Презентация по теме урока, фрагмент видеоролика “Плоскостопие”, лист самоанализа Приложение 1





Скачать 122.54 Kb.
НазваниеПрезентация по теме урока, фрагмент видеоролика “Плоскостопие”, лист самоанализа Приложение 1
Дата публикации22.08.2014
Размер122.54 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок


Разработка урока-симпозиума

"Осанка. Предупреждение плоскостопия"

Учитель биологии второй

квалификационной категории

Воробьева Надежда Александровна
Цель урока: сформировать у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья, выявить причины и разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки.

Задачи урока:

  • дать понятия “осанка”, “плоскостопие”, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, нарушения свода стопы;

  • разъяснить их отрицательные последствия; развивать способности к анализу и синтезу, отрабатывать умения вести диалог, обосновывать правила гигиены;

  • воспитывать потребности в гигиенических знаниях.

Оборудование:

презентация по теме урока, фрагмент видеоролика “Плоскостопие”, лист самоанализа (Приложение 1), карточки с видами искривлений позвоночника (Приложение 2, для каждого ученика), карточки “Признаки правильной осанки” (Приложение 3, для каждого ученика).

Тип урока - урок применения знаний, навыков и умений в форме урока- памятки.

Вид урока - урок-симпозиум.

Актуальность: изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить практическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков.

Ход урока

Слово учителя: В этом году дорога познаний привела вас к воротам совсем неизвестной науки. Науки великой. Вы – на пороге Анатомии. Она будет открываться не сразу, шаг за шагом. Вы познаете устройство человека, его макро- и микростроение, физиологию его систем. Когда-то А.П.Чехов сказал: “Анатомия – это так же просто и так же сложно, как жизнь. Если вы готовы постичь эту замечательную мудрость, врата открыты для вас.

Сегодня мы с вами проведем урок в виде биологического симпозиума по теме “Осанка. Предупреждение плоскостопия”, где вы, опираясь на свои знания и свой опыт, продолжите закладывать фундамент своего здоровья.

Беседа. Что же такое осанка? Осанка – привычное положение тела в покое и при движении. Человек имеет только одну присущую ему привычную осанку. Джесси Банкрофт, известный американский преподаватель физкультуры, в своей книге “Осанка школьников” пишет: “Термин осанка включает в себя правильное развитие изгибов позвоночника, грудной клетки, плечевого пояса и других сегментов тела, а также их взаимное расположение в вертикальном положении тела”.

Какая же осанка может считаться правильной? Для этого давайте немного поэкспериментируем.

Приложение 3

Индивидуальная работа учащихся с последующей фронтальной проверкой.

При правильной осанке:

  1. Голова и туловище держатся прямо.

  2. Голова слегка приподнята.

  3. Плечи несколько отведены назад.

  4. Грудная клетка развернута.

  5. Плечи находятся на одном уровне.

  6. Живот подобран.

  7. В поясничной области имеется небольшой изгиб вперед.

Объяснение учителя (использование презентации “Виды искривления позвоночника”. Приложение 2). Традиционно осанку оценивают по состоянию естественных изгибов позвоночника.

Постоянное нарушение осанки приводит к различным видам искривления позвоночника: лордозу, кифозу, “плоской спине”, “круглой спине” или сколиозу. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей (на слайдах презентации разбираются конкретные нарушения).

Эксперт-теоретик: Стройная, прямая осанка, легкая походка, украшают человека. Не случайно сравнение: «Какая стройная девушка. Ну, прямо березка».

В.И. Даль определял хорошую осанку как сочетание стройности, величавости, красоты и приводил пословицу: «Без осанки конь-корова». Ученые дают такое толкование термину: «Осанка - привычное положение тела человека в покое и при движении; формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека ».

При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая. Развитие мускулатуры влияет на развитие скелета. К нарушения осанки приводят: неполноценное питание, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов, а главное – неравномерное распределение нагрузки на тело. Частая причина нарушения осанки – неправильная посадка за партой. Это приводит к сколиозу – боковым искривлениям позвоночника, развитию сутулости и впалой груди. У взрослых сколиоз развивается в результате длительных ассиметричных нагрузок на мышцы спины. Подвижность позвоночника резко уменьшается, повышается утомляемость.

Эксперт – исследователь: В списке болезней школьников заболевания позвоночника занимают ведущее место: по статистике каждый 3-й ученик имеет нарушения осанки. Согласно данным мед. кабинета в нашей школе 55 человек или 6,2% учащихся имеют нарушения осанки. В основном преобладает начальная стадия сколиоза  у учащихся среднего звена. Все данные мы можем проследить с вами по представленным графикам.(Слайд презентации )

Эксперт –практик: Определение сколиозов.
Мерной лентой измеряется расстояние от нижних углов лопаток слева и справа до отростка седьмого позвонка в позвоночнике.

Если расстояние от нижнего угла левой лопатки до отростка равно расстоянию от нижнего угла правой лопатки до отростка, то у ученика правильная осанка, если есть разница в результатах, то определяется боковой сколиоз.

Эксперт- теоретик: Нарушение осанки являются лордоз и кифоз. Лордоз проявляется деформацией позвоночника в поясничном отделе, возникает из-за перерастяжения мышечно-связочного аппарата. В результате тело отклоняется назад, перегибаясь в пояснице.  Лордозу сопутствует опущение внутренних органов, нарушается их работа. На экране вы можете видеть симптомы лордоза – это голова выдвинута вперед, грудная клетка плоская, выдвинут вперед поясничный отдел, живот выпячен вперед, колени разведены.

Эксперт –практик: Определение лордозов.
Ученик становится спиной к стене, так чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении между стенкой и поясницей должно быть расстояние при нормальной осанке 2-2,5см, т.е. должна проходить плоская ладонь.


Если расстояние больше и проходит кулак, то осанка нарушена.

Эксперт- теоретик: Кифоз – развивается в виде круглой спины или в грудном отделе позвоночника и называется горбом. Причиной служит поражение позвонков туберкулезным процессом. На экране в можете видеть симптомы кифоза – это грудная клетка впалая, увеличение изгиба грудного отдела, живот выпячен вперед, колени полусогнуты.

Эксперт-практик: Определение кифозов.
Мерной лентой определяют расстояние от концов ключицы с левой и правой стороны по спине, а затем измеряют это расстояние со стороны груди.


Если результаты примерно одинаковы, то осанка правильная и заболевание отсутствует, если одно число больше другого, то произошло искривление позвоночника, возникает сутулость и развивается кифоз.

Эксперт- теоретик: Плоская спина – проявляется сглаженностью всех физиологических изгибов. Часто встречается у боксеров.

Круглая спина или сутулость – плечи опущены, голова наклонена вперед, шея напряжена.

Эксперт – практик: За осанкой необходимо следить всю жизнь. Наиболее важно это для подростков, т.к. в переходном возрасте начинает быстро расти костная ткань (включая позвоночник) и возможность повреждения межпозвоночных дисков и смещения позвонков существенно увеличивается. Начиная с 11-12 лет надо особенно беречь свой позвоночник и развивать его гибкость. Повреждению межпозвоночных дисков и смещению позвонков способствуют неправильно выполняемые человеком движения, связанные, прежде всего с подъемом и переноской тяжестей, неудобные позы при чтении и письме. Перегружает позвоночник и избыточная масса тела.

Беседа. Как вы думаете, у подростков какое самое распространенное нарушение осанки и почему?

Чем опасны нарушения осанки и искривления позвоночника? (Нарушением функций органов и систем прямо или опосредовано).

Ситуация. Перед вами – близорукий человек, который стесняется и не носит очки или контактные линзы. Каким нарушением осанки он будет скорее всего страдать? Почему? (Сутулость. Он вынужден низко склоняться при чтении и письме. Необходимо укреплять мышцы спины).

Ситуация. В старших классах ученик Саша увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую Саша постоянно носил с собой (чаще в правой руке). “Как ты носишь такую тяжесть?” - удивлялась мама, попробовав как-то поднять его портфель. Однажды на занятиях физкультурой Саша пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель заметил нарушение осанки и порекомендовал обратиться к врачу. Какое нарушение выявил врач?

Что в данном случае могло стать причиной искривления позвоночника?

Что поможет избежать такого искривления?

Как хочется иметь красивую, правильную осанку. Для этого есть несколько действенных советов (советы демонстрируются на одном из учеников):

  1. Возьмите шляпу с полями или кепку. Надвиньте козырек или поля шляпы на глаза и ходите так. Увидите, что вам придется невольно поднимать голову и взгляд. Эффект от такого упражнения – гордая посадка головы, а значит и осанка.

  2. Шарф на шею. А вот старый трюк аристократов. Цель та же – добиться “гордой посадки головы” и справиться с сутулостью. Как только вы забудете о правильной осанке, шарф начнет мешать и заставить вас выше поднять голову, а, значит, и распрямить плечи.

Задачи осанки: (промежуточные выводы)

  1. Предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки.

  2. Показатель психических особенностей человека (научно доказано, что человек с хорошей осанкой более уверен в себе, более привлекает внимание окружающих). “Осанка выражает состояние души”, – говорил Карл Густав Маннергейм, генерал-лейтенант русской армии.

Ситуация. Мама обеспокоена неправильной осанкой дочери во время работы за столом. Девочка же считает, что раз ей так удобно, значит все в порядке. Кто прав? К чему может привести такое нарушение? (Деформация позвоночника, грудной клетки, нарушение работы легких и сердца.)

Объяснение учителя (использование презентации, слайд “Как правильно сидеть”). Чтобы правильно сидеть, требуется соблюдать следующие гигиенические требования:

  1. В положении сидя плотно обопритесь спиной о спинку стула, старайтесь сохранить поясничный изгиб.

  2. Сидите прямо, не сгибая туловище и не наклоняя голову вперед.

  3. Высота сидения не должна превышать длины голени, а его глубина должна быть не более 2/3 длины бедер.

  4. Стопы ног при работе сидя должны опираться о пол.

  5. Предплечья должны находиться в плоскости крышки стола.

  6. Расстояние от книги (или монитора компьютера) до глаз должно составлять 40–50 см.

Сейчас мы проведем физкультминутку ( мне поможет физорг класса).

  1. Исходное положение (и.п.)- руки в замке перед грудью. Выпрямление рук вперед, вправо, влево, поворачивая ладони вперед.

  2. И.П.- сидя, руки на поясе, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.

Ситуация. На день рождения подруги школьница Маша пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После праздничного стола все пошли танцевать. Но через некоторое время из-за болей в ногах Маше пришлось отказаться от танцев и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки.

Как вы считаете, что стало причиной болей в ногах Маши?

Объяснение учителя (использование презентации, слайд “Плоскостопие”)Плоскостопие. Для человеческой стопы характерно наличие сводов. Стопа опирается на пяточный бугор и головки плюсневых костей. Зачем нужны эти своды?

Благодаря мышцам голени, спускающимся на стопу, собственной ее мускулатуре, связочному аппарату вкупе с подошвенными сухожилиями, своды обладают рессорными свойствами (амортизатор). Смягчение ударов о землю и распределение действия силы тяжести, что позволяет плавно приспособить стопу к неровностям почвы. Такая рессорная конструкция выдерживает нагрузку всего тела легче, чем плоская стопа.

Плоскостопие – деформация стопы, которая характеризуется уплощением ее сводов. Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые, возникнув, быстро прогрессируют. Запомните, что лечить плоскостопие гораздо труднее, чем предупредить его развитие. Первые ранние признаки – болит подошва стопы, ломит косточки предплюсны, и ноют мышцы голени. Поначалу это тупые боли, которые проходят после отдыха. Но мышцы уже сигнализируют – стопе нужна помощь.

Эксперт – теоретик: Плоскостопие – деформация стопы, характеризующаяся уплощение ее сводов. Различают: поперечное и продольное плоскостопие. При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей (обратите внимание на таблицу). При продольном плоскостопии уплощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппарат стопы, она расплющивается, отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре, и даже поясницы. Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела.

Эксперт – исследователь: Данные школьного мед. Кабинета свидетельствуют, что у 55 человек или 6, 2 % учащихся школы наблюдается плоскостопие. В основном характерно для учащихся 8-9 классов. Большая часть плоскостопия наблюдается у мальчиков. Диаграмму за последние 4 года можно видеть на экране.

Эксперт – практик: Определить плоскостопие может каждый, пользуясь инструктивной картой.

Инструктивная карта:

  1. Взять лист белой бумаги, положить его на пол.

  2. Встать на него мокрой  ногой.

  3. Контуры следа обвести простым карандашом.

  4. Найти центр пятки и центр третьего пальца. Соединить две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.

Профилактика плоскостопия:

  1. Не носить слишком тесную обувь.

  2. Не носить обувь на плоской подошве, оптимальная высота каблука – 3–4 см.

  3. Никаких “платформ”, подошва должна быть гибкой, чтобы не только папа был в силах ее согнуть, но и ребенок при ходьбе.

  4. Для уменьшения деформации стопы можно пользоваться супинаторами.

  5. Выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей.

  6. Полезно ходить босиком по скошенной траве, морской или речной гальке.

  7. Ношение кед или кроссовок не более 2-х часов в день, они удобны для занятий спортом, но совсем не фиксируют голеностопный сустав и не содержат супинаторов (за исключением дорогих профессиональных моделей).

Комплекс упражнений для физкультминутки:

  1. Сидя на стуле, одна нога вытянута вперед. Поворот стопы с оттягиванием носка по 10 раз каждой ногой.

  2. Стоя на наружных сводах стоп, подняться на носки и вернуться в исходное положение, 6 раз.

  3. Полуприседания на наружных сводах, 6 раз.

  4. В домашних условиях:

– ходить по валику босиком;
– поднимать с пола карандаш пальцами ног;
– катать мяч подошвами ног;
– делать массаж ступней.

Подведение итогов урокаРабота нашего симпозиума прошла очень плодотворно. В качестве домашнего задания каждый из вас дома заполнит листок самоанализа и сделает вывод о состоянии вашей осанки и сводов стопы. В заключении работы мы с вами составим синквейн.

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме.

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово.

3 строка – три глагола, показывающих действие понятия.

4 строка – короткое предложение, емко выражающее данное понятие.

5 строка – одно слово, существительное, через которое выражают свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Большое спасибо за работу на нашем симпозиуме. И помните, что существует четыре простых правила, чтобы быть здоровым:

  1. Наращивайте “мышечный корсет”.

  2. Следите за осанкой.

  3. Правильно сидите.

  4. Носите правильно подобранную обувь.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Презентация по теме урока, фрагмент видеоролика “Плоскостопие”, лист самоанализа Приложение 1 iconУчебник по Всеобщей истории 7-8 классы, компьютерная презентация...
Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний по теме «Промышленный переворот в Англии», используя...
Презентация по теме урока, фрагмент видеоролика “Плоскостопие”, лист самоанализа Приложение 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: учебники, рабочие тетради, мультимедийная презентация для урока, рабочий компьютер учителя, рабочий лист урока, диагностический...
Презентация по теме урока, фрагмент видеоролика “Плоскостопие”, лист самоанализа Приложение 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация для урока, рабочий компьютер учителя, рабочий лист урока, таблица самоанализа...
Презентация по теме урока, фрагмент видеоролика “Плоскостопие”, лист самоанализа Приложение 1 iconУрока Класс 11 Предмет Литература Фрагмент урока по теме «М. М шолохов....
Быт и нравы донского казачества на страницах романа Шолохова "Тихий Дон" фрагмент урока
Презентация по теме урока, фрагмент видеоролика “Плоскостопие”, лист самоанализа Приложение 1 iconПрезентация PowerPoint. Приложение 1
Цели: познакомиться с решением задач на нахождение числа по его части; закрепить умение решать задачи разного вида с предварительным...
Презентация по теме урока, фрагмент видеоролика “Плоскостопие”, лист самоанализа Приложение 1 iconПримерная памятка для самоанализа урока учителем
Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Его связь с предшествующими уроками?
Презентация по теме урока, фрагмент видеоролика “Плоскостопие”, лист самоанализа Приложение 1 iconУрока информатики в 8 классе по теме «Характеристика основных устройств компьютера»
Цель самоанализа: выявление позитивных и негативных факторов, влияющих на ход урока
Презентация по теме урока, фрагмент видеоролика “Плоскостопие”, лист самоанализа Приложение 1 iconДата: Приложение 1 Рабочий лист по теме
«Технология» в которых принимают участие учащиеся города Волгодонска и близлежащих территорий
Презентация по теме урока, фрагмент видеоролика “Плоскостопие”, лист самоанализа Приложение 1 iconУрока Организационный момент
Оборудование: презентация «Берлин» (приложение №1); фильм «Берлин» (приложение №2)
Презентация по теме урока, фрагмент видеоролика “Плоскостопие”, лист самоанализа Приложение 1 iconПриложение Оценочный лист по теме Авторская песня. Игорь Тальков
Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике
Презентация по теме урока, фрагмент видеоролика “Плоскостопие”, лист самоанализа Приложение 1 iconРеферат Тема: «Плоскостопие»
Плоскостопие (pes planus; синоним плоская стопа) — деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Уплощение продольного...
Презентация по теме урока, фрагмент видеоролика “Плоскостопие”, лист самоанализа Приложение 1 iconУрока математики в 3 классе по теме «Площадь прямоугольника»
Слайд 1 Сегодня я представлю вашему вниманию фрагмент урока математики в 3 классе по теме «Площадь прямоугольника». У данного урока...
Презентация по теме урока, фрагмент видеоролика “Плоскостопие”, лист самоанализа Приложение 1 iconУрок по теме "Математическая культура". 7-й класс
Вступительное слово учителя (сопровождение компьютерная презентация см. Приложение)
Презентация по теме урока, фрагмент видеоролика “Плоскостопие”, лист самоанализа Приложение 1 iconКонспект и презентация урока по теме "Водород"
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Презентация по теме урока, фрагмент видеоролика “Плоскостопие”, лист самоанализа Приложение 1 iconУрока Проценты Тип урока урок закрепления пройденного материала
Оборудование и материалы к уроку: презентация, составленная к уроку в программе PowerPoint, компьютер с проектором, экран, лист оценивания,...
Презентация по теме урока, фрагмент видеоролика “Плоскостопие”, лист самоанализа Приложение 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск