Скачать 322.89 Kb.
|
Рабочая программа по биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Арская средняя общеобразовательная школа №7 » Арского муниципального района Республики Татарстан учителя биологии Фахертдиновой Лейсан Фархатовны 10 класс Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №1 от «29» августа 2012г. 2012-2013 учебный год Учебно – тематическое планирование Предмет: Биология Класс: 10 Учитель: Фахертдинова Лейсан Фархатовна Количество часов: всего 105 часов; в неделю 3 часа. Лабораторных работ- 6 Административных контрольных работ - 1 Учебник: Биология. 10-11 классы. Профильный уровень для общеобразовательных учреждений Бородин П.М., Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М., 1 часть, Просвещение, 2011 Пояснительная записка Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих целей:
Данная рабочая программа по биологии 10 класс составлена в соответствии со следующими нормативными документами: - Законы РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции); - Приказа МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального Компонента Государственных Образовательных Стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями); - Примерной программы по биологии; - Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2012-2013 учебный год; - Учебного плана МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №7» Арского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1 от 29 августа 2012 года) Содержание Курс начинается с вводного раздела «ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ БИОЛОГИЮ», в котором рассматривается методология биологического познания, его закономерности. Наблюдение и эксперимент – методы эмпирического способа познания. Значение фактов для развития науки. Теоретический способ познания. Моделирование. Развитие научных идей до гипотез и теорий. Системный подход в биологическом познании. Основные свойства живых систем: дискретность, соподчинение, упорядоченность, открытость для вещества и энергии. Уровни организации живой природы. Предмет исследования биологии, краткая история развития. На изучение раздела отводится 2 часа. Раздел «Молекулы и клетки» рассматривает предмет цитологии, ее задачи. Краткая история развития биохимии, выдающиеся исследователи в области биохимии. Важнейшие химические элементы клетки. Неорганические вещества. Вода, особенности строения молекулы, функции в живых организмах. Органические вещества. Углеводы (моно-, ди-, полисахариды), их функции. Липиды, их функции. Белки, строение молекулы, структуры. Денатурация. Ренатурация. Биологические функции белков. Нуклеиновые кислоты, структура молекулы ДНК, ее информационная функция. Особенности строения РНК, типы РНК, функции в клетке. АТФ – универсальный биологический аккумулятор энергии. Строение АТФ, макроэргическая связь. Лабораторные работы: 1. Роль ферментов в биохимических реакциях. На изучение раздела отводится 13 часов. Раздел «Клеточные структуры и их функции». Основные этапы накопления знаний о клетке. Клеточная теория как исторически первое теоретическое обобщение биологии. Положение теории, ее социокультурные истоки. Значение работ Р.Вирхова, К.Бэра для развития клеточной теории. Современный этап в истории развития клеточной теории. Методы цитологических исследований. Значение теории для развития биологии. Общий план строения клеток эукариот. Поверхностные структуры (клеточная стенка, гликокаликс), строение и функции. Клеточные мембраны: строение и функции. Взаимосвязь мембран, роль в обеспечении целостности клетки. Поступление веществ в клетку: пассивный и активный транспорт. Ядро, его строение и функции. Компоненты ядра: ядрышко, хроматин и хромасомы. Вакуолярная система клетки (ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоли). Немембранные органоиды: рибосомы, опорно-двигательная система клетки(микрофиламенты, микротрубочки, клеточный центр), органоиды движения (реснички, жгутики). Пластиды и митохондрии, строение функции, происхождение, черты сходства с клеткой прокариот. Лабораторные работы: 2. «Устройство световых микроскопов и техника микроскопирования» 3. «Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Клетки растений и животных» Раздел изучается на протяжении 8 часов Раздел «Обеспечение клеток энергией ». Фотосинтез. История изучения фотосинтеза. Вклад К.А.Тимирязева в изучение фотосинтеза. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Планетарная ценность фотосинтеза, его практическое значение в создании нефти, газа, каменного и бурого углей. Влияние факторов внешней среды на фотосинтез. Хемосинтез, его планетарная роль в создании невосполнимых природных ресурсов – залежей полезных ископаемых ( железа, серы, марганца и др.). Вклад С.Н.Виноградского в изучение хемосинтеза. Биологическое окисление органических веществ. Анаэробное окисление. Гликолиз. Брожение. Практическое использование брожение в древнейших направлениях биотехнологии (виноделии, хлебопечении, производстве молочных продуктов). Аэробное окисление ПВК в митохондриях. Энергетический выход полного аэробного окисления глюкозы. Обмен веществ как целостный процесс. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена – основа существования клетки, как целостной и открытой системы. Решение задач по молекулярной биологии по теме «Обмен веществ». На изучение раздела отводится 10 часов. Раздел «Наследственная информация и реализация её в клетке». Белки- основа специфичности клеток и организмов. Генетическая информация. Матричный принцип синтеза белка. Транскрипция. Генетический код и его свойства. Транспортные РНК. Биосинтез белка. Трансляция. Регуляция транскрипции и трансляции. Удвоение ДНК. Принципы репликации. Особенности репликации ДНК эукариот. Теломераза. Современные представления о строении генов. Геном. Генная инженерия. Вирусы. Строение вирусов. Размножение вирусов. Вирус иммунодифицита человека. Краткая история молекулярной генетики. Вклад отечественных ученых (Н.К.Кольцова, Н.В.Тимофеев-Ресовский) в выяснение молекулярной природы гена. Открытие комплементарного строения ДНК (Д.Уотсон, Ф.Крик). Репликация ДНК. Образование и-РНК по матрице ДНК. Генетический код, его свойства: триплетность, однозначность, вырожденность, неперекрываемость, квазиуниверсальность. Биосинтез белков. Роль т-РНК. Трансляция. Обратная транскрипция у РНК-содержащих вирусов. Регуляция активности генов. Значение работ Ф.Жакоба, Ж.Моно, А.Львова.развитие представлений о структуре гена. Геном. Особенности организации генома прокариот и эукариот. Молекулярная теория гена, ее значение. Генная инженерия, перспективы развития в направлении получения материалов и лекарств нового поколения. Социально – этические проблемы создания трансгенных организмов. Генетически модифицированные продукты. Лабораторные работы: 4. «Изучение морфологии и подсчет хромосом» На изучение раздела отводится 14часов Раздел «Индивидуальное развитие и размножение организмов». Жизненный цикл клетки. Интерфаза, ее значение. Митоз. Фазы митозы: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Анафаза. Биологическое значение митоза. Редукционное деление – мейоз и его фазы. Интерфаза. Мейоз I. Особенности профазы I. Конъюгация и кроссинговер. Метафаза I, анафаза I, телофаза I. Мейоз II, его фазы. Конечный результат мейоза, его биологическое значение. Воспроизведение и размножение. Способы размножение организмов. Бесполое размножение и его формы. Ценность и преимущества бесполого размножения. Половое размножение, его значение для эволюции. Развитие половых клеток (гаметогенез). Стадии сперматогенеза и овогенеза. Особенности строения сперматозоидов и яйцеклеток. Оплодотворение, его биологическое значение. Партеногенез. Чередование поколений в жизненном цикле растений. Спорофит и гаметофит. Гаметофитная и спорофитная линии эволюции. Редукция гаметофита у голосеменных и покрытосеменных растений. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений. Значение работ С.Г.Навашина. Приспособления цветковых растений к наземным условиям существования. Онтогенез. Особенности индивидуального развития животных. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития животных. Прямое и непрямое развитие. Организм – целостная система взаимосвязанных клеток, тканей, органов, и систем органов. Раздел изучается 13 часов. Раздел «Основные закономерности явлений наследственности». Г.Мендель – основоположник генетики, его предшественники. Принцип дискретной наследственности, его значение для успешного развития генетики. Моногибридное скрещивание. Гибридологический метод. Закон единообразия гибридов первого поколения (первый закон Менделя). Закон расщепления в потомстве гибридов ( второй закон Менделя). Генетическая символика. Объяснение законов Менделя с позиций гипотезы частоты гамет. Генотип. Фенотип. Промежуточный характер наследования. Анализирующее скрещивание. Закон независимого комбинирования признаков (третий закон Менделя), его значение для обоснования комбинативной изменчивости. Переоткрытие законов Менделя. Хромосомная теория наследственности – выдающееся обобщение биологии первой четверти XX в., краткая история, основные положения. Объяснение законов Менделя с позиций хромосомной теории наследственности. Сцепленное наследование. Закон Т.Моргана, вклад его школы в обоснование хромосомной теории наследственности. Нарушения сцепления генов, его последствия. Генетические карты хромосом. Хромосомное определение пола. Наследование сцепленное с полом. Особенности проявления Х-хромосомы у самок млекопитающих, инактивация одной Х-хромосомы. Взаимодействие генов: комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропное действие генов. Цитоплазматическая наследственность. Краткая история молекулярной генетики. Вклад отечественных ученых (Н.К.Кольцова, Н.В.Тимофеев-Ресовский) в выяснение молекулярной природы гена. Открытие комплементарного строения ДНК (Д.Уотсон, Ф.Крик). Репликация ДНК. Образование и-РНК по матрице ДНК. Генетический код, его свойства: триплетность, однозначность, вырожденность, неперекрываемость, квазиуниверсальность. Биосинтез белков. Роль т-РНК. Трансляция. Обратная транскрипция у РНК-содержащих вирусов. Регуляция активности генов. Значение работ Ф.Жакоба, Ж.Моно, А.Львова.развитие представлений о структуре гена. Геном. Особенности организации генома прокариот и эукариот. Молекулярная теория гена, ее значение. Генная инженерия, перспективы развития в направлении получения материалов и лекарств нового поколения. Социально – этические проблемы создания трансгенных организмов. Генетически модифицированные продукты. Добавлены часы на решение генетических задач: на дигибридное скрещивание; наследование, сцепленное с полом; комбинированных задач, в связи с требованиями ЕГЭ. На изучение раздела отводится 18часов. Раздел «Основные закономерности явлений изменчивости». Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. История и положения мутационной теории Г. де Фриза.типы мутаций: геномные, хромосомные, генные. Механизмы возникновения генных мутаций. Прямые и обратные генные мутации. Соматические и генеративные мктации. Искусственное получение мутаций. Физические, химические, биологические мутагены. Роль отечественных ученых в изучении искусственного мутагенеза. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И.Вавилова (теория изменчивости). Предсказательные возможности закона и его значение для развития генетики и селекции. Модификационная изменчивость, ее значение. Норма реакции. Лабораторная работа: 5. Модификационная изменчивость. Вариационный ряд, вариационная кривая. На изучение раздела отводится 11 часов. Раздел « Генетические основы индивидуального развития» предлагается изучить и защитить в виде проектов. Необходимо рассмотреть вопросы закономерностей дифференциации клеток на ранних стадиях онтогенеза. Экспериментальные доказательства обратимости дифференцированного состояния клеток. Клонирование позвоночных животных как одно из направлений биотехнологии. Перспективы и социально-этические проблемы развития технологии клонирования животных и человека. Ответственность ученых за последствия своих исследований. Генетические основы иммунитета. СПИД. Строение и жизненный цикл ВИЧ. Профилактика СПИДа. Индивидуальное развитие и проблемы рака. Биологические особенности злокачественной опухоли. Теория злокачественного роста. Наследственность и рак. Экологические условия развитых стран и онкозаболевания. На защиту проектов отводится 9часа. Раздел «Генетика человека». Особенности человека как объекта генетических исследований. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, микробиологический. Генная терапия. Ценность генетических знаний: резус-фактор, близкородственные браки и их последствия, профилактика наследственных болезней, медико-генетическое консультирование. Проект «Геном человека», его значение. Лабораторная работа: 6. Составление родословных. Обобщение знаний: 1. обобщение знаний по теме «Генетика человека». На изучение раздела отводится 7 часов Требования к уровню подготовки обучающихся. В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен Знать и понимать:
Уметь (владеть способами деятельности):
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):
Планирование основных разделов учебного материала
|
Наименование Программы Образовательная программа среднего общего... А образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... | Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Режим работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия п. Г. Т. Богатые сабы сабинского | ||
Программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... | Программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... | ||
Основная образовательная программа начального общего образования... Решением педагогического совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №4» городского округа город Стерлитамак... | Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Получение нового качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Простинская оош»» на основе... | ||
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Получение нового качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верхнечелнинская сош»»... | Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Получение нового качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верхнеуратьминская оош»»... | ||
Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Образовательная программа школы является нормативно-управленческим документом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... | Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Образовательная программа школы является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... | ||
План воспитательной работы на 2013-2014 уч. Года муниципального бюджетного... Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №2 г. Торжка» | Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Вого качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Карабашская средняя общеобразовательная... | ||
Уста в муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения староурмарская средняя | Уста в муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения староурмарская средняя | ||
Самообследование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» утверждены руководителем администрации... | Приказ № от 11. 2013 Образовательная программа основного общего образования... Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения |