Скачать 210.42 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» «МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ МЕМБРАН» Методические указания по семинарским занятиям Красноярск 2011 Авторы: Самойлова А.А. Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Методы исследования биологических мембран». Пособие содержит тематический план вопросов, требующих самостоятельного изучения, представлены источники основной и дополнительной литературы в соответствии с темами занятий. В пособие даны рекомендации для самостоятельного изучения теоретического курса дисциплины, промежуточному и итоговому контролю. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400.68 «Биология». Общие сведения Дисциплина «Методы исследования биологических мембран» призвана ознакомить с фундаментальными биофизическими и биохимическими методами исследования биологических мембран, а также современными достижениями и новыми методами в изучении функций клеток. Основная цель настоящего пособия - помочь студентам в подготовке к семинарским занятиям курса «Методы исследования биологических мембран», сориентировать их на понимание основных вопросов и проблем курса, освоение приемов и способов решения конкретных задач из различных областей биологии, опираясь на современные достижения в области мембранологии. Методические указания по семинарским занятиям по дисциплине «Методы исследования биологических мембран» содержат рекомендации об использовании теоретических учебных материалов, контрольно-измерительные материалы, информационно-справочные материалы, список основной и дополнительной литературы. Подготовка к семинарам по курсу «Методы исследования биологических мембран» включает самостоятельное изучение теоретического материала для подготовки к семинару, подготовка презентации и выступление по выбранной теме. Трудоемкость семинарских занятий по дисциплине «Методы исследования биологических мембран» составляет 0,6 з.е. (22 часа). Дисциплина входит в профессиональный цикл дисциплин учебного плана и является дисциплиной по выбору студента. Данная дисциплина является полезной для выполнения научно-исследовательских работ по темам магистерских диссертаций, при прохождении научно-исследовательской практики, а также для дальнейшей научной и преподавательской работы выпускников. Целью изучения дисциплины является приобретение новых знаний и формирование представлений о структуре и функционировании биологических мембран, биофизике мембранных процессов, основных методах исследования мембранных процессов, используя базовые знания в области математики и естественных наук, методы математического анализа и моделирования. А также применение полученных знаний и навыков в решении профессиональных задач. Задачей изучения дисциплины является изучение клеточной организации биологических объектов, молекулярных механизмов жизнедеятельности, освоение методов исследования биологических мембран. Для изучения данной дисциплины необходимы знания из разделов биохимии, молекулярной биологии клетки, цитологии, биофизики. Данная дисциплина является одной из основных для таких дисциплин, как математическое моделирование биологических процессов, избранные главы биологии, современные проблемы биологии, история и методология биологии, современные физико-химические методы анализа в биофизике, современные проблемы биофизики. Семинарские занятия по дисциплине «Методы исследования биологических мембран» проводятся согласно графику учебного процесса и самостоятельной работы (Приложение 1) и включает в себя: а) подготовка и представление презентаций по темам практических занятий б) участие в дискуссии по темам докладов и семинарских занятий. Объем дисциплины Дисциплина «Методы исследования биологических мембран» представляется четырьмя модулями, каждый из которых раскрывает основы фундаментальных знаний о биологических мембранах и методах их исследования. Объем учебного времени, необходимого для освоения курса – 2 зачетных единицы, что составляет 72 учебных часа, в том числе самостоятельная работа в объеме не менее 40 часов. Форма отчета – «зачет». Объем дисциплины и виды учебной работы приведены в табл. 1. Таблица 1 Объем дисциплины и виды учебной работы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции: ОК-1: способен к творчеству (креативность) и системному мышлению; ОК-2: способен к инновационной деятельности; ОК-3: способен к адаптации и повышению своего научного и культурного уровня; ОК-6: способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности. ПК-3: самостоятельно анализирует имеющуюся информацию, выявляет фундаментальные проблемы, ставит задачу и выполняет полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач по специализации с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, демонстрирует ответственность за качество работ и научную достоверность результатов. ПК-6: творчески применяет современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче биологической информации. ПК-10: глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы. ПК-12: применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения. ПК-13: самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации.
Трудоемкость семинарских занятий по дисциплине «Методы исследования биологических мембран» составляет 0,6 з.е. (22 часа). Семинарские занятия проводятся согласно графику учебного процесса и самостоятельной работы (Приложение 1). Содержание семинарских занятий и распределение часов семинарских занятий по модулям представлены в табл. 2. Таблица 2 Распределение часов семинарских занятий по модулям
Организация самостоятельной работы по темам семинарских занятий производится в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы (Приложение 1). а) самостоятельное изучение теоретического материала планируется по разделам курса 1-4, содержание и количество часов на освоение теоретического материала указано в таблице 2 «Самостоятельное изучение теоретического материала»: Таблица 2 Самостоятельное изучение теоретического материала
Методика реализации самостоятельной работы при подготовке к семинарским занятиям При самостоятельной работе над теоретическим курсом студент пользуется методическими материалами из списка основной и дополнительной литературы, электронных методических изданий, перечня программного обеспечения, методических указаний, используемых в учебном процессе, приведенными в п.5 данной программы. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к электронно-библиотечным системам (ЭБС), содержащим издания по основным разделам изучаемой дисциплины. Электронно-библиотечная система СФУ обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. В электронных читальных залах Электронной библиотеки СФУ обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к электронным ресурсам не менее чем для 25 процентов обучающихся. Студентам обеспечена возможность свободного доступа к фондам учебно-методической документации и интернет ресурсам. Все обучающиеся имеют открытый доступ к базе Электронного каталога и полнотекстовой базе данных внутривузовских изданий (http://lib.sfu-kras.ru/); ресурсам Виртуальных читальных залов (http://lib.sfu-kras.ru/eresources/virtual.php); к УМКД (http://lib.sfu-kras.ru/ecollections/umkd.php); к видеолекциям и учебным фильмам университета (http://tube.sfu-kras.ru/); к учебно-методическим материалам институтов(сайт Института фундаментальной биологии и биотехнологии (ИФБиБТ) - http://bio.sfu-kras.ru/). Студентам предоставлены условия и возможности работы в режиме on-line с зарубежными и отечественными лицензионными информационными базами данных, перечисленными в п.5, раздел «Информационные ресурсы», настоящей программы. Самостоятельная работа студентов предусматривает возможность доступа к Интернет-ресурсам и электронным учебным модулям УМКД «Методы исследования биологических мембран». Все компоненты УМКД размещены на сайте ИФБиБТ (http://bio.sfu-kras.ru/?page=317), а также в системе «Магистерские программы СФУ» (http://master.sfu-kras.ru/). Самостоятельная работа студентов подкреплена учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, методическими указаниями, приведенными в п.6 настоящего издания. Подготовка и представление презентаций по темам практических занятий. В рамках выполнения практических занятий по одной из тем, указанных в табл. 3, студенты должны приготовить презентации. Презентация должна быть выполнена в программе Power Point. Объем презентации не 15-20 слайдов. Задание для подготовки презентации выдается преподавателем в соответствии с графиком учебного процесса. Основной для подготовки презентации являются результаты самостоятельного изучения теоретического материала. Представление презентации производится преподавателю на одном из семинарских занятий в сроки указанные в графике учебного процесса (Приложение 1) с последующим коллективным обсуждением. Методика проведения промежуточной аттестации Применяемая в дисциплине «Методы исследования биологических мембран» модель рейтинговой системы оценивания, построенная по модульному принципу, предполагает систематическую подготовку студентов к занятиям, так как происходит оценивание результатов каждого вида учебной работы. Итоговая рейтинговая оценка студентов по дисциплине «Методы исследования биологических мембран» формируется путем определения средневзвешенного оценочного значения по результатам текущей работы (50 %) и итоговой аттестации (50 %).
Основная литература
Дополнительная литература
Электронные издания
Информационные ресурсы:
Приложение 1 ГРАФИК учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методы исследования биологических мембран» направления 020400.68 «Биология», ИФБиБТ, 2 год обучения, 11 семестр
Условные обозначения: ТО – изучение теоретического курса; СЗ – самостоятельные задания. |
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | Методические указания к семинарским занятиям Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия» | ||
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200 «Физика» | Методические указания к семинарским занятиям Часть1 И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть I / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: ктасу, 2009. 39 с | ||
Методические указания к семинарским занятиям Часть II И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть II / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: кг асу, 2009. 23 с | История экономических учений методические указания к семинарским занятиям Панасенкова Т. В., Родионова Н. Д., Чернышева Н. И. История экономических учений: методические указания к семинарским занятиям Ростов-на-Дону,... | ||
Методические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов... История государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) [Текст]: методические указания для подготовки к семинарским... | Методические указания к семинарским занятиям для студентов специальности «социология» Овчинникова, Э. В. Методология и методика социологических исследований [Текст]: методические указания к семинарским занятиям для... | ||
Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям... Орлов И. И., Половинкина М. Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств»... | Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям... Местные финансы: Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям по дисциплине «Местные финансы» для студентов... | ||
Методические указания для подготовки к семинарским занятиям Тема Происхождение государства Теория государства и права: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н. В. Высоцкая. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 38 с | Методические указания для подготовки к семинарским занятиям Э401 Экономические преступления: учебно-методическое пособие для семинарских занятий [Текст] / сост. Н. А. Вербицкая. – Красноярск:... | ||
Курс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к... Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | Ииаэ днц ран за 2011 год Важнейшие итоги Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | ||
Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей... Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:... | Методические указания к семинарским занятиям ... |