Пояснительная записка





Скачать 60.99 Kb.
НазваниеПояснительная записка
Дата публикации22.08.2014
Размер60.99 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
Пояснительная записка.

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 10 классе.

На изучение курса отведено 34 часа (1 час в неделю).

Изучение общих биологических закономерностей – задача заключительного раздела курса биологии. Ведущие идеи курса биологии – эволюция органического мира, разноуровневая организация живой природы, взаимосвязи строения и функций живых организмов, биологических систем и природной среды – определяют содержание и структуру школьного курса. Изучение курса основывается на знаниях, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

Изучаются теоретические и прикладные основы общей биологии.
Цели и задачи предмета биологии.

  • Обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организмов и человека, об их индивидуальном и историческом развитии, о системе органического мира, структуре и функционировании экологических систем, об их изменениях под влиянием деятельности человека;

  • Обеспечить понимание научной картины мира, роли и места человека в биосфере, его активной роли как социального существа;

  • Добиться понимания практического значения биологических знаний для сельскохозяйственного производства, биотехнологии, лесной, рыбной промышленности;

  • Обеспечить экологическое образование и воспитание;

  • Осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием;

  • Формировать умения учебного труда как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, развития логического мышления школьников, их воспитания.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 10 класса.

  • Называть: основные положения клеточной теории, структуры клетки и их функции, этапы энергетического обмена, клетки прокариоты и эукариоты, половые и соматические, виды половых клеток, признаки живого организма, виды размножения, фазы митоза и мейоза, этапы индивидуального развития, методы генетики и селекции, виды изменчивости организмов, наследственные болезни человека, основные направления биотехнологии;

  • Характеризовать: химический состав клетки, обмен веществ клетки, роль ферментов в обмене, ген, самоудвоение ДНК, код ДНК, матричный характер реакций биосинтеза, автотрофный, гетеротрофный типы питания, роль органоидов в клетке, процессы митоза и мейоза, законы наследственности и их цитологические основы, хромосомную теорию наследственности, модификационную изменчивость и ее причины, норму реакции, задачи и методы селекции, вклад И.И. Вавилова, достижения селекции;

  • Раскрывать: определение генотипа, фенотипа, гомозиготы, гетерозиготы, аллельных генов, доминантных и рецитивных признаков, формулировки законов изменчивости и наследственности, нормы реакции;

  • Обосновывать: вредное влияние мутагенов, курения, употребления алкоголя и наркотиков на наследственность, развитие потомства, значение мутаций для эволюции, селекции;

  • Выявлять: особенности строения молекул неорганических и органических веществ с их ролью в клетке, особенности строения клеток прокариот и эукариот, вирусов, особенности растений и животных, явлений гетерозиса, полиплоидии;

  • Сравнивать: строение клеток животных и растений, фенотипы и генотипы родителей и потомства, мужские и женские гаметы, половое и бесполое размножение, митоз, мейоз;

  • Применять знания: о строении, химическом составе клетки, коде ДНК, клеточном метаболизме для доказательства материального единства живой природы;

  • Пользоваться: микроскопом и готовить микропрепараты;

  • Узнавать: на таблицах, рисунках, микропрепаратах основные части и органоиды клетки.


Межпредметные связи.

  • Неорганическая химия. O, H, C, N, S, P и другие элементы ПСХЭ Д.И. Менделеева, их основные свойства. ПСХЭ. Свойства растворов. Теория электролитической диссоциации. Строение веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

  • Органическая химия. Основные группы органических соединений, принципы их органических функций.

  • Физика. Ионизирующее излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики. Электромагнитное поле. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение.

  • Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система, ее структура. Место планеты Земля.


Структура курса


Тема

Количество часов

Введение

2

Раздел 1. Основы цитологии

14

П.р.1

Тест 1-2-3

Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов

7

П.р.2

П.Р.3

Тест 4-5

Раздел 3. Основы генетики

7

П.р.4

П.р.5

Тест 6

Раздел 4. Генетика человека

3

Обобщающий урок по курсу биологии

1

Итогов. тест

итого

34


П.р. -5 Тест - 7

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.
В результате изучения биологии ученик должен

Знать/понимать

  • Основные биологические понятия и термины; результаты выдающихся биологических открытий.

  • Биологические явления и процессы в природе и живых организмов, взаимодействия между ними; изменение окружающей среды в результате деятельности человека; последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды; охрана природы и перспективы рационального природопользования.

  • Образование Земли, этапы ее формирования, их характеристика, появление первых живых организмов и их эволюция.

  • Многообразие живого мира; основные свойства живой материи; уровни организации живой материи; критерии живых систем.

  • Химическая организация клетки; неорганические вещества, входящие в состав клетки;

органические вещества, входящие в состав клетки.

  • Строение и функции клеток; прокариотическая клетка; эукариотическая клетка; деление клеток; особенности строения растительной клетки; клеточная теория строения организмов; неклеточные формы жизни; вирусы.

  • Размножение организмов; бесполое размножение; половое размножение.

  • Индивидуальное развитие организмов; эмбриональный период развития; постэмбриональный период развития; сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков; биогенетический закон; развитие организма и окружающая среда.

  • Основные понятия генетики; гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя; законы Менделя; хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов; генетика пола; наследование признаков сцепленных с полом; генотип как целостная система; взаимодействие генов; решение генетических задач.

  • Закономерности изменчивости; наследственная (генотипическая) изменчивость;

зависимость проявления генов от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость).

  • Основы селекции; создание пород животных и сортов растений; методы селекции растений и животных; селекция микроорганизмов; достижения и основные методы направления современной селекции.


уметь

  • Выделять, описывать и объяснять существенные признаки биологических объектов и явлений;

  • Находить информацию в разных источниках и уметь ее анализировать, необходимую для изучения биологических объектов и явлений.

  • Приводить примеры многообразие живого мира; метаболизма; прокариотических клеток; эукариотических клеток; размножения организмов; закономерности наследования признаков.

  • Составлять краткую биологическую характеристику разных типов биологических объектов, явлений и процессов, на основе разнообразных источников биологической информации и форм ее представления.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Учета биологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными биологическими явлениями, объектами и процессами, их изменений в результате биотических, абиотических и антропогенных воздействий; оценка их последствий;

  • Приблизительно определять фенотипы поколений, по фенотипам родителей; определять периоды развития животных организмов; вегетативно размножать растения.

  • рационально использовать природные ресурсы и бережно относиться к окружающей среды.


Основная литература.


  • Общая биология,10-11 / Под ред. Д.К. Беляева -М.: Просвещение, 2011

  • Рабочая тетрадь к учебнику»Общая биология» Саблина О.В. – М: Просвещение 2011

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Пояснительная записка iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний...
Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка iconРеферат Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников....
Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников
Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 список...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск