Воздействие музыки на организм человека





Скачать 179.61 Kb.
НазваниеВоздействие музыки на организм человека
Дата публикации21.08.2014
Размер179.61 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Биология > Исследовательская работа
МКОУ «Варгашинская средняя школа № 1»

Исследовательская работа



Воздействие музыки на организм человека

Выполнил: Клементьева Евгения Александровна,

ученица 10 класса

Руководитель:

Берлюбская Тамара Владимировна,

учитель биологии

Варгаши, 2012
Содержание:

1.Введение …………………………………………………….. 3

2. Основная часть……………………………………………………5

2.1. Строение органа слуха 5

2.2.Что такое звук? 7

2.3.Восприятие музыки человеком 8

2.4.Слуховой путь человека 11

2.5.Воздействие различных жанров музыки на

воображение и почерк человека

3.Заключение 17

4.Список литературы 18

5.Приложения 19


  1. Введение

«Музыка - душа моя…»

М. И. Глинка.

Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет - в машине, автобусе, магазине, на улице, на дискотеке, в ресторане - везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир и внешнее его выражение - поведение.

Ни для кого не секрет, что музыка занимает немаловажное место в нашей жизни. Но обычно мало кто отдаёт себе отчёт в том, что, она предназначена не только для развлечения и воспитания. Музыка также обладает способностью оказывать заметное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние человека.

Актуальностью моего исследования является то, что многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров, даже не задумываются о её влиянии на их психику и поведение. Я своей работой хотела обратить внимание именно на эти аспекты влияния музыки на организм человека.

Целью данной работы является: выяснить, как влияет музыка на организм человека. Узнать в какой степени это влияние проявляется, какой оно носит характер, к чему может привести, узнать, какая музыка наиболее благоприятна для какой-либо деятельности. В связи с этим мною были поставлены следующие задачи:

- выявить, какая музыка лучше всего влияет на самочувствие человека;

- изучить воздействие музыки на остроту слуха;

- изучить влияние музыки разных направлений на внимательность учащихся;

- выявить причины заболеваний, возникающих при постоянном воздействии шума;

- выработать рекомендации по мерам профилактики нарушений функций органов слуха.

- выяснить, как ведут себя обучающиеся на уроках и переменах, прослушивая «контрастную» по стилям музыку.

- выяснить, как музыка различных жанров влияет на воображение и почерк человека.

При работе над исследовательским проектом использовались следующие методы: сбор информации, изучение научно-популярной литературы, интервьюирование, анкетирование, анализ, обобщение.

Объектом исследований являются подростки (обучающиеся 6-11 классов, родные из моей семьи).

Предметом исследования является современная музыка как один из факторов, влияющих на самочувствие и психику человека.

Данная исследовательская работа имеет практико-ориентированную направленность, поскольку предлагает меры по гигиене органов слуха.

2.Основная часть

2.1. Строение органа слуха

Орган слуха построен очень сложно и состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. Слуховой проход перегорожен на внутреннем конце туго натянутой барабанной перепонкой. Звуковая волна, ударяя барабанную перепонку, заставляет ее колебаться, вибрировать. Чистота вибрации барабанной перепонки тем больше, чем выше звук. Чем сильнее звук, тем сильнее колеблется перепонка.

В среднем ухе расположены 3 маленькие, последовательно связанные между собой косточки: молоточек, наковальня и стремя. Молоточек, соединенный с барабанной перепонкой, передает ее колебания сначала на наковальню, а за тем усиленные колебания передаются на стремя. Стремя упирается в овальное окно.

За средним ухом начинается внутреннее ухо. Внутреннее ухо представляет собой систему лабиринта и извитых каналов, заполненных жидкостью. В лабиринте находится орган слуха – улитка. Улитка – это спирально закрученный косный канал, имеющий у человека два с половиной оборота. Колебания жидкости, заполняющей улитку, раздражают отдельные слуховые рецепторы. В них возникают импульсы, которые передаются по слуховому нерву в головной мозг. Среднее ухо человека содержит 25000 клеток, реагирующих на звуки. Верхний предел воспринимаемых нами частот достигает 16-20 млн. герц. С течением лет чувствительность уха, особенно к высоким звукам, уменьшается.

2.2.Что такое звук?

Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Уже с незапамятных времён человека окружали они. Ещё не было музыки, но было пение птиц, журчание ручья, шорох хвороста и шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, звериное рычание, пение птиц. Все эти звуки окружали человека и информировали его об окружающем пространстве. Он даже научился воспроизводить их, чтобы приманивать птиц и зверей. На основании врождённого и приобретённого опыта, человек воспринимает звуки по-разному. Например, высокий визг был сигналом тревоги. В то же время были успокаивающие звуки - шум дождя, свист ветра. Начнём с того, что звуковые волны - это физическое явление, происходящее в различных агрегатных состояниях вещества. Но звуки сами по себе - еще не музыка. В незапамятные времена человек понял, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие, ясные. Но лишь когда он стал организовывать их, чтобы выразить в них свои мысли и чувства, - возникла музыка.

2.3. Слуховой путь человека.

В психологии существует такой термин как "Царственный путь» Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Каждое слово, музыкальное произведение или просто звук имеют свои слуховые пути. Например, скрип дверей или звук трения песка о стекло имеет известный слуховой путь. Результат его - сильное раздражение и неприятное ощущение, желание немедленно прекратить этот звук.

Если мы слышим звуки духового оркестра, который исполняет марш, то нам хочется идти, двигаться или хотя бы двигать ногой или рукой в такт музыке. Слуховой путь этих звуков заранее известен. Он проходит через слуховой канал к центру движения руки или ноги, к центру сердечнососудистой деятельности, стимулирует центры положительных эмоций, вызывает подъем духа, человек улыбается (центры движения губ, глаз) и оканчиваться этот путь может в центре удовольствия.

Похоронный марш имеет совершенно другой слуховой путь. Проникая в мозг, звук раздражает центр сердечной деятельности, возбуждает память о ранее пережитых днях, действует на клетки мозга, отвечающие за слезовыделение, человек может заплакать, расстроиться, он чувствует сердечную боль и т.д. Классическая музыка имеет свои слуховые пути. В основном, она написана в ритме работы сердца (60-70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма. Некоторые произведения, музыкальные фразы, проникая в мозг, успокаивают возбужденные нервные центры (например, гнева или недовольства), снимают состояние стресса, снимают боль, способствуют росту растений, улучшению процессов обмена. Всё это происходит под воздействием духовной христианской классической музыки таких композиторов, как Бах, Бетховен, Моцарт, Бортнянский. Но каждое произведение имеет свой слуховой путь, свое воздействие и свой результат на психическую деятельность. Нельзя к таким прекрасным результатам присоединять абсолютно все произведения классики. Классическая музыка в принципе морально небезупречна. Огромную роль в результатах прослушивания играет авторство. С каким настроением писал композитор данное произведение, какая цель его создания, кто его вдохновлял на этот труд – всё это играет огромную роль в результатах прослушивания произведения.

2.4. Роль музыки в сознании человека

Музыка на протяжении веков играла особую роль в сознании человека. Музыка может являться неким мерилом нравственного состояния как отдельной личности, так и общества в целом. Еще в VI веке до Рождества Христова китайский философ изрек: «Чтобы изменить нравы и обычаи людей нет ничего сильнее музыки».  В XXI веке музыка становится мощнейшим идеологическим и психотропным оружием, находящимся в руках властелинов, управляющих миром инкогнито.  В 60-е годы ХХ века возникла идея агрессивного психо-музыкального воздействия на мир с целью завладеть им, превратив народы в послушную толпу, которой можно управлять, притом так, чтобы отдельному члену этого стадного организма казалось, что выбор сделан по его собственной воле, что решения и поступки продиктованы его личным сознанием. Подавить и уничтожить личности, вогнав их в послушное стадо, а затем управлять этой жизненной массой, оставаясь в тени, в неизвестности и тайне – вот в чем заключается дьявольский замысел. И этот замысел стал осуществляться силой музыки, соединенной с техникой гипнотического подсознательного внушения.  Первым экспериментальным «живым снарядом» массового и дальнего поражения стал ансамбль «Битлз», заключивший договор с оккультной организацией и выпустивший «Дьявольский альбом» с использованием техники массового поражения сознания. Сейчас «битлы» почитаются как классики.  Идеология рока раскрылась и в деятельности ансамбля «Лед Зеппелин» и их последователей, которые стали использовать подсознательное внушение таких психологических установок как отрицание семьи и церкви, потребление наркотиков и вседозволенная половая распущенность. Раскрыв сатанинскую тайну подсознательного воздействия рок-групп, которая обнаруживается только при обратном прослушивании аудиозаписи, первыми забили тревогу священники и психиаторы на Западе: в ряде стран проводились судебные процессы и был наложен запрет на императивное вторжение в человеческую психику через музыку без ведома слушающих. То, что мы часто слышим по радио и телевидению, именуемое «русским интеллектуальнымроком», по существу, есть музыкальный матерный язык, которому сызмальства обучают, к которому приобщают, а потом говорят, что молодежь другого-то языка не знает, не понимает, и с ней надо говорить на их языке.

Музыка мгновенно воздействует на человеческую душу и способна преображать или обезображивать жизнь, созидать в человеке.
В ряде стран проводились судебные процессы, и был наложен запрет на императивное вторжение в человеческую психику через музыку без ведома слушающих. Человек, помещенный в звукоизолированную комнату, через несколько часов начинает "слышать" голоса, музыку или другие звуки.
2.5. Лечебные свойства музыки.

В настоящее  время даже академической медициной музыка признана лечебной и гармонизирующей все биосистемы. Однако не всякая музыка может оказаться лечебной музыкой. Пифагор одним из первых  заявил, что музыка лечит болезни и научно обосновал  ее целебный эффект.  Пифагор  утверждал, что музыка подчиняется высшему закону (математике) и вследствие этого возобновляет в организме человека гармонию.

Известный психоневролог Владимир Михайлович Бехтерев в начале XX века  начал изучать влияние музыки на организм человека. Ученый сделал  вывод, что музыка способна  избавлять от усталости и питать  человека энергией, положительно влиять на систему дыхания и кровообращения. Да вы и сами вероятно наблюдали этот феномен. Именно благодаря  проведенным исследованиям Бехтерева и его последователей, уже в середине ХХ века в психотерапии появилось  новое направление  под названием — музыкотерапия.

Это  мощнейшая  техника лечения психических дисбалансов дает результат, очень близкий к 100% (при условии, что они не связаны с психическими патологиями типа:  аутизм, шизофрения и т.д.).

Считается, что для каждого конкретного пациента необходимы индивидуальные  мелодии, но существует и универсальная музыка, применяемая  для снятия  негативных психологических состояний.
Глава 3. Результаты исследований и их обсуждение.

3.1. Данные социологического опроса.

В процессе работы мною был проведен социологический опрос среди учащихся 6 – 8 классов (10 человека), где использовалась анкета с вопросами:

  1. Как вы относитесь к классической музыке?

  2. Как вы относитесь к рок-музыке?

  3. Какую музыку вы слушаете чаще?

  4. Под какую музыку вы выполняете домашнее задание?

  5. Какие чувства у тебя возникают при прослушивании классической музыки?

  6. Какие чувства у тебя возникают при прослушивании рок- музыки?

  7. Какая музыка вызывает у вас отрицательные эмоции?

На первый вопрос анкеты: Как вы относитесь к классической музыке? Большинство учащихся ответило положительно, что составляет 55 % . Только 6 % обучающихся дали отрицательный ответ.

На второй вопрос анкеты: Как вы относитесь к рок-музыке? Большинство учащихся ответили отрицательно, что составляет 39 %. Только 29 % обучающихся дали положительный ответ.
На третий вопрос анкеты: Какую музыку вы слушаете чаще? Различную музыку по жанрам слушают 34 % обучающихся, клубную 22 %, рок-музыку слушают 9 %, Никто из учащихся не предпочитает классическую музыку.


На четвертый вопрос анкеты: Под какую музыку вы выполняете домашнее задание? Большинство учащихся ответило дали ответ: «в тишине», что составляет 42 % всех опрошенных. На втором месте идет клубная музыка-15 %, рок-музыка 12 %, классическая 6 %.
На пятый вопрос: Какие чувства у тебя возникают при прослушивании классической музыки? Большинство обучающихся ответили, что чувствуют спокойствие. Это составило 35 % всех опрошенных. Хорошие чувства испытывают 29 % учеников, а 23 % школьников « на ум приходят свежие мысли.»
На шестой вопрос: Какие чувства у тебя возникают при прослушивании рок- музыки? Большинство школьников испытывают негативные чувства, что составляет 35 %. Рок-музыка не вызывает никаких чувств, также у 35 % учащихся. Почти 16 % обучающихся ответили, что рок вызывает у них гнев, раздражение. Лишь 16 % ответили положительно в сторону данного музыкального жанра.
Последним вопросом анкеты был: Какая музыка вызывает у вас отрицательные эмоции? 46% обучающихся ответили «Рок-музыка». На втором месте стоит поп-музыка – 14 %. Классическая музыка стоит на последнем месте. Она вызывает негатив только лишь у 3 % учащихся.

3.2. Изучение влияния музыки на внимание обучающихся.

Объектом моего исследования стал ученик 4 класса. Ему был предложен текст для записи под диктовку. Текст диктовался 3 раза, сначала в полной тишине, затем под классическую музыку, потом под рок музыку. Мною было замечено, что под классическую музыку было допущено меньшее количество ошибок (2), а под рок музыку ошибок было больше всего (6).

3.3. Исследование влияния классической и рок музыки на АД человека.




АД

Пульс

До прослушивания(норма)

122/78

77

Рок музыка

134/70

88

Классическая музыка

126/72

72

После прослушивания классической музыки у испытуемого не замечено сильных отклонений от нормы. Но наблюдается увеличение частоты пульса после прослушивания рок музыки ( пульс увеличился на 11 ударов).

3.4. Исследования по воздействию шума на остроту слуха.

Измерение остроты слуха – это определение чувствительности слухового органа к звукам разной высоты. Определение заключается главным образом в измерении порогов слышимости звуков разной высоты (частоты), т.е. наименьшей силы звука, при которой он становится слышимым.

Оборудование: механические часы, линейка.

В эксперименте по определению остроты слуха принимали участие люди разных возрастов ( на примере семьи) и юноши и девушки, увлекающейся различной музыкой(15 человек).

Таблица 1

Возраст

Приближение, см

Удаление, см

Ср. величина, см

14

12

15

13,5

39

9

11

10

37

11

14

12,5

10

17

14

15,5


3.5. Методика САН.

Цель применения: оперативная оценка функционального состояния (самочувствия, активности и настроения).

Функцион. состояние.

1

2

3

4

5

С (самочувствие)
















А (активность)
















Н (настроение)
















Значения цифр: 1 – очень плохое, 2 – плохое, 3 – удовлетворительное, 4 – хорошее, 5 – отличное.

Инструкция:

Сначала оцените своё самочувствие (С) и поставьте цифру в соответствующей ячейке. Аналогично оцените степень активности (А) и настроения (Н).

Оценка результатов.

Интегральный коэффициент высчитывается по формуле: САН= (С=А=Н) : 3.

Использовать экспресс-диагностику САН можно начиная с младшего школьного возраста (9-10 лет) при соответствующей подготовке детей и объяснении им основных понятий.

Мною было проведено исследование среди обучающихся 6 Б класса. Они оценивали своё состояние до прослушивания классической музыки и после.



Проанализировав полученные оценки функциональных состояний (САН) обучающихся 6 Б класса, мною замечено, что восприятие классической музыки дало положительный эффект. В результате улучшение самочувствия было отмечено у 13 обучающихся, а положительное изменение настроения наблюдалось у 10 учащихся.

3.6. Воздействие различный жанров музыки на воображение, почерк и поведение человека. Заинтересовавшись данной темой, я решила узнать, какая музыка наиболее благоприятно действует на человека. Есть ли какие-то особые звуки, способствующие что-то изменять в своем поведении? Я предположила, что человеческий организм по-разному воспринимает разные жанры музыки.

На протяжении нескольких дней я приходила к детям младших классов в возрасте 8-10 лет на урок изобразительного искусства, включая при этом различную музыку одинаковой громкости четырех направлений : музыка народного жанра, рок, детские песни и произведения композиторов XIX в. Дети должны были вслушаться в звуки музыки и передать свои эмоции и ощущения на бумагу. Через 40 минут я просмотрела рисунки учащихся. Во время проведения исследования я заметила, что дети, рисуя под народную музыку не сразу смогли сконцентрироваться на работе. В своих рисунках они использовали яркие цвета и деревенские мотивы. Очертания рисунков были плавные и непринужденные (Приложение 1); Школьники, работая под «тяжелую» музыку использовали в своих рисунках более острые очертания, углы, темные смешанные цвета (Приложение 2); Рисуя под музыку Владимира Шаинского, школьники использовали светлые цвета, дети рисовали то, что у них ассоциировалось с детством. Все рисунки были буквально «пропитаны» позитивом и легкостью, в отличие от предыдущих работ других детей. (Приложение 3); На четвертом этапе моего исследования дети слушали произведения классических композиторов XIX в. Ребята сразу сконцентрировались и с легкостью принялись за работу. В их рисунках четко отображались мотивы природы. Использовались светлые цвета с точностью в каждой мелочи (Приложение 4). Звуки музыки оказывают сильное, порой труднообъяснимое воздействие на человека. Они способны вызвать у слушателя такие эмоции, пробудить которые не под силу ни одному из других искусств. Нежный и обольстительный, яркий и матовый, светлый и тусклый, бархатный и колючий, мягкий и жесткий. Все оттенки звука важны не сами по себе, они подчинены главному - выразительности музыки. Таким образом, проанализировав результаты эксперимента, я сделала вывод, что более благоприятная музыка для раскрытия способностей – это классическая. Именно под ее прослушивание дети показывали наиболее лучшие и позитивные результаты, чем дети, слушавшие другую музыку.

Вторым этапом моего исследования на тему воздействия музыки на человека был опыт, доказывающий, что музыка также влияет и на почерк человека.

Включив негромко «тяжелую» музыку детям на протяжении урока, учитель дал самостоятельную работу школьникам. Просмотрев результаты и обратив внимание на почерк, я увидела следующее: написание букв острое, буквы вытянуты, во всех работах присутствует небрежность. ( Приложение 5);

Просматривая результаты следующего опыта (Классическая музыка), отметила, что в отличие от предыдущего класса, в почерке детей присутствует аккуратность, порядок и чистота. ( Приложение 6)

Во всех случаях, ребята, работавшие под классическую музыку, лучше справились с работой и показали лучшие результаты.

Третьим этапом моей исследовательской работы стало то, что в течение некоторого времени, я посещала перемены учеников младшей школы, при этом включая им музыку двух противоположный стилей (классическая музыка и «тяжелый» рок). Включая детям музыку П.И.Чайковского и наблюдая за учениками, я отметила, что дети спокойно двигались. Не было резких движений, бега, а также ребята, взявшись за руки, начали играть в спокойные игры. (Приложение 7) Дети, слушающие классическую музыку перед уроком, лучше настраивались на работу.

Включив детям композиции группы Rammstein, я сразу отметила резкость в движениях, бег. На протяжении перемен, у детей неоднократно случались конфликты, в последствие которых ученики часто плакали. Ребята не играли в спокойные игры, а просто бегали. Можно предположить, что после таких «тяжелых» перемен работоспособность учеников на уроках снижалась.

4. Выводы.

1. Громкая рок-музыка не только притупляет остроту слуха, но и дезориентирует, рассевает внимание, не позволяет сосредоточиться на поставленном вопросе.

2. Музыка влияет на внимательность, сосредоточенность, эмоциональное состояние человека.

3. Классическая музыка оказывает успокаивающее действие на состояние здоровья.

4. Тихая, спокойная музыка влияет на психофизиологическое состояние человека.

5. Рок музыка у детей вызывает негативные чувства.

6. Рок музыка вызывает у детей состояние расторможенности, конфликтности, и даже может быть агрессию.

5. Заключение.

Музыка - это столь прекрасное, будоражащее, восхитительное, превосходное, изысканное и неоднозначное искусство, что описать её воздействие на психику человека в пределах данной исследовательской работы просто не представляется возможным. И как бы просто это не казалось, многие учёные продолжают изучать её влияние на человеческую психику. Современная молодежь слушает музыку повсюду: при выполнении домашнего задания, в общественном транспорте, просто прогуливаясь по улице, на переменах между уроками и т.д.

Но ведь не нужно забывать, что музыка это шум, вызванный сильными звуковыми колебаниями. А значит, она, так же как и другие шумы может негативно влиять на органы слуха: могу возникнуть психологические расстройства, она может привести к нарушению поведения человека, и возникновению многих заболеваний, которые не позволят человеку жить полноценной жизнью!

Пожалуй, данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе или вреде своих музыкальных пристрастий. В скором времени, я свяжу свою судьбу с медициной. Знания, накопленные в результате исследования, обязательно пригодятся мне в дальнейшем. Я планирую заниматься моей работой и дальше, заниматься разработкой новых экспериментов, и прослеживать в этом взаимосвязь между музыкой и человеком.

Перспективы развития опыта работы:

  1. Продолжить научно-исследовательскую работу, разработку и внедрение проектов.

  2. Связь с учебной деятельностью. Наработки исследования использовать на уроках биологии, психологии.

  3. Результаты моих исследований можно использовать на уроках ИЗО, технологии, т.е там где есть необходимость развития творческого мышления.



Использованная литература:
1). Блаватская Е.П. Из пещеp и дебpей Индостана. - М.: Автоp, 1991. - с.218.

2). Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида.т.1, гл.XIV.

3). Блейз О.С., Все о музыке; "Астрель", Балашиха, 2000;

4). БЭС; "Советская энциклопедия", Москва, 1978

5). Вилли К., Детье В., Биология; "Мир", Москва, 1974;

6). Ефимов В.А., Элементарная теория музыки; "Государственное Издательство БССР", Минск, 1948;

7). Журнал "Бyдьздоpов" 1/95;

8). Журнал "Семейный доктоp" 6/96;

9). Журнал "Целительные силы" 1/96;

10). Зильберквит М., Мир музыки; "Детская литература", Москва, 1988

11). Монpо Д. 21 ypокМеpлина. Магические знания дpyидов. - Киев: София,

1996. - с.277-286.

12). Чеpедниченко Т.В. Мyзыка в истоpиикyльтypы. - Долгопpyдный: Аллегpо-пpесс, 1994. -с.199.

13). http://russin- vision.at.ua/publ/muzyka/vlijanie_muzyki_na_psikhiku_cheloveka/16-1-0-17

14). http://www.liveinternet.ru/users/2493541/post72614378/

15). http://svobd.ru/2010-11-15-02-45-21/364/5252---.html

Приложения

Приложение 1: Рисунки детей, работавших под народную музыку.

:

Приложение 2: Рисунки детей, работавших под «тяжелую» музыку.

Приложение 3: Рисунки детей, работавших под музыку Владимира Шаинского
Приложение 4: Работы, выполненные под классическую музыку.


Приложение 5: Работы детей, выполненные под «тяжелую» музыку.


Приложение 6: Работы детей, выполненные под классическую музыку


Приложение 7: Дети, слушавшие классическую спокойную музыку:

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Воздействие музыки на организм человека icon1 курс 1 семестр
Организм человека, как единая биологическая система. Воздействие средств физической культуры и спорта, природных, социальных и экологических...
Воздействие музыки на организм человека iconМоей научно-исследовательской работы «Воздействие музыки на человека...
Тема моей научно-исследовательской работы – «Воздействие музыки на человека в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» и рассказе...
Воздействие музыки на организм человека iconТематический план Раздел: «Кулинария»
Понятие о микроорганизмах. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые вещества и продукты. Источники и пути проникновения...
Воздействие музыки на организм человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Название урока: «Токсическое воздействие алкоголя и наркотических веществ на организм человека: причины и последствия»
Воздействие музыки на организм человека iconРеферат по дисциплинам «Биология», «Информатика» на тему: «Шум и...
Технические каналы связи: шум и защита от шума. Теория кодирования К. Шеннона с. 5
Воздействие музыки на организм человека iconДиск №1 Алкогольный и наркотический террор против России. (фильм-dvd)
В фильме рассказывается действие алкоголя на организм человека с биологической точки зрения. А также и воздействие на социальный...
Воздействие музыки на организм человека iconРеферат По физике На тему: «Влияние электромагнитного излучения на организм человека»
Влияние электромагнитных лучей, исходящих от сотовых телефонов, на организм человека
Воздействие музыки на организм человека iconВоздействие пива на организм человека
До тех пор, пока он дается легко, ни у кого не возникает повода о нем задумываться. Но миллионам людей хороший ночной сон дается...
Воздействие музыки на организм человека iconРеферат по теме: Влияние музыки на организм человека
Цели занятия: дать представление о научных основах по обеспечению пожарной и взрывной безопасности, изучить пожарно-техническую и...
Воздействие музыки на организм человека iconТематический план Раздел: «Кулинария»
Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые вещества и продукты. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов...
Воздействие музыки на организм человека iconРеферат по теме: Влияние музыки на организм человека
С древних времен человек прислушивался к ним и старался создать подобные в своей жизни, придумывая для этого различные музыкальные...
Воздействие музыки на организм человека iconУрок по физике. Тема: «Ускорение. Перегрузки. Влияние их на организм человека»
Цель знания: обобщить, расширить знания по теме «ускорение», выяснить, как ускорение и вызванные им перегрузки влияют на организм...
Воздействие музыки на организм человека iconРеферат проблемно-поискового характера» Тема «Влияние пива на организм человека»
Предоставить и донести до молодежи информацию о влиянии пива на формирующийся организм
Воздействие музыки на организм человека iconЗначение музыки в жизни человека
Роль и значение музыки в жизни современного человека нельзя переоценить. Появившись около сорока тысяч лет назад, она заняла место...
Воздействие музыки на организм человека iconБиблиографический указатель раскрывает экологические вопросы в медицине...
Экологическая медицина и среда обитания: информационно-библиографический указатель / гбоу впо «дгма» фаз рф, научная библиотека;...
Воздействие музыки на организм человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сформировать у учащихся представление о табаке, показать отрицательное воздействие его на организм


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск