Скачать 43.27 Kb.
|
Учитель биологии Апастовской средней общеобразовательной школы РТ, Габидуллина Г.К. Тема: «Строение, свойства костей, типы их соединения» Цели: обобщить знания об основных функциях и особенностях опорно-двигательного аппарата; изучить строение и химический состав костей; привить интерес к предмету. Оборудование: таблицы, декальцинированная кость, прокаленная кость, лупа. Ход урока Организационная часть. Актуализация знаний - подпишите части скелета (слайд №1) - назовите формы костей (слайд №2) Изучение нового материала Сегодня мы продолжим изучение опорно-двигательного аппарата. Тема сегодняшнего урока «Строение, свойства костей, типы их соединения». (слайд №3). Практическим путем мы определим функции органических и неорганических веществ. 1. Кость имеет сложный химический состав, состоит из органических и неорганических веществ. Для того чтобы понять, какие функции выполняют органические и неорганические вещества, проделаем следующую работу (слайд № 4). Какая кость называется декальцинированной? Декальцинированная кость - кость, которую выдержали в 10% растворе соляной кислоты, в результате чего соли кальция растворились Какая кость называется прокаленной? Прокаленная кость - кость, которую долго держали на огне, в результате чего вода испарилась, а органические вещества сгорели - У каждого на партах в лотках кусочки прокаленной кости. Какая она? (твердая, хрупкая, быстро ломается) - Почему прокаленная кость твердая и хрупкая? (потому что в костях сгорели органические вещества, а остались неорганические) - Следовательно, какую функцию выполняют неорганические вещества? (неорганические вещества придают костям прочность) - Теперь посмотрим свойства декальцинированной кости. Какая она? (эластичная) - с чем связана эластичность декальцинированной кости? (кислота растворила неорганические вещества, и в ней остались только органические) - Следовательно, какую функцию выполняют органические вещества? (органические вещества придают костям эластичность и упругость) - а теперь посмотрим распределение органических и неорганических веществ в костях (слайд № 5) - какие вещества относятся к органическим, а какие неорганическим (работа с текстом на доске слайд № 6) - давайте сделаем итог лабораторной работе. - как вы думаете, в каком возрасте больше органических веществ, а в каком неорганических? (в молодом организме много органических веществ, в пожилом организме много неорганических) физкультминутка 2. Строение кости (слайд № 7) - У каждой трубчатой кости есть головка и тело - Кость это разновидность соединительной ткани. Тело длинных костей состоит из компактного вещества (слайд № 8). Посмотрите, почему оно называется компактным? ( пластинки расположены плотно) - Как вы думаете, какую функцию выполняет компактное вещество? ( опорную) - широкие кости, и концевые утолщения длинных костей состоят из губчатого вещества (слайд № 9) - Полость длинных трубчатых веществ заполнена желтым костным мозгом (слайд № 10) -Промежутки губчатого вещества заполнены красным костным мозгом, который является кроветворным органом (слайд № 10). - Каждая кость снаружи покрыта надкостницей. - Как вы думаете, в каком направлении растут кости? В длину или в ширину? - Правильно кости растут и в длину и ширину. Кость растет в ширину за счет внутреннего слоя надкостницы (слайд № 11). Рост кости в длину происходит за счет клеток хрящевой ткани, покрывающей концы костей - Кости чтобы образовать скелет соединяются между собой. А теперь мы посмотрим с вами соединения костей. (слайд №12) - Бывают три типа соединения костей: подвижное, неподвижное, полуподвижное. Закрепление знаний - А теперь мы с вами повторим изученное на уроке. 1. Костная ткань - это особый тип: а)мышечной ткани б)соединительной ткани в)эпителиальной ткани 2.Рост костей в толщину происходит за счет: а)надкостницы б)хрящей, между телом кости и ее концами 3.Шов - это: а)неподвижное соединение костей б)полуподвижное соединение костей в)подвижное соединение 4.Какие вещества придают кости твердость, прочность а)минеральные б)органические 5.Назовите железу, которая влияет на рост организма: а)надпочечник б)щитовидная железа в)гипофиз - Найдите ошибки (слайд № 15) - Большая берцовая кость при небольшой массе (около 0,5 кг) может выдерживать нагрузку до 1500кг. Благодаря чему это возможно? Домашнее задание: изучить текст на с 94-95 |
«Строение, состав и свойства костей, рост костей. Типы соединения костей» Цель урока: изучить химический состав, строение и свойства костей, рост костей, типы соединения костей | Урока: «Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства... Образовательная: сформировать знания о составе и функциях опорно-двигательной системы; сформировать у учащихся знания об особенностях... | ||
Урок биологии в 8 классе. Тема урока: Типы соединения костей Задачи урока: Показать значение различного способа соединения костей для функций скелета; на примере сустава продолжить формирование... | Урок по теме: «Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей» Цель урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав, строение и свойства костей | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи урока: Познакомить учащихся с видами костей; строением и химическим составом костей; типами соединения костей | Теоретические вопросы к итоговой государственной аттестации по дисциплине Опорно-двигательная система: строение костей, их химический состав. Различные виды костей | ||
Методические указания Для лучшего запоминания наименования костей... «Технология изделий легкой промышленности» и 262200. 62 «Конструирование изделий легкой промышленности» | Урок на тему «Щелочноземельные металлы и их соединения» Цели: на основе имеющихся знаний выяснить строение атома, свойства щ/зем металлов, их применение познакомиться с основными соединениями... | ||
Название раздела. Тема урока Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности | Реферат на тему: «Переломы костей таза» Преобладают переломы лобковой и седалищной костей. Все переломы костей таза относятся к тяжелым переломам. Это связано с возможностью... | ||
Конспект урока тема урока: Значение опорно двигательной системы.... Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев «Биология. Человек», Изд-во «Дрофа», Москва, 2010 | Урок «Фосфор и его соединения». Цель: 1 Цель: Повторить строение атома Р, познакомиться с его аллотропными видоизменениями, рассмотреть кислородные соединения фосфора | ||
Урок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» Цель урока: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так... | Рассказ по теме: «Углерод и его соединения» Основные соединения углерода – оксиды углерода: угарный и углекислый газ и угольная кислота (формула, название, нахождение в природе,... | ||
Методические рекомендации по использованию разработки Охватывает знания, полученные учениками ранее – периодическая система Д. И. Менделеева, строение атома, строение вещества, типы химических... | Тема урока: Свойства серной кислоты. Девиз урока Цели урока: Повторить строение молекулы серной кислоты, рассмотреть её физические и химические свойства в свете теории эд и теории... |