал).

Распечатка модульных программ для каждого ученика.

Технологическая карта — особая форма планирования учебного материала. Технологическую карту составляет учитель. Она имеет много общего с обычным планированием. В ней указывается тема, количество часов на её обучения, цель обучения, тип урока, форма контроля за качеством усвоения учебного материала и освоение способов учебной деятельности. Выделяются основные знания, общеучебные и специальные умения и навыки, формируемые при изучении темы.

Раздел: Животные

Тема: «Одноклеточные животные»

Количество часов: 4

Цель

Продолжить формирование понятия «одноклеточный организм». Развивать приёмы учебной деятельности.

Учащиеся должны знать

  • Определение понятий клетка, организм.

  • Особенности строения и процессов жизнедеятельности одноклеточных животных.

Уметь

  • Описывать строение одноклеточных животных.

  • Сравнивать одноклеточных животных между собой.

  • Определять значения простейших в природе и для человека.

Формируемая область понимания

Клетка – структурно-функциональная единица организма животного.

Общеучебные и специальные умения и навыки

  • Описание, сравнение, умение приводить примеры, давать видовые и родовые названия.

  • Умение пользоваться микроскопом, рисовать биологические объекты, составлять схемы.

Педагогическая технология и контроль

Модульное обучение

Контроль

Самоконтроль, взаимоконтроль, экспортный контроль.

Лист учета контроля Ф.И. учащегося ______________________ ______ баллов

Учебный элемент (УЭ)

Количество баллов по номерам заданий

Кол-во баллов

№1

№2

№3

№4

№5




Проверка изученного материала



















Изучение нового материала



















Закрепление



















Итого



















Оценка



















Критерии оценки

Кол-во правильных ответов

Уровень

Оценка и комментарии

19-20

очень высокий

5+

Так держать!

17-19

высокий

5

Но ошибки все-таки были.

14-16

средний

4

Ещё чуть-чуть и будет «5»

10-13

низкий

3

Будьте внимательны на уроке!

1-9

очень низкий

2

И о чём вы думаете на уроке.

0

нулевой

1

Без комментариев …

Деятельность учителя при использовании модульной технологии

Деятельность учителя в модульном обучении связана с организацией и управлением деятельностью учащихся по овладению учебным содержанием, что возможно только в том случае, если учащиеся вооружены способами этой учебной деятельности: выделение объекта и предмета обучения, описания, объяснения, классификация и т.д. Т.е., прежде чем учить ребёнка биологии на основе модульной технологии, необходимо сначала научить его учиться, научить познавать (давать описание объектов, сравнивать их, объяснять явления и процессы с помощью теорий, классифицировать и т.д.), а далее в процессе обучения использовать эти процессы для овладения новым содержанием.

Для работы с напечатанным модулем учащиеся должны, прежде всего, уметь хорошо читать, поэтому в начальной школе нет смысла использовать эту форму работы. Кроме этого, важно чтобы учитель хорошо изучил теорию вопроса. Ведь для эффективного использования этой технологии необходимо внести изменения во всю систему обучения: в содержание, преподавание, учение.

Значение модульной технологии

  • На сегодня это средство формирования новой педагогической культуры, которое позволяет перевести обучение на субъект — субъективную основу, в результате чего происходит развитие творческих способностей у участников педагогического процесса.

  • Данная технология — стимул для повышения профессионального мастерства учителя.

  • Способствует быстрой адаптации молодых специалистов к работе в учебном заведении.

  • Позволяет качественно изменить процесс обучения, повысить уровень преподавания и уровень обученности учащихся

Проблемы, связанные с внедрением модульной технологии

  • Недостаточная подготовка учителей и их мотивация на освоение новых прогрессивных технологий.

  • Большие материальные затраты на ксерокопирование текстов модульных уроков.

  • Недостаточная подготовка учащихся к самостоятельной работе.

  • Отсутствие принципов согласования содержания образования со способами (приёмами) учебной деятельности.

Литература

1. Шамова Т.И. «Модульное обучение: сущность, технология». Ж.«Биология в школе», 1994 №5

2. Тихонова А.Е., Диденко Т.И., Нащечина М.М. «Обучающие модули: способ построения». Ж.«Биология в школе», 1995 №6

3. Берсенева Л.А. «Два модульных урока по естествознанию» (VI класс), 1996 №1

4. Бурцева О.Ю. «Модульная технология обучения», 1999 №5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Почему модульное обучение называют технологией? iconИ. Галковская Модульное обучение достаточно популярная сегодня технология,...
В этой статье представлен опыт Псковской лингвистической гимназии, где модульное обучение используется уже в течение 13 лет
Почему модульное обучение называют технологией? iconУроках математики
Для решения этой задачи требуется такая педагогическая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его самостоятельности,...
Почему модульное обучение называют технологией? iconИнтерактивное обучение с элементами case study или кейс – технологией...
Интерактивное обучение с элементами case study или кейс – технологией и технологией сотрудничества на уроках истории и обществознания...
Почему модульное обучение называют технологией? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Синонимы понятия «дистанционное обучение»: «дистантное обучение», «дистанционное образование», e-learning, «дистанционно-модульное...
Почему модульное обучение называют технологией? iconИнтернета. Есть ли ему альтернативы, почему Интернет называют уникальным изобретением?
«Мир без Интернета». В рамках данного проекта необходимо проанализировать тот вклад, который внесла Глобальная Паутина в нашу жизнь,...
Почему модульное обучение называют технологией? iconРабочая программа по технологии. 5-9-е классы Зеленов Виктор Алексеевич
Технологией называют определенную последовательность производственных операций, действий, обеспечивающих изготовление какой-либо...
Почему модульное обучение называют технологией? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сми, их роль и влияние в политической жизни общества; определить, почему сми называют «четвертой властью», почему телевидение является...
Почему модульное обучение называют технологией? iconУчебный план Mini-mba продажи и дистрибуция
Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации
Почему модульное обучение называют технологией? iconМодульное обучение как один из методов эффективной системы развития...

Почему модульное обучение называют технологией? iconКак вы думаете, почему христиане называют Бога «Отче», то есть «Отец»?

Почему модульное обучение называют технологией? iconОбучение аспектам языка обучение грамматике
...
Почему модульное обучение называют технологией? iconПочему это право называют административным?
Примеры контролирующих материалов, алгоритм самостоятельной работы, темы творческих работ
Почему модульное обучение называют технологией? iconКурсы повышения квалификации: Модульное обучение по программе «Инновационные...
«Формирование общероссийской системы оценки качества образования и вопросы совершенствования контрольных измерительных материалов...
Почему модульное обучение называют технологией? iconУрок по данной теме. Игра «Вспомни и назови». Учитель читает отрывки...
В нашей школе все учителя прошли курсовую подготовку по литературному чтению (авт. Л. А. Ефросинина) в системе учебников «Начальная...
Почему модульное обучение называют технологией? iconИ. А. Ишутина Русский язык и культура речи
Почему язык называют знаковой системой? Какие единицы языка являются основ­ными знаками?
Почему модульное обучение называют технологией? iconРеферат По дисциплине
Охватывает целое семейство протоколов, прикладные программы, и даже саму сеть. Tcp/ip это технология межсетевого взаимодействия,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск