«три среды обитания»





Скачать 89.39 Kb.
Название«три среды обитания»
Дата публикации05.08.2014
Размер89.39 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Школа: МБОУ «Спасская СОШ» Томского района с. Батурино

Класс: 5

Предмет: природоведение

Учитель: Сгибнева Ирина.Алексеевна. – природоведение


Тема: «ТРИ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ»

Цели урока: 1. Учащиеся конкретизируют свои знания о средах обитания организмов, их особенностях, выясняют приспособленность организмов к определенной среде обитания.

2. Продолжают развивать умение работать в заданном темпе, анализировать, обобщать, давать характеристику, заполнять таблицу, делать выводы, работать с раздаточным материалом, принимать правильное решение, обсуждать, работать в группах.

3. Развивать любознательность, закреплять интерес к предмету.
Основные понятия и термины урока:

Среда обитания, почвенная среда обитания, наземно-воздушная, водная среда обитания, приспособленность, относительная приспособленность.
Организация деятельности учащихся:

Учащиеся показывают имеющие знания, высказывают свое мнение по изучаемой теме, работают в группе, с учебником, обсуждают прочитанное, заполняют таблицу, выбирают материал для сообщений на следующий урок, работают с раздаточным материалом.
Форма работы на уроке: фронтальная, работа в группах
Планируемые результаты:

Учащиеся конкретизируют свои знания о средах обитания организмов, их особенностях, выясняют приспособленность организмов к определенной среде обитания.
Личностная значимость изучаемого для школьника:

Показать хорошие знания и получить хорошую оценку своей учебной деятельности; осушив болото, человек лишает среды обитания целое сообщество организмов.
Приемы деятельности учителя:

Организация повторения изученного материала, работа в группах с текстом и рисунками учебника, с раздаточным материалом, подготовка вывода, подведение итогов урока.
Ход урока:

  1. Организационный момент.

Добрый день! Присаживайтесь.

Я рада этой новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!


  1. Письменный опрос.

Мы с Вами познакомились с разнообразием всего живого. Сейчас мы проведем небольшую самостоятельную работу по этой теме, называется она «Верификатор».

Подписываем листочки и читая вопросы, вы в табличку проставляете «+» или «да», если согласны, и «нет» или «–», если не согласны.

А правда ли это, что …


  1. Все организмы ученые разделили на 4 царства?

  2. Бактерии очень большие по размерам?

  3. Простейшие – это царство одноклеточных животных?

  4. Грибы, растения, животные – могут быть и многоклеточные и одноклеточные?

  5. Грибы бывают только съедобные и растут только на деревьях?

  6. Животные – это самое маленькое царство?

  7. Различают беспозвоночных и позвоночных животных?

  8. Все растения и все животные сами образуют питательные вещества?

  9. Водоросли, мхи, хвощи, папоротники, хвойные и цветковые – это группы растений?

  10. Рыбы и земноводные – это беспозвоночные животные?

  11. Что первыми на Земле появились бактерии?

  12. Что к Простейшим относится амеба, эвглена зеленая, инфузория-туфелька?

  13. Черви – это беспозвоночные животные?

  14. Иглокожие, членистоногие, птицы, млекопитающие – это позвоночные животные?

  15. Земноводные обитают только в воде?

  16. Бактерии не имеют ядра?

  17. Грибы и животные питаются готовой пищей?

  18. К членистоногим относят раков, пауков, насекомых?

  19. Лесной еж – это иглокожий?

  20. Водоросли обитатели воды?

  21. Бактерии в переводе означают «шарики»?

  22. Простейшие имеют органы передвижения – реснички и жгутики.

  23. Растения отличаются от животных тем, что они не двигаются и зеленые?

  24. Грибы вывели в отдельное царство потому, что у них есть признаки и растений и животных?

  25. Вам понравился опрос?




1 +

2 –

3 +

4 +

5 –

6 –

7 +

8 –

9 +

10 –

11 +

12 +

13 +

14 –

15 –

16 +

17 +

18 +

19 –

20 +

21 –

22 +

23 +

24 +

25




  1. Изучение нового материала.

Мы познакомились с вами с огромным разнообразием живого на Земле.

И каждый живой организм на такой огромной Земле имеет свой дом.

Шагая по лугу, или лесу, прибегая в школу, вы, наверно, не задумываетесь о том, что находитесь в одном из таких домов для существования живых организмов.

– Может ответите в каком?

– Ученые называют его наземно-воздушной средой обитания. Этот дом, который образован поверхностью Земли и воздуха.

– А подумайте, какие еще есть дома, в которых живут живые организмы?

Водная.

– Да, плавая в реке, озере, море вы попадаете еще в один богато населенный природный дом.

– А еще?

– А вот весной, когда вы или ваши родители перекапываете почву в огороде, то вы видите у себя под ногами еще один природный дом – где много-много разнообразных жителей – это почвенная среда обитания.

Какой вывод можно сделать?

Вывод:

Конечно же, на Земле находится три замечательных природных дома – три среды обитания, с которыми связана судьба большинства живых организмов, населяющих нашу планету.
Давайте дадим определение: Что такое среда обитания?

Среда обитания – это то, что окружает живой организм.
Открываем тетради, записываем число и тему урока «Среды обитания»

А что мы будем изучать? А что бы вы хотели узнать о средах обитания?

( познакомиться с особенностями каждой среды обитания, с приспособлениями к данной среде обитания, познакомиться с организмами, живущих в этих средах обитания)

Ребят делят на три группы. Каждая группа выбирает командира. Каждая группа получает конверт (содержимое конвертов для трех групп одинаковое), в котором лежат картинки животных и растений всех сред обитания. И на отдельных листочках напечатаны особенности, характерные для сред обитания. Но каждая группа работает по одной среде обитания. Каждой группе выдается полватмана, на него они будут наклеивать животных и растений своей среды обитания и особенности, характерные для данной среды.
Работа в группах:

1 задание: Распределите животных и растения согласно той среде обитания, в которой они проживают. Наклейте их на листочки. А потом объясните нам всем, почему вы так решили.
2 задание: Определите условия, характерные для каждой среды обитания, наклеить их и тоже нужно обосновать. При выполнении этого задания вы можете воспользоваться учебником на стр.118-121.
Ребята выполняют задания

Физкультминутка


Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.
По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,

До лужайке добежим
На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

Улыбнитесь и садитесь
Проверяем и слушаем, что же у нас получилось. Кто-нибудь с группы выходит и презентует свою работу. Другие могут дополнять. Могут 2-3 человека выступать. Потом идет обсуждение, исправления ошибок ребятами других групп и оценивания работы группы, а может быть самооценка. Это все зависит от подбора в классе.
1 группа: «Наземно-воздушная среда обитания»

  • Достаточно кислорода

  • Не хватает влаги

  • Значительное изменение температуры

  • Сезонные изменения в природе

  • Много света

  • Специальные приспособления для добывания, запасания и экономичного расходования воды

  • Приспособленность к передвижению (ноги – бег, прыгают; крылья для полета)


2 группа: «Водная среда обитания»

  • Достаточно воды

  • Незначительно меняется температура

  • Кислорода не хватает

  • Мало света

  • Имеются специальные органы для дыхания: (жабры, кожа).

  • Приспособленность к передвижению (плавники, ласты, плавательные ножки и перепонки между пальцами)


3 группа: «Почвенная среда обитания»

  • Мало кислорода, больше углекислого газа

  • Много воды

  • Температура ровная (мало меняется)

  • Света нет

  • Животные имеют маленькие глаза или лишены органов зрения

  • Приспособление к передвижению (плоские, с большими когтями, мощные передние зубы, тело овальное, хорошо развито обоняние и осязание)


IV. Задание на дом:

В учебнике стр. 118-121, прочитать и рассмотреть рисунки и заполнить табличку.




Характеристика сред обитания


Название среды

Краткая характеристика

Обитатели

Приспособленность к среде обитания

1.










V. Закрепление нового материала

Тест на соответствие:

  1. воробей

  2. еж

  3. кузнечик

  4. крот

  5. дождевой червь А. Наземно-воздушная среда

  6. ель Б. Водная среда

  7. медуза В. Почвенная среда

  8. черемуха

  9. дельфин

  10. акула

  11. бабочка

  12. корни деревьев

  13. лягушка

  14. кенгуру

  15. окунь

  16. личинка майского жука

  17. крокодил

  18. гидра

  19. водоросли

  20. роза

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20






























































Соединить стрелочками:

  • Приспособленность к передвижению (плавники, ласты, плавательные ножки и перепонки между пальцами)

  • Специальные приспособления для добывания, запасания и экономичного расходования воды

  • Мало кислорода, больше углекислого газа

  • Сезонные изменения в природе

  • Животные имеют маленькие глаза или лишены органов зрения

  • Кислорода не хватает



А. Наземно-воздушная среда

Б. Водная среда

В. Почвенная среда



VI Подведение итога урока

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«три среды обитания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Условия среды обитания, с которыми организм находится в определенных взаимоотношениях, называются факторами среды обитания
«три среды обитания» iconИли задание текущей аттестационной работы
Безопасность человека и среды его обитания, защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов
«три среды обитания» iconТемы рефератов Взаимодействие человека и среды обитания. Эволюция...
Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности
«три среды обитания» iconДоклад на тему: Природа и дети
Поэтому человек должен научиться управлять своими запросами в пределах разумного. Для того, чтобы последующим поколениям досталась...
«три среды обитания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивать умение описывать строение живых организмов, их приспособления к различным средам обитания Развивать умение сравнивать различные...
«три среды обитания» iconI. Качество окружающей среды и состояние природных ресурсов
Тюменской области, департамента образования и науки Тюменской области, Управления по охране, контролю и регулированию использования...
«три среды обитания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ознакомление с основными пунктами концепции экологической безопасности. Окружающая среда, оптимальная среда обитания, загрязнение...
«три среды обитания» iconСоциально-биологические основы адаптации организма человека к физической...
Тема Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания...
«три среды обитания» iconКодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30. 12. 2001г. №195-фз
Калмыкия (за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на оопт федерального значения, расположенных на...
«три среды обитания» iconКлиническая лабораторная диагностика
Оценка среды обитания человека, а также других факторов, определяющих состояние здоровья населения
«три среды обитания» iconI. Качество окружающей среды и состояние природных ресурсов
Тюменской области, департамента агропромышленного комплекса Тюменской области, департамента образования Тюменской области, Управления...
«три среды обитания» icon2015 год Раздел 1 Основная задача деятельности Министерства экологии Челябинской области
Челябинской области государственной политики в области охраны окружающей среды, охраны, контроля и регулирования использования объектов...
«три среды обитания» iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Охрана окружающей среды...
Дисциплина "Охрана окружающей среды" обязательная дисциплина цикла оп, объединяющая тематику безопасного взаимодействия человека...
«три среды обитания» iconКонспект урока по теме
Я верю, что жизнь едина и мир един. Все пробле- мы среды обитания тесно переплетены. Демографи
«три среды обитания» iconЭнергоинформационная безопасность
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
«три среды обитания» iconПояснительная записка
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск