Рабочая программа по биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения





Скачать 322.89 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
страница1/3
Дата публикации13.08.2014
Размер322.89 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_____________/ Нуриева З. З./
Протокол №1 от

«___» ________2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________/Р.Г.Галимова/
«___» ________2012г

«Утверждено»

Директор МБОУ «АСОШ№7»

_____________/А.М.Гатауллина/

Приказ №1 от

«___» ________2012г.


Рабочая программа по биологии

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Арская средняя общеобразовательная школа №7 »

Арского муниципального района Республики Татарстан

учителя биологии

Фахертдиновой Лейсан Фархатовны

10 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета протокол №1 от «29» августа 2012г.

2012-2013 учебный год

Учебно – тематическое планирование

Предмет: Биология

Класс: 10

Учитель: Фахертдинова Лейсан Фархатовна

Количество часов: всего 105 часов; в неделю 3 часа.

Лабораторных работ- 6

Административных контрольных работ - 1

Учебник:

Биология. 10-11 классы. Профильный уровень для общеобразовательных учреждений Бородин П.М., Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М., 1 часть, Просвещение, 2011

Пояснительная записка

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих целей:

  • освоениесистемы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;

  • овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе:знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;

  • приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

Данная рабочая программа по биологии 10 класс составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

- Законы РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);

- Приказа МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального Компонента Государственных Образовательных Стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
- Примерной программы по биологии;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2012-2013 учебный год;
- Учебного плана МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №7» Арского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1 от 29 августа 2012 года)

Содержание
Курс начинается с вводного раздела «ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ БИОЛОГИЮ», в котором рассматривается методология биологического познания, его закономерности. Наблюдение и эксперимент – методы эмпирического способа познания. Значение фактов для развития науки. Теоретический способ познания. Моделирование. Развитие научных идей до гипотез и теорий. Системный подход в биологическом познании. Основные свойства живых систем: дискретность, соподчинение, упорядоченность, открытость для вещества и энергии. Уровни организации живой природы. Предмет исследования биологии, краткая история развития. На изучение раздела отводится 2 часа.

Раздел «Молекулы и клетки» рассматривает предмет цитологии, ее задачи. Краткая история развития биохимии, выдающиеся исследователи в области биохимии. Важнейшие химические элементы клетки. Неорганические вещества. Вода, особенности строения молекулы, функции в живых организмах. Органические вещества. Углеводы (моно-, ди-, полисахариды), их функции. Липиды, их функции. Белки, строение молекулы, структуры. Денатурация. Ренатурация. Биологические функции белков. Нуклеиновые кислоты, структура молекулы ДНК, ее информационная функция. Особенности строения РНК, типы РНК, функции в клетке. АТФ – универсальный биологический аккумулятор энергии. Строение АТФ, макроэргическая связь.

Лабораторные работы:

1. Роль ферментов в биохимических реакциях.

На изучение раздела отводится 13 часов.

Раздел «Клеточные структуры и их функции». Основные этапы накопления знаний о клетке. Клеточная теория как исторически первое теоретическое обобщение биологии. Положение теории, ее социокультурные истоки. Значение работ Р.Вирхова, К.Бэра для развития клеточной теории. Современный этап в истории развития клеточной теории. Методы цитологических исследований. Значение теории для развития биологии.

Общий план строения клеток эукариот. Поверхностные структуры (клеточная стенка, гликокаликс), строение и функции. Клеточные мембраны: строение и функции. Взаимосвязь мембран, роль в обеспечении целостности клетки. Поступление веществ в клетку: пассивный и активный транспорт. Ядро, его строение и функции. Компоненты ядра: ядрышко, хроматин и хромасомы. Вакуолярная система клетки (ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоли). Немембранные органоиды: рибосомы, опорно-двигательная система клетки(микрофиламенты, микротрубочки, клеточный центр), органоиды движения (реснички, жгутики). Пластиды и митохондрии, строение функции, происхождение, черты сходства с клеткой прокариот.

Лабораторные работы:

2. «Устройство световых микроскопов и техника микроскопирования»

3. «Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Клетки растений и животных»

Раздел изучается на протяжении 8 часов

Раздел «Обеспечение клеток энергией ». Фотосинтез. История изучения фотосинтеза. Вклад К.А.Тимирязева в изучение фотосинтеза. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Планетарная ценность фотосинтеза, его практическое значение в создании нефти, газа, каменного и бурого углей. Влияние факторов внешней среды на фотосинтез. Хемосинтез, его планетарная роль в создании невосполнимых природных ресурсов – залежей полезных ископаемых ( железа, серы, марганца и др.). Вклад С.Н.Виноградского в изучение хемосинтеза. Биологическое окисление органических веществ. Анаэробное окисление. Гликолиз. Брожение. Практическое использование брожение в древнейших направлениях биотехнологии (виноделии, хлебопечении, производстве молочных продуктов). Аэробное окисление ПВК в митохондриях. Энергетический выход полного аэробного окисления глюкозы. Обмен веществ как целостный процесс. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена – основа существования клетки, как целостной и открытой системы. Решение задач по молекулярной биологии по теме «Обмен веществ».

На изучение раздела отводится 10 часов.

Раздел «Наследственная информация и реализация её в клетке». Белки- основа специфичности клеток и организмов. Генетическая информация. Матричный принцип синтеза белка. Транскрипция. Генетический код и его свойства. Транспортные РНК. Биосинтез белка. Трансляция. Регуляция транскрипции и трансляции. Удвоение ДНК. Принципы репликации. Особенности репликации ДНК эукариот. Теломераза. Современные представления о строении генов. Геном. Генная инженерия. Вирусы. Строение вирусов. Размножение вирусов. Вирус иммунодифицита человека. Краткая история молекулярной генетики. Вклад отечественных ученых (Н.К.Кольцова, Н.В.Тимофеев-Ресовский) в выяснение молекулярной природы гена. Открытие комплементарного строения ДНК (Д.Уотсон, Ф.Крик). Репликация ДНК. Образование и-РНК по матрице ДНК. Генетический код, его свойства: триплетность, однозначность, вырожденность, неперекрываемость, квазиуниверсальность. Биосинтез белков. Роль т-РНК. Трансляция. Обратная транскрипция у РНК-содержащих вирусов. Регуляция активности генов. Значение работ Ф.Жакоба, Ж.Моно, А.Львова.развитие представлений о структуре гена. Геном. Особенности организации генома прокариот и эукариот. Молекулярная теория гена, ее значение. Генная инженерия, перспективы развития в направлении получения материалов и лекарств нового поколения. Социально – этические проблемы создания трансгенных организмов. Генетически модифицированные продукты.
Лабораторные работы:

4. «Изучение морфологии и подсчет хромосом»

На изучение раздела отводится 14часов
Раздел «Индивидуальное развитие и размножение организмов». Жизненный цикл клетки. Интерфаза, ее значение. Митоз. Фазы митозы: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Анафаза. Биологическое значение митоза. Редукционное деление – мейоз и его фазы. Интерфаза. Мейоз I. Особенности профазы I. Конъюгация и кроссинговер. Метафаза I, анафаза I, телофаза I. Мейоз II, его фазы. Конечный результат мейоза, его биологическое значение. Воспроизведение и размножение. Способы размножение организмов. Бесполое размножение и его формы. Ценность и преимущества бесполого размножения. Половое размножение, его значение для эволюции. Развитие половых клеток (гаметогенез). Стадии сперматогенеза и овогенеза. Особенности строения сперматозоидов и яйцеклеток. Оплодотворение, его биологическое значение. Партеногенез. Чередование поколений в жизненном цикле растений. Спорофит и гаметофит. Гаметофитная и спорофитная линии эволюции. Редукция гаметофита у голосеменных и покрытосеменных растений. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений. Значение работ С.Г.Навашина. Приспособления цветковых растений к наземным условиям существования. Онтогенез. Особенности индивидуального развития животных. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития животных. Прямое и непрямое развитие. Организм – целостная система взаимосвязанных клеток, тканей, органов, и систем органов.

Раздел изучается 13 часов.

Раздел «Основные закономерности явлений наследственности». Г.Мендель – основоположник генетики, его предшественники. Принцип дискретной наследственности, его значение для успешного развития генетики. Моногибридное скрещивание. Гибридологический метод. Закон единообразия гибридов первого поколения (первый закон Менделя). Закон расщепления в потомстве гибридов ( второй закон Менделя). Генетическая символика. Объяснение законов Менделя с позиций гипотезы частоты гамет. Генотип. Фенотип. Промежуточный характер наследования. Анализирующее скрещивание. Закон независимого комбинирования признаков (третий закон Менделя), его значение для обоснования комбинативной изменчивости. Переоткрытие законов Менделя.

Хромосомная теория наследственности – выдающееся обобщение биологии первой четверти XX в., краткая история, основные положения. Объяснение законов Менделя с позиций хромосомной теории наследственности. Сцепленное наследование. Закон Т.Моргана, вклад его школы в обоснование хромосомной теории наследственности. Нарушения сцепления генов, его последствия. Генетические карты хромосом. Хромосомное определение пола. Наследование сцепленное с полом. Особенности проявления Х-хромосомы у самок млекопитающих, инактивация одной Х-хромосомы. Взаимодействие генов: комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропное действие генов. Цитоплазматическая наследственность.

Краткая история молекулярной генетики. Вклад отечественных ученых (Н.К.Кольцова, Н.В.Тимофеев-Ресовский) в выяснение молекулярной природы гена. Открытие комплементарного строения ДНК (Д.Уотсон, Ф.Крик). Репликация ДНК. Образование и-РНК по матрице ДНК. Генетический код, его свойства: триплетность, однозначность, вырожденность, неперекрываемость, квазиуниверсальность. Биосинтез белков. Роль т-РНК. Трансляция. Обратная транскрипция у РНК-содержащих вирусов. Регуляция активности генов. Значение работ Ф.Жакоба, Ж.Моно, А.Львова.развитие представлений о структуре гена. Геном. Особенности организации генома прокариот и эукариот. Молекулярная теория гена, ее значение. Генная инженерия, перспективы развития в направлении получения материалов и лекарств нового поколения. Социально – этические проблемы создания трансгенных организмов. Генетически модифицированные продукты.

Добавлены часы на решение генетических задач: на дигибридное скрещивание; наследование, сцепленное с полом; комбинированных задач, в связи с требованиями ЕГЭ.

На изучение раздела отводится 18часов.

Раздел «Основные закономерности явлений изменчивости». Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. История и положения мутационной теории

Г. де Фриза.типы мутаций: геномные, хромосомные, генные. Механизмы возникновения генных мутаций. Прямые и обратные генные мутации. Соматические и генеративные мктации. Искусственное получение мутаций. Физические, химические, биологические мутагены. Роль отечественных ученых в изучении искусственного мутагенеза. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И.Вавилова (теория изменчивости). Предсказательные возможности закона и его значение для развития генетики и селекции. Модификационная изменчивость, ее значение. Норма реакции.

Лабораторная работа:

5. Модификационная изменчивость. Вариационный ряд, вариационная кривая.

На изучение раздела отводится 11 часов.

Раздел « Генетические основы индивидуального развития» предлагается изучить и защитить в виде проектов. Необходимо рассмотреть вопросы закономерностей дифференциации клеток на ранних стадиях онтогенеза. Экспериментальные доказательства обратимости дифференцированного состояния клеток. Клонирование позвоночных животных как одно из направлений биотехнологии. Перспективы и социально-этические проблемы развития технологии клонирования животных и человека. Ответственность ученых за последствия своих исследований. Генетические основы иммунитета. СПИД. Строение и жизненный цикл ВИЧ. Профилактика СПИДа. Индивидуальное развитие и проблемы рака. Биологические особенности злокачественной опухоли. Теория злокачественного роста. Наследственность и рак. Экологические условия развитых стран и онкозаболевания. На защиту проектов отводится 9часа.

Раздел «Генетика человека». Особенности человека как объекта генетических исследований. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, микробиологический. Генная терапия. Ценность генетических знаний: резус-фактор, близкородственные браки и их последствия, профилактика наследственных болезней, медико-генетическое консультирование. Проект «Геном человека», его значение.

Лабораторная работа: 6. Составление родословных.

Обобщение знаний: 1. обобщение знаний по теме «Генетика человека».

На изучение раздела отводится 7 часов



Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

Знать и понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Мен-деля; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);

  • особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;

  • особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

  • причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.

Уметь (владеть способами деятельности):

  • приводить примеры: взаимодействия генов, генных и хромосомных мутаций; популяций у разных видов; наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной научной картины мира; значения генетики для развития медицины и селекции; значения современных достижений в области биотехнологии, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости и учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции;

  • приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, используя биологические теории законы и правила; эволюции, используя данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, биогеографии, молекулярной биологии; эволюции человека; единства человеческих рас; эволюции биосферы; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;

  • оценивать: последствия влияния мутагенов на организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий; глобальные антропогенные изменения в биосфере;

  • аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; происхождения человеческих рас;

  • выявлять: влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; приспособления у организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами;

  • устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

  • правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать задачи разной сложности по биологии; составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум и др.); изучать и описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

  • самостоятельно находить в разных источниках (в том числе сети Интернет, средствах массовой информации), анализировать, оценивать и использовать биологическую информацию; грамотно оформлять результаты биологических исследований.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):

  • соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;

  • оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего.


Планирование основных разделов учебного материала


п/п

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconНаименование Программы Образовательная программа среднего общего...
А образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Рабочая программа по биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconУчебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Режим работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия п. Г. Т. Богатые сабы сабинского
Рабочая программа по биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПрограмма муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Рабочая программа по биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПрограмма муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Рабочая программа по биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Решением педагогического совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №4» городского округа город Стерлитамак...
Рабочая программа по биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Получение нового качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Простинская оош»» на основе...
Рабочая программа по биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Получение нового качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верхнечелнинская сош»»...
Рабочая программа по биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Получение нового качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верхнеуратьминская оош»»...
Рабочая программа по биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОбразовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Образовательная программа школы является нормативно-управленческим документом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Рабочая программа по биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОбразовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Образовательная программа школы является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Рабочая программа по биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПлан воспитательной работы на 2013-2014 уч. Года муниципального бюджетного...
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №2 г. Торжка»
Рабочая программа по биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Вого качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Карабашская средняя общеобразовательная...
Рабочая программа по биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconУста в муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения староурмарская средняя
Рабочая программа по биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconУста в муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения староурмарская средняя
Рабочая программа по биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconСамообследование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» утверждены руководителем администрации...
Рабочая программа по биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПриказ № от 11. 2013 Образовательная программа основного общего образования...
Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск